Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Каллист патриарх и сподвижник его Игнатий Ксанфопулы
Краткое о них сведение
Наставления безмолвствующим, в сотне глав
- О нужде научать друг друга добру.
- Указывается, что настоящее наставление пишется по просьбе некоего брата и в исполнение заповеди отеческой; испрашивается помощь Божия себе к написанию, а читающим к уразумению и исполнению того.
- Программа предлежащего наставления.
- Основное начало наставления.
- Слава благодати св. крещения, и – что омрачает ее, и что восстановляет.
- Во святом крещении мы туне приемлем божественную благодать; когда же закрываем ее страстями, то опять возочищаем исполнением заповедей.
- Живущему по Богу надо все заповеди проходить, но большую часть деятельности уделять первейшим из них, яко породительницам прочих.
- Начало всякого Богу угодного действования есть с верою призывание имени Господа нашего Иисуса Христа, и с ним воссиявающие из него мир и любовь.
- Каждым из сих трех и всеми тремя вместе подается нам обилие всех благ.
- И Господь наш Иисус Христос, в дни спасительной страсти, их оставил ученикам своим, как окончательные заповеди и наследие божественное, также и по воскресении.
- В сих трех совмещены все добродетели.
- Дар и присещение Святого Духа подается верным от Бога Отца о Христе Иисусе и о святом имени Его.
- Святыми отцами и с живущим в них Духом Святым преподобно определено молиться нам Господу нашему Иисусу Христу и у Него просит милости.
- Тому, кто возжелал непадательно шествовать о Господе путем безмолвия, паче всего надлежит со всецелым от всего отречением избрать и совершенное повиновение.
- Какие признаки истинного послушания, кои имея истинный послушник, мог бы послушничествовать без падений.
- Искренно и по Богу возжелавшему безмолвствовать должно при православной вере стараться быть исполнену и благих дел, – и проч.
- О страхе Божием, что Он двояк: один новоначальных, другой совершенных.
- За заповеди и веру Господа нашего Иисуса Христа, должны мы и самой жизни не щадить, когда потребует того время.
- Естественный метод вхождения внутрь сердца вниманием чрез дыхание с творением при сем молитвы: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. Метод сей немало способствует к сосредоточению помышлений ума.
- Еще – о естественном методе призывания Господа Иисуса Христа вместе с дыханием.
- И Св. Златоуст учит молитве внутрь сердца с словами: Господи Иисусе, Христе, Сыне Божий, помилуй мя.
- Свидетельства о том же св. Лествичника и Исихие.
- Желающему мысленно трезвенствовать, – всякому, паче же новоначальному, – надо, для удобнейшего упражнения в молитве, жить в келлии безмолвной и несветлой, потому что чрез это ум и мысли естественно некако собираются во едино.
- Главным образом непарительность подается уму Господом нашим Иисусом Христом при призывании в сердце с верою святого имени Его; а этот естественный метод (прием) схождения в сердце путем дыхания, и это уединение в месте безмолвном и несветлом, и все другое подобное, только способствуют к сему некако.
- Как безмолвствующему надлежит проводить время от вечера до пробуждения от сна.
- Как, востав от сна, проводить время до утра.
- Как подобает жительствовать с утра до обеда.
- О том, сколь потребно избегать праздности, и о том, что церковное предание должно соблюдать и безмолвствующему.
- Еще о молитве, и что молиться надлежит всегда.
- О телесной диете, т.е. как должно питаться безмолвствующему.
- Как подвизающемуся должно питаться в понедельник, среду и пяток.
- Как должно питаться во вторник и четверток.
- Как надлежит питаться в субботу. Также о бдениях, и о том, как подобает принимать пищу во время оных.
- Как подобает питаться по Воскресеньям, – и о других вещах, также о труде и смирении.
- Какую диету держать и как жительствовать должно в посты, и особенно в пост великий.
- О рассуждении в частности, и о том, что умеренному деланию цены нет; и о послушании.
- Как подвизающемуся надлежит проводить время от вкушения пищи до заката солнца; и о том, что веровать должно, что по труду и мере делания нашего прибавляется нам и подаяние божественных даров.
- Чистая молитва есть больше всякого делания.
- О количестве коленопреклонений в продолжении дня и ночи.
- О том, что раздаяние даров божиих бывает не только по мере подвига и делания нашего, как сказано, но и по навыку и способности. по вере и естественному нашему предрасположению.
- О всеобъемлющей и совершеннейшей рассудительности; и о том, кто живет противоестественно и плотски, – кто – по естеству и душевно, и кто выше естества и духовно.
- Еще о рассудительности, в уподоблениях.
- О преложении и изменении, бывающем с каждым человеком, и о высокой славе смирения.
- О покаянии, чистоте и совершенстве.
- О пяти деланиях первоначального, или вводного безмолвия приступающих к нему, именно: молитве, псалмопении, чтении, богомыслии и рукоделии.
- С чего начинать надо восхотевшим разумно безмолвствовать, какое сему начало, возращение, преуспеяние и совершенство.
- О чине безмолвия новоначальных.
- О внимательной и трезвенной сердечной молитве и делании ее.
- Как святые отцы предали нам говорить молитву.
- О том, что не только у св. отцов, но и у св. Апостолов обретаются, тайноводственно изреченные Духом, словеса священной молитвы сей.
- О том, что и новоначальным можно молиться иногда всеми словами молитвы, иногда частью их, – внутри однако же сердца и всегда, и о том, что не надо часто переменять речения молитвенные.
- О том, что плод внутрь – сердечной молитвы требует долгого времени подвига и нуждения себя, и что вообще все доброе немалым трудом и временем достигается.
- О молитве сердечной нечистой; и о том, как достигает кто молитвы чистой и непарительной.
- О непарительной и чистой сердечной молитве, и рождающейся от нее теплоте.
- Теплота различное имеет порождение; но та, которая происходит от чистой сердечной молитвы есть самая настояще истинная.
- Какое непосредственное действие теплоты сердечной.
- О вожделении Господа и расположении к Нему, кои рождаются от теплого внимания и молитвы.
- О слезах сердечных; и еще о божественном вожделении и расположении.
- Увещание – не искать ничего, что выше меры; и – еще – руководство относительно непрестанного сердцем памятования Господа нашего Иисуса Христа.
- О теплой ревности, о божественном в нас явлении, и о существенном просвещении благодати.
- О действах Божеском и вражеском.
- Об учителе просвещенном и незаблудном.
- О просвещении истинном и ложном, т.е. о свете Божеском и лукавом – вражеском.
- О мечтании непотребном и благопотребном и как должно относиться к ним.
- Не только непотребное, но и благопотребное мечтание неуместным признано святыми отцами в чистой молитве и в умном делании простом и единичном.
- Об уме, душе и сердце – чистых и совершенных.
- Как Пророки видели образные видения.
- О чистой молитве.
- Иное есть бесстрастие ума, а другое молитва истинная, – что и выше.
- Еще о мечтаниях и воображениях ума, – и о признаках прелести и истины.
- Об утешении божественном и поддельном.
- О сладости божественной из сердца источающейся.
- О том, что духовная сия сладость много знамений имеет, и не имеет наименования.
- Желающие надлежащим образом безмолвствовать по всей необходимости должны кроткое иметь сердце.
- Как преуспеть в кротости; и о трех силах души – раздражительной, желательной и разумной.
- Надобно скорее каяться в случае падений каких-либо, и тем мудро укреплять себя против будущих искушений.
- О поскользновении и покаянии.
- О покаянии, страхе, любви, плаче, слезах и самоукорении.
- О внимании, и о том, что с мудрою осторожностью должно твердо держаться на своем пути.
- О том, что безмолвствующему надо быть рачительну о всем сказанном, паче же всего, быть тиху и кротку, и всячески стараться чисто призывать Господа Иисуса Христа внутрь сердца.
- О добром и восторженном Боголюблении, и о божественной красоте.
- О брани, обучительном попущении, и об оставлении по отвращению.
- О бесстрастии, – и о том, что есть человеческое бесстрастие.
- О бесстрастии и совершенстве.
- О страстности, сладострастии, пристрастии и бесстрастии.
- Кто страстен, сладострастен, пристрастен и бесстрастен; и о врачевании каждого из них.
- О вере, надежде и любви.
- О святом причащении, и о том, скольких благ бывает для нас виновно частое с чистою совестью сие причащение.
- Необходимо знать чудо Святых тайн, что они суть, для чего даны, и какая от них польза.
- Конец всех пространно изложенных вещей; и частное увещание просившему о том.
- Как должно слушать и принимать духовные словеса отцов.
- Возглавление всего (главнейший пункт), – как должно молиться, – и об истинном просвещении и божественной силе.
- Другое возглавление.
- О том, что сей есть воистину незаблудный, истинный, и отцепреданный образ жизни по Богу, т.е. безмолвие после послушания, которое достойно названо святыми жизнью во Христе сокровенной.
- О том, что хотя и другие есть спасительные пути, но этот предпочтительно царский есть, ведущий к усыновлению.
- По причине высоты – делания жительство сие многоименно.
- Нравоучение, – что с Божией помощью и благодатью и нам, сколько можно стараться, должно и подвизаться; да сподобимся от – ныне еще в виде залога, таких сверхъестественных и величайших даров, и ради малого разленения, увы! да не упустим их: что да не буди нам!
Блаженного Каллиста патриарха главы о молитве
Господин Каллист Тиликуд
О безмолвнической жизни
О внимании и молитве (собрано из святых отцов)
|