Понятие прокурорского надзора за законностью в сфере государственного управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие прокурорского надзора за законностью в сфере государственного управления



 

Согласно закону Украины от 05.11.91 г. «О прокуратуре» прокуратура Украины осуществляет надзор за соблюдением и правильным применением законов. В сфере исполнительной деятельности органы прокуратуры осуществляют общий надзор, который заключается в проверке соответствия законам актов и действий всех государственных органов, объединений граждан, предприятий, учреждений (независимо от форм собственности, подчиненности, принадлежности), должностных лиц и граждан. Органы прокуратуры не осуществляют надзор за законностью актов, принимаемых Верховной Радой, а также указов и распоряжений Президента Украины. Правовые акты и действия всех других органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан, предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности, должностных лиц и граждан являются поднадзорными прокуратуре.

При осуществлении общего надзора прокуроры не наделены непосредственно правом применения меры принудительного воздействия относительно устранения нарушений законности, отмены противозаконных актов управления и их изменения, освобождать или назначать работников, налагать на виновных взыскание.

Выполняя свои надзорные функции, прокуроры используют присущие только им методы и формы.

В юридической литературе под методами общенадзорной деятельности понимают те приемы и средства, при помощи которых выявляются нарушения законов. Так, прокуроры вправе: затребовать предоставление им документов и сведений, беспрепятственно входить в помещение, осуществлять на местах проверку законов, требовать от соответствующих органов и должностных лиц проведения проверок и ревизий подчиненных объектов, требовать от должностных лиц и граждан письменных объяснений по поводу нарушений законов.

Прокурорские проверки проводятся по различным сигналам о нарушении законности. Это обращение (в том числе жалобы) граждан, информация по радио, телевидению, в прессе, данные, полученные прокурором от других государственных органов или в связи с участием в заседаниях органов местного самоуправления, собрании общественных объединений и т.п.

Одной из задач общего надзора прокуратуры - выявление нарушения закона и нарушителя, устранение выявленных нарушений и привлечение нарушителя к предусмотренной законом ответственности.

Должностные лица, уклоняющиеся от выполнения законных требований прокурора о проведении проверок, ревизий, о выделении специалистов по соответствующим вопросам, о предоставлении необходимых материалов, могут быть привлечены к ответственности согласно законодательству об административных правонарушениях. В случае уклонения от явки по вызову прокурора в прокуратуру должностные лица и граждане также могут подвергаться административной ответственности.

Формы прокурорского реагирования на обнаруженные нарушения законов - это те средства, которые используются прокурором для поддерживания режима законности, т.е. акты прокурорского реагирования. Закон называет четыре вида таких актов: протест, представление, предписание и постановление прокурора в порядке общего надзора.

Протест (ст. 21 Закона Украины «О прокуратуре») принимается прокурором (его заместителем) с целью отмены юридического акта или приведения его в соответствие с законом, а также прекращения незаконных действий руководителей, должностных лиц, восстановления нарушенного права. Протест приносится в орган, издавший противозаконный акт, или в вышестоящий орган, которые должны его рассмотреть в течение 10-ти дней и принять меры реагирования. О решении, принятом в связи с протестом, следует сообщить прокурору. Действие опротестованного акта прекращается до рассмотрению протеста.

Если протест отклонен или соответствующие органы (должностное лицо) уклоняются от его рассмотрения, прокурор может обратиться в течение 15-ти дней с момента получения сообщения об отклонении протеста или истечении срока его рассмотрения с заявлением в суд о признании акта незаконным. Подача заявления приостанавливает действие правового акта.

Прокурор вправе отозвать протест или сделать в нем изменения до начала рассмотрения протеста в судебном заседании, а в ходе судебного заседании высказать другое, чем в протесте, мнение. Протест может быть отозван или изменен вышестоящим прокурором.

Представление (ст. 23 Закона Украины «О прокуратуре») - это письменный правовой акт прокурора, в котором анализируются выявленные нарушения законов в актах и действиях поднадзорных органов (должностных лиц). Оно имеет предупредительный характер, его цель - устранения нарушений, причин и условий, им содействующих, а также привлечения к ответственности виновных лиц. В месячный срок должны быть приняты меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им содействующих, и об этом сообщается прокурору. Оставление представления без рассмотрения или несвоевременный ответ влекут административную ответственность должностных лиц согласно ст. 1856 КУАП Украины.

В зависимости от характера нарушения закона должностным лицом или гражданином прокурор (заместитель) выносит мотивированное постановление (ст. 24 Закона Украины «О прокуратуре») о дисциплинарном производстве, производстве об административном правонарушении или о возбуждении уголовного дела в отношении этих лиц.

Постановление о нарушении дисциплинарного производства или производства об административном правонарушении должно быть рассмотрено соответствующим органом (должностным лицом) в 10-дневной срок после его поступления. О результатах сообщается прокурору, который вынес постановление.

Письменное предписание (ст. 22 Закона Украины «О прокуратуре») направляется в случае, когда нарушение закона имеет очевидный характер и может причинить существенный вред интересам государства, предприятия, учреждения, а также гражданам, если оно не будет немедленно устранено. Письменное предписание вносится прокурором (заместителем) органу или должностному лицу, допустившим нарушение, или органу или должностному лицу высшего уровня, правомочным устранить нарушение.

Предписание подлежит немедленному исполнению, о чем сообщается прокурору. Оно может быть обжаловано соответствующим органом или должностным лицом вышестоящему прокурору, который обязан рассмотреть жалобу в течение 10-и дней. Решение высшего прокурора является окончательным.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.004 с.)