Тема 1. Предмет, методы и задачи статистики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет, методы и задачи статистики



Статистика

 

Методические указания по выполнению домашней контрольной работы, программа изучения дисциплины, экзаменационные материалы

для учащихся заочного отделения

по специальности

«Экономика и организация производства»

 

 

Минск, 2011

Разработала Е.М. Харук, преподаватель специальных экономических дисциплин УО МГМК

 

 

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии специальных экономических дисциплин

Протокол № __ от «__» _________ 20__ г.

 

 

Председатель цикловой комиссии С.А. Еськова


 

Содержание

 

1 Общие положения

2. Требования к уровню знаний и умений студентов

3 Содержание изучения дисциплины «Статистика»

4 Экзаменационные вопросы по дисциплине «Статистика»

для специальности «Экономика и организация производства»

Список рекомендуемой литературы


 

1 Общие положения

Эффективная подготовка специалистов высокой квалификации в области экономических дисциплин требует развития у учащихся творческого мышления, основных навыков исследовательской и аналитической деятельности. В связи с этим учебным планом подготовки специалиста по специальности «Экономика и организация производства» предусмотрено выполнение домашней контрольной работы по дисциплине «Статистика».

Методические указания по дисциплине «Статистика» предназначены для изучения данной дисциплины и содержат задание на домашнюю контрольную работу и методические рекомендации по их выполнению для учащихся заочного отделения, а также представлено содержание изучения курса в соответствии с типовой учебной программой, в которой прослеживается логическая последовательность изучения тем курса, экзаменационные вопросы и перечень практических заданий.

Домашняя контрольная работа является самостоятельным исследованием определенной темы в пределах программы курса, составленной в соответствии с требованиями государственного стандарта. При выполнении работы учащиеся должны ознакомиться с современными теоретическими представлениями по данной проблематике, а также уметь применять теоретические знания на практике.

Контрольная работа - важное средство подготовки будущих специалистов, дающее навыки подбора и анализа научной литературы по теме, подготовки соответствующих выводов и рекомендаций, позволяющее овладеть методологией проведения исследования, обобщения и логического изложения материала.

Общими требованиями к контрольной работе являются: целевая направленность, четкость структуры, логическая последовательность изложения материала, полнота изложения вопросов, убедительность аргументации и четкость формулировок, конкретность изложения результатов работы, доказательность выводов, грамотное оформление в соответствии с требованиями.

В результате изучения курса учащийся должен быть теоретически подготовлен к активной творческой и профессиональной деятельности в области денежно-кредитных отношений в условиях рыночной экономики.

 

2. Требования к уровню знаний и умений студентов

 

Целью преподавания курса "Статистика" является подготовка специалистов, владеющих методами сбора, научной обработки и анализа статистической информации о социально-экономических явлениях и процессах, происходящих в обществе на различных его уровнях – в целом по стране, по регионам, отраслям и секторам экономики.

Студенты должны понимать необходимость и полезность статистики в описании и анализе количественных характеристик объема, структуры, динамики и взаимосвязи экономических явлений и процессов в непосредственной связи с их качественным содержанием в конкретных условиях места и времени.

Студенты должны знать:

· научные принципы организации статистических служб, организацию государственной статистики и основные направления ее реформирования в современной РБ;

· принципы и методы сбора, обработки и наглядного представления статистической информации;

· сущность обобщающих статистических показателей – абсолютных, относительных и средних величин, показателей вариации, дифференциации и концентрации;

· способы сравнения уровней статистических показателей во времени и пространстве с помощью показателей динамики и индексов;

· статистические показатели наличия и тесноты взаимосвязи, методы количественного описания связи признаков;

· основы статистического моделирования и прогнозирования;

Студенты должны уметь:

· формировать статистические таблицы и графические представления статистических данных;

· рассчитывать типичные статистические показатели (абсолютные и относительные, средние, показатели вариации, дифференциации, концентрации и централизации, показатели динамики, показатели взаимосвязи), анализировать их содержательный, социальный и экономический смысл, формулировать оценочные выводы.

Студенты должны знать и уметь рассчитывать входящие в данную программу статистические показатели экономической деятельности организации, а также интерпретировать их содержательный смысл.

Студенты должны иметь представление о принципах организации и методиках проведения сплошных и несплошных (выборочных) статистических наблюдений.

В результате изучения данного курса студенты должны овладеть методологией статистического анализа складывающихся в общественной жизни закономерностей, уметь обобщать тенденции развития социально-экономических процессов.

 

3 Содержание изучения дисциплины «Статистика»

 

Тема 5. Средние величины

Средняя, ее сущность. Определение статистической средней. Основные научные положения теории средней. Взаимосвязь метода средних и группировок. Виды и формы средних. Средняя арифметическая и ее свойства. Методы вычисления средней арифметической.

Тема 6. Ряды динамики

Понятие о рядах динамики. Виды рядов динамики. Основные правила построения рядов динамики и их анализа. Сопоставимость данных рядов динамики. Смыкание рядов динамики. Графическое изображение рядов динамики. Аналитические показатели ряда динамики. Средний уровень ряда (средняя хронологическая) и способы его вычисления. Абсолютные приросты (базисные и цепные) и средний абсолютный прирост. Темпы роста (снижения) и прироста. Средний темп роста (снижения). Абсолютное содержание 1% прироста.

 

Тема 7. Индексы

Понятие об индексах. Значение индексов в анализе социально-экономических явлений. Классификация индексов. Классификация показателей при построении индексов и их символика. Индивидуальные индексы (базисные и цепные) и их свойства.

Агрегатная форма общих индексов (цен, физического объема товарооборота, товарооборота, физического объема продукции, себестоимости, затрат на производство). Индексируемые величины и проблема их соизмерения. Веса индексов.

Перечень практических задач

1. Применение метода группировки по различным показателям хозяйственной деятельности

2. Расчет относительных величин

3. Расчет средних величин

4. Расчет аналитических и средних показателей ряда динамики

5. Определение общих и индивидуальных индексов физического объема, цен, стоимости

6. Расчет стоимости товарной, валовой и реализованной продукции

7. Расчет показателей использования рабочего времени

8. Расчет показателей производительности труда

9. Расчет фондов заработной платы.

10. Определение показателей средней заработной платы

11. Определение средней стоимости основных фондов

12. Определение показателей движения и состояния основных фондов

13. Определение показателей эффективности использования основных фондов

14. Расчет индексов фондоотдачи переменного, постоянного состава и структурных сдвигов

15. Расчет обеспеченности материальными ресурсами

16. Определение показателей динамики удельного расхода материалов

17. Определение индексов себестоимости продукции

18. Определение затрат на 1 рубль продукции

19. Расчет прибыли, показателей ее динамики

20. Расчет рентабельности, показателей ее динамики

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Терлиженко И. Н. Общая теория статистики. - М., 2004.

2.Статистика: учеб. пособие / И. Е. Теслюк, В.А. Тарловская, и др. Мн. 2000.

3. Р. П. Рудокова, Л. Л. Букин, Гаврилов В.И. Практикум по статистике -2007.

4. Шмойлова Р.А. Теория статистики: учебник. 4-е изд., М., 2005

5. Елисеева И.И. Общая теория статистики: учебник. М., 2005

6. Общая теория статистики. Практикум: учеб. пособие/ под редакцией Л.И. Карпенко. – Минск: 2007

7. Статистика отраслей. Практикум/ Н.В. Агабекова, Н.С. Бузыгина, С.С. Подхватилина, В.А. Тарловская.- Мн., 2006.

8. Экономическая статистика: Учебник / Под ред. Ю.Н. Иванова. - М., 2001.

9. Статистика в схемах и таблицах под редакцией С.А. Орехова 2007

 

Статистика

 

Методические указания по выполнению домашней контрольной работы, программа изучения дисциплины, экзаменационные материалы

для учащихся заочного отделения

по специальности

«Экономика и организация производства»

 

 

Минск, 2011

Разработала Е.М. Харук, преподаватель специальных экономических дисциплин УО МГМК

 

 

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии специальных экономических дисциплин

Протокол № __ от «__» _________ 20__ г.

 

 

Председатель цикловой комиссии С.А. Еськова


 

Содержание

 

1 Общие положения

2. Требования к уровню знаний и умений студентов

3 Содержание изучения дисциплины «Статистика»

4 Экзаменационные вопросы по дисциплине «Статистика»

для специальности «Экономика и организация производства»

Список рекомендуемой литературы


 

1 Общие положения

Эффективная подготовка специалистов высокой квалификации в области экономических дисциплин требует развития у учащихся творческого мышления, основных навыков исследовательской и аналитической деятельности. В связи с этим учебным планом подготовки специалиста по специальности «Экономика и организация производства» предусмотрено выполнение домашней контрольной работы по дисциплине «Статистика».

Методические указания по дисциплине «Статистика» предназначены для изучения данной дисциплины и содержат задание на домашнюю контрольную работу и методические рекомендации по их выполнению для учащихся заочного отделения, а также представлено содержание изучения курса в соответствии с типовой учебной программой, в которой прослеживается логическая последовательность изучения тем курса, экзаменационные вопросы и перечень практических заданий.

Домашняя контрольная работа является самостоятельным исследованием определенной темы в пределах программы курса, составленной в соответствии с требованиями государственного стандарта. При выполнении работы учащиеся должны ознакомиться с современными теоретическими представлениями по данной проблематике, а также уметь применять теоретические знания на практике.

Контрольная работа - важное средство подготовки будущих специалистов, дающее навыки подбора и анализа научной литературы по теме, подготовки соответствующих выводов и рекомендаций, позволяющее овладеть методологией проведения исследования, обобщения и логического изложения материала.

Общими требованиями к контрольной работе являются: целевая направленность, четкость структуры, логическая последовательность изложения материала, полнота изложения вопросов, убедительность аргументации и четкость формулировок, конкретность изложения результатов работы, доказательность выводов, грамотное оформление в соответствии с требованиями.

В результате изучения курса учащийся должен быть теоретически подготовлен к активной творческой и профессиональной деятельности в области денежно-кредитных отношений в условиях рыночной экономики.

 

2. Требования к уровню знаний и умений студентов

 

Целью преподавания курса "Статистика" является подготовка специалистов, владеющих методами сбора, научной обработки и анализа статистической информации о социально-экономических явлениях и процессах, происходящих в обществе на различных его уровнях – в целом по стране, по регионам, отраслям и секторам экономики.

Студенты должны понимать необходимость и полезность статистики в описании и анализе количественных характеристик объема, структуры, динамики и взаимосвязи экономических явлений и процессов в непосредственной связи с их качественным содержанием в конкретных условиях места и времени.

Студенты должны знать:

· научные принципы организации статистических служб, организацию государственной статистики и основные направления ее реформирования в современной РБ;

· принципы и методы сбора, обработки и наглядного представления статистической информации;

· сущность обобщающих статистических показателей – абсолютных, относительных и средних величин, показателей вариации, дифференциации и концентрации;

· способы сравнения уровней статистических показателей во времени и пространстве с помощью показателей динамики и индексов;

· статистические показатели наличия и тесноты взаимосвязи, методы количественного описания связи признаков;

· основы статистического моделирования и прогнозирования;

Студенты должны уметь:

· формировать статистические таблицы и графические представления статистических данных;

· рассчитывать типичные статистические показатели (абсолютные и относительные, средние, показатели вариации, дифференциации, концентрации и централизации, показатели динамики, показатели взаимосвязи), анализировать их содержательный, социальный и экономический смысл, формулировать оценочные выводы.

Студенты должны знать и уметь рассчитывать входящие в данную программу статистические показатели экономической деятельности организации, а также интерпретировать их содержательный смысл.

Студенты должны иметь представление о принципах организации и методиках проведения сплошных и несплошных (выборочных) статистических наблюдений.

В результате изучения данного курса студенты должны овладеть методологией статистического анализа складывающихся в общественной жизни закономерностей, уметь обобщать тенденции развития социально-экономических процессов.

 

3 Содержание изучения дисциплины «Статистика»

 

Тема 1. Предмет, методы и задачи статистики

Предмет статистической науки. Методы статистики. Теоретические основы статистики.

Исходные понятия статистики: статистическая совокупность, единица совокупности, признаки единиц совокупности, вариации признаков, статистическая закономерность. Закон больших чисел.

Отрасли статистической науки. Связь статистики с другими науками.

Задачи статистики в государственном и муниципальном управлении.

Тема 2. Статистическое наблюдение

Стадии статистического исследования. Статистическое наблюдение – первый этап статистического исследования.

Виды статистического наблюдения по времени регистрации наблюдаемых фактов, по полноте охвата единиц наблюдаемого объекта, по форме организации. План статистического наблюдения. Программно-методологические вопросы плана статистического наблюдения. Контроль данных статистического наблюдения.

Тема 3. Статистическая сводка и группировка

Методы обработки и анализа статистической информации. Сводка – второй этап статистического исследования. Задачи и программа сводки. Ее этапы.

Статистическая совокупность и ее характеристика.

Группировка – основа научной обработки данных статистики. Задачи группировок. Выбор группировочных признаков.

Виды группировок. Типологические, структурные, аналитические группировки. Группировки простые и комбинационные, количественные и качественные.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.049 с.)