ТОП 10:

Руслан, а что для вас театр?



  • Театр?.. Я скажу фразой, которой назван мой спектакль — "искупление творчеством".Театр — это то, без чего я не могу жить, для чего я родился. Это также попытка разобраться в смысле бытия, или придать смысл бытию. Театр — это творчество. А творчество в какой-то мере есть искупление ошибок прошлого. Оно облагораживает, поднимает над обыденностью.

"Странник" еще очень молод, его творческий путь невелик и впереди будет много трудностей. Но то главное, что уже сделано — это первые записи в огромной Книге Странствий. Записи о дороге, жизни и творчестве. И наверняка, это бесконечное "путешествие в вечность" ляжет еще на многие-многие страницы в той книге, что пишет жизнь. И театр.

Странник. Хлопок одной ладонью. Евгений ЕРМОЛИН.

 

 

"Странник" предлагает не просто спектакль, а своего рода квазирелигиозное действо, назначенное для духовного преобразования человеческой души. Чувствуется, что режиссер захотел поделиться со зрителями самым заветным. Директивному религиозному закону и жесткой церковной форме режиссер противопоставляет свободную жизнь ищущего духа. Примерно так прописывал себя в мире духа и кинорежиссер Андрей Тарковский. Так что концы с концами в постановке связаны. Ну а зритель вправе и не согласиться со столь вольным, столь безответственным полетом мысли. Будем, однако, уважать преданность коллектива художественным исканиям в мире театра. Тем более что студийцы демонстрируют довольно неплохой уровень профессиональной подготовки. Среди молодых актеров особенно привлекают игрой Денис Яковенко, Екатерина Соколова, Михаил Коваленко.

 

Журнал "Не зевай" 02.05.2002


Сэмюэл Беккет. Впервые на ярославской сцене. Евгений ЕРМОЛИН


Абсурд - это не что-то далекое от тебя. Абсурд - это неотменимое качество любой жизни, и всякий задет им, хотя б чуть-чуть. Это то, от чего ты отворачивался, чего старался не замечать. Одиночество, пустота и бессмысленность существования, тревога и страх, трудное бремя бытия и -вопреки всему - ничем не оправданное мужество быть.

Так ставит вопрос театр-студия "Странник" в Ярославском художественном музее. Итоги очередного эксперимента студийцев - первая ярославская постановка одной из пьес Сэмюэла Беккета, классика театра абсурда.

Результат превосходит все ожидания. Театр попал в яблочко. "Счастливые дни" в интерпретации режиссера Руслана Вялова - это именно тот сгущенный, доведенный до экстракта сценический абсурд, который заставляет дрогнуть сердце.

Минимум средств, максимум актерской самоотдачи. Обнаженная душа - без грима и прикрас. Почти два часа длится монолог зарытой в песке по титьки Винни (Екатерина Бекетова), изредка прерываемый возней, чмоканьем и бормотаньем ее супруга-доходяги Вилли (Денис Яковенко). И за эти два часа ты не раз почувствуешь, что и в тебя зашел трагический юмор и комический ужас жизни. Впечатляет игра Бекетовой. Плач и бред души, контрастные сшибки высокого и банального переданы актрисой с редкостной точностью.

Не бывало еще у нас спектакля, который бы начинался и кончался молитвой "Отче наш". Но даже молитва - жанр нетеатральный, на сцене, как правило, звучащий фальшиво - оказалась в спектакле "Странника" уместной. На нее не отзывается здесь Бог. Возможно, отзовется зритель.

 

 

Здесь вас будут учить летать Евгений ЕРМОЛИН.


Бах - фигура, о которой можно говорить часами. Многие его любят, многие не понимают, а за что, собственно, его нужно любить и в чем ценность его опусов? Тем не менее слава Баха всемирна. Он - не просто американский летчик и писатель, он - гуру, размышляющий о предназначении человека, яркий мастер притчи и афоризма. Это настоящий учитель жизни для двух-трех последних поколений разноплеменных читателей, среди которых немало и россиян. Есть, впрочем, у Баха и некоторая завиральность. Ну, зачем ему было, например, объявлять одного из героев "Иллюзий" - Мессией?.. Но без таких интеллектуальных приколов Бах - не Бах...

"Странник" и его руководитель Руслан Вялов должны были прийти к Ричарду Баху. Слишком явное созвучие. Ведь программа этого театра - одухотворенное зрелище, спектакль-притча, который призван разбудить в зрителе волю к преображению своего бытия. Не больше, но и не меньше.

В постановке два актера. Два летчика, которые зарабатывают на жизнь тем, что на своих небольших самолетах катают по поднебесью жителей американской глубинки. Но важнее то, что им самим нравится и хочется летать. И еще важнее, что один из них - учитель, а другой - ученик.

Дон, Шимода учит жизни и смерти. Учит свободе полета, свободе поступка, свободе дыхания. Уроки его просты, но, в общем-то, не каждому понятны. Мы привыкли легко обходиться без свободы. И когда ее становится "слишком много, нами овладевает страх. Как если бы нас запустили в небеса без страховки. Уроки Дона Шимоды, может быть, помогут с этим страхом справиться. - Я - Спаситель, но и вы тоже. Чудеса, которые я творю, может делать каждый из вас!" - так прямо он и говорит. Пусть все творят чудеса! Пусть все будут Спасителями! Денис Яковенко интересен в каждой роли. У него есть не только дар перевоплощений. Есть еще и обаятельное человеческое начало, есть собственная личностная глубина, которые позволяют ему быть органичным в серьезных ролях. Он без натуги берет изрядный интеллектуальный вес роли, изображая иной раз философа, свободного искателя смысла. В новой постановке Яковенко-Шимода явил возвышенно-отрешенного мыслителя-бродягу. Когда-то Баха показали нам в ярославском ТЮЗе, в холодновато-эстетском действе "Птицы". Главнее достоинство той, уже давней, постановки - виртуозная актерская пластика, блестящее подражание птице, - совершенно не востребовано в театре "Странник". Здесь другие средства: негромкий голос человека, пауза, вздох, немой взгляд, лаконичный жест, музыкальный контрапункт. Так в спектакле пытаются создать духовную ауру, в которую погружают зрителей. Иногда это погружение удается, иногда нет. Но в целом что-то остается, что-то уносишь со спектакля и хранишь потом еще долго. Хочется улететь далеко-далеко и летать долго-долго.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.251.81 (0.005 с.)