Правоспособность и дееспособность субъектов административного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правоспособность и дееспособность субъектов административного права



Субъект административного права всегда является субъек­том права. Одни и те же субъекты права могут одновременно быть субъектами различных отраслей права, в том числе пуб­личного административного права, иными словами, один и тот же гражданин может быть субъектом как гражданского, так и административного или уголовного права. Суть соответствую­щих правоотношений раскрывается через понятие правоспо­собности, ее характер, содержание и объем.

Административная правоспособность и административная дееспособность - главные составляющие административно-правового статуса субъектов административного права. В отли­чие от частного права (гражданского законодательства), норма­тивно устанавливающего понятия гражданской право- и дее­способности, в административном праве термин «администра­тивная правосубъектность» лишен правового регулирования и анализируется учеными в целях выяснения правовой природы и общих вопросов административно-правового статуса участ­ников административно-правовых отношений.

Правоспособность субъекта сочетает в себе его юридические права и обязанности; она традиционно представляет собой спо­собность конкретного лица иметь субъективные права и юри­дические обязанности. Административная правоспособность -вид общей правоспособности субъекта права. Последняя пред­ставляет собой установленную законодательством и гарантиро­ванную государством возможность конкретного субъекта права (гражданина, государственного органа, государственного слу­жащего, должностного лица, хозяйственного общества, неком­мерческой организации и т. д.) вступать в различные правоот­ношения. Правоспособность - это возможность приобретать соответствующие права и исполнять обязанности совершать действия и принимать решения возбуждать административные производства и рассматривать д

 

ела об административных пра­вонарушениях нести ответственность в случае нарушения пра­вовых норм и несоблюдения установленных законом требо­ваний Таким образом правоспособность служит условием возникновения реальных правоотношений предпосылкой при­обретения каждой из сторон этих правоотношений конкретных прав и обязанностей Реализация прав и обязанностей субъекта административного права обеспечивается наступлением юридических фактов, образующих сами правоотношения. Право­способность субъекта права создает возможность применения к нему юридической (в том числе административной) ответствен­ности.

Административно-правовые отношения возникают тогда, когда субъекты (участники) этих отношений имеют админист­ративную правоспособность, т. е. обладают необходимым объе­мом прав и обязанностей, создающих основу для их вступления в правоотношения. Каждый участник административно-право­вых отношений, наделенный законодательством конкретными правами и обязанностями, может рассматриваться в качестве субъекта административного права.

Специфика любой отрасли права накладывает свой отпеча­ток на содержание административной правоспособности. Из­менение административного законодательства также вносит коррективы в сущность административной правоспособности. Каждый субъект административного права имеет особую адми­нистративную правоспособность. Например, административная правоспособность гражданина отличается от административной правоспособности организаций, органов исполнительной вла­сти, общественных объединений и иных организаций.

Вместе с тем реализацию правоспособности как физиче­ских, так и юридических лиц (например, органов исполни­тельной власти) невозможно представить без волеизъявления самого физического лица либо представляющего орган пуб­личного управления должностного лица. Проявленная воля субъекта по использованию прав и исполнению обязанностей способствует наполнению правосубъектности юридическим содержанием. Таким образом, административная правоспособ­ность - это потенциальная возможность субъекта воспользо­ваться установленными для него правами, свободами, а также исполнить обязанности, осуществить компетенцию и полно­мочия. С практической точки зрения правоспособность субъ­екта административного права создает лишь предпосылки для реализации его правового статуса. Иначе говоря, правоспособ­ность характеризует субъекта права как лицо, которое может воспользоваться при наличии соответствующих условий кон­кретными правами, свободами и на которое можно в действи­тельности наложить обязанности (запреты, ограничения), а также привлечь к юридической ответственности

Все субъекты административного права, с одной стороны, имеют свой особый административно-правовой статус. Поэтому, как и ранее, современные учебники административного права в разделе «Субъекты административного права» содержат материал об административно-правовом статусе граждан, ино­странных граждан и лиц без гражданства, органов исполни­тельной власти, государственных служащих, предприятий, уч­реждений и организаций (государственные и негосударствен­ные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, обществен­ные объединения, религиозные объединения).

С другой стороны, все субъекты административного права обладают общими чертами, характеризующими их администра­тивную правоспособность. Как общие, так и специфические признаки обусловлены предметом административного права и методом административно-правового регулирования. Можно выделить такие признаки, определяющие общее в администра­тивной правоспособности субъектов административного права, как:

управленческая сущность деятельности, проявляющаяся при реализации административной правоспособности: субъек­ты административного права неразрывно связаны с исполни­тельной властью, они осуществляют государственное управле­ние, различные функции публичного управления (для всех субъектов административного права);

наличие специальных прав и обязанностей субъектов ад­министративного права, способствующих формированию орга­низационных связей и отношений в системе публичного управ­ления (для всех субъектов административного права);

юридическая властность действий и распорядительность решений, принимаемых некоторыми субъектами администра­тивного права (для органов исполнительной власти и должно­стных лиц);

реализация государственно-принудительных полномочий, мер административного принуждения (для специальных субъ­ектов права, наделенных соответствующими полномочиями);

обеспечение защиты правоотношений, участниками кото­рых являются граждане (для всех субъектов административного права);

юридические гарантии рассмотрения возникшего в систе­ме публичного управления правового спора в административ­ном или судебном порядке в рамках установленных процессу­альных правил (для всех субъектов административного права).

Субъекты административного права, имеющие установлен­ный административно-правовыми нормами правовой статус, становятся участниками административно-правовых отноше­ний тогда, когда практически осуществляют определенную за ними административную правоспособность. Таким образом, субъекты административного права наряду с административной правоспособностью должны обладать и административной дее­способностью, т. е. иметь возможность реализации принадле­жащих им прав в области публичного управления. Под админи­стративной дееспособностью физического или юридического лица понимается их способность своими решениями и дейст­виями (бездействием) приобретать и осуществлять права, соз­давать для себя и иных лиц обязанности, исполнять их и обес­печивать права и свободы граждан.

Административная дееспособность имеет «активное» и «творческое» начало, позволяющее осуществить нормативно установленную за субъектом административного права право­субъектность, т. е. использовать принадлежащие субъекту права и свободы, полномочия и компетенцию, обеспечивать закон­ность в сфере публичного управления, исполнять управленче­ские функции, применять административно-правовые формы и методы управления, меры административного принуждения. Дееспособность - это важнейшее условие реализации субъек­тами принадлежащих им прав и свобод, а также исполнения ус­тановленных обязанностей

Административная дееспособность предполагает способ­ность физического лица или представителя государственной администрации осознавать и правильно оценивать свои дейст­вия, имеющие правовое значение, руководить ими и гаранти­ровать законность их применения. Дееспособность состоит из таких элементов, как способность лица: самостоятельно реали-зовывать принадлежащие ему (гражданину, иностранцу, лицу без гражданства) права; осуществлять установленную компе­тенцию и принимать правовые акты управления; применять меры административного принуждения; признавать, гарантиро­вать и защищать права и свободы граждан; нести правовую от­ветственность за вред, причиненный гражданам, государствен­ному органу или юридическому лицу; нести в случае соверше­ния административного или дисциплинарного правонарушения (проступка) соответственно административную или дисципли­нарную ответственность (административная деликтоспособ-ность). В последнем случае деликтоспособность - часть дееспособности. Субъект административного права имеет возмож­ность (способен) принять на себя установленные законом меры административной или дисциплинарной ответственности, т. е. терпеть отрицательные последствия совершенного правонару­шения (личного, имущественного или иного характера).

У разных субъектов административного права администра­тивная дееспособность возникает по-разному; главным услови­ем ее возникновения является характер прав, обязанностей и полномочий субъектов. Административное законодательство закрепляет сам факт наличия и объем дееспособности субъек­тов административного права в зависимости от различных кри­териев: 1) возраста (административная ответственность физиче­ских лиц наступает при достижении лицом 16 лет); 2) должно­стного положения (государственно-властные полномочия могут осуществлять только уполномоченные специальными правовы­ми нормами субъекты); 3) правового режима осуществления права и исполнения обязанностей (например, в условиях чрез­вычайного положения права граждан могут быть ограничены); 4) результатов проведения соответствующих регистрационных или иных административных процедур (например/некоторые организации - субъекты административного права - приобре­тают реальную возможность осуществлять свою деятельность только после государственной регистрации их уставов или по­сле получения лицензии (иного разрешения) на занятие опре­деленной деятельностью). Правовые основания для приобрете­ния административной дееспособности устанавливаются в нор­мативных правовых актах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.63.90 (0.006 с.)