Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Врачебный контроль за детьми
Врачебный контроль за детьми, занимающимися физической культурой и спортом, должен осуществлять спортивный врач-педиатр. Основные вопросы медицинского обеспечения детской физической культуры и спорта изложены в соответствующих руководствах (см. Детская спортивная медицина, 1980). Однако врач-терапевт, занимающийся врачебным контролем за взрослыми, должен иметь представление о некоторых вопросах детского спорта. Хотя физическое развитие детей сегодня значительно превышает лучшие показатели довоенных лет и находится на высоком уровне, в состоянии здоровья детей все еще имеются существенные отклонения. В первую очередь к ним относятся наблюдающиеся еще нарушения опорно-двигательного аппарата, осанки (кифозы, сколиозы), снижение остроты зрения (близорукость), изменения со стороны сердечно-сосудистой системы (в частности гипертония), системы дыхания (бронхиальная астма и т. д.) и нервной системы (функциональные заболевания) и т. д.. Занятия физической культурой и спортом в детском возрасте, т. е. до окончания физического развития человека (до 20—21 года), ставят перед собой очень ответственную задачу — укрепление здоровья детей и обеспечение их гармонического развития. Эти задачи могут быть успешно решены только при строгом соблюдении двух основных условий. Во-первых, они должны осуществляться с учетом особенностей возрастного физического развития и, во-вторых, под тщательным врачебным наблюдением, которое имеет свою специфику и во многом не повторяет врачебные наблюдения за взрослыми физкультурниками и спортсменами. На основании динамики возрастного развития в спортивной медицине принято делить детей на 5 групп. Две первые — это дошкольный возраст — первая от 1 до 3 лет — называется преддошкольной, вторая — от 4 до 6 лет — дошкольной. Детей школьного возраста делят на 3 группы: младший школьный (от 7 до 11 лет), средний школьный (от 12 до 14 лет) и старший школьный возраст (от 15 до 18—19 лет). Детей среднего школьного возраста называют подростками, не разделяя по полу, а старший, до окончания развития, делят и называют юношами и девушками. Это связано с тем, что занятия физической культурой и спортом с 15 лет, т. е. с периода полового созревания, следует проводить раздельно. Отличия между этими возрастными периодами иногда существенны, так как развитие человека в детском возрасте идет неравномерно, гетерох-ронно.
Основные принципы врачебного контроля за взрослыми людьми нельзя механически переносить на детей. У детей свои особенности сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, эндокринной систем и т. п. Реакция детей на внешние воздействия, в частности на физическую нагрузку, также своеобразна. И, наконец, у детей своя патология. Врачебные наблюдения за детьми должны проводиться с учетом особенностей возраста, причем необходимо систематически проводить врачебно-педагогические наблюдения. Как и в отношении взрослых людей, к спортивным тренировкам могут допускаться только абсолютно здоровые дети. Особое внимание надо обращать на выявление ОХИ и их санацию (см. главу II). Необходимо также активно выявлять нарушения ритма сердца, нередко наблюдающиеся у подростков, юношей и девушек. Иногда эти нарушения ритма (чаще всего экстрасистолйя) могут быть функционального происхождения, однако нередко они являются следствием наличия ОХИ или органического поражения сердечной мышцы (миокардити-ческий кардиосклероз, дистрофия миокарда вследствие физического перенапряжения — ДМФП и т. д.). Иногда у юношей и девушек определяется повышение АД. Одно время существовал термин «юношеская гипертония», причем считалось, что она свойственна возрасту и со временем сама по себе проходит. Сегодня такая точка зрения принята быть не может. Всякое повышение АД свидетельствует о наклонности к прессор-ным реакциям, и это не «юношеская гипертония», а «гипертония у юношей», наблюдающаяся, к сожалению, достаточно часто — 15—17% у мальчиков и 13,3% у девочек в возрасте 10—15 лет [Янушкевичус 3., 1983]. Такие повышения АД требуют к себе серьезного внимания врача, ибо при правильном применении физических упражнений можно предотвратить развитие гипертонической болезни. Чрезмерные нагрузки, наоборот, способствуют ее развитию. Наконец, при оценке состояния здоровья подростков следует иметь в виду возможное отставание роста величины сердца от роста опорно-двигательного аппарата, особенно учитывая акселерацию (см. дальше). Речь идет о так называемом малом сердце, синдроме, по поводу которого имеется большая клиническая литература. Малое сердце функционально менее полноценно и поэтому адаптация его к физической нагрузке осуществляется с большим напряжением, вследствие чего работоспособность обладателя такого сердца снижается. Обычно отставание размеров сердца с возрастом проходит и создается соответствие всех систем организма. Однако дети с
малым сердцем требуют особого внимания врачей и повышение физических нагрузок у них должно проводиться осторожно под тщательным врачебным наблюдением. Вопрос о сроках начала занятий детей в различных видах спорта сегодня решается по-разному. Существуют официальные сроки начала занятий в детских и юношеских спортивных школах (ДЮСШ), опубликованные в 1970 г. (табл. 3), а также официальные указания, регламентирующие сроки начала выступлений в соревнованиях, масштаб и содержание этих соревнований и переходы в категорию взрослых спортсменов. Однако последнее время эти сроки далеко не всегда выдерживаются, поскольку появилась тенденция к омоложению спорта и возможно более раннему началу занятий. Так, в книге «Детская спортивная медицина» (1980) рекомендуются другие сроки начала занятий спортом. Для спортивной и художественной гимнастики, акробатики, фигурного катания, прыжков в воду — не позднее 7 лет, для бега на короткие дистанции, прыжков, метаний и других — позже 9 лет, для плавания — 6—7 лет, для тяжелой атлетики, борьбы и бокса — не ранее 14 лет и т. д. Однако в той же книге приводятся данные В. И. Чудинова (1976), в которых рекомендуются совсем другие сроки начала занятий спортом.
В учебнике «Спортивная медицина» (1980) сроки начала занятий спортом существенно отличаются от приведенных выше. Очевидно, что ясности в этом вопросе сегодня еще нет. Вместе с тем четкость в вопросах сроков начала тренировки необходима, так как преждевременное начало занятий, ранние выступления в соревнованиях, участие в соревнованиях со взрослыми отрицательно сказываются как на гармоничном развитии, так и на состоянии здоровья детей. При занятиях спортом детей существуют три этапа спортивной подготовки, в зависимости от которых используются различные средства физической культуры. ' Это начальная подготовка, специальная подготовка и спортивное совершенствование. На первом этапе, длящемся 1—2 года, основной задачей является общая физическая подготовка и обучение технике избранного вида спорта. Только к концу этого этапа допустимо участие в соревнованиях. На втором этапе происходит совершенствование техники, которое занимает все больше места и начинается тренировка в избранном виде спорта. На третьем этапе происходит спортивное совершенствование и объем общей физической подготовки несколько снижается. К сожалению, и в этом вопросе нет полной ясности. Так, например, в книге «Детская спортивная медицина» (1980) одни авторы (Р. Е. Мотылянская) считают, что этапов многолетней тренировки не три, а четыре, другие (В. Ф. Шварц) — даже пять. Следует упомянуть еще о том, что спортивные травмы у детей встречаются в 2 раза чаще, чем у взрослых. Процент тяжелых травм у детей вырос с 19 (от всех травм) в 1976 г. до 24 в 1982 г. На тренировочных сборах процент травмированных детей составляет 4—4,3. Это грозные цифры [Дембо А. Г., 1983].
Необходимо еще коротко остановится на двух очень важных и сложных вопросах, о которых должен знать любой спортивный врач. Первый касается периода полового созревания, второй — проблемы акселерации. Под половым созреванием следует понимать появление менструации у девочек, ломку голоса, появление растительности на лице (усы, борода) и т. п. у мальчиков. Период полового созревания существенно влияет на темп и уровень физического развития детей. Более раннее половое созревание определяет более высокие темпы физического развития, и наоборот. Это имеет значение в том смысле, что паспортный и биологический возраст у 40% детей в период полового созревания не совпадает. Все нормативные требования в физической культуре и спорте основаны на паспортном возрасте. Вместе с тем, очевидно, что основное значение имеет возраст биологический. Это значит, например, что девочка, в 13 лет уже менструирующая, старше своей 14-летней подруги, у которой менструации нет (Подробнее см. Детская спортивная медицина, 1980). Период полового созревания важен не только с медицинской точки зрения, но и с педагогической, ибо это самый трудный для воспитания возраст. Физическая культура и спорт играют особо важную роль в этом периоде. Не случайно сегодня стремятся развертывать спортивную работу с детьми по месту жительства, так как хорошо известна огромная воспитательная роль спорта в работе с так называемыми трудными подростками. Что же касается акселерации, то врач и тренер, работающие с детьми, должны ясно себе представлять, что такое акселерация и какое это имеет значение в отношении физической культуры и спорта. Термин «акселерация» введен в 1935 г. немецким ученым Кохом и означает ускорение роста и индивидуального развития ребенка. Факт ускорения роста человека известен давно, однако в последние годы темпы этого ускорения стали настолько выражены, что акселерацию стали называть загадкой двадцатого века. Быстрее происходит и окончание процесса роста: в 18— 20 лет у мальчиков (вместо 20—22 лет) и в 16—18 лет у девочек (вместо 18—20 лет). Соответственно раньше наступает и половое созревание. Детей высокого роста называют акселератами, низкого — ретардантами.
Если в целом явление акселерации следует расценивать | положительно, все же ускорение роста может создавать дисгармонию физического развития и, в частности, отставание в развитии внутренних органов, в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной систем. У каждого 15-го подростка существует разрыв между темпом роста в целом и развитием сердечно-сосудистой системы, не успевающей за ростом организма. Поэтому у акселератов часты жалобы на быструю утомляемость, слабость, сердцебиение и т. п., т. е. имеет место синдром малого сердца. Одновременно следует указать, что среди детей акселератов чаще стали встречаться кариес зубов, близорукость, диабет и некоторые другие заболевания; до 15% подростков страдают гипертонической болезнью, омолодился атеросклероз, выявляющийся иногда у 12—14-летних детей, онкологические заболевания. Как видно, проблема акселерации имеет огромное значение для врачей, работающих в области врачебного контроля. Детский коллектив стал более разнообразен — среди 14-летних детей могут оказаться дети в 11- и в 16-летнем биологическом возрасте и это осложняет задачи как врачей, так и тренеров. Установлено, что при правильном построении тренировочного процесса акселераты быстро прогрессируют в спорте. При этом, однако, надо иметь в виду, что в этот период имеется некоторое снижение выносливости кост-но-мышечной системы. Поэтому существенное место в тренировках должны занимать средства общей физической подготовки, необходимо очень постепенное, медленное увеличение специальных нагрузок. Существенное значение в решении этих вопросов имеют систематические врачебно-педагогические наблюдения и регулярные врачебные осмотры. До сих пор нет ясности в причинах акселерации. Существует много гипотез, однако ни одна из них безоговорочно принята быть не может. Во всяком случае уже сейчас темпы акселерации замедляются и есть все основания ожидать стабилизации этого процесса. В целом в отношении занятий физической культурой и спортом детей и подростков можно прийти к следующим выводам. К занятиям спортом следует допускать только абсолютно здоровых детей на основании заключения врача-педиатра, а к занятиям физическими упражнениями — только на основании заключения врача-педиатра о «дозе» физической нагрузки. Занятия физической культурой и спортом должны проводиться под постоянным врачебным наблюдением специалиста педиатра, знающего особенности возрастных периодов. Углубленное врачебное обследование необходимо повторять не реже 2 раз в год, врачебно-педагогические наблюдения проводить систематически. Группа занимающихся детей должна быть составлена с учетом биологического возраста с одинаковым уровнем физической подготовки. Тренировочную нагрузку нужно строго индивидуализировать. Врачебные рекомендации, в том числе режим быта, питания, достаточный отдых между нагрузками и полноценный 9—10-часовой сон, должны выполняться безоговорочно. Таковы очень коротко изложенные некоторые основные, принципиальные вопросы врачебного наблюдения за детьми и подростками, которые должен знать любой врач, работающий в области врачебного контроля.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 659; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.86.122 (0.018 с.) |