Виды помощи при осуществлении звукового анализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды помощи при осуществлении звукового анализа



ПЕРВЫЙ вид помощи - это организующая помощь. Когда мы говорим ребенку только слова "подумай",

"послушай внимательно", мы оказываем ему именно этот вид помощи. При этом мы можем повторить второй раз слово без голосовых усилений и утрированных пауз. Эти слова повторяются для привлечения внимания ребенка и для того, чтобы быть уверенным, что ребенок их расслышал.

ВТОРОЙ вид помощи - это повторение слова ребенком. Если после повторения слова, ребенок правильно выделяет первый звук в слове, то значит и в процессе обучения целесообразно применять этот прием в работе с данным ребенком, поскольку для него значимым оказывается именно сочетание слухо-двигательных ощущений.

ТРЕТИЙ вид помощи - обучающий. За выполнение задания с ним баллы ребенку не начисляются, но то, что ребенок может этим пользоваться, позволяет судить о готовности ребенка к формированию операции звукового анализа. Этот способ состоит в следующем: взрослый вместе с ребенком, а затем порознь, произносят слово утрированно, т.е. четко выделяя паузы и акцентируя произнесение каждого звука в отдельности. А после опять задается вопрос о первом звуке в слове, втором и т.д. Если ребенок не справляется с анализом слова после такой массированной помощи, то это должно подсказать педагогу, что ребенок не готов к усвоению основ грамотности. Нужно обязательно проконсультироваться у школьного логопеда о способах развития у такого ребенка фонематического слуха. Это поможет избежать ошибок, ведущих к дисграфии и дислексии, когда вследствии недоразвития слухового восприятия основой обучения становится лишь зрительная память ребенка.

СЛОВА, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ДЛЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА

Для воспитанников подготовительных групп детского сада можно предложить следующие слова:

лук бык мак рак сок кот пух

вата рука ноты шуба сани укол

бант волк танк лист рост мост

стол стул врач кран гром прут шарф

паук банан фикус замок

(По одному слову из каждой горизонтали. Например, возможен набор слов: лук, волк, стул, банан.)

Для учащихся 1 класса (1-4) - шестилетки - подойдут и те слова, которые находятся в верхнем списке, и следующие, более сложные по своему составу:

бочка миска палка кофта булка труба круги крыша глина груша кактус бублик лыжник Для учащихся первых (1-3) - вторых классов

целесообразно давать слова более сложной структуры. Например, можно предложить несколько стандартных наборов, которые варьируются, дополняются и заменяются словами из вышеприведенных списков

слов.

1. лапа крыса игра воздух

2. луг стол шнурок турист

3. роза парк миска игла спинка

Кроме определения сформированности операции звукового анализа, в особенно тяжелых случаях, когда ребенок не может назвать ни одного звука из анализируемого слова, можно предложить ребенку по­пытаться услышать хотя бы один звук, но не в слове, а в звукоподражании. Этими звукоподражаниями могут быть следующие:

ау му ум ав кар

Конечно, за выполнение этой работы ребенку баллы не начисляются.

В процессе работы по данной методике педагог может импровизировать. Если подобные задания его увлекают, он может легко подбирать слова разной степени сложности, которые помогут ему выявить более высокий потенциал его воспитанников или увидеть их специфические трудности, и не только предложить, но и осуществить целенаправленную коррекционную работу.

ОФОРМЛЕНИЕ ДЕТСКИХ РАБОТ

Для того, чтобы грамотно воспользоваться результатами проведенного обследования - изучать по ним динамику развития ребенка, совершенствовать коррекционную работу, сравнивать между собой тенденции в развитии детской популяции, меняющиеся из года в год - необходимо уделить внимание четкому оформлению листочков, с которыми работали дети. На первой стороне листа в левом углу пишется дата обследования ребенка, а в правом указывается его фамилия и имя, дата рождения, под ней в скобках -количество полных лет и полных месяцев, которые исполнились ребенку со дня его рождения на момент обследования; далее номер школы, класс и профиль класса. Например: Иванов Петя. 09.05.90 г. (7 л. 4 мес), 1-б (1-3), "углубл. языковой".

Если во время проведения обследования или во время последующей беседы, что-то в высказываниях ребенка поразило или удивило - запишите, но не в отдельную тетрадку, а сюда же на листочек. В последствии эти заметки могут подсказать ситуации, значимые для про­ведения коррекционно-развивающей работы с ребенком или послужат ключом к объяснению имеющихся у ребенка трудностей. Обязательно укажите на листочке специфические особенности выполнения задания ребенком, например, его левшество. Обратите внимание, что все записи на листочках делаются педа­гогом уже после того, как ребенок закончил свою работу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.005 с.)