Основные методические положения по теме 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные методические положения по теме



Одним из основных видов анализа финансово-экономической деятельности организаций служит комплексный экономический анализ (КЭА). Повышение эффективности производства, улучшение качества выпускаемой продукции, решение социально-экономических проблем на предприятии требуют системного и комплексного изучения их хозяйственной деятельности. Для этого необходимо, чтобы данные о различных сторонах ФЭД были взаимосвязаны между собой, исходя из единой цели, согласованности и одновременности анализа.

При комплексном экономическом анализе рассчитываются синтетические (общие) и аналитические (частные) показатели. Каждый показатель складывается под воздействием определённых экономических и других факторов. Их классификация возможна по разным признакам. По характеру воздействия на производство все факторы подразделяются на экстенсивные и интенсивные. Оценка влияния различных факторов на результирующий (синтетический) показатель (объём производства продукции (работ, услуг); объём продаж, расходы предприятия, себестоимость продукции и др.) производится с помощью различных приёмов и методов факторного анализа.

Доходы и расходы предприятия по обычным видам деятельности относятся к числу наиболее значимых, обобщающих показателей.

Доходами организации (предприятия) признается увеличение ее экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации.

Доходы в зависимости от их характера, условий получения и направлений хозяйственной деятельности организации подразделяются на:

· Доходы от обычных видов деятельности;

· Прочие доходы

Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции, товаров, работ и услуг. Основным фактором, определяющим объем продаж, является

объем произведенной (объем товарной) продукции. Взаимосвязь этих показателей записывается в виде формулы товарного баланса:

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновение обязательств приводящее к уменьшению капитала этой организации.(ПБУ 10 / 99).

Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

· Расходы по обычным видам деятельности

· Прочие расходы

К расходам по обычным видам деятельности относятся расходы, связанныес производством и продажей продукции (работ, услуг), приобретением и продажей товаров. При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по экономическим элементам:

· материальные затраты;

· затраты на оплату труда:

· отчисления на социальные нужды:

· амортизация основных средств и нематериальных активов

· прочие затраты.:

Важнейшим фактором повышения эффективности производства и роста прибыли предприятия является снижение расходов по обычным видам деятельности (т.е. себестоимости продукции). Под себестоимостью продукции (работ, услуг) понимаются выраженные в денежной форме суммарные затраты всех видов ресурсов: основных фондов, материальных и трудовых, используемых непосредственно в процессе производства продукции и выполнения работ

В число основных результатных показателей производственной деятельности любого предприятия, независимо от его профиля, входят объем производственной и реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

В статистическом учете в настоящее время используются два основных показателя продукции:

1) стоимость производственной продукции (объем выпуска);

2) объем продаж (объем реализованной продукции).

Стоимость производственной продукции может характеризоваться двумя показателями: валовая продукция (ВП) и товарная продукция (ТП).

Стоимость реализованной продукции характеризуется показателем – выручка от продаж по обычным видам деятельности.

В аналитической практике для анализа производства и реализации продукции используется более широкий круг показателей:

1.Готовая продукция (ГП) – это продукция, законченная с точки зрения производственного цикла и сданная на заводской склад. Она является частью товарной продукции;

2.Товарная продукция (ТП) – это объем продукции, подготовленный для продажи, в состав которой включается:

ТП = ГП + полуфабрикаты для реализации + приспособление и инструменты для реализации

3.Валовая продукция (ВП) – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ. Данный показатель характеризует объем производства и выражается формулой:

ВП = ТП ± изменение остатков незавершенного производства (∆ НЗП).

4.Объем реализации (объем продаж, РП) – выручка от продаж. Показатель РП взаимосвязан с показателем ТП с помощью формулы товарного баланса:

Остатки нереализационной ГП на складе на начало года + выпуск ТП = РП + остатки нереализационной ГП на складах на конец года

Отсюда РП = Он.г + ТП – Ок.г или

РП = ТП + (Он.г – Ок.г)

(Он.г – Ок.г) – изменение остатков нереализационной ТП на заводских складах.

Основными характеристиками объема производства и продаж являются: количество товаров в натуральных измерительных; номенклатура и ассортимент; объем в стоимостном выражении; качество произведенной и реализационной продукции.

Объем производства и продаж продукции (работ, услуг) – это количество произведенной и проданной организацией продукции (выполненных работ, оказанных услуг) за определенный период времени. Он может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых (через показатель «трудоемкость» в нормо-часах) и стоимостных измерителях.

Натуральные измерители (штуки, метры, литры и т.д.) используются при анализе объемов производства по отдельным видам однородной продукции.

Условно-натуральные, трудовые (нормативные трудозатраты) и стоимостные используются для обобщенной оценки объемов выпуска и продажи продукции (работ, услуг).

Показатели трудоёмкости продукции позволяют определить объём производства продукции через затраты труда или сумму выплаченной заработной платы.

Стоимостные показатели являются универсальными измерителями для обобщённой оценки производства и реализации продукции.

Различают следующие виды цен на продукцию: оптовые цены; розничные цены;

договорные цены. В экономическом анализе для цели выявления влияния отдельных факторов используются: цены, принятые в плане; сопоставимые цены; фактически действующие цены.

Для характеристики и изучения продукции по составу используются две категории: номенклатура и ассортимент.

1. Номенклатура – перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующего вида продукции в классификаторе промышленной продукции (ОКПП).

2. Ассортимент – это перечень наименований продукции с указанием объема выпуска по каждому виду, различают: полный, групповой, внутригрупповой ассортимент.

Основными задачами анализа результатов производства и продажи продукции являются:

1.Анализ динамики (по сравнению с планом и предыдущим годом) показателей валовой, товарной и реализованной продукции. Расчет среднегодовых темпов прироста выпуска продукции.

2. Анализ объемов и структуры заказов. Оценка выполнения организацией договорных обязательств по поставкам продукции.

3.Анализ состава и структуры продукции. Выявление изменений в ассортименте продукции и определение влияния структурных сдвигов на выпуск продукции в натуральном и денежном выражении.

4. Оценка ритмичности и сезонности производства и продажи продукции (XYZ – анализ) и оценка качества производимой и реализованной продукции.

6.Расчет влияния факторов и выявление резервов увеличения выпуска и продажи продукции,прежде всего за счет более эффективного использования производственных ресурсов.

7. Расчет безубыточного объема продукции и зоны безопасной работы организации.

При изучении материала следует сосредоточить свое внимание на следующих основных моментах темы:

a) анализ выпускаемой и реализуемой продукции (товаров, работ, услуг). Оценка степени выполнения плана и динамики показателей продукции; выявление степени влияния основных факторов на показатели объема выпуска и продажи продукции; анализ точки безубыточности и выбор эффективной ассортиментной политики организации;

b) анализ общей величины доходов, расходов предприятия; факторы и методы оценки расходов по обычным видам деятельности: анализ прямых и косвенных расходов, анализ затрат на один рубль произведенной (реализованной) продукции, выявление резервов снижения себестоимости;

в) чтение финансовой отчетности и предварительная оценка эффективности деятельности предприятия по данным отчета о финансовых результатах.

 

. 2.2.Практические задания по теме 2.

а) Анализ производства и реализации продукции.

Задание 2.1 На основе данных приведенных в табл. 1 проанализировать динамику и выполнение плана по показателям производства и реализации продукции предприятия. Определить изменение остатков нереализованной товарной продукции. Охарактеризовать структуру продаж. Сформулировать выводы, объяснить различия в темпах роста между объемом выпуска и объемом продаж.

Таблица 1.

Показатель Предыду-щий год Отчетный год Абсолютное отклонение от Темп роста в % к
План Факт Предыд. года Плана Предыд. году Плану
1.Объем выпуска продукции без НДС всего, тыс. р.   6 411072   8 154640   8 334394        
2. Объем реализа- ции (выручка от продаж без НДС). всего, тыс. р. В том числе по сегментам: 2.1 Российская Федерация (внутрен- ний рынок). 2.2 Страны дальне- го и ближнего зарубежья (экспорт)     5 441212     2 483361     2 957851     9 603000     2 403 000     7 200 000-     7 962786         6 838797        
3.Изменение остатков нереализо- ванной товарной продукции(стр.1-2)              

Задание 2.2 На основе данных, приведенных в таблице 2, дать оценку динамики обобщающих стоимостных показателей, определить влияние факторов на изменение объема продаж. Расчет произвести способом цепных подстановок, сформулировать выводы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.011 с.)