Организация борьбы экипажа за живучесть судна 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация борьбы экипажа за живучесть судна



Аварийное имущество используют только по прямому назначению.

Борьба за живучесть судна является обязанностью всех членов экипажа, регламентированной Уставом службы на судах, Наставлением. по борьбе за живучесть судна и судовым расписанием по тревогам.

Для борьбы с водой, пожарами, паром, дымом, утечкой газа, а также для ликвидации последствий аварий на судне создаются аварийные партии и группы. Число 'их определяется численностью экипажа. При численности экипажа свыше 100 чел. создают три аварийные партии (носовую, кормовую и машинного отделения); при численности 50—100 чел.—две аварийные партии (носовую и кормовую) и аварийную группу машинного отделения; при численности 15—50 чел.— аварийную партию и аварийную группу машинного отделения; при численности менее 15 чел. — аварийную группу. Командирами аварийных партий (групп) на­значают: при двух аварийных партиях командиром носовой партии — второго помощника капитана, кормовой — третьего механика; при одной аварийной партии — второго помощника капитана, его заместителем — третьего механика. Командиром аварийной партии (группы)' машинного отделения является второй механик. Кроме аварийных партий, членов экипажа расписывают по различным судовым постам.

В порту при увольнении экипажа на берег на судне ежедневно создают стояночную аварийную партию или группу, способную обеспечить борьбу за живучесть судна до прибытия береговых пожарных команд или аварийных спасательных подразделений. Ее численность при стоянке судна у причала не менее 1/5 части экипажа при стоянке на рейде — не менее 1/3 Командиром стояночной аварийной партии (группы) является вахтенный по­мощник капитана, заместителем — вахтенный механик.

В каждой аварийной партии создают группу разведки по­жара и группу разведки нарушения водонепроницаемости корпуса. Члены группы разведки пожара должны быть обучены правилам ра­боты с дыхательными аппаратами на сжатом воздухе АСВ-2.

Обязанности аварийных партий и всех членов экипажа определяются Наставлением по борьбе за живучесть судна и конкретизируются применительно к данному судну в судовом расписа­нии по тревогам.

Расписание по тревогам — основа организации борьбы экипажа за живучесть судна. Его вывешивают на видных местах в общедоступных помещениях судна. Для каждого члена экипажа составляют каютную карточку — выписку из расписания, в которой указывают значение сигналов тревоги, обязанности и место сбора по тревогам, номер и местонахождение спасательной шлюпки, за которой он закреплен по шлюпочной тревоге. Каютную карточку закрепляют над койкой члена экипажа или на видном месте при выходе из каюты.

‘Установлены следующие виды тревог: общесудовая, «Человек за бортом», шлюпочная, «Радиационная опасность», химическая.

Сигналом общесудовой тревоги является непрерывный звонок громкого боя в течение 25—30 с. При цожаре во время стоянки судна в порту этот сигнал дополнительно сопровождается частыми ударами в судовой колокол. Общесудовую тревогу объявляет вахтенный помощник капитана (по указанию капитана) при необходимости заблаговременно подготовить судно к предотвращению предполагаемой опасности, при поступлении воды внутрь судна, возникновении на судне взрыва, пожара, утечки газа и в других аварийных ситуациях. Стояночное расписание по общесудовой тре­воге составляют ежедневно и вывешивают на видном месте у трапа.

Сигнал тревоги «Человек за бортом» — три продолжительных звука звонка громкого боя или свистка, повторяемых 3—4 раза. Тревогу объявляет вахтенный помощник капитана при падении человека за борт или обнаружении его в воде.

Сигнал шлюпочной тревога —семь коротких и один продолжительный звук звонка громкого боя, повторяемый 3—4 раза. Тревогу объявляют по указанию капитана при угрозе гибели судна, когда возникает необходимость оставления последнего экипажем и пассажирами.

Сигнал тревоги «Радиационная опасность» — один короткий и два продолжительных звука звонка громкого боя, повторяемых 3 раза с интервалом 2 с.

Сигнал химической тревоги — четыре коротких и один продолжительный звук звонка громкого боя, повторяемый 3 раза с интервалом 2 с.

Сигналы тревог дублируют голосом по трансляционной сети с указанием вида тревог В случае пробоин, утечки газа или пожара по возможности указывают их место. Отбой всех тревог объявляют по трансляционной сети.

Для практической отработки действий экипажа по тревогам на каждом судне в плановом порядке проводят учебные тревоги. Их объявляют по указанию капитана судна.

Успешной борьбе экипажа за живучесть судна способствует наличие на судне заранее разработанных, оперативных планов, в которых предусматривают наиболее эффективные действия экипа­жа в различных аварийных ситуациях.

При исправном состоянии и правильной эксплуатации водонепро­ницаемых закрытий течь на судне может появиться только в результате нарушения водонепроницаемости наружной обшивки и палубы. Чаще всего причиной появления течи являются пов­реждение корпуса вследствие посадки судна на мель, касания им твердого грунта, столкновения, навала его на другое судно или береговое сооружение, а также ослабление прочности корпуса под воздействием местных перегрузок и ледовых повреждений.

По расположению относительно ватерлинии повреждения корпуса подразделяют на подводные, надводные и частично подводные, а в зависимости от характера повреждений - на пробоины, трещины, отверстия от выпавших заклепок и др.

Водотечность корпуса, появившаяся в результате трещины, нарушения шва или ослабления заклепки в обшивке корпуса, обнаруживают по результатам замеров уровня воды в льялах. С этой целью замеры выполняют систематически: на ходу судна — в конце каждой вахты, на стоянке — 2 раза в сутки (утром и вечером). При плавании во льдах уровень воды в льялах замеряют ежечасно и после каждого сильного удара судна о льди­ну, а при ледовом сжатии — каждые 15 мин.

Незначительное поступление воды не представляет опасности для судна, оборудованного мощными водоотливными средствами. Однако при больших повреждениях корпуса (пробоинах, больших трещинах и др.) водоотливные средства бывают не в состоянии справиться с поступающей водой. В этом случае принимают срочные меры к тому, чтобы не допустить распространения воды по судну и прекратить или уменьшить поступление воды внутрь него. Прежде всего определяют поврежденный отсек по фильтрации воды в смежные отсеки через неплотности в переборках, по шуму воздуха., выходящего через воздушные и- мерительные трубки, по отпотеванию переборок и палуб в смежных отсеках и т. д. На судах некоторых типов установлены системы автоматических указателей мест течи. При заполнении отсека водой на контрольном щите загорается сигнальная лампочка, и специальный прибор показывает, сколько воды поступило в отсек.

При объявлении общесудовой тревоги указывают по трансляционной сети примерный район повреждения (например, «Течь полевому борту в районе грузового трюма № 1»), Группа разведки принимает меры к установлению точного места, размеров и характе­ра повреждения корпуса судна при незагруженном трюме путем осмотра, при загруженном — по шуму поступающей воды и другим признакам. О месте и размерах пробоины старший группы докладывает командиру аварийной партии, а последний — на главный командный пункт. Для предотвращения поступления воды в смежные отсеки устанавливают наблюдение за переборками и в случае необходимости подкрепляют их аварийными брусьями и раздвижными упорами.

После объявления тревоги задраивают иллюминаторы, водонепроницаемые двери и закрытия, имеющие маркировку П и Т, в районе повреждения сосредоточивают необходимое аварийное имущество.

 

 

Рисунок 14.2 - Схема заводки облегченного пластыря на пробоину

Чтобы откачать воду из затопленного отсека и устранить повреждение корпуса судна, на пробоину накладывают ава­рийный пластырь. Для устранения водотечности корпуса через ра­зошедшиеся швы обшивки, малые пробоины, выпавшие заклепки используют парусиновый пластырь, так как работа по его постановке менее трудоемка. На пробоины размером 1—1,5 м2 и более накладывают кольчужный или облегченный (рисунок 14.2) пластырь.

Постановку пластыря осуществляют следующим образом.

Установив место пробоины 6 по длине судна, отмечают мелом на палубе ее границы. Останавливают судно или снижают его ход до самого малого. Пластырь 5 раскатывают на палубе в очерченных границах пробоины. Заводят подкильные. концы с носа судна (с кормы заводят обычно только при стоянке судна на якоре) Первым опускают средней частью под форштевень и проводят по бортам под днищем судна кормовой 1 под- кильный конец, вторым — носовой 2. Если пробоина широкая, то вслед за кормовым подкильным концом заводят два-три стальных конца (фальш-шпангоута) с огонами, которые, будучи наложенными на пробоину, препятствуют затягиванию в нее пластыря при откач­ке воды из затопленного отсека.

Дополнительные подкильные концы не требуются, еслн на пробоину накладывают облегченный пластырь с распорными рейками. При использовании кольчужного пластыря заводят три подкильных конца: носовой, кормовой и средний. Подкильные концы,

подведенные к месту пробоины, присоединяют скобами к коушам нижних углов пластыря. К коушам верхних углов пластыря присоединяют шкоты 3, а к коушу середины верхней шкаторины — контрольный штерт 4.

Вооруженный пластырь вываливают за борт. Члены экипажа, стоящие с противоположного борта, выбирают подкильные концы. Одновременно без слабины потравливают контрольный штерт и шкоты, разнесенные к носу и корме судна под углом, к вертикали примерно 45° Когда по показаниям штерта пластырь будет наложен на пробоину, подкильные концы и шкоты обтягивают в втугую хват-талями или лебедками через канифас-блоки 8 и закрепляют их за кнехт или другие приспособления.

При постановке облегченного или кольчужного пластыря к коушам на боковых шкаторинах прикрепляют оттяжки 7, которые помогают установить и закрепить пластырь на пробоине. После постановки пластыря оттяжки, разнесенные как можно дальше к носу и корме судна, обтягивают и закрепляют на палубе.

Рисунок 14.3 - Отверстие, заделанное с применением Рисунок 14.4- Трещина, заделанная клиньями болта.

Заделывают повреждения после того, как судовыми водоотливными средствами осушен затопленный отсек. Водотечность от выпавших одиночных заклепок устраняют посредством болтов с поворотной головкой (рис. 95), Болт в сложенном виде вводят в отверстие изнутри судна, а затем, когда головка 5 болта под действием собственной силы тяжести или пружины откинется, заворачивают гайку 2 болта, прижимая вплотную к обшивке корпуса б подложенную под гайку резиновую шайбу 3 с резиновой прокладкой 4. При отсутствии таких болтов отверстия забивают деревянными пробками. Для заделки трещин, разошедшихся швов и небольших узких разрывов в обшивке используют клинья, предварительно обмотанные просмоленной паклей (рис. 96). На забитые изнутри отсека пробки 2 и клинья накладывают доски или шиты и подкрепляют их упорами. При заделке трещин рекомендуется недалеко от их концов просверливать обшивку, чтобы предотвратить распространение трещин. Узкие трещины или «слезящиеся» швы можно заполнить эпоксидной мастикой в подогретом тестообразном состоянии.

 

 

Рисунок 14.5 -. Пробоина, заделанная щитом:

а—со струбциной; б—с крючковыми болтами; 1 - щит; 2 - струбцина; 3 - прижимной болт; 4 -шпангоут; 5- захват; 6 - гайка; 7 - крючковые болты; 8 - обшивка корпуса.

 

Небольшие пробоины, не имеющие рваных краев изнутри, заделывают деревянными щитами (рис. 97),'жесткими пластырями или подушками из пакли, либо кудели (рис. 98). Эти аварийные материалы накладывают на пробоину и надежно раскрепляют упорами.

Наиболее надежным способом заделки повреждений в корпусе судна является бетонирование. Для приготовления раствора бетона замешивают цемент с песком в соотношении 1: 2 или 1:3 в низкобортном деревянном ящике. Тщательно перемешанную смесь заливают пресной водой в объеме, равном примерно половине объема цемента, и перемешивают раствор лопатой до тех пор, пока он не примет вид густого теста. Для ускорения затвердевания бетона в него добавляют жидкое стекло (10—15% объема воды) или другие ускорители затвердевания: хлористый кальций 45—6%), соляную кислоту (1—1,5%).

Для плотного соединения бетона с корпусом обшивку вокруг пробоины тщательно очищают от краски, грязи и ржавчины, промывают мылом и каустической содой. При больших размерах пробоины ее перекрывают арматурой в виде решетки из стальных прутков или трубок. Одновременно с приготовлением раствора бетона и подготовкой поверхностей к бетонированию в месте пробоины устанавливают опалубку — ящик с двумя открытыми сторонами. Одной открытой стороной (нижней) он прилегает по периметру к месту повреждения, а через другую (верхнюю) его заполняют бетоном. Для отвода воды от пробоины во избежание размыва свежего бетона в ящике устанавливают отводные трубки. После того как бетонным раствором заполнят ящик и бетон затвердеет, в отводные трубки вставляют пробки. Бетонирование повреждений не только полностью устраняет водотечность корпуса, но и частично восстанавливает его прочность в месте повреждения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.207 (0.015 с.)