Тема: «особенности психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии на разных возрастных этапах» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «особенности психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии на разных возрастных этапах»



1. Обоснуйте значение ранней диагностики отклонений в развитии ребенка.

2. Докажите необходимость комплексного (интегративного, мультимодального) подхода к ранней диагностике.

Контрольная работа 2

Тема: Психолого-педагогическое изучение детей и подростков с нарушениями развития»

1. Обоснуйте необходимость учета возраста и периода пси­хического развития при психодиагностике ребенка с тем или иным вариантом дизонтогенеза.

2. Определите основные факторы выбора методик и адап­тации стимульного материала при психодиагностике детей, независимо от варианта дизонтогенеза.

3. Проанализируйте требования к качественной оценке выполнения детьми диагностических заданий.

4. Объясните приоритетность для психодиагностики ре­бенка с отклонением в развитии индивидуальной фор­мы ее проведения.

Контрольная работа 3

«Психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях, психолого-медико-педагогические комиссии и консультации»

1. Какие принципы лежат в основе работы ПМПк и ПМПК?

2. Какие специалисты входят в состав ПМПК?

3. Раскройте цели и задачи ПМПк.

4. Какие требования предъявляются к организации и процедуре обследования детей в ПМПК при комплектовании специальных (коррекционных) учреждений?

5. Какие показатели следует учитывать при психолого-медико-педагогическом обследовании детей?

Контрольная работа 4

«Организация и содержание психологического консультирования в системе психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями развития»

1. Определите взаимосвязь между психолого-педагогической диагностикой и психологическим консультированием в системе сопровождения ребенка с ограниченными возможностями развития.

2. Какими факторами определяется выбор стратегии психологического консультирования? Какие данные диагностики необходимо учитывать при этом?

3. В чем заключаются особенности психологического консультирования родителей ребенка с проблемами в развитии? Подростка с проблемами в развитии?

 

Контрольная работа 5

«Психологическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития»

Докажите важность психологического обследования се­мьи ребенка с отклонением в развитии.

 

 

Примерный вариант программированного контроля знаний

 

1.Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является:

а) профилактика школьной дезадаптации,

б распределение первоклассников по классам в соответствии с их способностями,

в) «отсеивание» детей, не готовых к усвоению школьной программы, в целях сохранения их психологического здоровья,

г)определение наличного уровня и потенциала развития ребенка.

 

2. Содержание коррекционной работы педагога-психолога не связывается с такими трудностями, как:

а) низкая познавательная и учебная мотивация, неуспеваемость,

б) несоответствие уровня психического развития возрастной норме, вызванное органическими расстройствами,

в) неорганизованность поведения, низкий уровень произвольной регуляции,

г) негативные тенденции личностного развития, коммуникативные проблемы.

 

3. К первичному уровню психопрофилактики относится:

а) работа школьного психолога с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства;

б) работа школьного психолога с детьми «группы риска»; раннее выявление у детей трудностей в обучении и поведении,

в) сконцентрированность педагога-психолога на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами.

г) забота о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей.

 

4. Школьная дезадаптация – это:

а) установление конфликтных отношений ребенка со сверстниками и взрослыми,

б) отклонения в учебной деятельности в связи с различными неровно-психическими расстройствами, наблюдающимися у ребенка,

в) образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения.

 

5. Основная цель психологической службы образования:

а) создание психолого-педагогических условий для оптимизации обучения школьников,

б) обеспечение психического и психологического здоровья воспитанников и учащихся образовательных учреждений,

в) максимальное развитие способностей учащихся,

г) оказание своевременной поддержки субъектам образовательной среды и предупреждение отклонений в их развитии.

 

6. Психодиагностика в образовательных учреждениях не проводится с целью:

а) установления определенных закономерностей психического развития детей,

б) выбора наиболее подходящего педагогического воздействия,

в) создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития учащихся,

г) реализации индивидуального подхода.

 

7. Сформированность познавательных процессов относится к... компоненту психологической готовности к школе.

а) личностному

б) нтеллектуальному

в) эмоционально-волевому

г) коммуникативному

 

8. Сформированность умения общаться со взрослыми и сверстниками относится к... компоненту психологической готовности к школе.

а) коммуникативному

б) личностному

в) эмоционально-волевому

г) интеллектуальному

 

9. Сформированность адекватной самооценки относится к... компоненту психологической готовности к школе:

а) коммуникативному

б) интеллектуальному

в) личностному

г) эмоционально-волевому

 

10. Сформированность настойчивости и целеустремленности относятся к... компоненту психологической готовности к школе:

а) эмоционально-волевому

б) интеллектуальному

в) коммуникативному

г) личностному

 

11. Для диагностики психологической готовности к школьному обучению используют:

а) тест Керна-Иерасека

б) тест Бине-Симона

в) методику «Дом-дерево-человек»

г) тест на критичность

 

12. Среди учебных мотивов у первоклассников преобладает стремление получать...:

а) прочные знания

б) высокие оценки

в) одобрение родителей

г) материальное вознаграждение

 

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1. Основная и дополнительная литература

 

Основная литература

1. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. – СПб., 2014.

2. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. психолого-педагогичеаская диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста. – М., 2010.

3. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие. — М., 2013.

 

Дополнительная литература

4. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Екатеринбург, 1995.

5. Абрамова Г.С. Парктикум по психологическому консультированию. - Екатеринбург, 1995.

6. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М., 1994.

7. Берулава Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога. – М., 2003.

8. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. – М., 2002.

9. Бурменская Г.В.. Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. – М.. 2002.

10. Волкова Г.А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи. – СПб, 1993.

11. Детский аутизм: Хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицына. – СПб, 1997.

12. Забрамная С. Д. От диагностики к развитию. — М., 1998.

13. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М., 2004.

14. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления. — М., 1991.

15. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. – М.. 2000.

16. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2001.

17. Лонина В.А. Цели, задачи и содержание работы тифлопсихолога // Дефектология. – 1995. - № 1.

18. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.

19. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномально го развития детей. — М., 1998.

20. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб, 2001.

21. Методы обследования речи у детей / Под общ. ред. И.Т.Власенко, Г.В.Чиркиной.— М., 1996.

22. Особенности психологической помощи детям с нарушениями зрения в дошкольном учреждении / Под ред. Л.И. Солнцевой. – М., 2001.

23. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. – М., 1996.

24. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольною возраста/ Под ред. Е.А.Стребелевой. — М., 1998.

25. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов / Под ред. М.М. Семаго. – М., 1999.

26. Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2002.

27. Особенности психологической помощи детям с нарушениями зрения в дошкольном учреждении / Под ред. Л.И. Солнцевой. – М., 2001.

28. Розанова Т.В. Методы психолого-педагогического изучения глухих детей со сложным дефектом // Дефектология. – 1992. - № 2,3.

29. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.

30. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Руководство по психологической диагностике: дошкольный и младший школьный возраст. – М., 2000.

31. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М., 1980.

32. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. – М.. 1985.

33. Схема нейропсихологического обследования детей / Под ред. А. В. Семенович. — М., 1998.

34. Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – 1998. - № 4.

35. Ткачева В.В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология. – 1999. - №3.

36. Ульенкова У.В., Лебедева О.С. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М., 2002.

37. Усанова О.Н. Специальная психология. Система психологического изучения аномальных детей. — М., 1990.

7.2. Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР

№ п/п Тема занятия Вид наглядного пособия (рисунок, схема, карта, видеофильм, презентация и т.д.) Носитель информации (электронный, бумажный и т. д.)
  Технология проведения углубленного психологического обследования схема Бумажный, электронный
  Анализ результатов обследования схема Бумажный, электронный
  Анализ результатов обследования схема Бумажный, электронный
  Составление заключения по результатам обследования, разделы заключения схема Бумажный, электронный
  Психолого-педагогическая диагностика детей с отклонениями в развитии раннего возраста схема Бумажный, электронный
  Психолого-педагогическая диагностика детей с отклонениями в развитии дошкольного возраста схема Бумажный, электронный
  Психолого-педагогическая диагностика детей с отклонениями в развитии школьного возраста схема Бумажный, электронный

7.3. Интернет-ресурсы

№п/п Ссылка на информационный ресурс Наименование разработки в электронной форме Доступность
  www.ebiblioteka.ru «ИВИС» - периодика Свободный доступ
  www.biblioclub.ru Университетская библиотека on-line Свободный доступ
  www.ibooks.ru Ibooks.ru Свободный доступ
  https://bibliotech.ru Библиотех Свободный доступ
  www.znanium.com Инфра-М Свободный доступ
  www.knigafund.ru КнигаФонд Свободный доступ
  http: //www.elibraru.ru Научная электронная библиотека Свободный доступ
  http://sbiblio.com/biblio/default.aspx Библиотека Русского гуманитарного интернет-университета Свободный доступ.  
  http://www.elibrary.ru/ Научная электронная библиотека Свободный доступ.

8. Методические рекомендации студентам по освоению данной дисциплины

К практическим и лабораторным занятиям по дисциплине необходимо готовиться регулярно, активно выступать по обсуждаемому кругу вопросов, демонстрируя позитивные учебные знания и демонстрировать собственную позицию. Темы практических и лабораторных занятий содержаться в рабочей программе. Подготовка к практическому, лабораторному занятию требует, прежде всего, чтения рекомендуемых нормативных и монографических работ, их реферирования, подготовки докладов и сообщений. Важно, чтобы подготовка осуществлялась студентом периодически.

Практические и лабораторные занятия предназначены для углубленного изучения дисциплины. Практические занятия призваны помочь студентам овладеть понятийно–терминологическим аппаратом, свободно оперировать им, лабораторные - применять теорию к практическим приложениям, прививают навыки самостоятельного мышления, устного выступления. На практических занятиях знания, которые получили студенты на лекционных занятиях и в результате самостоятельной работы закрепляются, приобретают качественно иное, более осмысленное содержание, расширяются, углубляются.

Практические, лабораторные занятия требуют изучения рекомендуемой основной и дополнительной литературы. Прежде чем приступить к выполнению такой работы, студенту необходимо ознакомиться обстоятельно с содержанием задания, уяснить его, оценить с точки зрения восприятия и запоминания все составляющие его компоненты. Это очень важно, так как при проработке соответствующего материала по конспекту лекции или по рекомендованной литературе могут встретиться определения, факты, пояснения, которые не относятся непосредственно к заданию. Студент должен хорошо знать и понимать содержание задания, чтобы быстро оценить и отобрать нужное из прочитанного. Весь подобранный материал нужно хотя бы один раз прочитать или внимательно просмотреть полностью. По ходу чтения помечаются те места, в которых содержится ответ на вопрос, сформулированный в задании. Читая литературу по теме, студент должен мысленно спрашивать себя, на какой вопрос задания отвечает тот или иной абзац прорабатываемого пособия. После того, как материал для ответов подобран, желательно хотя бы мысленно, а лучше всего устно или же письменно, ответить на все вопросы. В случае, если обнаружится пробел в знаниях, необходимо вновь обратиться к литературным источникам и проработать соответствующий раздел. Только после того, как преподаватель убедится, что студент хорошо знает необходимый теоретический материал, что его ответы достаточно аргументированы и доказательны, можно считать студента подготовленным к выполнению практических заданий. Перед началом работы студент должен ответить на контрольные вопросы преподавателя. При неудовлетворительных ответах студент не допускается к выполнению практических заданий. Однако он должен оставаться в аудитории и повторно готовиться к ответу на контрольные вопросы. При успешной повторной сдаче, если до конца занятия остается достаточное количество времени, преподаватель может допустить студента к выполнению работы, в противном случае студент выполняет работу в дополнительное время.

 

Примерный перечень вопросов к зачету и экзамену по всему курсу

Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу

Семестр

1. История развития психолого-педагогических методов диагностики в специальной психологии.

2. Социальные проблемы, которыми была обусловлена разработка первых методов диагностики нарушений развития у детей.

3. Вклад в отечественную науку А.Ф. Лазурского.

4. Сущность положения Л.С. Выготского об изучении «зоны ближайшего развития» детей.

5. Развитие психолого-педагогических методов исследования за рубежом.

6. Развитие психолого-педагогических методов исследования в России.

7. Тенденции в изучении детей с нарушениями развития в последние десятилетия за рубежом и в России.

8. Понятие высших психических функций.

9. Функциональная система.

10. Концепция аномального развития Л.С. Выготского.

11. Дети с нарушениями в развитии. Дети с отклонениями в психофизическом развитии.

12. Дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети с особыми образовательными потребностями.

13. Системное строение дефекта.

14. Закономерности аномального развития.

15. Теоретические положения, на которых строится современная психодиагностика нарушенного развития.

16. Этапы диагностики аномального развития.

17. Объект, предмет диагностики аномального развития.

18. Цель, задачи диагностики аномального развития на каждом этапе.

19. Задачи психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей на разных возрастных этапах.

20. Методологические принципы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей.

21. Принцип комплексного изучения развития психики ребенка.

22. Принцип системного и целостного изучения ребенка.

23. Принцип динамический подхода к изучению ребенка с нарушением раз­вития. Принцип выявления и учета потенциальных возможностей ребенка.

24. Принцип качественного анализа результатов психодиагностического изу­чения ребенка.

25. Принцип раннего диагностического изучения ребенка.

26. Принцип единства диагностической и коррекционной помощи детям с нарушениями развития.

27. Принцип индивидуального подхода к ребенку.

28. Метод наблюдения в специальной диагностике. Виды наблюдений. Объект наблюдения. Требования, которые необходимо соблюдать при организации наблюдения. Протокол наблюдения, форма ведения протокола. Основные параметры объективного свободного наблюдения поведения ребенка. Достоинства и недостатки метода наблюдения.

29. Метод эксперимента. Характерные признаки эксперимента. Виды эксперимента. Организация эксперимента. Построение экспериментально-психологического обследования ребенка с нарушениями развития. Программа экспериментально-психологического исследования.

30. Беседа как исследовательский метод. Условия применения метода беседы. Основные приемы ведения беседы. Требования к проведению беседы в зависимости от возраста обследуемого.

31. Метод тестов. Правила проведения тестирования и интерпретации полученных результатов. Применение метода тестов в работе с аномальными лицами. Общие условия использования тестов при изучении аномальных детей.

32. Метод изучения продуктов деятельности. Значимость ана­лиза продуктов деятельности для диагностики отклонений в развитии. Использование детских рисунков для диагностики психического развития.

33. Принципы оценки (интерпретации) детского рисунка. Параметры оценки рисунка детей разного возраста. Возможные ошибки проективной трактовки детского рисунка и их анализ.

34. Метод опроса. Использование метода при работе с аномальными лицами. Ограничения применения опросников в психодиагностике лиц с отклоняющимся развитием.

Семестр

1. Особенности (нормативы) нервно-психического развития ребенка первого года жизни.

2. Содержание психолого-педагогического обследования ребенка первого года жизни.

3. Трудности диагностики развития детей первого года жизни.

4. Зарубежные методики обследования детей младенческого возраста.

5. Подходы к оценке развития младенца в отечественной специальной диагностике.

6. Условия проведения обследования детей первого года жизни.

7. Основные параметры оценки психического развития ребенка первого года жизни.

8. Рекомендации к психолого-педагогическому изучению ребенка первого года жизни.

9. Особенности развития ребенка раннего возраста.

10. Теоретические подходы к оценке познавательного развития детей раннего возраста.

11. Содержание психолого-педагогического обследования ребенка раннего возраста.

12. Основные параметры оценки познавательной деятельности в раннем возрасте.

13. Рекомендации к психолого-педагогическому изучению ребенка первого года жизни.

14. Методики, используемые для обследования детей раннего возраста.

15. Особенности развития ребенка дошкольного возраста.

16. Теоретические положения современного подхода к отбору методик для психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста.

17. Отбор методик для диагностического обследования дошкольников.

18. Методики обследования восприятия детей дошкольного возраста, критерии оценки развития восприятия.

19. Методики, используемые для обследования уровня развития продуктивных видов деятельности у детей дошкольного возраста.

20. Параметры оценки умственного развития дошкольника.

21. Компоненты психологической готовности к школе.

22. Цели, содержание психолого-педагогического изучения детей младшего школьного возраста с нарушениями развития.

23. Возрастные особенности младших школьников, учитываемые при психологическом обследовании.

24. Диагностические методики для обследования развития детей младшего школьного возраста.

25. Цели, содержание психолого-педагогического изучения подростков с нарушениями развития.

26. Возрастные особенности подростков, учитываемые при психологическом обследовании.

27. Общие принципы использования психологических методик в зависимости от характера отклонений в развитии.

28. Психолого-педагогическое изучение детей и подростков с нарушениями в развитии.

 

Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу

Семестр

1. Цель, содержание педагогического изучения детей с нарушениями развития.

2. Методы педагогического изучения детей с нарушениями развития.

3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями развития.

4. Содержание педагогического обследования.

5. Особенности социально-психологической структуры семьи с высоким риском возникновения нервно-психических нарушений у детей.

6. Типы неправильного семейного воспитания.

7. Социальная характеристика семьи.

8. Основные положения проведения углубленной оценки психического развития ребенка.

9. Подготовка к проведению обследования.

10. Сбор психологического анамнеза.

11. Построение диагностической гипотезы.

12. Тактика психологического обследования. особенности проведения обследования детей разного возраста.

13. Общая технология проведения углубленного психологического обследования.

14. Общие положения проведения анализа.

15. Схема анализа результатов углубленного психологического обследования.

16. Особенности составления заключения, его разделы.

17. Технология составления общей части психологического заключения.

18. Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции.

19. Особенности составления заключений по результатам повторных обследований.

 

Семестр

1. Основные задачи и особенности психолого-педагогического изучения детей с нарушениями слуха разного возраста.

2. Методы, используемые при обследовании детей с нарушениями слуха.

3. Методики для обследования уровня развития зрительного восприятия детей с нарушениями слуха.

4. Способы проверки возможностей слухового восприятия речи у ребенка с нарушенным слухом младшего школьного возраста.

5. Основные требования к составлению психолого-педагогического заключения по результатам обследования ребенка с нарушением слуха.

6. Основные задачи и особенности психолого-педагогического изучения детей разного возраста с нарушениями зрения.

7. Требования к организации и проведению обследования детей с нарушениями зрения.

8. Требования к характеру стимульного материала, используемого для обследования детей с нарушениями зрения.

9. Качественные параметры оценки и анализа результатов психодиагностического изучения детей с нарушениями зрения.

10. Основные задачи и особенности психолого-педагогического изучения детей с двигательными нарушениями на разных возрастных этапах.

11. Принципы диагностики психического состояния при ДЦП.

12. Психодиагностическое обследование ребенка дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

13. Психодиагностическое обследование ребенка школьного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

14. Методы диагностики детей с двигательными нарушениями.

15. Методики для обследования мелкой моторики, пространственных представлений, графических навыков у детей с ДЦП.

16. Исследование свойств внимания ребенка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

17. Исследование образной памяти ребенка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

18. Исследование нарушений сенсомоторной координации и способности к синтезу ребенка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

19. Особенности логопедического обследования детей с ДЦП.

20. Качественные показатели развития ребенка с двигательными нарушениями.

21. Качественные показатели развития ребенка с двигательными нарушениями, которые необходимо отразить в характеристике и психологическом заключении.

22. Задачи и особенности психолого-педагогического изучения детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

23. Этапы психолого-педагогической диагностики аутичных детей.

24. Сбор психологического анамнеза.

25. Специфика изучения анамнеза ребенка с эмоциональными нарушениями.

26. Основные параметры наблюдения за поведением и деятельностью аутичного ребенка.

27. Диагностические критерии РДА, сформулированные М.Раттером.

28. Определение уровня нарушений эмоционально-волевой сферы.

29. Изучение особенностей познавательной сферы аутичных детей.

30. Изучение социальной ситуации развития ребенка.

31. Основные подходы к выявлению акцентуаций характера и психопатий в детском возрасте.

32. Определение понятия «дети со сложными нарушениями развития», «осложненные нарушения развития».

33. Особенности клинико-психолого-педагогического изучения детей со сложными нарушениями развития.

34. Понятие «умственная отсталость».

35. Отграничение умственной отсталости от внешне сходных состояний.

36. Отличия умственной отсталости от замедленного психического развития.

37. Отграничение умственной отсталости от отставания, вызванного нарушениями функций анализаторов.

38. Отграничение умственной отсталости от состояний, вызванного нарушениями речи.

39. Психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях, психолого-медико-педагогические комиссии и консультации.

40. Организация и содержание психологического консультирования в системе психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями развития.

41. Психологическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 619; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.217 (0.129 с.)