Взаимосвязь и разграничение административного права и иных отраслей права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимосвязь и разграничение административного права и иных отраслей права



Административное право различается и взаимодействует с другими отраслями права.

Административное право конкретизирует своими нормами конституционное право и устанавливает возможность полной реализации конституционно-правовых норм (например, орга­низация единой системы органов исполнительной власти, госу­дарственной службы, развития административного законода­тельства и административно-процессуального законодательст­ва, административное судопроизводство, защита прав и свобод человека и гражданина). Конституционное право определяет структуру административно-правового регулирования и уста­навливает «стандарты» правового государства в установлении режима функционирования исполнительной власти.

Административное право взаимодействует с гражданским правом. Федеральные органы исполнительной власти могут принимать нормативные правовые акты, которые регламенти­руют гражданско-правовые отношения при условии, что они соответствуют нормам ГК РФ и иных федеральных законов. Взаимосвязь административного и гражданского законодатель­ства прослеживается в некоторых институтах например: госу­дарственная регистрация юридических лиц; лицензирование; возмещение ущерба причиненного незаконными действиями должностных лиц; публичный договор Административно-правовые институты включают нормы права, устанавливающие возможность применения к субъектам гражданского права ад­министративно-властных методов, т. е. имущественные отно­шения испытывают на себе властно-распорядительный и импе­ративно-регулирующий потенциал административно-правового регулирования. По справедливому мнению Ю. А. Тихомирова, административное право нужно рассматривать как одну из га­рантий реализации гражданско-правовых норм1.

Очень интересные и глубокие взаимосвязи мож

 

но обнару­жить между административным правом и муниципальным пра­вом. В предмет муниципального права входят отношения в об­ласти местного самоуправления. Однозначное отделение орга­нов местного самоуправления от органов государственной власти невозможно не только с теоретической точки зрения, но и с практической. Можно привести несколько, на наш взгляд, существенных аргументов в защиту этого тезиса:

местное самоуправление (муниципальное управление) пред­ставляет собой одну из форм демократии, т. е. способ форми­рования власти в государстве путем народного волеизъявления;

местное самоуправление - один из главных каналов взаи­модействия общества и власти на местном (муниципальном) уровне;

термин «местное самоуправление» включает понятия «управление» и «местное», указывая, таким образом, на его главным образом управленческую сущность;

местное самоуправление реализует важнейшие управленче­ские функции посредством специальных муниципальных орга­нов, имея те же практические цели, что и государственное управление;

муниципальное право регулирует отношения в сфере публич­ного управления, т. е. управления, осуществляемого муници­пальным образованием в лице органов управления, должностных лиц и муниципальных служащих. Субъекты муниципального управления используют традиционные для административного права механизмы, методы, формы и средства управления;

органы местного самоуправления обладают административ­ной правосубъектностью, т. е. установленной законодательны­ми и иными нормативными правовыми актами компетенцией.

Должностные лица и муниципальные служащие имеют соот­ветствующее правовое положение, традиционный набор полно­мочий, прав, обязанностей, запретов, ограничений и ответст­венности;

правовая защита физических и юридических лиц от неза­конных действий органов местного самоуправления обеспечи­вается административным правом;

в сфере местного самоуправления область традиционно по­нимаемых управленческих отношений является доминирую­щей, т. е. жизнедеятельность муниципального образования не­возможно представить вне управленческих отношений;

органы местного самоуправления и государственного управ­ления практически в каждой отрасли и сфере публичного управления тесно взаимосвязаны;

органы местного самоуправления реализуют отдельные госу­дарственные полномочия, которыми они могут наделяться.

Таким образом, административное право, изучая различные аспекты проблемы управления, включает в предмет своих ис­следований и такой вид социального управления, как местное самоуправление. Изучение местного самоуправления - это логическое продолжение анализа более обширной темы управ­ления, организации и сущности государственной власти в Российской Федерации, построения исполнительной власти и осуществления ее функций, а также децентрализации управле­ния.

Финансовое право как система правовых норм, регламенти­рующих финансовую деятельность государства, основывается в определенных сферах и пределах на методах, используемых в системе административно-правового регулирования. Финансо­вое право, обладая определенной самостоятельностью и являю­щееся отраслью права, регулирующей однородный по своему содержанию массив отношений, основывается на администра­тивно-правовых механизмах и правовых средствах. Админист­ративно-правовые нормы устанавливают порядок осуществле­ния финансовой деятельности государства, правовой режим деятельности налоговых органов, систему государственного фи­нансового контроля, административную ответственность за со­вершение нарушений в финансово-правовой, бюджетной или налоговой сферах. Современная концепция публично-правовых характеристик способов правового регулирования финансовых отношений включает в себя главные проявления применения дозволительного, обязывающего, запрещающего, рекоменда­тельного, поощрительного, договорного, согласительного пра­вовых способов при юридической регламентации отношений, возникающих в процессе осуществления финансовой деятель­ности государства, субъектов РФ и муниципальных образова­ний.

Метод финансового права является самостоятельным, ори­гинальным инструментом правового регулирования, специфика которого проявляется в его властно-имущественном характере, обусловленном особенностями предмета данной отрасли права, а также непосредственной связью с финансовой политикой го­сударства. Метод финансового права, включающий имущест­венные характеристики, а также императивность, обусловлен спецификой предмета финансового правового регулирования.

Таможенное право, которое регулирует отношения в области таможенного дела, использует методы административно-право­вого регулирования и административные процедуры (хотя они и называются таможенными). Основными сферами правового регулирования отношений в области таможенного дела являют­ся: отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; отноше­ния, возникающие в процессе таможенного оформления; отно­шения, складывающиеся в процессе таможенного контроля; от­ношения, появляющиеся в процессе обжалования актов дейст­вий (бездействия) таможенных органов и должностных лиц; отношения по установлению и применению таможенных режи­мов; отношения по установлению введению и взиманию тамо­женных платежей

Административное право включает в себя, а порой и обеспе­чивает действие норм экологического и земельного права. Нормы федеральных законов, устанавливающих охрану окружающей среды, санитарное законодательство используют многие ад­министративно-правовые институты, определяющие порядок управления в соответствующих сферах государственной дея­тельности, а также способы обеспечения законности в них (на­пример, экологический контроль, санитарно-эпидемиологиче­ский надзор). При этом нормы экологического или земельного права могут реально осуществляться во многих случаях при непременном административно-процессуальном обеспечении действия экологического или земельного законодательства Нормы административного права позволяют на практике peaлизовывать потенциал норм указанных отраслей права (напри­мер, применение административной ответственности за нару­шения экологического законодательства, при совершении на­рушений санитарного законодательства).

Трудовое право можно сравнивать с административным, как правило, в институте государственной службы и администра­тивного принуждения. В системе государственной службы в оп­ределенных пределах действуют нормы трудового законодатель­ства. Такое положение устанавливается Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г., Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Феде­рации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Россий­ской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» содержатся рекомендации судам по применению трудового за­конодательства к отношениям, регулируемым нормами публич­ного служебного права' Кодекс РФ об административных пра­вонарушениях устанавливает административную ответствен­ность за нарушение трудового законодательства РФ

Административное право можно отграничивать и от уголов­ного и уголовно-исполнительного права. Эти отрасли права ис­пользуют одинаковый метод правового регулирования - за­прет, за нарушение которого наступает соответственно админи­стративная или уголовная ответственность. В уголовном праве устанавливаются составы преступлений против интересов госу­дарственной и муниципальной службы. Уголовное право уста­навливает ответственность и за нарушения правил, устанавли­ваемых нормами административного права (например, в облас­ти осуществления предпринимательской деятельности, против военной службы, против общественной безопасности и обще­ственного порядка). Правоохранительная служба осуществляет свои задачи и функции как в сфере действия уголовного, так и административно-деликтного права. Управление в области ис­полнения уголовных наказаний основывается на традиционных характеристиках государственного управления обеспечивающего выполнение конкретных задач уголовно-исполнительного права.

Административное право взаимодействует со многими дру­гими отраслями как материального, так и процессуального пра­ва. Проводимые сравнительно-правовые исследования показы­вают наличие у многих отраслей права сходных черт, порядка реализации правовых норм, неразрывную взаимосвязь отдель­ных правовых институтов, схожесть применяемых методов пра­вового регулирования.

 

1 См.: Тихомиров Ю. А. Административное право и процесс: Пол­ный курс. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005. С. 95-96.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.160.154 (0.007 с.)