Дифференциация антропологического знания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дифференциация антропологического знания



Рассмотрим теперь, как дифференцировалось антропологиче­ское знание, какие из него разнообразные антропологии вычле­нил ись.

Начнем с философской антропологии. Известно, что философия извечно ставила перед собой вопросы, относящиеся к человеку: что такое человек, в чем смысл и цель его жизни и т. д. И извечно пыталась найти ответы на них. При этом со времен Людвига Фей­ербаха (1804—1872) основным объяснительным принципом фи­лософии признавался антропологический. Этот принцип требует от философа следующего: что бы ни изучал философ (природу, общество, религию, мышление, язык, рабочие инструменты, идеи, нравственность, совесть, науку и т. д.), все он должен объяс­нять, исходя из сущностных особенностей человека. Такое требо­вание объясняется тем, что для Л. Фейербаха человек был уни­версальным и высшим предметом философии.

Таким образом, философия всегда была ориентирована на че­ловека.

Но термин «философская антропология» возник лишь в конце XIX в. Его ввел в научный оборот для обозначения отдельной философской дисциплины — философии человека — О. Касман. В начале XX в. у этого термина появился и другой смысл — так стал называть свою философскую концепцию Макс Шелер. Он и сторонники его научной школы вслед за Кантом пытались охва­тить реальное человеческое бытие во всей его полноте, опреде­лить место человека в мире и отношение человека к миру.

Современная философская антропология — это один из разделов философии, это — философия человека. Она изучает видовые, ро­довые и индивидуальные формы бытия человека, синтезирует теоретическое и ценностное видение его. Внутри философской антропологии существуют и сосуществуют различные течения, школы: экзистенциализм, персонализм, космизм, антрополо­гизм, философское человековедение и пр. Между ними имеются определенные, иногда очевидные, а порой и не очень ярко вы­раженные различия. Условно их принято делить на материали­стические (например, Л.Фейербаха, К.Маркса и др.), дуалисти­ческие (к ним принадлежала, например, философская система И. Канта) и идеалистические (например, гегелевская) концеп­ции. Но все они пытаются постичь природу человека, считают основополагающими особенностями его способность диалек­тически соединять в себе природное и социальное, объективный и субъективный миры, рассматривают человека в единстве с миром.

Традиционно философская антропология почти не интересо­валась воспитанием. Но в 60-е гг. XX в. в Германии возникло новое ее течение, ставшее довольно быстро популярным и продуктив­ным, которое называет себя педагогической антропологией. Оно возникло на фоне глубокого кризиса тоталитарного, антигуман­ного общественного устройства гитлеровской Германии, обнажив­шегося в связи с ее поражением во Второй мировой войне. Были разрушены не только экономика и государство, но пошатнулись и традиционные ценности, и уверенность в превосходстве всего немецкого, в том числе и системы воспитания. В то же время резко вырос интерес к проблемам человека вообще и современ­ного в частности. Возникла потребность переосмыслить класси­ческие представления о сущности человека, о взаимозависимо­сти человека и культуры, человека и воспитания, о сущности, целях и возможностях воспитания. Этим стали заниматься пред­ставители «новой философии». Один из ее лидеров Отто Больное (род. в 1903 г.) назвал свою собственную философскую концеп­цию педагогической антропологией.

Педагогическая антропология О. Больнова претендует на со­здание новой философской модели человека и новой модели вос­питания. В основе первой модели лежит убеждение, что основопо­лагающая особенность человека состоит в способности и потребности воспитывать и быть воспитанником, воспитываться и быть воспитанным. В силу этого человек занимает в мире интег­рированную позицию воспитателя и воспитанника. В основе вто­рой модели — убеждение, что воспитание есть фундаментальный способ бытия человека.

Мы видим, таким образом, что педагогическая антропология в этом случае — это педагогически ориентированная философская теория.

Своеобразно рассматривается человек, его сущность, предназ­начение, смысл бытия и пр. в религиозной антропологии. Внутри нее сегодня существуют различные направления: христианская {см. работы Н.А.Бердяева, В.С.Соловьева, А.Меня и др.) и право­славная (см. работы П.Флоренского, С.Н.Булгакова, А. Кураева и др.) антропология, антропософия (см. работы О. Блаватской и Р. Штайнера), хасидизм (см. работы М. Бубера и др.) и пр. Общи­ми для них являются следующие положения.

Высшее творческое начало, нематериальные, «формообразующие» силы создали Космос, «тварный мир», человека. Бог — выс­шая ценность, нематериальные силы более значимы в развитии человека, чем природные и социокулътурные предпосылки (тео-центризм).

Человек — наиболее драгоценное создание Бога, поскольку' он богообразен и является посредником между Богом и миром. Человек — существо, принадлежащее не только к видимому, фи­зическому миру, Земле, но и к невидимому, сверхчувственному, сверхъестественному миру, Космосу. Человек — существо не только материальное, но и духовное, он способен понять и охватить мик­рокосм, который внутри него, макрокосм и признать наличие нематериального мира (дуализм). Цель жизни человека — совер­шенствование себя в направлении высших сил; только реализуя эту цель, человек может изменить мир к лучшему.

Человек — динамичное существо, находящееся на пути при­ближения к Истине. Одно из условий совершенствования челове­ка, уподобления Богу — образование (светское и религиозное) и религиозное воспитание.

В силу этого религиозная антропология, ее конкретные тече­ния являются теоретическим фундаментом определенных педаго­гических систем. Одна из популярных нетрадиционных педагоги­ческих систем сегодня так называемая вальдорфская педагогика. Она реализует, воплощает антропософские взгляды Рудольфа Штай-нера, который в 1907 г. ввел в научный оборот термин «антропо­софия» (мудрость, знание, рассуждение о человеке).

Педагогическая система Р. Штайнера призвана помочь ребен­ку осуществить свое призвание, пройти путь от «физического тела» до обретения Я, развить способности своих души и духа, чтобы ясно и осознанно заглянуть в сверхчувственный мир. Вальдорф­ская педагогика отличается оригинальным содержанием, тщатель­но разработанной методикой и организацией учебно-воспитатель­ного процесса, основанного на любви и уважении к ребенку, на убеждении, что никто не может быть учителем для другого. По­этому можно сказать, что антропософия — это своеобразная педа­гогическая антропология, имеющая и теоретическую, и практи­ческую направленность.

Современная культурная антропология объединяет социальную и структурную антропологии, антропологическую школу в куль­турологии и другие научные направления. Все они отличаются соционентризмом, т. е. признают приоритет культуры, обществен­ных форм жизни над природными предпосылками человеческого бытия. Человек для них — слепок формирующих его культурных условий, поэтому для понимания человека изучаются различные явления культуры, а также те или иные структуры культуры, об­щества: этноса, семьи, малой группы и т. п. В культурной антро­пологии принято считать, что целое важнее частного, т. е. для раз­вития человека важнее те связи, которые устанавливаются у него с отдельными аспектами его жизни (труд, отдых, семейные обя­занности и пр.), с другими членами того или иного объедине­ния, чем состояние каждого из этих аспектов и характеристики конкретных окружающих. Поэтому большое внимание уделяется изучению структуры межличностных отношений, способов орга­низации непосредственных контактов между людьми и взаимо­действия разных групп друг с другом и т. д. Очевидно, культурная антропология тесно связана с целым рядом наук. По образному выражению К. Леви-Стросс, эта наука «опирается на естествен­ные науки, прислоняется к гуманитарным, обращает свой взор к социальным».

Глубокая взаимосвязь с различными науками позволяет куль­турной антропологии обоснованно утверждать: природа всех людей едина и не меняется на протяжении веков, несмотря на аг­рессивные воздействия войн и революций, алкоголя и наркоти­ков, атома и химии. Научное обоснование единства человеческой природы создает базу для гуманистических концепций, в том числе и педагогических, и соответствующих им технологий. В связи с этим культурная антропология представляет для педагогики зна­чительный интерес.

Совершенно особое значение имеет для педагогики психологи­ческая антропология. Сейчас все большее распространение полу­чает тенденция называть психологической антропологией психо­логию человека (в отличие от зоопсихологии). Видимо, в этом сказывается влияние философии. Однако более традиционным является другой подход к психологической антропологии — как к отдельной психологической дисциплине. Она изучает человека как индивида, как биосоциальное существо. Выявляет динамические и энергетические особенности его психических процессов (сила, слабость, лабильность, консервативность). Ее интересуют также генетические основы поведения и психики человека, законо­мерности изменчивости и наследуемости индивидных свойств, вли­яние этих закономерностей на половозрастные проявления, на состояние органических потребностей и пр. Будучи сугубо теоре­тическими, исследования, проводящиеся в русле психологиче­ской антропологии, имеют и практическое значение. Примером этого является цикл работ по изучению темперамента, проведен­ных В.С.Мерлиным и его сотрудниками. Их тонкие и сложные исследования дают возможность определить индивидуальный стиль деятельности любого человека и дают практические рекоменда­ции по оптимальной организации производства, образования, спортивных тренировок.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 858; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.211.24.81 (0.007 с.)