Совершение богослужений а также Таинств Крещения, Исповеди и Причащения в условиях гонений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совершение богослужений а также Таинств Крещения, Исповеди и Причащения в условиях гонений



Совершение богослужений а также Таинств Крещения, Исповеди и Причащения в условиях гонений

В древней Руси православные хорошо знали не только как должно совершать свое келейное домашнее правило, но знали и то, что за отсутствием иерея каждый мирянин может совершать все церковные службы за исключением Таинств. Тогда знали, как при этом должен действовать грамотный мирянин. Знали и неграмотные, что и как они могут совершать за каждую службу. Не только монахи и священнослужители, но и миряне хорошо знали Церковный Устав, знали до мелких подробностей, как порядок церковного богослужения, так и правила совершения церковных служб без священника, - знали даваемые Уставом правила внешнего поведения в Храме и дома, хорошо знали правила «церковного вежества», как тогда выражались, и всеми этими правилами руководились повседневно, насколько возможно приближая и свою домашнюю молитву к церковной (возжжение многих светильников во время молитвы, сверх неугасимых; каждение ручной кадильницей пред домашними святынями), и домашний семейный уклад к монастырскому (обилие святых икон не только внутри дома, но и снаружи, на вратах, при входе; устройство особой молитвенной храмины; земные поклоны пред родителями и старшими; испрашивание на всякое дело благословения главы семьи...).

Для различных случаев житейских, обстоятельств и духовных переживаний у православных русских людей немало было соответствующих молитвословий, особенно канонов. В старинных рукописных и печатных Канонниках есть совершенно неизвестные нам каноны: «В печалех и нуждах», «В междоусобных бранех», «О больных», «Во время глада и томления», «О творящих милостыню» и т.д.. И особенно каноны различным святым, коим от Господа дана различная благодать, помогать людям в различных обстоятельствах. Старинные издания этих канонов важны тем, что там дается подробное указание, как читать их дома мирянину.

К сожалению, многие, не зная, как молиться дома, или читают полностью последование службы, включая и священнические возгласы и ектении, что делать, не положено, или читают что-либо на свое усмотрение (например, акафисты), или вообще остаются без молитвы. Но верное чадо Церкви должно быть послушным во всем. Поэтому, по слову священноисповедника Афанасия (Сахарова) еп. Ковровского, православный человек должен и в храме, и дома "творить молитву не только как каждому хочется, а за святое послушание, с любовью и смирением исполнять Устав церковный".

 

Таинство Крещения

 

Таинство святого Крещения при отсутствии священника и при смертной опасности возможно совершить любому православному христианину. Об этом говорят святые: блаж. Иероним, блаж. Августин, преп. Феодор Студит, Тертуллиан, и другие св.отцы и учителя Церкви. Об этом же говорит правило 14 Николы патриарха, 45 правило Никифора исповедника, сказано в Деяниях Апостолов (Деян. 6. 1-6), (Деян. 8. 38), (Деян. 9. 17-18) и др. «В случае крайности, когда готовящемуся к крещению грозит смертная опасность, за отсутствием священника, могут совершить крещение и миряне; при этом требуется только: а) чтобы крещающий был православный, б) чтобы точно произносил форму крещения при троекратном погружении, в) если за сим крещающийся чрез мирянина будет жив, то крещение над ним должно быть дополнено молитвами и обрядами, относящимися к крещению» (Номок. в, бол. треб. 204, 205. Книг, о долж. пресв. §84). На такой случай, в Требнике митрополита Петра Могилы имеется указание: «аще тамо будет священник, он да крестит, а не диакон; аще же диакон, он, а не иподиакон; аще же кой-либо буди от клирик, он, а не простец; аще муж, он, а не жена. Разве точию студа ради, достоит жене паче, неже мужу крестити младенца, или аще жена лучше умети будет изрещи форму крещения и водою облияти» (Требн. П. Мог. л. 8).Кроме этого необходимо – «Для предупреждения случаев смерти детей без крещения, священник должен научать своих прихожан и в особенности женщин, служащих при рождении, тому, как они должны поступать в случаях близкой смерти младенцев, т.е. чтобы они знали совершительную форму крещения и могли бы сами совершить крещение над опасным младенцем, а также увещевать их, дабы в таких случаях немедленно давали бы ему знать» (О долж. пресв. приход. §84).

Поэтому, каждый должен знать краткий устав совершения св. Таинства Крещения. Читаются: «Царю Небесный» и «Трисвятое по Отче наш». После «Приидите поклонимся», читается Символ Православной веры а затем совершается Таинство Крещения полным троекратным погружением.

Крещающий произносит: «Крещается раб(а) Божий (имя рек) во имя Отца (ПЕРВОЕ ПОГРУЖЕНИЕ). Аминь. И Сына (ВТОРОЕ ПОГРУЖЕНИЕ). Аминь. И Святаго Духа (ТРЕТЬЕ ПОГРУЖЕНИЕ). Аминь». (Эти совершительные слова св. Крещения необходимо знать каждому христианину! Особенно важно эти слова знать женщинам, которые готовятся к родам, и акушеркам, которые будут принимать роды – чтобы в случае смертной опасности быстро окрестить младенца). Во время троекратного погружения крещающий держит руку на голове крещаемого. После крещения произносится обычный отпуст. При невозможности полного погружения допускается крещение обливанием. Использовать желательно святую воду, но при нужде подойдет и любая вода. Можно предварительно в такую воду трижды опустить св. Крест, с чтением тропаря: «Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы благоверному Царю нашему Православному на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

В православной литературе описан случай, когда при полном отсутствии воды умирающий после преждевременных родов пятимесячный младенец был крещён собственной матерью крестообразным помазанием слюной на челе. Есть описание случаев, когда утопающие в результате кораблекрушения люди прямо в воде совершали крещение друг друга, призывая в свидетели Бога, и были, потом, чудесно спасены по Его божественной милости. В древних патериках описан также случай, когда в пустыне было совершено крещение умирающего песком, за неимением воды. Не следует забывать и о крещении кровью – когда человек перед мученической смертью исповедует Христа Спасителя и страдает за Него. Самокрещение допускается только в самых исключительных случаях.

О крещении самих себя

 

1. Св.мч. Дросида, дочь Трояна царя, САМА СЯ КРЕСТИ (10 июня)

2. Св. первомученица Фекла САМА СЯ КРЕСТИ. (Минея Макариевская 24 сентября)

3. Св.мч. Порфирий СЕБЕ КРЕСТИ. (Минея четия 15 сентября)

4. Св.мч. Гаведдай, сын Савория царя персидского САМ СЯ КРЕСТИ. (Пролог 29 сентября)

5. Св. мч. Филимон САМ СЯ КРЕСТИ. (Минея четия 14 декабря)

6. Пр.Феофан САМ СЯ КРЕСТИ и потом блудницу увеща от блуда, и КРЕСТИ ю Духа Святаго жилища сотрори. (10 июня)

7. Св.вмч.Марина САМА СЯ КРЕСТИ. (Минея четия 17 июня)

8. А сии нужды ради обаче невторкрещаются, иже от причетник, или от простца инока, или диакона, или отца самого. Или христианина некоего православна, и по нужде несущу священнику, то КРЕЩЕНИ суть. (правило Никифора патриарха константинопольского в каноне кратких, сечение 4, титла 2 и сечение 5,гл.1 кн.3 собор 1.Жезл часть 1, обличение 17)

 

 

Таинство Покаяния

 

«Исповедуйте убо друг другу согрешения ваша, и молитеся друг за друга, яко да исцелеете: много бо может молитва праведного поспешествуема»(Иак. 5,16). Из этого апостольского определения видно, что в исключительных обстоятельствах исповедь допустима и перед простым мирянином. Блаж. Феофилакт Болгарский, в толковании на Мф.18,18 «Елика аще свяжете на земли, будут связана и на небеси», пишет: «Если, говорит, ты, обиженный, будешь иметь как мытаря и язычника того, кто поступил с тобой несправедливо, то таковым он будет и на Небе. Если же ты разрешишь его, т.е. простишь, то он будет прощен и на Небе. Ибо не только то, что разрешают священники, бывает разрешаемо, но и то, что мы, когда с нами поступают несправедливо, связываем или разрешаем, бывает связываемо и разрешаемо и на Небе». Поэтому, всем верным должно знать, что принимать исповедь при нужде дозволено всякому из них, храня все в тайне. Также следует знать, что принимающие по нужде такую исповедь являются только свидетелями покаяния, чтобы засвидетельствовать о нём на Суде Божием.

«О исповеди пригодной в недостатку православных презвитеров, и под час преследования нынешнего от латиномудрствующих и в краях в некоторых иереов неставало. А однако смотрение и разсуждение в той мере у отцов святых, в недостатку презвитеров православных, и под час преследования нынешнего на нас россов от папежников от тех, которыя с ними заодно мудрствуют, такожде в странах дальних, в которых бы православных иереов недоставало, будущих тогда до латынских князей, и до панов, с папежем римским верующих неудаючись, и не оных призывати, несть бо вем избавления рече пред оными исповедати. Первая наука, пред разумными и умными, любо иеродиаконы, любо монахом, или такожде пред простым человеком, якоже Иаков апостол глаголет во главе 5-ой, учит исповедати друг другу грехи, и молитися друг за друга,яко да исцелеете. И паки: друг друга тяготы носити и тако да исполните закон Христов». (Захарий Копыстенский (XVII век), известный южнорусский церковный деятель и апологет Православия против латинян)

Если совесть наша отягощена грехами, но при этом сохранила начаток добра, она всегда ищет возможность очиститься. И споручником, свидетелем нашего покаяния может стать достойный доверия собрат-христианин, если нет рядом с нами духовного отца - священника. Но тогда на этом человеке лежит обязанность при первой возможности передать содержание такой исповеди священнику. Покаяние «из уст в уста» может быть более искренним, но оно возлагает большую ответственность на споручника кающегося. Он должен строго хранить тайну исповеди и совершенно точно передать ее содержание духовному отцу. В наше время, однако, чаще приходится прибегать к другому средству. Доверенное лицо со слов кающегося (или он сам, если имеет силы) записывает содержание исповеди на бумагу, заклеивает в конверт и посылает священнику, который её прочитывает и заочно разрешает. Даже если священник прочитает и заочно разрешит грехи кающегося уже после его смерти – Таинство считается действительным и душа усопшего получает разрешение своих грехов, о чём мы знаем по многочисленным свидетельствам, описанным в Житиях святых.

На каком бы краю света ни жили мы - главное, в мыслях и верованиях не отторгать себя от единства церковного, жить достойно звания христианского, стремиться к братскому общению с единомысленными христианами - отцами и братиями во Христе, - и тогда ходатайства и молитвы святой Церкви не оставят нас никогда: ни в жизни сей, ни в жизни будущей. Главным условием нашего покаяния является его искренность и последующее оставление самого греха.

 

Божественная Литургия

 

СОВЕРШАТЬ ТАИНСТВО ЕВХАРИСТИИ НЕ МОЖЕТ НИКТО, КРОМЕ ЕПИСКОПА ИЛИ СВЯЩЕННИКА. «Священник человек да будет избран, честен, ведущь священная писмена, рукоположен правильне от архиерея». «От мирскаго не священнаго, но простаго человека такожде и от клирика и от диакона и иподиакона, кроме правильнаго иереа, тайна Святыя Евхаристии никогдаже освятится. Ибо ничтоже того священства совершит, и в тяжкое осуждение и в грех святотатства дерзнувый впадет» (Служебник. Известие учительное).

Литургия по нужде в условиях гонений может быть совершена не только в храме, но и в молитвенном доме. В условиях гонений становится возможным совершение Литургии и под открытым небом, и в землянке, и в подвале… Антиминс иметь необходимо, но при его отсутствии Литургию можно совершать и на одних мощах (мощи должны быть мученическими). В исключительных случаях Литургия может быть отслужена и на живом человеке, пострадавшем Христа ради. Церковная история представляет много примеров случаев подобного рода: священномученик Лукиан, пресвитер Антиохийский, совершил Литургию в темнице на своей груди, поставив кругом себя, как бы в храме, бывших тут клириков и верных; Феодорит, епископ Кирский, в пустыне совершил Литургию на руках иеродиакона. – Грудь и руки священника, по Златоусту, честнее и священнее, нежели камень трапезы и бездушные сосуды.

За неимением богослужебных сосудов для тайного служения Литургии придётся брать обычные простые сосуды, но, ни на что другое не употребляемые, лучше всего стеклянные - стакан или большая рюмка, блюдце или тарелка, чтобы при обыске не бросались в глаза и, чтобы, в крайнем случае, их можно было немедленно разбить. Перед священнодействием необходимо сначала вычистить и вымыть помещение, потом отслужить молебен с водоосвящением и оставить помещение не жилым, в смысле ночевки в нем, до служения Литургии. Хорошо иметь специально изготовленный походный, складной, портативный престол, который потом можно будет сложить и спрятать.

Употребление кадила желательно и только в исключительных обстоятельствах его можно не употреблять. С глубокой древности на Руси в качестве ладана использовалась чистая смола хвойных деревьев (кедровая, еловая, сосновая, лиственничная, пихтовая, можжевеловая смолы). Чистые, сухие кусочки этих смол с молитвой и крестным знамением клались на раскалённый берёзовый уголёк, и совершалось каждение крестообразными движениями руки с кадильницей. Можно и приготовить ладан следующим простым способом: собранные в лесу со стволов деревьев кусочки смолы ссыпаются в глубокую сковородку или кастрюльку (посуду лучше использовать старую, которую не жалко); разогревают на огне до расплавления (с мерами предосторожности); затем, расплавленная смола аккуратно процеживается через двойное сито из марли для удаления мусора; затем, в ещё неостывшую смолу, добавляют эфирные масла (например – «розовое» и т.д., если есть), и тщательно размешивают. Когда смола начнет застывать, но еще будет мягкая – её желательно вынуть и тонко раскатать на столе (как раскатывают тесто), для того, чтобы потом удобнее было её дробить (во избежание прилипания смолы необходимо предварительно смазать стол и руки сухим мелом). Застывшую массу дробят на мелкие кусочки и пересыпают их мелом или тальком, чтобы ладан не слипался. Хранят ладан в плотно закупоренных баночках, чтобы аромат не испарился и ладан не потерял своего качества.

Для совершения Божественной Литургии хорошо запастись церковным красным вином (кагором, или каким-либо другим натуральным красным виноградным вином), пшеничной мукой для просфор (необходимо иметь навык выпекания просфор на хлебной закваске), восковыми свечами и церковным елеем. В исключительных случаях (в тюрьмах, в лагерях, в плену и т.д.) Литургия может быть совершена и на обычном хлебе и красном ягодном соке – как это и происходило в годы богоборческих гонений. Очень полезно заранее запастись богослужебными книгами первой необходимости: Богослужебным Евангелием и Апостолом, Служебником, Требником, Часословом, и т.д. При отсутствии епитрахили и прочих богослужебных облачений - их можно сшить из простой чистой ткани, желательно белой, нашить св. Кресты, освятить и хранить в чистоте. В случае крайней нужды, в качестве епитрахили священник может использовать чистое полотенце, на котором необходимо изобразить св. Крест, и даже молитвенные чётки. Правило 1 св. Никифора Исповедника предусматривает «по необходимости» нарушение канонической и литургической практики в условиях гонения на Церковь.

 

 

Совершение богослужений а также Таинств Крещения, Исповеди и Причащения в условиях гонений

В древней Руси православные хорошо знали не только как должно совершать свое келейное домашнее правило, но знали и то, что за отсутствием иерея каждый мирянин может совершать все церковные службы за исключением Таинств. Тогда знали, как при этом должен действовать грамотный мирянин. Знали и неграмотные, что и как они могут совершать за каждую службу. Не только монахи и священнослужители, но и миряне хорошо знали Церковный Устав, знали до мелких подробностей, как порядок церковного богослужения, так и правила совершения церковных служб без священника, - знали даваемые Уставом правила внешнего поведения в Храме и дома, хорошо знали правила «церковного вежества», как тогда выражались, и всеми этими правилами руководились повседневно, насколько возможно приближая и свою домашнюю молитву к церковной (возжжение многих светильников во время молитвы, сверх неугасимых; каждение ручной кадильницей пред домашними святынями), и домашний семейный уклад к монастырскому (обилие святых икон не только внутри дома, но и снаружи, на вратах, при входе; устройство особой молитвенной храмины; земные поклоны пред родителями и старшими; испрашивание на всякое дело благословения главы семьи...).

Для различных случаев житейских, обстоятельств и духовных переживаний у православных русских людей немало было соответствующих молитвословий, особенно канонов. В старинных рукописных и печатных Канонниках есть совершенно неизвестные нам каноны: «В печалех и нуждах», «В междоусобных бранех», «О больных», «Во время глада и томления», «О творящих милостыню» и т.д.. И особенно каноны различным святым, коим от Господа дана различная благодать, помогать людям в различных обстоятельствах. Старинные издания этих канонов важны тем, что там дается подробное указание, как читать их дома мирянину.

К сожалению, многие, не зная, как молиться дома, или читают полностью последование службы, включая и священнические возгласы и ектении, что делать, не положено, или читают что-либо на свое усмотрение (например, акафисты), или вообще остаются без молитвы. Но верное чадо Церкви должно быть послушным во всем. Поэтому, по слову священноисповедника Афанасия (Сахарова) еп. Ковровского, православный человек должен и в храме, и дома "творить молитву не только как каждому хочется, а за святое послушание, с любовью и смирением исполнять Устав церковный".

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.028 с.)