Арктические тайны Третьего рейха 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Арктические тайны Третьего рейха



Сергей Алексеевич Ковалев

Анатолий Федорович Федоров

Виктор Сергеевич Злобин

 

 

Арктические тайны Третьего рейха

К ЧИТАТЕПЯМ

 

Перед вами книга об арктических тайнах, доставшихся нам от Третьего рейха после Второй мировой войны. Во время ее подготовки (начиная еще с 70-х годов прошлого столетия) мы собрали сотни письменных и устных воспоминаний советских и германских ветеранов — участников этих событий. Благо в те дни многие из них еще были живы и пусть порой неохотно, но все же могли рассказать о своих неожиданных находках на дальних просторах советской Арктики,

Однако, собственно, решение о публикации подготовленного материала было принято после прочтения недавно вышедшей в санкт-петербургском издательстве «Вектор» книги Ганса-Ульриха фон Кранца «Свастика во льдах. Тайная база нацистов в Антарктиде». Естественно, у нас возник вопрос; "Почему сегодня в России публикуют материалы о секретах Третьего рейха в далекой Антарктиде, а россиянам совершенно неведомо о подобных тайнах у собственных берегов?"

Правда, мы не имели в своем распоряжении секретных документов, рассказывавших о тайных событиях периода Второй мировой войны и хранившихся в недрах семейного сейфа в доме фон Кранца. Вместо этого мы собрали воедино все факты необычных находок в Арктике и уже с их помощью попытались (с максимально возможной объективностью) заполнить существующий пробел.

При подготовке данной книги мы не стали оглядываться на суждения официальных историков советской поры и некоторых нынешних российских историков, которые и в наши дни продолжают считать большинство арктических загадок третьего рейха «100-процентной липой». И как бы фантастически это ни звучало для некоторых исследователей Арктики, но реально то, что эти тайны существуют. Более того, для обеспечения надежной безопасности новой России они должны быть обязательно раскрыты!

Одновременно мы вполне ответственно заявляем, что наша подборка по меньшей мере неординарных событий периода Второй мировой войны еще не является окончательной. Но проделанная работа уже подготовила солидную основу для развернутого освещения далеко не во всем научного полета дирижабля «Граф Цеппелин», существования на Мурмане секретной немецкой базы «Норд», гибели североморской подводной лодки «Декабрист» и других малоизвестных в СССР исторических фактов. Более того, мы считаем, что наша публикация, возможно, позволит вплотную подойти к разгадке тайн подскальной базы «серых волков» {1} на острове Земля Александры, топливной базы Кригсмарине в устье реки Лены и немецкого «подводного моста», соединявшего наш Таймыр с германской военной базой в Лиинахамари.

Чтобы исключить отдельные факты возможного «непонимания», мы подчеркиваем, что основными информационными источниками при подготовке данной книги стали известные (но чаще малознакомые) отечественные и зарубежные публикации, а также личные воспоминания непосредственных участников описываемых событий.

К сожалению, большинство очевидцев загадочных находок в советской Арктике категорически отказывались, чтобы мы называли их имена или должности, и основным аргументом для этого отказа было одно: «Мы давали подписку о неразглашении». К величайшему сожалению, большинство из них с этим убеждением уже навсегда ушли от нас, И как тут не согласиться, что и в нынешней России, казалось бы совершенно ином государстве, чем Советский Союз, хорошо отработанная советская «система» секретности продолжает работать без сбоев.

Но мы весьма благодарны тем мужественным людям, которые отважились рассказать нам о нечто увиденном ими во время работы в Арктике, в научных арктических экспедициях, полетах и походах. Одновременно мы надеемся, что выход в свет этой книги позволит разыскать новых свидетелей давних событий как на территории новой России, так, возможно, и за ее пределами. А быть может, и узнать, хотя бы даже от родственников, новые имена героев, погибших в советской Арктике (особенно при невыясненных обстоятельствах), что чрезвычайно важно для изучения невыдуманной российской истории юными россиянами.

И еще! Во время работы у нас появилась твердая уверенность, что и в наши дни еще можно отыскать на дальних арктических островах тайные германские базы с нетронутыми складами и схронами. Но для этого понадобится проведение комплексных экспедиций с участием военных историков, моряков и пограничников. Такие походы, конечно, потребуют достаточно крупных финансовых вложений и некоторого времени на подготовку. Но хотелось бы подчеркнуть, что проводить такие экспедиции надо уже в ближайшие годы.

Ведь под воздействием заметного потепления на земле Арктика, и без того не слишком делившаяся с людьми своими тайнами, достаточно быстро и неумолимо стирает следы арктических тайн Третьего рейха.

Для современной России найти необходимые средства для проведения арктических исследований реально. К тому же есть надежда, что данная публикация может привлечь к арктическим загадкам внимание широкого круга как отечественных, так и иностранных историков, исследователей и инвесторов. А это уже серьезное подспорье! А посему — начнем наше повествование. Но начнем мы все-таки с некоторого дополнения материалов Г.-У. фон Кранца.

 

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

 

Сначала мы повторим, что одним из побудительных мотивов для нашей публикации о загадках Третьего рейха в Арктике стала книга Г.-У. фон Кранца. Вот почему мы считаем целесообразным напомнить читателям о некоторых эпизодах из жизни отдельных личностей мирового масштаба той эпохи и фактических виновников тех событий, которые произошли в годы последней войны как в Антарктике, так и в Арктике; попутно мы также коснемся некоторых сведений о загадочных жителях Антарктиды — антарктах.

То, что последние действительно существуют и способны на то, о чем жители нашей планеты пока еще только мечтают, в 40-80-х годах прошлого века убедились сначала американские военные моряки адмирала Ричарда Бэрда, подводники знаменитого французского исследователя Ж.-И. Кусто, а затем советские ученые и военные специалисты.

К сожалению, эти контакты в Антарктиде с чём-то еще не познанным человеком не обошлись без человеческих жертв. Возможно, поэтому все полученные результаты были сразу же переведены в разряд закрытой информации и мировой общественности что-либо узнать об антарктах не удалось. Чтобы в какой-то мере заполнить этот пробел, мы сочли возможным в дополнение к материалам господина фон Кранца включить в данную книгу весьма любопытную информацию, которой располагает один из авторов этой книги.

 

 

АНТАРКТЫ. КТО ОНИ?

 

Высокие, белокурые, с благородными чертами лица, внешне похожи на людей. Их космический корабль потерпел аварию в околоземном пространстве более 60 тысяч лет назад. На космических катерах антракты высадились в Антарктиде, где основали сразу пять подземных городов (сегодня функционирует только три из них), для обогрева которых они используют тепло геотермальных источников. Пользуются и другими видами энергии, в том числе и пси-энергией.

С появлением «гостей» из Третьего рейха антарктам пришлось смириться. Более того, в 1944 году они были вынуждены заключить с ними некий договор, в соответствии с которым жители Антарктиды уступили немцам часть карстовых пещер {4} с подводными и наземными входами. Правда, антаркты при этом ограничили германской стороне доступ в города, покинутые ими.

Одним из первых доказательств существования антарктов является история экспедиции американского адмирала Ричарда Бэрда. Все началось с того, что Бэрд убедил конгресс США в необходимости поиска в Антарктиде базы немецких подводных лодок.

Вскоре разрешение было получено, и подготовка к военной (!) экспедиции High jump («Высокий прыжок») началась.

Для осуществления этой экспедиции была сформирована специальная эскадра из 14 американских кораблей и вспомогательных судов, в том числе новейшего авианосца Philippine sea, на борту которого находилось до 40 самолетов и вертолетов. В состав экспедиции была также включена подводная лодка Sennet. В декабре 1946 года на борту американских кораблей и судов в эту экспедицию отправилось более 4 тысяч моряков. Командование над кораблями эскадры принял контр-адмирал Ричард Г. Краузен, а адмиралу Бэрду была отведена роль главного консультанта экспедиции.

С приходом в антарктические воды эскадра разделилась на три оперативные группы.

 

Уже 30–31 декабря центральная группа под командованием самого Бэрда в сопровождении двух ледоколов и подводной лодки попыталась пробиться в район острова Скотта. Но Sennet (по официальной версии) получила повреждения корпуса, и ее на буксире пришлось срочно увести в порт Веллингтон (Новая Зеландия). Новая попытка обследования берегов Антарктиды была сделана только через месяц, но уже в районе Земли Королевы Мод. Здесь самолеты с авианосца за две недели выполнили более 30 вылетов для осуществления глубинной аэрофотосъемки различных районов континента. Одновременно береговой партией проводилось тщательное обследование побережья.

 

Самым необъяснимым фактом в истории экспедиции High jump («Высокий прыжок») стало то, что на борт ее кораблей было погружено продовольствия на семь месяцев плавания. Но неожиданно (было обследовано лишь 60 % намеченной территории) всего через два месяца с начала экспедиции (23 февраля 1947 года, ~ Авт.) исследования были срочно свернуты, и американская эскадра вернулась к берегам Новой Зеландии.

Сразу же по приходу в порт эскадренный авианосец был поставлен к заводскому причалу для проведения капитального ремонта, а все результаты, полученные во время экспедиции, окружены плотной завесой секретности. Случайно ли это?

Но еще более странным стало то, что заслуженного адмирала Бэрда сразу же по приходу в базу упрятали в сумасшедший дом, где он провел около 5 лет!

С подачи научно-популярных журналов — бельгийского «Фрей» и западногерманского «Бризант» — в 1948 году стало известно, что во время экспедиции американцы понесли безвозвратные потери; в США из экспедиции не вернулись: один из боевых кораблей, десяток самолетов и вертолетов и спецгруппа в составе 40 человек. Более того, в память о погибших 30 декабря 1946 года американских летчиках на антарктическом полуострове Терстон появились гора Колдуэлл и рядом — остров Вильяме.

Весьма интересным представляется также и то, что, когда адмирал Бэрд закончил свое «лечение» в доме умалишенных, он сразу же… получил предложение стать почетным участником и консультантом всех будущих американских экспедиций в Антарктику.

Уже после смерти Бэрда, последовавшей 31 июля 1956 года, была опубликована часть записей из его походных дневников. В результате достоянием общественности стало то, что погибшая в «Высоком прыжке» группа американских рейдеров (из состава специального батальона морской пехоты) была сначала рассеяна пушечным огнем немецких реактивных истребителей Ме-262 «Швальбе». Затем немногие уцелевшие были добиты группой лыжников… в желто-коричневом камуфляже, из-под которого выглядывали черные петлицы со сдвоенными руническими «молниями». Лишь нескольким американским спецназовцам удалось тогда выбраться из горного ущелья, ставшего для рейдеров смертельной ловушкой,

Как в этом горном ущелье Антарктиды оказались немецкие лыжники из спецподразделения СС и откуда там могли взяться реактивные истребители «Швабле» у которые были приняты на вооружение Третьего рейха только в конце войны, ответить невозможно!

Кроме того, среди личных бумаг Бэрда была найдена весьма странная, но уникальная фотография, явно сделанная из космоса, якобы полученная американским адмиралом от антарктов как дар еще в 1947 году.

Впервые эта фотография была опубликована в 1956 году, но до 2007 года оставалась неразрешенной загадкой (см, рис. 1, приложение).

Только в нынешнем году группа российских ученых (В. Злобин, Е. Боровков, В. Коваленок, Л. Кизим и А. Ардебарский) дала объяснение существованию таинственного темного пятна, которое обусловлено поглощением фотонов видимого света вихревыми потоками особых частиц, испускаемых ядром Земли. Частицы гасят фотоны, и на фотографии проявляется эффект затемнения.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что такую фотографию земного шара, с темным пятном в районе Северного полюса, можно получить только из космоса. Но она была передана Ричарду Бэрду еще за 10 лет до того, как человечество вывело на космическую орбиту свой первый спутник Земли!

Выходит, антаркты нарочно заявили о себе и своих возможностях уже при первой встрече с землянами!

Привязка пятна к Северному полюсу представлена на втором рисунке (см. рис. 2, приложение). Размер пятна, которое имеет 805–838 километра в диаметре, удивительным образом соответствует

диаметру ядра Земли — 803 километра. Более подробно с описанием этого космического феномена можно ознакомиться в статье упомянутых выше авторов «Пятно информации в районе Северного полюса?», опубликованной в Санкт-Петербурге на страницах журнала «Международная академия» в № 22 за 2007 год.

Однако рассказ об антарктических экспедициях адмирала Бэрда и его встречах с таинственными жителями Антарктиды выходит за рамки нашей книги.

Поэтому мы вернемся на просторы российского Заполярья и максимально подробно расскажем об арктических районах тогда еще Советского Союза» куда в предвоенное время и в годы Великой Отечественной войны достаточно глубоко проникли летчики, моряки и полярники Третьего рейха. Возможно, что это описание наконец-то привлечет внимание наших государственных структур и подвигнет их к раскрытию тех давних тайн.

Итак, начнем! Но сначала немного истории. Вспомним, как все это начиналось.

 

 

ЕСЛИ ЗАВТРА ВОЙНА

 

 

Как известно, Карское море исконно считалось русским морем, а в первые годы Великой Отечественной войны — еще и глубоким тылом нашего государства. Но действительность уже в 1942 году показала, что оно перестало быть тыловым, И даже наоборот, скоро превратилось в самую настоящую передовую линию фронта. Правда, к сожалению, об этом в наши дни мало кто знает.

В лучшем случае жителям новой России известно о неудачном походе в Карское море тяжелого немецкого крейсера «Адмирал Шеер» и его столь же неудачном нападении на порт Диксон. Но ведь это лишь один большой эпизод той войны в Арктике.

А то, что здесь в военные годы от ударов врага погибло почти 30 советских кораблей и транспортов, около 800 североморцев, более 300 советских гражданских моряков и почти 500 полярников, большинство из россиян даже не знают, а наши историки вспоминают чрезвычайно редко, И у подобной «забывчивости» была своя основа. Например, вот как вспоминал о тех днях нарком ВМФ Союза ССР адмирал Николай Кузнецов:

 

Следует признать, что в довоенное время мы, в Наркомате ВМФ, недооценивали значение морских путей на Севере и недостаточно разрабатывали проблему их защиты. Поэтому уже в годы войны пришлось создавать новые военно-морские базы, аэродромы, выделять корабли для конвойной службы.

 

От чудовищных ЛЮДСКИХ потерь в Арктике и потерь в технике Советский Союз спасла лишь «близорукость» авторов плана Barbarossa Fall (известного в России как «Барбаросса»). Составители этого плана просто не предусмотрели активных боевых действий вермахта в Заполярье, так как были уверены, что Архангельск и Мурманск без особых усилий перейдут в руки нацистских войск гораздо раньше, чем Москва, Ленинград и Киев. Но фашистский блицкриг — провалился.

Более того, вопреки расчетам руководителей нового рейха Советский Союз стал союзником по антигитлеровской коалиции для Великобритании, а затем и для США. А первые союзнические поставки по ленд-лизу, необходимость перевозки воинских и народно-хозяйственных грузов по Севморпути, значительные потери стратегического сырья на территории Украины и Белоруссии еще и заставили советское руководство изменить свое отношение к обороне Карского моря и берегам Западной Сибири, а также Северного морского пути.

Изначально эти районы оберегали лишь малые силы Беломорской военной флотилии, сформированной уже после начала войны. Только осенью 1941 года на Новую Землю были доставлены и установлены:

• четыре 76-миллиметровых орудия — к западному входу в пролив Югорский Шар;

• четыре 76-миллиметровых орудия — к западному входу в пролив Маточкин Шар;

• одно 76-миАлиметровое орудие (без боезапаса) и одно 37-миллиметровое орудие на северный мыс Желания- А в порт Диксон, где находились главный штаб западного сектора ГУ СМП и основные угольные склады Севморпути, были привезены два 152-миллиметровых, два 130-миллиметровых и два 45-миллиметровых орудия. Фактически эти шестнадцать орудий разного калибра составляли всю защиту «глубокого тыла» на необъятном Крайнем Севере Советского Союза.

Только летом 1942 года из Беломорской военной флотилии были специально выделены корабли и воинские подразделения для формирования Новоземельской военно-морской базы, а еще через год — Карской ВМБ, которые сразу же активно подключились к обороне западной части Севморпути.

И лишь после рейда в Карское море нацистского крейсера «Адмирал Шеер» в нашей Арктике появились дополнительные береговые артбатареи. В августе-сентябре 1943 года их установили на острове Нансена (полуостров Таймыр) и на полуострове Михайлова (полуостров Таймыр), а в августе-сентябре 1944 года — у восточного входа в пролив Югорский Шар, на мысе Челюскина (пролив Вилькицкого) и на острове Русский (район архипелага Норденшельда).

Но если корабельные и авиационные силы защитников Карского моря получили заметную поддержку, то в системе берегового наблюдения (даже с учетом полярных станций Главного управления Северного морского пути) все еще оставались заметные «прорехи».

Не секрет, что наши заполярные берега в довоенные годы были совершенно безлюдны и бездорожны. Их недоступность для иностранцев долгие годы считалась почти аксиомой. Вероятно, поэтому Северный флот имел наблюдательные посты лишь у своей главной базы и в Горле Белого моря.

Но уже советско-финская война показала откровенную слабость созданной на Северном флоте системы берегового наблюдения. Но должных выводов сделано не было, и к началу Великой Отечественной войны на мурманских берегах в составе флотских СНиС было чуть более трех десятков береговых постов. Только после 22 июня 1941 года число этих постов стало быстро увеличиваться.

 

Во время войны (с июня 1941 года по октябрь 1944 года) военным строителям и морякам Северного флота пришлось в срочном порядке соорудить и обустроить 115 штатных и более 450 нештатных постов СНиС. Однако реальная картина с распределением постов СНиС продолжала выглядеть более чем печально. Так, например, на побережье Баренцева моря (от мыса Канин Нос до острова Вайгач) один пост СНиС контролировал в среднем 30 миль исключительно сложной береговой полосы, изрезанной заливами, бухтами и губами. На берегах Карского моря на каждый пост приходилось уже 100 миль зоны ответственности, а на Новой Земле расстояние между постами порой достигало 700 километров. При этом на большинстве постов не было необходимого количества технических средств наблюдения, хотя бы даже таких, как простые морские бинокли, не говоря уже о проводной связи.

Поэтому чаще всего, даже если враг был своевременно обнаружен, информация о нем доходила до командования Беломорской ВМБ и Северного флота через трое, а то и пятеро суток.

 

Стоит ли удивляться тому, что вскоре нацистские арктические базы появились на Новой Земле, а также на берегах Обской губы и Енисейского залива.

Исследование советской военной истории в «секретной» Арктике — дело далеко не благодарное и даже рисковое. Но мы все же решили это сделать, движимые сразу двумя мотивами.

Первый — неизменный и объяснимый интерес ныне живущих поколений (и не только в России) к войне в советском секторе Арктики, который диктуется не столько общей любознательностью, сколько некоторыми печальными фактами нынешней российской действительности.

Второй мотив связан с неотвратимой сменой поколений и появлением значительной читательской массы, для которой Вторая мировая война — далекое прошлое. Этим людям современный книжный рынок предлагает странные крайности: это книги либо чуть ли не реабилитирующие преступления и ошибки сталинского режима, либо показывающие нацистский режим как полного банкрота, терпящего крах в любых начинаниях. Правда, сейчас такие книги выходят не так часто, как в 90-е годы прошлого столетия, но и из них в наши дни можно собрать изрядную библиотеку.

Мы не собираемся вдаваться в публицистическую полемику и придерживаться ни той ни другой стороны, а просто приведем некоторые факты истории, которые рассказывают об участии Третьего рейха в «арктической» войне с Советским Союзом. До сих пор малоизвестные, а вернее, почти неизвестные.

К сожалению, в наших рассказах о тайнах Третьего рейха в советском секторе Арктики пока больше вопросов, чем ответов на них. Но мы искренне надеемся, что это действительно пока и желание знать истину победит тот застой, который есть сегодня в этой области.

 

ИСЧЕЗНУВШАЯ «КАТЮША»

 

Безымянный пролив между северной оконечностью Новой Земли и Землей Франца-Иосифа стал могилой не только для подводников U-639. Здесь Северный флот потерял подводный крейсер К-1, а проще — головную «катюшу». Дело в том, что сразу же после возвращения в базу с победой подлодки С-101 появился приказ наркома ВМФ(!) адмирала Николая Кузнецова, в котором в жёсткой форме указывалось, что:

 

…несмотря на угрозу активных действий подводных лодок, рейдеров противника в Карском море, в районе мыса Желания с 7 августа по 29 августа 1943 года действовала только одна подводная лодка С-101, с 29 августа район не обслуживался нашими подлодками, так как ПЛ Щ-402 вышла на позицию только 2 сентября. Считаю такое положение недопустимым. В районе мыса Желания необходимо держать непрерывно, пока требует обстановка, две подводные лодки.

 

Вполне естественно, что командующий Северным флотом вице-адмирал Арсений Головко немедленно отправил к новоземельскому проливу подводный крейсер К-1,

Корабли этого класса имели мощное пушечное вооружение и были способны вести артиллерийский бой с незваными и весьма нахальными гостями в советской Арктике. В жесткости приказа главкома и его срочном исполнении не было ничего удивительного, так как призрак «Адмирала Шеера» все еще продолжал витать в Арктике.

Но свободных боевых надводных кораблей с сильным артиллерийским вооружением у Северного флота тогда не было.

Находящиеся в строю лидер «Баку» и пять эсминцев типа «Стремительный» и «Ретивый» были постоянно заняты на обеспечении проводки атлантических конвоев в Баренцевом море. А два давно устаревших эсминца типа «Новик» можно было использовать не дальше пролива Карские Ворота, Переоборудованные же из рыболовецких судов сторожевики с 76-миллиметровыми и 45-миллиметровыми орудиями для боя с вражескими рейдерами вообще не годились.

Поэтому адмиралу Арсению Головко и командиру бригады подводных лодок, тогда еще в звании капитана 1 ранга, Ивану Колышкину осталось только одно — отправить в район подводный крейсер серии «К» {«катюша»), на борту которого было два 100-миллиметровых орудия и два 45-миллиметровых орудия, так как иного выбора просто не было. Действительно, из шести подводных крейсеров, которые СФ имел до войны в Заполярье, уцелели только два (К-1 и К-21). Выбор пал на К-1, хотя ее экипаж только заканчивал заводской ремонт.

Пятого сентября 1943 года К-1 вышла в море и направилась в район патрулирования к северному проливу Новой Земли, где она должна была действовать в соответствии с «Боевой инструкцией для подводной лодки, осуществляющей поиск боевых кораблей и рейдеров противника в северной части Карского моря».

В этой инструкции указывалось, что:

 

1. Главным объектом для поиска и атаки являются боевые корабли противника (классов «линкор» и «крейсер»), могущие одиночно или маневренной группой проникнуть в Карское море и действовать против наших арктических конвоев и баз. {8}

2. Всякую подводную лодку, встреченную в районе боевых действий и на переходах, считать неприятельской и уничтожать.

3. Учитывая, что к норду от параллели 7 6 градусов ни одного нашего корабля не будет, всякий обнаруженный корабль или даже дым считать кораблем противника и по обстановке доносить об этом немедленно. (Данный подпункт Б оригинале документа был выделен большими буквами. — Авт.)

 

Почти три недели прошли без происшествий и неожиданных встреч. Вероятно, поэтому и было принято решение об отзыве «катюши» на базу.

Но 29 сентября подтверждения от командира К-1 о получении приказания на возвращение в базу не поступило. И в Полярный «катюша» не вернулась, Что с ней случилось, как и почему одна из лучших подводных лодок Северного флота с прекрасно отработанным экипажем бесследно исчезла в холодных просторах Арктики, до настоящего времени выяснить не удалось.

Командир бригады подлодок контр-адмирал Иван Колышкин так высказал предположение о гибели К-1 в результате успешной торпедной атаки немецкой субмарины:

 

Вероятная причина: видимо, атакована немецкими подлодками, развивавшими 11 и 12 сентября активность в районе позиции К-1.

Возможно, что К-1 стала жертвой подводной лодки противника, тем более что силуэт ее отличный от немецких ПЛ, и спутать его с другими было невозможно. Необходимо в дальнейшем посылать для уничтожения ПЛ противника подлодки типа «С», так как Они по силуэту сходны с немецкими подводными лодками VII серии.

 

Однако достоверно известно, что подводники Кригсмарине никогда не заявляли в своих сводках о факте встречи или потоплении советской подлодки в этом районе.

Среди возможных версий о гибели К-1 была также названа непредвиденная аварийная ситуация, с которой экипаж не сумел справиться. Рассматривался также вариант возможного воздействия арктической стихии.

Однако можно предположить, что многоопытный североморский комбриг И. Колышкин был прав и К-1 действительно погибла от вражеской торпеды.

Дело в том, что если бы С-101, после успешной атаки на U-639 еще задержалась в этом районе, то она вполне могла встретить там еще одну нацистскую подлодку.

Эта оставшаяся пока безымянной германская субмарина весь день 27 августа в надводном положении шла из района пролива Маточкин Шар. на север, где в полдень на подходе к мысу Спорый Наволок была обнаружена советскими береговыми наблюдателями.

Радиомолчание «безымянная» нарушила только один раз — в начале перехода — у восточного новоземельского мыса Абросимова, а далее, идя к мысу Желания, она ни разу не выходила на связь. Представляется очевидным, что 28 августа 1943 года сразу две немецкие подлодки зачем-то спешили покинуть Карское море. Но зачем и куда? Ответов на эти вопросы пока найти не удалось. Впрочем, как не удалось разрешить и множество других арктических загадок Третьего рейха, берущих свое начало еще в годы Первой мировой войны, затем на борту дирижабля «Граф Цеппелин» и у причалов «Базис Норд» на Мурмане, в том числе и вопрос, почему подводники адмирала Денница не подтвердили встречу с К-1. Рано или поздно ответы будут найдены и загадки раскрыты!

 

ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ

 

Секретный аэродром был предназначен специально для перехвата советских самолетов. Ведь к ноябрю 1942 года немцы уже имели точные сведения о маршрутах полетов дальних советских истребителей Пе-3, обеспечивающих прикрытие союзных конвоев. Эта информация могла попасть в руки командования Люфтваффе следующим образом: 5 сентября 1942 года на разбившемся у Варде (по другим данным Вадсе) английском бомбардировщике «хэмпден» германская разведка обнаружила секретные документы, касающиеся перехода полярного конвоя PQ-18, Здесь же находилась расшифровка одного из приказов по 95-му истребительному полку ОМАГ. Возможно, этот приказ каким-то образом касался авиационного прикрытия нашими дальними истребителями «советского» участка перехода каравана PQ-18 и сопровождения одиночных переходов союзных судов от Новой Земли в Архангельск или Мурманск.

Кроме того, к этому времени немцы могли также узнать и о маршрутах перегона в Советский Союз самолетов по ленд-лизу, который осуществлялся с трех направлений: с востока — через Аляску, с юга — через Иран и Афганистан и с севера — через порт Архангельск и вологодские аэродромы.

Но ни архангельский, ни вологодский аэродром не отвечал требованиям союзников. И советской стороне пришлось специально для прибывающих самолетов союзников строить недалеко от нынешнего поселка Катунино новый аэродром с деревянной 400-метровой взлетно-посадочной полосой.

Таким образом, получалось, что немецкий аэродром-засада у Окулова озера располагался в центре «треугольника», вершинами которого были новый советский аэродром для перегоняемых самолетов и два маневренных аэродрома 1-й и 2-й ОМАГ, сооруженные на острове Поной и полуострове Канин.

Подобное расположение тайного нацистского аэродрома было чрезвычайно удобным для перехвата советских самолетов, летящих как с архангельских аэродромов, так и с аэродромов на берегах Белого моря, К сожалению, только после войны (по данным Главного штаба ВВС и работе поисковых отрядов) удалось выяснить, что именно в этом «треугольнике» истребительные полки обеих ОМАГ понесли большие потери, причем чаще всего самолеты пропадали при невыясненных обстоятельствах.

Вот только часть официально зарегистрированных случаев исчезновения наших самолетов в этом смертельном «треугольнике»:

 

1. Двадцать пятого июля 1942 года самолет Р-6 из состава 2-й ОМАГ(командир старший лейтенант М.Николашин)во время полета внезапно загорелся и упал на полуострове Канин. После войны упавший самолет был найден в точке с координатами 67 градусов 20 минут северной широты 44 градуса 05 минут восточной долготы. Подробностей катастрофы нет. Двадцать первого ноября 1942 гола у северной части полуострова Канин исчез Пе-3 из 1-й эскадрильи 95-го истребительного полка (командир — старший лейтенант Борис Михин). В тот день экипаж прикрывал от немецких бомбардировщиков конвой союзников, идущий в Архангельск.

2. Пропавший самолет с номером 17 летом 1943 года нашли оленеводы у речки Тендер (хребет Камень в северной части полуостров а Канин). При этом и летчик и штурман были расстреляны еще в воздухе, так как I их нашли на земле с раскрытыми парашютами, I Когда же в 1980 году к месту катастрофы пришли поисковики из ВВС СФ, то даже беглый осмотр показал, что в момент падения у истребителя не работал один двигатель.

3. Шестого марта 1943 года со специального задания не вернулись два ближних разведчика МБР-2 из состава 2-й ОМАГ (командиры экипажей — старший лейтенант Александр Тузов и старший лейтенант Евгений Фомин). Последний доклад с борта одного из разведчиков был плановым: «Слышу хорошо. Ждите».

Оба пропавших самолета были найдены пограничниками в восточной части Кольского полуострова. Причину гибели самолетов установить не удалось.

4. В 15 километрах северо-западнее поселка Варзуга (на территории Умбозерского лесхоза)в 1947 году найден истребитель Пе-3 младшего лейтенанта Ивана Новикова (бортовой номер 19). Кроме погибшего экипажа среди обломков лежали останки еще трех человек.

А через 12 лет восточнее поселка (в районе Бабозера) был найден другой «петляков» младшего лейтенанта И. Свириденко (бортовой номер 15).

Оба истребителя 8 мая 1943 года участвовали в перебазировании группы Пе-3 на запасной аэродром (вероятно, аэродром либо на Поное, либо на полуострове Канин) с целью прикрытия союзных конвоев, идущих в Архангельск. Во время перебазирования истребители Новикова и Свириденко к месту назначения не прибыли.

 

А сколько случаев гибели наших воздушных экипажей «при невыясненных обстоятельствах» вообще не вошло в послевоенные сводки!

Конечно, было гораздо проще списать все потери ОМАГ на недостаточную подготовку к полетам в сложных погодных условиях Заполярья, особенно молодых летчиков. Да, отчасти это верно, но после открытия этого тайного нацистского аэродрома неразумно полностью отрицать наличие воздушных засад, на которые летчики Люфтваффе были большими мастерами, и тем более на самолеты, за штурвалами которых сидели молодые малоопытные пилоты.

 

BЕРСИЯ ВТОРАЯ

 

Аэродром у Окулова озера использовался немецкими летчиками как аэродром «подскока» для специальных самолетов метеорологической службы и самолетов дальней авиации ФВ-200 {"Кондор" или «Курьер»), обеспечивавших деятельность германских метеорологических и разведывательных партий в отдаленных районах западного сектора Севморпути.

 

ВЕРСИЯ ТРЕТЬЯ

 

Вместе с аэродромами на реке Мезень (в Лешуконском и Мезенском районах) тайный аэродром у 0кулова озера обеспечивал заброску диверсионных групп нацистского «Предприятия „Цеппелин"» в глубокий тыл СССР.

Сегодня известно, что фашистские агенты забрасывались к нам, до Северного Урала включительно, спецсамолетами, обычно базировавшимися на Псковском, Рижском или Смоленском аэродромах, Возможно, именно для них и были подготовлены тайные аэродромы в Архангельской и Вологодской областях.

 

ВЕРСИЯ ЧЕТВЕРТАЯ

 

Это был тайный аэродром, который использовался для обеспечения полетов самолетов-разведчиков из специальной группы полковника Ровеля, которая с первых дней Великой Отечественной войны выполняла специальные полеты до Урала включительно. Группа имела на вооружении самолеты Ju-88, Ju-86, Ме-410, Do-214, Do-217 и Hs-130, двигатели которых работали на специальной кислородно-азотной смеси. Такое топливо существенно улучшало летные характеристики воздушных разведчиков Люфтваффе, которые могли летать на высотах до 12 тысяч метров, где были практически недосягаемы для советских истребителей.

Своеобразное практическое подтверждение этой версии, кажется, удалось найти заполярным поисковикам в 2003 году, когда

 

У поселка Усть-Кара на Югорском полуострове были обнаружены обломки странного самолета военной поры. Долгое время считалось, что здесь упал четырехмоторный тяжелый советский бомбардировщик ТБ-7 (в различные годы его называли АНТ-42 или Пе-8.

Но рядом с обломками были найдены 3 безымянные могилы с… крестами. А в составе экипажа ТБ-7 должно было быть от 8 до 12 человек. Выходит, что часть летчиков после катастрофы могла уцелеть. Следовательно, они должны были обязательно предоставить информацию о причинах и месте происшествия в Амдерму, на Диксон или в Хабарове. Однако ни в одном из российских архивов не удалось найти каких-либо материалов о катастрофе советского самолета у Байдарацкой губы или где-то поблизости.

 

И наконец, самое главное доказательство несоветского происхождения этих захоронений — на могилах советских воинов в годы Великой Отечественной войны никогда не ставили крестов. Следовательно, наиболее вероятно предположить, что это не советский ТБ-7, а нечто другое. Действительно, недавно местным поисковикам удалось отыскать некоторые детали, позволяющие сделать предположение, что здесь лежат обломки, возможно, Не-277 и захоронен погибший немецкий экипаж. Если в будущем удастся достоверно подтвердить, что на берегу Байдарацкой губы лежит фашистский самолет, то это может стать еще одним практическим подтверждением существования в Третьем рейхе специальной арктической авиагруппы (под командованием полковника Ровеля), которая предназначалась для воздушного проникновения в глубокий тыл Советского Союза,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.241 (0.093 с.)