Роль логистики в современных методах управления экономической деятельностью предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль логистики в современных методах управления экономической деятельностью предприятия



Что значит управлять логистической системой? Это значит управлять материальными потоками. Эти потоки возникают при производстве тех или иных изделий, при обеспечении производства необходимыми материалами, сырьем; при складировании готовой продукции, доведении ее до потребителя.

Чтобы управлять такими потоками, нужно постоянно менять их характеристики. Характеристики могут быть разными: возникновение, направление, интенсивность, прекращение, периодичность, последовательность, и многие другие.

Поэтому понятие логистики в широком смысле можно трактовать как современную методологию и методику управления характеристиками потоков всех взаимосвязанных видов как единым целым.

 

В общем случае, логистическое управление распространяется на такие области, как:

- запасы;

- движение грузопотоков;

- складирование и складская обработка;

- транспортирование материалов, сырья, комплектующих и готовых изделий;

- распределение изделий и ЛС.

Маркетинговые исследования определяют требования к формированию заказов и услуг, оказываемых потребителю. При подробном анализе определяются такие требования, как желаемая срочность доставки и надежность выполнения договорных сроков, а также способность к немедленному удовлетворению спроса. Этим обусловливаются необходимость уменьшения времени транспортировки и возможность передачи заказа непосредственно потребителю в нужном месте, в нужное время и в требуемом количестве. Такие требования существенным образом влияют на структуру внешнего транспорта, на использование тех или иных его видов, на планирование транспортных маршрутов.

Принятие решений по вопросам выбора объемов и ассортимента изделий, способов их хранения и доставки к потребителю тесно связано с условиями получения финансовых кредитов, способами и сроками их погашения. Результаты маркетинговых исследований приводят к определенным выводам и решениям в области менеджмента и распределения финансовых потоков. Логистическая система расширяет и дополняет маркетинговые исследования тем, что организует всю экономическую деятельность в направлении реализации результатов этих исследований.

В соответствии с принципами логистики все управленческие решения, принимаемые на основе маркетинговых исследований окружающей рыночной среды и текущей информации о ходе экономической деятельности, выражаются в воздействии на материальные потоки.

Уровни развития логистики

Выделяют четыре последовательных уровня развития логистических систем.

Первый уровень. Компании работают на основе выполнения cмeннo-cyтoчныx плановых заданий, форма управления логистикой наименее совершенна. Область действий лoгиcтичecкoй cиcтeмы oбычнo ограничивается opгaнизaцией xpaнeния гoтoвoй пpoдyкции, oтпpaвляeмoй c пpeдпpиятия, и ee тpaнcпopтиpoвкy. Сиcтeмa дeйcтвyeт пo пpинципy peaгиpoвaния нa eжeднeвныe кoлeбaния cпpoca и cбoи в пpoцecce pacпpeдeлeния пpoдyкции. Рaбoтy cиcтeмы лoгиcтики нa этой cтaдии ee paзвития в кoмпaнии oбычнo oцeнивaют вeличинoй дoли зaтpaт нa тpaнcпopтиpoвкy, в oбщeй cyммe выpyчки oт пpoдaжи.

Втopoй ypoвень - это yпpaвлeниe пoтoкoм пpoизвoдимыx пpeдпpиятиями тoвapoв oт пocлeднeгo пyнктa пpoизвoдcтвeннoй линии дo кoнeчнoгo пoтpeбитeля. Кoнтpoль cиcтeмы лoгиcтики pacпpocтpaняeтcя нa cлeдyющиe фyнкции: oбcлyживaниe зaкaзчикa, oбpaбoткa зaкaзoв, xpaнeниe гoтoвoй пpoдyкции нa пpeдпpиятии, yпpaвлeниe зaпacaми гoтoвoй пpoдyкций, пepcпeктивнoe плaниpoвaниe paбoты cиcтeмы лoгиcтики. Пpи выпoлнeнии этиx зaдaч иcпoльзyютcя кoмпьютepы, oднaкo cooтвeтcтвyющиe инфopмaциoнныe cиcтeмы нe oтличaютcя, кaк пpaвилo, выcoкoй cлoжнocтью. Рaбoтa лoгиcтичecкoй cиcтeмы oцeнивaeтcя, иcxoдя из coпocтaвлeния дaнныx cмeты pacxoдoв и peaльныx зaтpaт.

Тpeтий ypoвень все тоже самое, плюс дocтaвкa cыpья нa пpeдпpиятиe, пpoгнoзиpoвaниe cбытa, пpoизвoдcтвeннoe плaниpoвaниe, дoбычa или зaкyпкa cыpья, yпpaвлeниe зaпacaми cыpья, пpoeктиpoвaниe cиcтeм лoгиcтики. Единcтвeннaя cфepa, кoтopaя нe кoнтpoлиpyeтcя мeнeджepoм пo лoгиcтикe этого уровня, - этo пoвceднeвнoe yпpaвлeниe пpeдпpиятиeм. Его дeятeльнocть oбычнo ocyщecтвляeтcя нa ocнoвe гoдoвoгo плaнa. Рaбoтa cиcтeмы oцeнивaeтcя пyтeм cpaвнeния зaтpaт с неким cтaндapтoм кaчecтвa oбcлyживaния. Пpи этoм кoмпaнии cтpeмятcя пoвыcить пpoизвoдитeльнocть cиcтeмы, a нe coкpaтить зaтpaты. Упрaвлeниe ocyщecтвляeтcя нe пo пpинципy нeпocpeдcтвeннoгo peaгиpoвaния, a ocнoвaнo нa плaниpoвaнии yпpeждaющиx вoздeйcтвий.

Чeтвepтый ypoвень paзвития пoлyчил pacпpocтpaнeниe в 90-x гoдах XX вeкa. Облacть дeйcтвий лoгиcтичecкиx фyнкций здecь в ocнoвнoм aнaлoгичнa тoй, чтo xapaктepнa для cиcтeм лoгиcтики тpeтьeй cтaдии paзвития, нo c oдним вaжным иcключeниeм. Тaкиe кoмпaнии совмещают пpoцeccы плaниpoвaния и кoнтpoля oпepaций лoгиcтики c oпepaциями мapкeтингa, cбытa, пpoизвoдcтвa и финaнcoв. Интeгpaция cпocoбcтвyeт yвязкe чacтo пpoтивopeчивыx цeлeй paзличныx пoдpaздeлeний кoмпaнии. Упpaвлeниe cиcтeмoй ocyщecтвляeтcя нa ocнoвe дoлгoвpeмeннoгo плaниpoвaния. Рaбoтa cиcтeмы oцeнивaeтcя c yчeтoм тpeбoвaний мeждyнapoдныx cтaндapтoв. Кoмпaнии ocyщecтвляют cвoю дeятeльнocть, кaк пpaвилo, нa глoбaльнoм ypoвнe, a нe тoлькo нa нaциoнaльнoм или peгиoнaльнoм. Они пpoизвoдят пpoдyкцию для миpoвoгo pынкa и yпpaвляют чacтью миpoвыx cиcтeм пpoизвoдcтвa и pacпpeдeлeния, пpeдycмaтpивaя oптимизaцию pacxoдoв и yдoвлeтвopeниe тpeбoвaний зaкaзчикoв.

 

Макро- и микрологистика.

Теория логистики в США дает возможность определить такие категории, как бизнес логистика, маркетинг-логистика, промышленная логистика, логистика менеджмента, логистика распределения, логистика обеспечения. Различают следующие два уровня логистики:

1) макрологистика - рассматривает глобальные проблемы управления материальными и информационными потоками;

2) микрологистика - изучает локальные проблемы управления материальным и информационным потоками на внутризаводском уровне. Охватывает межотраслевые процессы, то есть логистические процессы между различными фирмами, транспортом, посредниками в сфере складирования и хранения. Это внутрипроизводственная логистика, связанная с нормальным функционированием конкретной фирмы. Следует различать логистику как хозяйственный процесс, как функцию управления и как науку.

Выделяют три вида микрологистики: 1) связана с заготовкой или закупкой товаров (заготовительная логистика) 2) производственная; 3) такая, специализирующаяся на реализации продукции (распределительная). Для всех этих видов микрологистики обязательно наличие логистического информационного потока (поступление данных о материальном потоке, их передача, обработка и систематизация с последующей выдачей готовой информации). Если в пределах логистической системы интегрируются функции снабжения производства, сбыта, распределения и транспортировки, потребления и рынка, тогда она называется макрологистических.

Итак, сферами микрологистики являются:

производство: планирование производственных задач с подробным распределением выпуска изделий, контроль за качеством труда, размещение плана выпуска изделий на производственных участках предприятия;

переработка грузов, транспортируемых: управление запасами, перемещение, связь, организация информационных потоков, упаковки изделий, их хранения, складирования, погрузочно-разгрузочные операции и комплектация партии грузов;

маркетинг: материальное поощрение, финансы и расчеты, изучение рынка, организация службы снабжения;

потребления: проектирование заказов на поставку продукции, складирование запасов, снабжение потребителей, финансирование заказов.

В микрологистических системе решаются вопросы в пределах ее отдельных функциональных элементов. Скажем, в пределах предприятия интегрируются процессы планирования производства и сбыта, осуществляются оптимизация транспортно-складских и погрузочно-разгрузочных работ, контроль материального потока, то есть материалов, поступающих на предприятие, обрабатываются здесь и выбывают с предприятия, а также информационного потока, который сопровождает движение материалов. Такие микрологистические системы иногда называются внутрипроизводственными. К ним относятся и крупные автоматизированные транспортно-складские комплексы (ВСК). Производственная логистика рассматривает рациональное построение и структуру предприятия, разнообразных технических средств и распределение функций и обслуживающего персонала, организацию службы материально-технического снабжения и сбыта готовой продукции Принцип взаимодействия этих элементов производственной логистической системы является определяющим при ее построении.

В полной мере потенциальные возможности рационализации производственных процессов в рамках логистической системы могут быть использованы, если удается соединить отдельные подсистемы, например гибкий производственный модуль с подсистемами обеспечения и распределения готовой продукции со складированием и экспедирование в интегрированную систему.

Закупочная логистика

Закупочная логистика – процесс обеспечения предприятия материальными ресурсами, размещение ресурсов на складах предприятия, их хранение и выдача в производство.

Сущность закупочной логистики - управление материальными потоками на этапе поступления продукции в логистическую систему предприятия имеет известную специфику, что объясняет необходимость выделения закупочной логистики в отдельный раздел изучаемой дисциплины.

Закупочная логистика - это управление материальными потоками в процессе обеспечения производственных и торговых предприятий материальными и товарными ресурсами, взаимосвязанное и скоординированное с процессами производства и сбыта собственного предприятия и предприятий поставщиков.

Основу экономической эффективности составляет поиск и закупка необходимых материалов необходимого качества по минимальным ценам.

Общая цель закупочной логистики декомпозируется на следующие частные цели:

1. создание надежного и беспрерывного материальных потоков в организацию;

2. тесное взаимодействие с подразделениями, использующими эти материалы, развитие взаимоотношений и понимание их запросов;

3. поиск подходящих поставщиков, тесное взаимодействие с ними и формирование выгодных отношений;

4. закупка необходимых материалов и гарантия того, что они имеют приемлемое качество, доставляются вовремя и туда, куда необходимо, а также удовлетворяют другим требованиям;

5. обеспечение хорошей цены и условий поставок;

6. создание и поддержание требуемых запасов, проведение подходящей политики запасов и т.д.;

7. быстрое перемещение материалов через цепи поставок, экспедирование доставок в случае необходимости, постоянное отслеживание текущих условий, в том числе ожидаемого роста цен, возникновения дефицита, разработки новых продуктов и т.д.

6.1. Задачи закупочной логистики. Закупочная логистика и ее информационные задачи:

- Ответ на вопрос «сделать или купить?»

- Поиск, оценка и выявление лучших поставщиков.

Задачи реализации:

- Соблюдение сроков закупки

- Обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребности в них

- Соблюдение требований производства по качеству продукции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 204.236.220.47 (0.015 с.)