ТОП 10:

Ярославская неделя 5.05.2000г.



Ярославская неделя 5.05.2000г.

На арене театра новые люди.


С художественным руководителем и режиссером театра-студии "Странник" Русланом Вяловым беседовала Татьяна Шпакова

 

  • Когда была создана студия?
  • Организовать такую студию мой давнишний замысел. В сентябре 1999 года было дано объявление о наборе желающих. Пришло человек 17. С конца сентября мы и стали заниматься театром. В процессе обучения у ребят появляются навыки актерского мастерства, они все больше и больше хотят впитать дух театра.
  • Вы набирали людей с улицы, без всякого театрального образования?
  • Да. Но тех, кому театр интересен. У кого есть желание. Пришли самые разные люди. И студенты, и уже работающие. Однако в процессе занятий люди отсеивались. Осталось восемь человек. И не факт, что еще кто-нибудь не уйдет. Я думаю, что в конце концов в студии будут только те, кого театр по-настоящему притягивает.
  • А у вac есть театральное образование?
  • Безусловно, иначе я не брался бы за организацию студии. Я окончил Улан-Удэнскую академию искусств по профессии режиссер драмы
  • Театральная студия — это платное удовольствие?
  • Да. Студия только развивается. Ярославский Художественный Музей стал нашим домом.
  • А вообще, зачем было создавать молодежную студию. Проводить такой эксперимент? Ведь в Ярославле есть театральный институт.
  • Не все же сразу после окончания школы понимают, что в будущем хотят видеть себя в театре, на сцене, и поступают в театральный. Иногда это ощущение, понимание приходит позднее. Плюс у меня была идея ускорить процесс обучения. В институте учатся пять лет, а я думаю, что при желании, работая над собой дома, можно освоить профессию гораздо раньше.

Золотое кольцо. 22.02.2001


Странники. Алексей КОРНЕЕВ


Заглянув не так давно в один из залов Ярославского художественного музея, я неожиданно оказался в... кромешной тьме. Судя по звукам, эта темнота была густо заселена. Из разных углов помещения до меня отчетливо доносились хихиканье, шорохи, перешептывания... И наконец раздался внятный голос: "Да он же пока ничего не видит! Пододвиньте человеку стул!" Так я впервые очутился на репетиции Молодежной Экспериментальной Театральной студии, появившейся в Ярославле полтора года назад. Юные актеры готовили постановку "Памяти Андрея Тарковского", премьера которой состоится в апреле. Но почему без света? Что, "темнота – друг молодежи?

Наши репетиции проходят в темноте потому, что и на самой постановке освещение тоже будет очень слабым, - объяснил Руслан Вялов, создатель и художественный руководитель коллектива. - Мы хотим, чтобы зрители прониклись атмосферой фильмов Тарковского, в которых свет используется весьма скупо, лишь в силу крайней необходимости. Если те, кто придет на наше выступление, смогут ощутить присутствие этой атмосферы, ее дыхание - мы будем считать, что наш замысел, удался. Если нет - что ж, придется все дорабатывать и совершенствовать.

Готовящийся сейчас спектакль станет уже третьим на счету молодой (и по возрасту участников, и по длительности существования) труппы. Руслан Вялов, долго вынашивавший планы создания студии, мог бы считать это неплохим достижением.

Он, однако, далек от того, чтобы почивать на лаврах:

  • Нашей студии предстоит еще очень много работы, чтобы достичь уровня, который можно будет назвать более-менее профессиональным.

Сам Руслан уже давно профессионал своего дела, дипломированный выпускник Восточносибирской Академии Искусств. Несколько лет назад он перебрался в Ярославль из далекого Улан-Удэ.

Первый опыт сотрудничества с Ярославским художественным музеем Руслан приобрел несколько лет назад, когда на проводившемся там фестивале молодежного творчества были показаны сделанные им видеоролики.

  • Это были даже скорее не видеоролики, а просто небольшие зарисовки. Я прогуливался по городу с камерой в руках и снимал все, что казалось мне интересным или забавным. Потом смонтировал отснятый материал, и результат показался заслуживающим внимания -достойным, во всяком случае, публичной демонстрации. Зрителям понравилось.

И работникам музея - тоже. После того фестиваля Руслан стал там желанным гостем. Однажды он предложил создать при музее театральную студию, в которой молодые таланты могли бы совершенствовать свое актерское мастерство, доводя его до профессионального уровня. Руководство подумало и - согласилось. Произошло это 20 сентября 1999 года. С этого дня Молодежная Экспериментапьная Студия и ведет отсчет времени своего существования. В первые же три недели работы коллектива в него, прочитав объявления о наборе, попросились записаться три десятка человек, Сегодня из тех трех десятков остались не много.

  • Я никому не отказываю в жесткой форме, вместо этого стараюсь подвести самих претендентов к мысли: "А в самом ли деле мне это нужно?.."

Сейчас в студии семеро "плавающих" участников - тех, кто приходит сюда лишь время от времени, - и семеро постоянных актеров. Хотя назвать участников труппы актерами было бы не вполне верно - пока они еще только учатся премудростям этой профессии. Учатся во многом на собственных ошибках. После каждого представления начинается едва ли не самый важный этап деятельности студии - очень въедливый разбор зрелища, которое только что было показано зрителям. Удачные находки вносятся в коллективную копилку опыта, промахи анализируются и исправляются. Поэтому двух одинаковых постановок у студии не бывает.

  • Спектакль "Чудная баба" по пьесе Нины Садур, поставленная нами в январе этого года, совершенно не похожа на "Чудную бабу", которую мы показывали, допустим, в прошлогоднем сентябре. Наши постановки - это как бы живые организмы, они растут и меняются вместе с нами.

Кстати, "Чудная баба" была первым спектаклем, который участники студии отважились показать широкой зрительской аудитории. До нее были сделаны две чисто ученические работы, которые проверялись на друзьях, знакомых и родственниках. Впрочем, и на первом показе "настоящего" спектакля почти половину мест в зрительных рядах занимали все те же друзья и родственники: морально поддерживали "своих". Сейчас набравшиеся опыта студийцы в моральной поддержке уже не нуждаются. У них уже появился постоянный круг ценителей, старающихся не пропускать очередных представлений. На одном из недавних показов Руслан попросил зрителей, которым все увиденное понравилось, оставить номера своих телефонов, чтобы их можно было заблаговременно известить о следующей премьере. Телефонов набралось несколько десяткой.

Этой следующей премьерой как раз и будет та самая постановка - "Памяти Андрея Тарковского", с посещения репетиции которой началось мое знакомство со студией. Состоится она 4 апреля. К этому времени, кстати, студия собирается сменить свое название: она больше не будет "Молодежной Экспериментальной".

  • Депо в том, - говорит Руслан Вялов, - что эти слова отпугивали часть зрителей, у которых термин "экспериментальный" прочно ассоциируется с эпатажем и авангардистским хулиганством. "Вы случайно не собираетесь, - опасливо интересовались у меня иногда, - чем-нибудь там швырять в публику или еще что-нибудь отчебучивать в этом же духе?" Вот как разные "экспериментаторы" напугали народ, он уже и сунуться боится на спектакли. Поэтому мы решили переименовать коллектив в театральную студию "Странник".
  • Почему именно так?
  • А кто же мы, как не странники? Нет, я имею в виду не философский смысл слова, а самый обычный, житейский. Странник - это тот, кто движется. Вот и мы тоже движемся, стараемся не стоять на месте.

О чем спектакль?

  • Об этом сложно рассказывать. Его надо видеть. И, возможно, даже неоднократно, потому что только очень серьезный и внимательный зритель сможет увидеть главное. О чем он? Обо всем. О бытии, о смысле жизни. Идея спектакля возникла у меня очень давно. Андрей Тарковский близок мне как режиссер, мне интересны темы его фильмов. А по стихам Арсения Тарковского я когда-то делал программу

Золотое Кольцо 27.01.2004


БЕГЛО О ВЕЧНОМ. ПО-ЯПОНСКИ Елена БАТУЕВА.

В феврале театр-студия "Странник" при Ярославском Художественном Музее порадует заядлых театралов весьма оригинальной премьерой. Художественный руководитель студии Руслан Вялов дерзнул предложить ярославцам постановку по двум произведениям средневековых японских писателей: Сей Сёнагон и Кэнхо Хоси. "Это очень известные и почитаемые в Японии авторы, — объясняет Руслан, — примерно как наши Пушкин и Лермонтов. Руслан объединил две книги японцев — "Записки у изголовья" и "Записки от скуки" — в одну пьесу, которую назвал "Беглые записки о вечном". Популярный в Японии жанр дневниковых записок, размышлений, медитативных рефлексий Руслан несколько оживил путем введения в канву традиционного повествования новых героев. По замыслу сценариста, происходящее действие — это прямой эфир на съемочной площадке. А потому помимо книжных героев в спектакле действуют режиссер, помощник режиссера, оператор и топ-модель, которая несколько оживляет старинный колорит, время от времени прохаживаясь по сцене в авангардных нарядах Кроме того, в действие введен сумасшедший, в устах которого японская мораль, присущая всем произведениям страны Восходящего Солнца, звучит как близкая к жизни правда, провозглашать которую способен только безумец. В такой интерпретации, по мнению Руслана Вялова, из текста исчезает поучительство и прочее менторство.

Кстати говоря, это первая попытка театрализованной постановки произведений Сей Сёнагон и Кенхо Хоси в России. Дерзновенному замыслу молодого автора остается только позавидовать.

 

Журнал "Новый стиль жизни" март 2005 г.


С Русланом Вяловым беседовал Андрей Барковский.


Ярославль - город театральный, и с этим никто спорить не собирается. В областном центре постоянно действуют как минимум четыре профессиональных театра: имени Федора Волкова, театр юного зрителя, камерный имени Воронцова и учебный театрального института. В них практически всегда полны залы, о них пишут и говорят. И везде зритель может найти свое. Кто любит академическую классику, идет в Волковский. Тот, кто ищет эпатажа и смелых решений, идет в ТЮЗ. Тот, кто хочет и того, и другого, обращается к Воронцову. Для ищущих свежести и молодых талантов - "учебка". Однако этот список неполный. В Ярославле работает еще один театр, о существовании которого знают совсем немногие. Это - театр-студия "Странник", располагающийся в Ярославском Художественном Музее на Волжской набережной. В городе больше нет профессионального театра, который в течение пяти лет живет практически без денег, исключительно на энтузиазме актеров. О непростой судьбе "Странника" и перспективах наш разговор с его руководителем, выпускником Академии искусства города Улан-Удэ Русланом Вяловым.

 

  • Руслан, расскажите, кто и когда создал этот театр?


Театр-студия "Странник" был создан 20 сентября 1999 года. В Ярославском Художественном Музее. Мы и сейчас остаемся структурным подразделением Ярославского Художественного Музея.

 

  • Любой театр без актеров - ни что. Расскажите, как вы набирали труппу?

 

  • Было несколько наборов. Мы просто объявляли, что приглашаем всех желающих попробовать себя на сцене, и люди откликались. Однако большинство вскоре уходили. Кому-то не нравилось играть у нас, кто-то не мог это делать, у кого-то не получалось перебороть себя, а кто-то элементарно не находил времени. Ведь актеры у нас не получают за спектакли ни копейки. В общем, от трех наборов сейчас у нас осталось 12 человек. Это те люди, которые приходят сюда раза три в неделю и репетируют по 2 – 3 часа. Это только энтузиасты и альтруисты. Для них "Странник" просто отдушина. Театр нам жизненно необходим, чтобы освободиться от трудов, от работы, от всего негативного, что нас окружает.

 

  • Но Островского, как я понимаю, вы ставить не собираетесь? Это же прямой вызов театру имени Волкова.

 

  • Ну, это смотря как. Я однажды видел, как "Лес" Островского поставил режиссер из Иркутска. Это было просто гениально, и совсем не на бытовом уровне, как делают в Костроме. "Лес" звучал авангардно, экспериментально, хотя это был все-таки русский академический театр. На таком уровне играть Островского можно и даже нужно, так как "Лес" для Ярославля - очень подходящий спектакль.

 

Северный Край 21.04.2007


Трагедия обо всем. Надежда ШЕСТЕРИНА.


В воскресенье в Ярославском художественном музее состоится премьера спектакля по трагедии Пушкина "Моцарт и Сальери" в постановке камерного театра-студии "Странник". На вопрос корреспондента "СК" о том, почему выбрано именно это произведение, режиссер и художественный руководитель "Странника" Руслан Вялов ответил:

  • Любой спектакль рождается, когда режиссер начинает ощущать духовную связь с автором. Мне кажется, что мое сегодняшнее внутреннее состояние созвучно состоянию Пушкина в момент создания им "Моцарта и Сальери". Это произведение стало меня притягивать прошлой весной. Я взялся за изучение пьесы, вжился в нее - и увидел, какой она должна быть.

Творческая цель, поставленная режиссером "Странника", - отразить в спектакле всю многогранность трагедии. Собственно, о чем идет речь в трагедии? Разве только о зависти? Вовсе нет - сам Пушкин, размышляя над названием пьесы, вычеркнул слово "зависть".

  • Моцарт и Сальери - две равные фигуры, - раскрывает Руслан Владимирович ход своей мысли. Таким названием Пушкин определил задание для режиссера - показать двух великих людей. Моцарт был гением - это знают все. Сальери многим известен только по пушкинской трагедии, а между тем его ученики - это Бетховен, Шуберт, Лист. Обычный человек не мог воспитать мастеров такой величины. Сальери и Моцарт - две колоссальные личности, и Пушкин об этом знал. Он писал о двух гениях, таких же, как он сам.

В постановке "Странника" роль Сальери сыграет Денис Яковенко, Моцарта - Дмитрий Лаврентьев. Несмотря на то, что ставили трагедию, репетиции всем приносили радость.

  • Погружаясь в мир Пушкина, ощущаешь наслаждение, полноту бытия и восторг сопричастности, - признается режиссер.

Как и задумывалось, спектакль получился обо всем: о человечестве, о конкретных людях, о нас с вами, о творцах, гениях и злодеях.

В воскресенье премьера состоится в Ярославском художественном музее в 19.00, 29 апреля - в клубе чайной культуры в 18.30. Билеты продаются в кассе художественного музея.

 

 

Ярославская неделя 5.05.2000г.

На арене театра новые люди.


С художественным руководителем и режиссером театра-студии "Странник" Русланом Вяловым беседовала Татьяна Шпакова

 

  • Когда была создана студия?
  • Организовать такую студию мой давнишний замысел. В сентябре 1999 года было дано объявление о наборе желающих. Пришло человек 17. С конца сентября мы и стали заниматься театром. В процессе обучения у ребят появляются навыки актерского мастерства, они все больше и больше хотят впитать дух театра.
  • Вы набирали людей с улицы, без всякого театрального образования?
  • Да. Но тех, кому театр интересен. У кого есть желание. Пришли самые разные люди. И студенты, и уже работающие. Однако в процессе занятий люди отсеивались. Осталось восемь человек. И не факт, что еще кто-нибудь не уйдет. Я думаю, что в конце концов в студии будут только те, кого театр по-настоящему притягивает.
  • А у вac есть театральное образование?
  • Безусловно, иначе я не брался бы за организацию студии. Я окончил Улан-Удэнскую академию искусств по профессии режиссер драмы
  • Театральная студия — это платное удовольствие?
  • Да. Студия только развивается. Ярославский Художественный Музей стал нашим домом.
  • А вообще, зачем было создавать молодежную студию. Проводить такой эксперимент? Ведь в Ярославле есть театральный институт.
  • Не все же сразу после окончания школы понимают, что в будущем хотят видеть себя в театре, на сцене, и поступают в театральный. Иногда это ощущение, понимание приходит позднее. Плюс у меня была идея ускорить процесс обучения. В институте учатся пять лет, а я думаю, что при желании, работая над собой дома, можно освоить профессию гораздо раньше.

Золотое кольцо. 22.02.2001


Странники. Алексей КОРНЕЕВ


Заглянув не так давно в один из залов Ярославского художественного музея, я неожиданно оказался в... кромешной тьме. Судя по звукам, эта темнота была густо заселена. Из разных углов помещения до меня отчетливо доносились хихиканье, шорохи, перешептывания... И наконец раздался внятный голос: "Да он же пока ничего не видит! Пододвиньте человеку стул!" Так я впервые очутился на репетиции Молодежной Экспериментальной Театральной студии, появившейся в Ярославле полтора года назад. Юные актеры готовили постановку "Памяти Андрея Тарковского", премьера которой состоится в апреле. Но почему без света? Что, "темнота – друг молодежи?

Наши репетиции проходят в темноте потому, что и на самой постановке освещение тоже будет очень слабым, - объяснил Руслан Вялов, создатель и художественный руководитель коллектива. - Мы хотим, чтобы зрители прониклись атмосферой фильмов Тарковского, в которых свет используется весьма скупо, лишь в силу крайней необходимости. Если те, кто придет на наше выступление, смогут ощутить присутствие этой атмосферы, ее дыхание - мы будем считать, что наш замысел, удался. Если нет - что ж, придется все дорабатывать и совершенствовать.

Готовящийся сейчас спектакль станет уже третьим на счету молодой (и по возрасту участников, и по длительности существования) труппы. Руслан Вялов, долго вынашивавший планы создания студии, мог бы считать это неплохим достижением.

Он, однако, далек от того, чтобы почивать на лаврах:

  • Нашей студии предстоит еще очень много работы, чтобы достичь уровня, который можно будет назвать более-менее профессиональным.

Сам Руслан уже давно профессионал своего дела, дипломированный выпускник Восточносибирской Академии Искусств. Несколько лет назад он перебрался в Ярославль из далекого Улан-Удэ.

Первый опыт сотрудничества с Ярославским художественным музеем Руслан приобрел несколько лет назад, когда на проводившемся там фестивале молодежного творчества были показаны сделанные им видеоролики.

  • Это были даже скорее не видеоролики, а просто небольшие зарисовки. Я прогуливался по городу с камерой в руках и снимал все, что казалось мне интересным или забавным. Потом смонтировал отснятый материал, и результат показался заслуживающим внимания -достойным, во всяком случае, публичной демонстрации. Зрителям понравилось.

И работникам музея - тоже. После того фестиваля Руслан стал там желанным гостем. Однажды он предложил создать при музее театральную студию, в которой молодые таланты могли бы совершенствовать свое актерское мастерство, доводя его до профессионального уровня. Руководство подумало и - согласилось. Произошло это 20 сентября 1999 года. С этого дня Молодежная Экспериментапьная Студия и ведет отсчет времени своего существования. В первые же три недели работы коллектива в него, прочитав объявления о наборе, попросились записаться три десятка человек, Сегодня из тех трех десятков остались не много.

  • Я никому не отказываю в жесткой форме, вместо этого стараюсь подвести самих претендентов к мысли: "А в самом ли деле мне это нужно?.."

Сейчас в студии семеро "плавающих" участников - тех, кто приходит сюда лишь время от времени, - и семеро постоянных актеров. Хотя назвать участников труппы актерами было бы не вполне верно - пока они еще только учатся премудростям этой профессии. Учатся во многом на собственных ошибках. После каждого представления начинается едва ли не самый важный этап деятельности студии - очень въедливый разбор зрелища, которое только что было показано зрителям. Удачные находки вносятся в коллективную копилку опыта, промахи анализируются и исправляются. Поэтому двух одинаковых постановок у студии не бывает.

  • Спектакль "Чудная баба" по пьесе Нины Садур, поставленная нами в январе этого года, совершенно не похожа на "Чудную бабу", которую мы показывали, допустим, в прошлогоднем сентябре. Наши постановки - это как бы живые организмы, они растут и меняются вместе с нами.

Кстати, "Чудная баба" была первым спектаклем, который участники студии отважились показать широкой зрительской аудитории. До нее были сделаны две чисто ученические работы, которые проверялись на друзьях, знакомых и родственниках. Впрочем, и на первом показе "настоящего" спектакля почти половину мест в зрительных рядах занимали все те же друзья и родственники: морально поддерживали "своих". Сейчас набравшиеся опыта студийцы в моральной поддержке уже не нуждаются. У них уже появился постоянный круг ценителей, старающихся не пропускать очередных представлений. На одном из недавних показов Руслан попросил зрителей, которым все увиденное понравилось, оставить номера своих телефонов, чтобы их можно было заблаговременно известить о следующей премьере. Телефонов набралось несколько десяткой.

Этой следующей премьерой как раз и будет та самая постановка - "Памяти Андрея Тарковского", с посещения репетиции которой началось мое знакомство со студией. Состоится она 4 апреля. К этому времени, кстати, студия собирается сменить свое название: она больше не будет "Молодежной Экспериментальной".







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.29.254 (0.01 с.)