Современные национальные модели рыночных систем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные национальные модели рыночных систем



Современные национальные модели рыночных систем

Экономическая модель каждой страны — это результат длительного исторического процесса, в течение которого выстраивается соотношение элементов модели и формируется механизм их взаимодействия.

Классификация:

1) По стадиям различия рыночныхотношенийсовре

2) По степени включения в процессы интеграции закрытого и открытого типа);

3) По уровню соц.-эк. и технико-технологического развития (высокоразвитые, развивающиеся и слаборазвитые НЭ);

4) По структуре хозяйства

5) По размерам территории страны

6) По этническому и национальному признаку

7) По региональному признаку - развивающиеся страны.

 

6

Белорусская модель социально-экономического развития

Высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием распределения доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников – в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение – нетрудоспособным, престарелым, инвалидам, женщинам, находящимся в отпусках по уходу за детьми, эффективную охрану жизни, здоровья, прав и свобод – всем гражданам.

Факторы выбора белорусской модели экономики:

- длительная принадлежность к социалистической системе обусловила социальную ориентацию рыночной экономики, отвечающую коллективистским традициям солидарности и народным ожиданиям;

- историческая вера в необходимость сильного государства обусловила сохранение ведущей роли государства в рыночных преобразованиях;

- неприятие народом ложных ценностей определило отказ от массовой приватизации, обогащения немногих за счет большинства населения.

Основные черты - сильная и эффективная государственная власть как важнейшее условие успешного управления страной, обеспечения экономической безопасности государства и граждан.

- равенство различных форм собственности. Соотношение государственного и частного сектора должны определяться с учетом национальных интересов.

- многовекторность внешнеэкономической политики.

Перспективная модель экономики должна обеспечивать:

-единство частной собственности и интересов государства, ответственность предпринимателя перед обществом;

- экономическую свободу человека и свободу экономического выбора;

- равенство государственных и частных субъектов рыночных отношений;

- экономическое и социальное партнерство;

- ориентацию на жизненные потребности населения и рост его благосостояния;

- приоритет прав граждан;

- ответственность государства перед гражданами и социальную защиту;

- сочетание свободной конкуренции

 

 

Факторы бывают качественные и количественные.

Функции Министерства транспорта

· реализация единой дорожно-транспортной политики,

· разработка и реализация программ развития в области транспортной деятельности;

· осуществление развития смешанных перевозок;

· проведение в области транспортной деятельности экономической, научно-технической и социальной политики;

· обеспечение эффективного управления республиканской собственностью в области транспортной деятельности;

· повышение эффективности и конкурентоспособности экспорта в области транспортной деятельности;

Показатели развития транспорта

Перевозки грузов — объем грузов в тоннах, перевезенных на транспортных средствах страны; по всем видам объем перевезенных грузов отражается на момент отправления (на автомобильном транспорте — момент прибытия).

Перевозки пассажиров — количество пассажиров, отправленных всеми видами сообщения.

Принципы и направления

- общая социальная ориентация общества, государства, экономической системы;

- формирование развитого гражданского общества и самоуправления;

- приоритетное развитие человеческого потенциала;

- выбор в качестве стратегического императива социальной ориентации рыночной экономики;

- переход на инновационный ресурсосберегающий тип воспроизводства;

- повышение эффективности производства и страновой конкурентоспособности;

 

67 Институциональные основы рыночной экономики и особенности их формирования в РБ

Рынок — всякий институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуги. С системной точки зрения, рынок — это совокупность экономических отношений купли-продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена на них.

Рыночная экономика — экономика, в которой только решения самих потребителей, поставщиков ресурсов и частных фирм определяют структуру распределения ресурсов. С системных позиций — это совокупность всех образующих экономику рынков продуктов и ресурсов и действующих между ними связей, обеспечивающих организацию совместной экономической деятельности людей, экономического обмена между ними в форме купли-продажи товаров и услуг, основанного на таких базовых принципах, как:

• свободы хозяйственной деятельности;

• всеобщности рыночных отношений;

• плюрализма и равноправия форм собственности;

• саморегулирования хозяйственной деятельности;

• свободного ценообразования;

• самофинансирования и экономической ответственности;

• гармоничного сочетания государства и рынка.

Институциональные преобразования:

Направления преобразований:

• Изменение отношений собственности и организационно-экономической структуры экономики;

• Изменение роли различного типа хозяйствующих субъектов;

• Создание условий и форм привлечения капитала;

• Усиление управленческих и регулирующих функций в новых социально-экономических отношениях.

Главная цель институциональных преобразований – создание системы институтов, необходимых для устойчивого функционирования социально ориентированной экономики рыночного типа.

Институциональные преобразования осуществляются по двум направлениям:

1. Ликвидация разбалансированности отдельных элементов законодательства, обновление устаревших правовых актов, их согласование с международными нормами;

2. Создание институционально-правового пространства для развития рыночных отношений, становления конкурентной среды, поддержки предпринимательства и т.д.

Начало институциональных преобразований связано с трансформацией отношений собственности, которые служат базой для формирования рыночных отношений.

68 Формирование рынка труда в Беларуси и перспективы его развития

Рынок труда - совокупность рыночных институтов, организаций, учреждений, частных лиц решающих совокупность проблем воспроизводства рабочей силы и использования труда.

Функции рынка:

· Определение условий и механизма найма работников

· Определение уровня зарплаты

· Определение объема и структуры занятости, направления и механизма повышения квалификации работника (человеческого капитала)

Задачи регулирования рынка труда:

■ обеспечение научно обоснованного воспроизводства населения в целом по стране и по отдельным регионам;

■ достижение рациональной занятости населения;

- обеспечение экономики страны рабочей силой, количество и качество которой соответствовало бы реальным потребностям.

Функции государственного регулирования рынка труда:

■ ориентирующая, которая реализуется посредством выбора приоритетных целей и направлений развития занятости населения;

■ социальная, которая заключается в определении общественных и личных потребностей людей возможностей их реализации,

■ упреждающая – государство пытается предвидеть негативные процессы на рынке труда и принять меры по их устранению.

Функции рынка ценных бумаг

- превращение сбережений домохозяйств и фирм в инвестиции;

- распределение и перераспределение капитала между отраслями и фирмами;

- информационная;

- контрольная;

- страхования посредством превращения некоторых видов коммерческого риска в объект купли-продажи.

Принципы

ü учет многоукладности экономики, обеспечения равных условий хозяйствования всем юридическим и физическим лицам;

ü трансформация отношений собственности, развитие предпринимательства, либерализация всех видов экономической деятельности;

ü переход на инновационный путь развития экономики;

ü соц. ориентация перспективной структуры экономики, развития сферы услуг;

ü учет факторов глобализации экономики, интеграции в первую очередь с Россией и другими странами СНГ;

ü обеспечение рационального использования ресурсов;

ü комплексное развитие производительных сил страны и ее регионов;

ü экологизация экономики;

ü сочетание системы гос. регулирования и рыночного саморегулирования.

В экономике Беларуси сложился целый ряд структурных деформаций как унаследованных от бывшего СССР, так и возникших вследствие экономического кризиса. Основными из них являются:

• несоответствие структуры производства внутреннему и внешнему спросу

• высокие энерго- и материалоемкость производства, его сильная зависимость от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов;

• высокий уровень износа активной части ОПФ вследствие недостатка инвестиционных средств не только для расширенного, но и простого их воспроизводства;

• недостаточное развитие наукоемких экспортных производств.

 

75 Инновационная политика и особенности её проведения в РБ

Инновационная политика – совокупность мер государственного регулирования, направленная на повышение инновационной активности и поддержку базисных инноваций, на формирование национальной инновационной системы.

Она определяет специфический вид деятельности, связанный с внедрением результатов ИР и нововведений в производство, которые затем трансформируются в инновационный продукт – новые виды продукции и услуг, в новые технологии, новые формы организации обеспечивающие экономический и социальный прогресс в обществе.

Стратегическая цель инновационной политики Беларуси – создание инновационной, конкурентоспособной на мировом рынке, наукоёмкой, ресурсосберегающей и экологозащитной экономики, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие и повышение уровня и качества жизни народа.

Основными задачами являются:

построение национальной инновационной системы; создание благоприятной для инновационной деятельности экономической, правовой и социально культурной среды; достижение высокого уровня экспорта,.

Инновационная деятельность включает три основные стадии: от начала исследования до первого промышленного освоения объекта, от первого промышленного освоения выпуска объекта, период его использования у потребителя.

Инновационная деятельность в РБ по сравнению с экономически развитыми странами находится на недостаточно высоком уровне. Основными направлениями на её перспективу должны стать: ускоренная разработка и освоение наукоёмкой продукции и передовых технологий; развитие Парка высоких технологий и других инновационных центров; усиление целевой ориентации на решение приоритетных для страны задач; стимулирование перспективных разработок государственного значения и совершенствование механизма его отбора

 

 

76 Инвестиционная политика: сущность и формы её реализации в экономике страны

Бюджетный процесс

Составление госбюджета является функцией Министерства финансов, которое опирается на разработки министерств и аналитических служб..

Порядок разработки и утверждения госбюджета - законодательно утвержденная процедура.

Стадии бюджетного процесса:

1. составление проекта бюджета

2. рассмотрение и утверждение

3. исполение бюджета – совокупность мероприятий направленных на полное и своевременное поступление доходов в бюджет и своевременное осуществление расходов.

4. составление отчетов о исполнении бюджетов и их утверждение

Приоритетные направления бюджетной политики:

− реструктуризация и оптимизация бюджетных расходов с их концентрацией на решении ключевых социально-экономических задач;

− проведение целенаправленной политики управления государственным долгом;

− совершенствование бюджетного процесса, эффективное взаимодействие республиканского и местных бюджетов при их формировании и исполнении;

− дальнейшая унификация бюджетного законодательства Республики Беларусь с законодательством Российской Федерации в рамках создаваемого Союзного государства.

 

 

86 Налоговая система страны и её совершенствование

Налог – принудительно изымаемые государством или местными органами власти средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций.

Налоговая система – совокупность всех взимаемых в государстве налогов,

Элементы налоговой системы:

· система налогов

· налоговый механизм

· Принципы построения налоговой системы:

ü эффективность налогообложения;

ü обязательность;

ü определенность;

ü удобство для налогоплательщика;

ü экономичность (затраты на осуществление сборов должны быть меньше суммы сборов)

ü пропорциональность;

ü стабильность;

ü оптимальность (с точки зрения выбора источника налогооблажения);

ü стоимостное выражение;

ü единство.

Правовая основа в РБ – Налоговый Кодекс и закон «О налогах и сборах»

Система налогов:

· республиканские налоги

· местные налоги (налог на владение собак, курортный и др)

Направления совершенствование налоговой системы страны и налоговой политики правительства:

- оптимизация налоговой структуры за счет снижения высокой доли косвенных налогов;

- уменьшение количества мелких отчислений и сборов в целевые фонды;

- упорядочение регистрационных, лицензионных и других целевых сборов;

- усиление налоговой поддержки научно-исследовательских, опытно-конструктор­ских и опытно-технологических разработок в негосударственных секторах экономики;

- налоговое стимулирование долгосрочных доходов от прироста капитала в инвестиционных фондах и долгосрочных инвестиций.

 

87 Валютная система страны

Валютная система – форма организации валютных отношений, исторически оформленная и законодательно закрепленная.

Элементы валютной системы:

- нац. валюта;

- регулирование вал.ликвидности;

- выбор режима курса нац. валюты;

- введение вал.ограничений;

- регулирование конвертируемости нац. валюты;

Задачи вал.политики:

1. эффективное обслуживание платежей;

2. создание благоприятных условий для развития производства;

3. содействие расширению междунар. ден. отношений.

4. перемещение капитала и др. ресурсов между странами;

5. решение проблем, связанных с безработицей и инфляцией.

Цели валютного регулирования в РБ:

ü стабильность ПБ и нац. валюты;

ü устойчивое развитие экономики и эк. рост

Методы регулирования валютного курса:

- вал.интервенции (НБ осуществляет в большом объеме покупку/продажу ин. валюты на бирже с целью установления желаемого курса);

- дисконтная политика (изменение ставки рефинансирования);

- протекционные меры (вал.ограничение)

- двойной вал. рынок (несколько вал.курсов НБ)

- девальвация/ревальвация;

- диверсификация золотовал. резервов (золотовал. резервы в разных валютах)

- регулирование вал.рынка;

- вал.кредит.

Функции НБ в вал.регулировании: установление курсов валют, регулирование порядка проведения вал. операций; регулирование обращения валют и др.

Вал.контроль – деятельность органов вал. контроля, направленных на обеспечение субъектами хозяйствования вал. законодательства. Органы вал.контроля: Совет Министров, НБ, КГК, Гос. тамож. комитет.

Совершенствование вал.регулирования:

ü усиление единства целей

ü усиление активизации органов вал.регулирования;

ü переход к эк. мерам вал.регулирования;

ü либерализация вал.законодательства.

 

 

88 Особенности валютного регулирования и валютный контроль в РБ

Валютное регулирование – деятельность государственных органов (органов валютного регулирования) по установлению порядка обращения валютных ценностей, в том числе правил владения, пользования и распоряжения ими.

Валютный контроль – деятельность органов валютного контроля и агентов валютного контроля, направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства Республики Беларусь.

Основными направлениями валютного контроля являются:

- определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству;

- обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Таможенного союза;

- предотвращение легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и иной экстремистской деятельности;

- проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;

- анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям.

Цели валютного регулирования в РБ:

ü стабильность ПБ и нац. валюты;

ü устойчивое развитие экономики и эк. рост

Функции НБ в вал.регулировании: установление курсов валют, регулирование порядка проведения вал. операций; регулирование обращения валют и др.

Вал.контроль – деятельность органов вал. контроля, направленных на обеспечение субъектами хозяйствования вал. законодательства. Органы вал.контроля: Совет Министров, НБ, КГК, Гос. тамож. комитет.

Совершенствование вал.регулирования:

ü усиление единства целей

ü усиление активизации органов вал.регулирования;

ü переход к эк. мерам вал.регулирования;

ü либерализация вал.законодательства.

 

89 Социальная политика: сущность, принципы, направления и механизмы реализации

Социальная политика - деятельность государства и общественных институтов по выработке и достижению комплекса целей по социальному развитию, преобразованию социальной структуры и социальных отношении и обществе: росту доходов и потребительской способности населения, повышению качества различных сторон жизнедеятельности, социальной защите граждан страны. Она охватывает вопросы труда, потребления, быта, образования, культуры и искусства, отдыха и охраны здоровья, социального обеспечения, социальной поддержки и защищенности населения.

Социальная политика государства - это система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества житии населения и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнёрства в обществе.

Главная цель социальной политики - обеспечение стабильного роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала

Функции социальной политики:

- обеспечение социальной устойчивости и социальной безопасности общества;

- поддержание и стимулирование эк. и соц. активности населения,

- налаживание системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая устроит подавляющее большинство населения;

- помощь гражданам в условиях наступления состояния соц. риска и кризиса.

- обеспечение необходимого и достаточного уровня эколог.безопасности.

Принципы социальной политики:

ü социальная справедливость

ü индивидуальная и социальная ответственность

ü социальная солидарность и партнерство

ü равенство возможностей каждого в получении соц. благ и услуг

ü социальные гарантии

Составляющие социальной политики:

· Политика обеспечения занятости

· Политика регулирования доходов населения

· Политика социальных гарантий

· Политика социальной защиты

· Политика защиты здоровья и экологической безопасности населения

Приоритетные направления социальной политики государства

- сфера доходов и личного потребления семей

- сфера общественного благосостояния

- сфера воспроизводства населения, рабочей силы и занятости

- поддержка уязвимых слоев населения

- развитие отраслей социальной инфраструктуры.

Объектом социальной политики могут быть как отдельные граждане, так и их группы, объединённые конкретными связями и отношениями.

Субъектами социальной политики являются те, кто активно взаимодействует в социальной сфере, определяет цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и реализует её

Для достижения поставленной цели необходимо:

- обеспечить рост доходов населения в соответствии с его трудовым вкладом и располагаемым им капиталом

- предотвратить социальное иждивенчество;

- создать эффективный механизм социальной защиты населения;

- обеспечить социальную стабильность;

- формировать здоровый образ жизни,

 

 

90 Особенности формирования социальной политики на этапе перехода к рыночной экономике

Социальная политика в переходной экономике - это комплекс социально-экономических мер государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, Основные черты переходной экономики как особенного ее состояния по сравнению с состоянием той или другой, но определенной ступени обусловлены в целом характером изменений в этот период. Важнейшая для социальной сферы черта - характерная неустойчивость переходной экономики. Дело в том, что во всякой системе в процессе ее функционирования постоянно происходят различные изменения. Но они выступают как своеобразное средство реализации цели, свойственной данной экономике, средство при-ведения ее именно в устойчивое, равновесное состояние.

Социальная политика в переходный к рынку период должна строиться на трёх основных принципах:

· приоритетности проблем социальной защищенности населения;

· повышении роли личного трудового дохода в удовлетворении социально - культурных и бытовых нужд населения и ликвидации на этой основе иждивенства;

· организации нового механизма финансирования социальной сферы, то есть переходе от государственного патернализма к социальному партнерству.

Важнейшей задачей социальной политики является предназначенная для конкретных групп населения (адресная) социальная поддержка со стороны государства слабо защищенных слоев населения. Эта задача предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов

 

91 Социальные нормативы уровня жизни населения

потребительский бюджет, суммирующий нормативы (нормы) потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные по социальным и половозрастным группам населения, климатическим зонам, условиям и тяжести труда, месту проживания и т. д. Различают минимальный и рациональный потребительские бюджеты. Кроме того, к основным социальным нормативам относятся: минимальная заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице трудоспособных лиц, минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов, минимальные стипендии учащимся, регулярные

В совокупности они образуют систему минимальных социальных гарантий как обязанность государства обеспечить гражданам минимальные размеры оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособий по социальному страхованию (в том числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетним ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры.

Существующие нормативы отражают современные научные представления о потребностях людей в благах и услугах — личных потребностях. Физиологические потребности являются определяющими первого порядка, поскольку выражают потребности человека как биологического существа; в их составе насущными, первичными, выступают потребности в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности и т. д.

Интеллектуальные потребности касаются образования, повышения квалификации, творческой деятельности, порождаемой внутренним состоянием человека.

Социальные потребности связаны с функционированием человека в обществе — это социально-политическая деятельность, самовыражение, общение с людьми, обеспечение социальных прав и т.д.

Интеллектуальные и социальные потребности относятся к потребностям непервой необходимости и удовлетворяются после того, как наступает определенная степень удовлетворения первостепенных потребностей.

Различаются рациональные (разумные) и иррациональные потребности.Рациональные потреблении благ и услуг, необходимых для поддерживания здорового образа жизни человека и гармоничного развития личности. Иррациональные потребности выходят за рамки разумных норм, Внешней формой проявления личных потребностей выступает спрос населения, хотя и количественно, и качественно он отличается от действительной потребности. Различают общий потребительский спрос, объем и структура которого соответствуют объему потребления населением материальных благ и услуг, и платежеспособный спрос на них, отражающий платежеспособные возможности населения.

потребности общества, обусловленные необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития, в том числе производственные, потребности в управлении, обороне, охране окружающей среды и т. д.

 

 

92 Денежные доходы и расходы населения: динамика и структура

Важнейшим социальным индикатором уровня жизни выступают доходы населения – находящиеся в его распоряжении ресурсы в натуральной и денежной формах, получаемые им от своей трудовой деятельности(оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности),

Реальные денежные доходы – показатель, рассчитываемый путём деления номинальных темпов роста денежных доходов населения на индекс потребительских цен на товары и услуги. Располагаемые денежные доходы – денежные доходы населения за вычетом налогов, сборов и взносов.

В республике проводится целенаправленная политика по повышению доходов населения. Высокий рост денежных доходов населения обусловлен ростом з/п на основе сочетания государственных и рыночных механизмов её регулирования, увеличением размеров пенсионных выплат и соц. Пособий, развитием потребительского и жилищного кредитования, расширение предпринимательской деятельности.

Основным источником денежных доходов выступает среднемесячная з/п, уровень которой за 2001-2005 гг. увеличился в 2,1 раза. В 2006-2010 гг. повышение минимальной з/п, а также реализация мер по сдерживанию инфляции позволили обеспечить рост реальной з/п в 1,6 раза. В 2010 году среднемесячная з/п выросла на 15%. Были предприняты целенаправленные меры по либерализации оплаты труда работников коммерческих организаций и ИП, внедрению новых гибких систем оплаты. В 2011 году были предприняты меры по отмене обязательного характера применения Единой тарифной сетки для коммерческих организаций и ИП, использующих труд наёмных рабочих; изменены подходы к тарификации и определению систем оплаты труда; расширены права нанимателей в установлении гибких условий оплаты труда работников.

Весомым структурным элементом денежных доходов населения являются пенсии. В данной сфере политика государства направлена на обеспечение стабильного функционирования пенсионной системы, своевременной выплатой пенсий, поддержание реального уровня. На конец 2010 года в органах по труду, занятости и соц.

Постоянно повышались ежемесячные доплаты к пенсиям детям-инвалидам до 18 лет, инвалидам первой, второй и третьей групп, детям, потерявшим кормильца.

Важным элементом денежных доходов населения являются социальные выплаты (гос. пособия семьям, воспитывающим детей, пособие по безработице, социальное пособие и др.). С 2001 года в дополнение к действующим соц. выплатам была введена система государственной адресной социальной помощи (ГАСП), право на получение которой имели семьи с доходом ниже 50% прожиточного минимума. С 2010 г. социальные пособия предоставляются наиболее нуждающимся семьям и гражданам, среднедушевой доход которых ниже 1,5 БПМ в среднем на душу населения.

ГАСП включает в себя: единовременное социальное пособие, ежемесячное социальное пособие, социальное пособие на оплату технических средств, безналичные жилищные субсидии.

 

 

93 Направления совершенствования социальной политики

 

Разработка и реализация направлений социальной политики осуществляются государственным и органами, научным и институтам и общественными структурам и на основе социального императива, ключевых проблем повышения благосостояния населения и развития человеческого потенциала, принципов и приоритетов общеэкономической политики государства, которые закреплены в стратегических и тактических документах Президента и Правительства страны. На современном этапе приоритеты, цели и задачи, направления и средства их достижения в области социальной сферы определены в Программе соц-эконом. развития РБ на 2011-2015 гг. и Национальной стратегии устойчивого развития РБ до 2020 года.

Главная цель социальной политики – обеспечение стабильного роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. В соответствии с поставленной целью приоритетными направлениями являются: укрепление здоровья, увеличение рождаемости и ожидаемой продолжительностью жизни населения; обеспечение эффективной занятости населения; повышение з/п; формирование стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, способной противостоять будущим демографических изменениям; дальнейшее развитие интеллектуального и культурного потенциала нации.

Главными задачами соц. защиты населения определены усиление поддержки наиболее нуждающихся граждан и создание условий для повышения уровня их жизни, обеспечение доступности соц. помощи. Достигаются задачи след.путями: выработки действенных мер соц. поддержки семей с рождением и воспитанием детей; усиление адресности оказания соц. помощи; внедрение новых социальных технологий, расширение перечня и повышение доступности социальных услуг; улучшение условий для проживания граждан в стационарных учреждениях.

94 Система прогнозов и программ развития национальной экономики

Прогнозирование - это процесс предвидения, построенный на вероятном научно-обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии. Оно позволяет выявить альтернативные варианты развития планируемого процесса или объекта и обосновать выбор наиболее приемлемого варианта.

Прогноз - это результат процесса прогнозирования, выраженный в словесной, математической, графической или иной форме суждения о возможном состоянии объекта и его среды в будущий период времени.

План - представляет собой постановку точно определённой цели и предвидение детальных событий исследуемого объекта, в нём устанавливаются пути и средства развития в соответствии с поставленными задачами,.

Директивное планирование - процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для субъектов планирования. Предлагает жёсткую централизацию и полную ответственность за выполнение плана. При директивном планировании издаются соответствующие административно-распорядительные документы - законы, указы, приказы, распоряжения, Индикативное планирование - представляет собой наиболее распространённую форму государственного управления макроэкономическим развитием. Оно не носит обязательный характер, является направляющим и рекомендательным.

Стратегическое планирование - представляет собой адаптивный процесс в результате которого происходит регулярная корректировка решений, оформленных в виде программ, прогнозов, планов, дополнений и изменений системы мер по их выполнению на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в экономическом развитии государства, соответствующих государствах-партнерах и мировом сообществе

Классификация планов

1. По сроку действия плана:

· Перспективное (долгосрочное) - охватывает период более 5 лет.

· Среднесрочное - от 1 до 5 лет.

· Текущее (краткосрочное) - до 1 года.

2. По содержанию плановых решений:

· Стратегическое ориентированное на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития субъекта хозяйствования.

· Тактическое планирование - это процесс создания предпосылок для реализации новых возможностей..

· Оперативно-календарное планирование - завершающий этап планирования хозяйственной деятельности предприятия. Оно увязывает все элементы предприятия в единый производственный механизм, включая техническую подготовку производства материально-техническое обеспечение производства, создание запасов материальных ресурсов сбыт продукции.

 

95 Понятие и составляющие элементы экономической безопасности

Экономическая безопасность – это такое состояние НЭ, которое позволяет обеспечить ее устойчивое функционирование в условиях воздействия неблагоприятных внутренних и внешних факторов, достаточное удовлетворение общественных потребностей, необходимую обороноспособность, защиту нац. интересов.

Устойчивое развитие – глобально управляемое развитие всего человечества, всего мирового сообщества, имеющее целью сохранение биосферы и существования человечества, их непрерывное развитие. Объекты экономической безопасности – эк. система страны в целом и ее составляющие: производственный и научно-технический потенциалы, финансовая система, АПК, производственная и соц. инфраструктуры, население и трудовые ресурсы и др.

Субъекты экономической безопасности – государство, его законодательные и исполнительные институты, предприятия, а также общественные объединения и граждане.

Основные факторы,создающие угрозу нац. безопасности РБ в эк. сфере:

• недостаточная конкурентоспособность НЭ;

• изношенность производственных мощностей;

• неэффективная система внедрения результатов исследований и разработок в промышленности;

• малый объем инвестиций в реальн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.129 с.)