Инструменты инвестиционной политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инструменты инвестиционной политики



1. Макроэкономические - определяют общеэкономический климат инвестиций и представляют собой воздействие государства на ставку процента, темпы экономического роста, внешнеторговый режим.

2. Микроэкономические - воздействуют на отдельные элементы инвестиций или на отдельные элементы экономики с помощью налоговых ставок, амортизационного законодательства, льготных кредитов, гарантий.

3. Институциональные - позволяют скоординировать инвестиционные программы частных инвесторов и реализуются через государственные органы управления, объединения предпринимателей, информационные системы

Основные задачи и направления инвестиционной политики Республики Беларусь на долгосрочный период:

■ повышение инвестиционного рейтинга Беларуси путем улучшения инвестиционного климата и снижения инвестиционных рисков;

■ выделение и концентрация инвестиционных ресурсов на реализацию приоритетных направлений структурной перестройки экономики;

■ разработка и внедрение эффективного механизма инвестирования в экономику страны посредством дальнейшего совершенствования нормативно - правовой базы и приведения ее в соответствие с международными стандартами;

■ усиление роли амортизационных отчислений в инвестиционном процессе;

■ расширение системы лизинговых операций, которые позволяют решать проблемы модернизации и технического перевооружения производства (особенно в сфере малого предпринимательства) без значительного стартового капитала,

■ стимулирование роста объемов прямых иностранных инвестиции и долгосрочных кредитов;

■ развитие инвестиционного сотрудничества со странами СНГ, в первую очередь с Россией, и другими зарубежными государствами

Стратегическая цель инвестиционно - структурной политики: привлечение инвестиций и направление их на реализацию приоритетов социально-экономического развития и решение экологических проблем в стране, развитие политики экспорта капитала на основе использования конкурентных преимуществ других стран, путем создания ТНК, ФПГ и других горизонтально- интегрированных (кластерных) структур.

На первом этапе (2006-2010 гг.) инвестиционная политика осуществлялась на основе Национальной программы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 г. и в соответствии с государственными инвестиционными программами, проектами привлечения иностранных инвестиций для развития малого и среднего бизнеса, а также с учетом программ, реализуемых в инвестиционной сфере международными фондами и организациями.

Для выполнения предусмотренных программными документами объемов инвестиции целесообразно осуществить реализацию следующих мероприятий:

■ обеспечить реальные и действенные гарантии целевого использования на инвестиции средств, полученных от продажи государственного имущества частным инвесторам (независимо от резидентства) и направления их, прежде всего, на финансирование проектов, основанных на высоких технологиях;

■ разработать концепцию финансово-промышленных групп, включающих предприятия, банки, торговые дома и торгово-сбытовую инфраструктуру, сеть финансовых посредников (страховые, пенсионные фонды) и обеспечить формирование надлежащих институционально- правовых условий организации финансовых холдингов в Республике Беларусь:

■ обеспечить государственную поддержку приоритетных инвестиционных проектов:

■ разработать необходимый пакет мер по учреждению в республике венчурных фондов:

■ создать необходимые условия по мере роста доходов населения и укрепления финансов

Для привлечения инвестиций в экономику необходима дальнейшая либерализация внешнеэкономической деятельности и создание механизмов страхования инвестиций от экономических и политических рисков. В целях привлечения инвестиций, в том числе иностранных, следует продолжить:

■ совершенствование ряда законодательных актов о свободных экономических зонах, об иностранных инвестициях и их защите, о приведении к международным стандартам бухгалтерского учета;

■ привлечение иностранных инвестиций на основе концессионных договоров, соглашений о разделе продукции и инвестиционных соглашений:

■ развитие системы гарантий, защиты и страхования иностранных инвестиций, залоговых операций, разрешения споров:

■ развитие договорно-правовых основ участия Республики Беларусь в международном инвестиционном сотрудничестве:

■ привлечение внешних заимствований с расширением инвестиционной направленности.

Создание благоприятного инвестиционного климата и обеспечение защиты интересов инвесторов будут оставаться приоритетами государства и его долгосрочной инвестиционной политики, для чего следует обеспечить реализацию таких мер, как:

■ удешевление и доступность кредитных ресурсов;

■ практика налоговых каникул:

■ льготное либо безналоговое реинвестирование прибыли;

■ снижение налоговой нагрузки на предприятия и банки, осуществляющие долгосрочное инвестирование производственной сферы;

- налогообложение прибыли после уплаты процентов за долгосрочные кредиты

Предусматривается дальнейшее укрепление и развитие институциональных основ, поиск новых форм и способов привлечения инвестиций, создание прозрачных и стабильных правил осуществления экономической и инвестиционной деятельности, стимулирующих развитие предпринимательской инициативы.

В этих целях приоритетными должны стать меры по:

■ повышению инвестиционного рейтинга Республики Беларусь;

■ защите прав собственности и совершенствованию корпоративного управления;

■ развитию института банкротства и защите прав кредиторов;

■ выравниванию условий конкуренции и эффективной антимонопольной политики;

■ повышению эффективности управления государственной собственностью;

■ развитию фондового рынка и стимулированию вложения сбережений в ценные бумаги;

■ развитию лизинга и проектного финансирования;

■ переходу на международные стандарты бухгалтерской отчетности.

■ целесообразно создание негосударственных фондов (пенсионных, инвестиционных, страховых и др.) и привлечение их в качестве инвесторов.

Предусматривается, что по сравнению с динамикой ВВП (2,8-3.2 раза за 2011-2020гг), рост инвестиций в основной капитал составит 4,0-4,6 раза.

 

77. Цели и функции государственного регулирования экономики

Цели государственного регулирования:

- регламентация хозяйственной жизни,

- формирование системы государственных и негосударственных институтов, обеспечивающих контроль за поведением хозяйствующих субъектов;

- выработка социально-экономической политики.

Вместе с тем при переходе к рыночной экономике выполняемые государством функции в экономических процессах объективно должны постепенно сокращаться. За государством прежде всего должны сохраняться следующие функции:

· эмиссия денег, денежно-кредитное и налогово-бюджетное регулирование;

· обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав собственника и субъекта хозяйствования;

· формирование устойчивой макроэкономической ситуации;

· обеспечение минимальных социальных стандартов по предоставлению благ и услуг общего пользования (образование, здравоохранение и др);

· реализация антимонопольных мер и поддержка конкурентной среды;

· развитие науки, инновационной деятельности и информационных технологий;

· проведение активной внешнеэкономической политики;

· поддержка социально незащищенных групп населения;

· охрана окружающей среды;

· обеспечение национальной безопасности страны;

· создание правовой базы рыночных отношений;

· разработка и реализация стратегии социально-экономического развития.

Для регулирования социально-экономических процессов государство использует систему методов и инструментов. Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, экономические.

Правовое регулирование экономики состоит в разработке и реализации законов, обеспечивающих нормы функционирования предприятий всех форм собственности, антимонопольном регулировании, защите прав покупателей и т.д.

Административные методы реализуются посредством запретительных, разрешительных и принудительных мер для отдельных сфер экономической деятельности или категорий населения. С помощью административных мер, например, осуществляется государственный контроль над ценами монополистов и социально значимых товаров. Для защиты национальных интересов в системе внешнеэкономической деятельности используются установление квот экспорта и импорта отдельных товаров.

Экономические методы реализуются через бюджетно-налоговую, денежно-кредитную политику, ценовое регулирование, прямые методы регулирования — государственный заказ, квоты, лицензии, прямое бюджетное финансирование.

Особая форма государственного регулирования — разработка прогнозов и программ. Их объектами являются как страна в целом, так и отдельные отрасли экономики и социальной сферы, регионы, а также направления деятельности.

Вся система государственного регулирования национальной экономики должна быть направлена на обеспечение экономической безопасности страны, ее устойчивого развития с учетом возможных изменений внутренних и внешних факторов.

Объекты государственного регулирования разнообразны:

ü национальная экономика в целом,

ü отдельные регионы страны,

ü отдельная сферы деятельности и отрасли экономики,

ü отдельные фирмы, ситуации, явления,

ü условия социально-экономического развития страны.

В разных условиях развития меняются объекты государственного регулирования, но чаще всего в этом качестве выступают:

- экономический цикл;

- занятость;

- структура экономики страны;

- условия накопления капитала; условия конкуренции и монополии;

- денежное обращение, в том числе борьба с инфляцией;

- платежный баланс,

- ценообразование;

- социальные отношения;

- воздействие на окружающую среду;

- внешнеэкономические связи.

Необходимость государственного регулирования экономики:

· Организация правовой базы функционирования экономики

· Организация денежного обращения

· Производство товаров, имеющих большие внешние эффекты, и общественных благ

· Перераспределение доходов

· Монополизм и поддержание конкурентной среды

· Региональные проблемы

· Инвестиционные проекты с большим объемом средств, высокой неопределенностью и длительным сроком окупаемости

· Экологические проблемы

· Социально-экономическая нестабильность развития.

 

78. Система органов государственного управления в РБ

Одним из важных условий реализации государством своих функций по эффективному управлению экономикой при переходе к рынку является формирование соответствующей структуры государственного управления и аппарата, способного профессионально действовать в новой экономической и политической среде.

Правительство (Совет Министров) обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда.

В состав Совета Министров Республики Беларусь входят по должности Премьер-министр, заместители Премьер-министра, Глава Администрации Президента, Председатель КГК, Председатель Правления НБ, министры, Председатель КГБ и др.

Постоянно действующим органом Совета Министров Республики Беларусь является его Президиум в составе Премьер-министра, его заместителей, Главы Администрации Президента, Председателя КГК, Председателя Правления НБ, министра экономики, министра финансов, министра иностранных дел.

Действующая система государственного управления Республики Беларусьвключает 24 министерств, 7 государственных комитетов, 7 комитетов при Совете Министров Республики Беларусь.

Министерство является республиканским органом государственного управления (функциональным или отраслевым), проводящим государственную политику, осуществляющим регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и координирующим деятельность в этой отрасли (сфере) других республиканских органов государственного управления Республики Беларусь.

Комитет при Совете Министров Республики Беларусь — это республиканский орган государственного управления, реализующий функцию государственного регулирования в конкретной сфере деятельности.

В структуре министерств по решению Президента Республики Беларусь могут создаваться департаменты, которые являются структурными подразделениями министерств и осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и др.) функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции соответствующего министерства.

Важную роль в структуре государственного управления экономикой играют территориальные органы соответствующих министерств.

Необходимо отметить, что сложившаяся система государственного управления экономикой в Республике Беларусь еще не в полной мере обеспечивает эффективное взаимодействие различных властных структур при выполнении ими своих полномочий. Отчасти это происходит потому, что одни и те же полномочия закреплены за различными уровнями управления.

Органы государственного управления в РБ действуют на принципах:

- соответствие деятельности органов государственного регулирования основам существования суверенного государства и законам рыночной экономики;

- формирование органов государственного регулирования на функциональнойоснове;

- обеспечение необходимой степени устойчивости структуры органов управления;

- отказ от прямого вмешательства органов государственного регулирования в деятельность хозяйствующих субъектов;

- гарантия свободы предпринимательской деятельности и реализация прав собственности;

децентрализация и демонополизация структуры управления экономикой.

 

 

79. Система государственного регулирования экономики

Система государственного регулирования экономики включает цели и задачи экономической политики государства, субъекты и объекты, методы инструменты её реализации.

Экономическая политика – это проводимая государством, правительством генеральная линия действий, система мер в области управления экономикой, придания определённой направленности экономическим процессам в соответствии с целями, задачами, интересами страны. Она предусматривает проведение структурной, инвестиционной, финансово-кредитной, ценовой, социальной, налоговой и бюджетной политики.

Значимое место в формировании экономической политики отводится субъектам исполнения и влияния: общественным и политическим объединениям, СМИ, видным политическим деятелям.

Для формирования экономической политики особое значение имеет выбор цели и соответствующих ей инструментов реализации. К целям предъявляются определённые требования: во-первых, должны ставиться только те цели, реализацию которых не может обеспечить рынок; во-вторых, цель должна быть количественно измерима, что даст возможность контролировать её выполнение.

Объектами государственного регулирования экономики служат сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникали или могут возникать трудности, не разрешаемые спонтанно или разрешаемые лишь в отдалённом будущем, в то время как для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности снятие этих проблем настоятельно необходим уже сегодня.

В качестве главных объектов следует выделить: экономический цикл, структуру хозяйства, условия и источники накопления капитала, структуру форм собственности, качественные преобразования процесса воспроизводства, процессы разгосударствления, платёжный баланс, цены, занятость и др.

В теории и практике экономической деятельности важное место отводится инструментарию государственного регулирования. Так, институциональные инструменты экономической политики воздействуют на экономику путём создания организационных структур, включая формирование исполнительных структур государственной власти, поддержку государственного сектора и исследовательских центров, подготовку экономических программ и прогнозов.

Инструментами государственного регулирования выступают финансовая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и научно-техническая политика. С их помощью обеспечиваются стимулирование и достижение экономического роста, макроэкономической сбалансированности, повышение благосостояния населения.

В современной экономике государственное регулирование осуществляется через систему особых методов – административно-правовых и экономических регуляторов.

Административно-правовое регулирование проявляется прежде всего в создании государством правовых основ экономики. Организационно-административная форма чаще всего оперирует такими методами, как прямые административные указания, установление жестких правил, определяющих взаимоотношения ниже- и вышестоящих звеньев хозяйственной системы, выработка стандартных процедур административного воздействия и др.

Экономическое регулирование используется для активизации нужных обществу форм деятельности, а также ограничения и подавления нежелательных форм. Именно экономические регуляторы несут на себе основную нагрузку в процессе создания наиболее эффективных условий хозяйствования. Инструментами экономического регулирования являются централизованное планирование, ценообразование и финансирование, система экономических нормативов и др.

 

80. Антимонопольное регулирование и политика демонополизации

Антимонопольная политика – система мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение равных условий для всех участников рынка.

Цели антимонопольной политики:

- оптимизация структуры рынка; - воздействие на поведение хозяйствующих субъектов;

- корректировка поведения хозяйствующих субъектов.

Принципы реализации антимонопольной политики:

- Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции, контроля за процессами концентрации капитала;

- Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- Разумный подход к нормам антимонопольного законодательства;

- Законность, гласность, публичность в действиях антимонопольных органов

В Республике Беларусь антимонопольную политику реализует Министерство экономики.

Направления антимонопольной политики:

- предотвращение абсолютной монополизации рынка. При этом под монополизацией подразумевается не укрупнение производства, а серьезное ограничение торговли

- запрещается слияние конкурирующих компаний

- запрещается установление монопольных цен

- сохраняется и поддерживается конкуренция в цивилизованных формах. В связи с этим запрещаются нечестные способы соперничества – демпинг, применение фальшивой рекламы и т.д.

Основными направлениями демонополизации являются:

• формирование новых эк. структур, особенно малых и средних предприятий;

• разукрупнение концернов, производственных и других объединений, препятствующих развитию конкуренции;

• государственное регулирование деятельности монополий;

• контроль за слиянием, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, приобретением акций.

В Беларуси число предприятий промышленности, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики, в последние годы заметно сократилось.

Наибольшее количество предприятий-монополистов в РБ — в машиностроении и металлообработке, а по удельному весу в выпускаемой продукции предприятиями-монополистами лидируют хим. и нефтехим., стекольная и фарфорово-фаянсовая промышленность, черная металлургия. Для успешного осуществления антимонопольной политики первостепенное значение имеет всемерное развитие конкуренции.

В зависимости от условий, в которых происходит конкуренция, различают совершенную конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию.

Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много продавцов и покупателей идентичного (стандартного) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цены товара.

Чистая монополия является антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей.

Особое место занимают «естественные монополии» (топливно-энергетический комплекс, транспорт, связь, коммунальное хозяйство), где в настоящее время конкуренция невозможна или экономически нецелесообразна.

Олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой отраслевой спрос множества покупателей удовлетворяется небольшим числом производителей.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем конкуренты.

Неценовая конкуренция основана на предложении товара более высокого качества, с большой надежностью и сроком службы, более высокой производительностью.

 

 

81. Ценовая политика и основные задачи в области ценообразования

Государственное регулирование цен является частью экономической политики государства, и в условиях рыночных отношений имеет особо важное значение.

Ценовая политика направлена на создание такой системы цен и условий, которая стимулирует динамичное развитие экономики, реализацию приоритетов государственной экономической политики, эффективное использование ресурсов, повышение конкурентоспособности продукции и экономики в целом, рост уровня жизни населения.

Государственное регулирование цен:

• содействует развитию рыночных отношений,

• служит средством защиты частной, государственной и иных форм собственности,

• способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий,

• способствует развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности

Методы регулирования цен:

К косвенному регулированию цен относятся меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэкономической сбалансированности и таким образом влияющие на уровень и динамику цен.

К ним можно отнести такие средства по реформированию экономики и совершенствованию механизма хозяйствования, как принятие и совершенствование антимонопольного законодательства, стимулирование малого предпринимательства, обоснованная налоговая политика, разгосударствление и приватизация, предоставление дотаций и субсидий, сокращение бюджетного дефицита, контроль и регулирование доходов населения и др.

Прямое регулирование цен осуществляется в основном тремя способами: путем установления «ценового потолка» (максимальных цен), «ценового пола» (минимальных цен) и «коридора цен»

Основные принципы ценообразования в Республике Беларусь

- сочетание свободных и регулируемых цен;

- разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен;

- установление регулируемых цен (тарифов) на уровне, обеспечивающем нормально работающим субъектам хозяйствования возмещение экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с предоставлением при необходимости государственных субсидий и других мер государственной поддержки;

- государственный контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании, формированием и применением цен (тарифов).

Основными задачами ценовой политики являются переход к рыночным механизмам ценообразования, совершенствование механизмов государственного ценового регулирования в целях стимулирования структурной перестройки экономики, повышения качества и конкурентоспособности продукции.

Государственное регулирование цен будет сохранено на ограниченный перечень товаров (работ, услуг), продукцию организаций–монополистов и отдельные, определяющие жизненный уровень населения социально значимые товары, в том числе лекарственные средства, жилищно–коммунальные услуги, оказываемые населению.

Тарифная политика будет нацелена на постепенное возмещение обоснованных затрат при жесткой увязке с ростом доходов населения и осуществлением необходимых мер по социальной защите. Предусматривается отмена с 2013 года льготных цен (тарифов) на природный газ и энергию для отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

По мере роста доходов граждан будет увеличиваться уровень окупаемости населением затрат на услуги жилищно–коммунального хозяйства. В целом уровень окупаемости затрат тарифами на услуги жилищно–коммунального хозяйства в 2015 году не превысит 60 %.

82. Денежная система страны и её элементы

Деньги — особый товар, призванный служить всеобщим эквивалентом, условным измерителем стоимости любого товара.

Деньги выполняют функции меры стоимости, средства обращения, средства платежа, средства накопления, мировых денег.

Денежный рынок — это рынок, на котором спрос на деньги и их предложение определяют уровень процентной ставки, «цены» денег, это часть финансового рынка. Его функционирование находится под влиянием общего состояния экономики, что отражается прежде всего на равновесии системы денежного обращения.

Денежная система — исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная форма организации денежного обращения. Государство определяет денежную единицу (рубль, доллар и др.), масштаб цен, виды денежных знаков в обращении и порядок их эмиссии, характер обеспечения денег, формы безналичного платежного оборота, курс национальной валюты.

Элементы денежной системы:

- официальная денежная единица;

- механизм эмиссии;

- денежная масса;

- структура денежного оборота;

- порядок формирования валютного курса;

- гос. органы, отвечающие за денежное обращение в стране.

Денежная масса — совокупность всех денежных средств, которые находятся в обращении в наличной и безналичной формах, обеспечивающих кругооборот товаров и услуг, экономические связи субъектов хозяйствования и государства.

Денежная база — выпущенные в обращение НБРБ наличные деньги (исключая остатки средств в кассах НБ), остатки средств на счетах обязательных резервов, депонированных банками в НБ, на корреспондентских счетах и остатки других средств банков на счетах в НБ, вложения банков в ценные бумаги НБ, а также переводные и срочные депозиты предприятий, организаций и населения, обслуживающихся в НБРБ в соответствии с действующим законодательством.

Для характеристики денежного предложения используются известные денежные макроагрегаты: М0, Ml, М2, М2* и МЗ.

М0 - наличные деньги в обороте.

М1 — включает МО+ переводные депозиты в б.р.

М2 —включает Ml+ другие депозиты в б.р.

М2* — М2+ЦБ в б.р.

МЗ — агрегат М2* + депозиты в ин.вал. +ЦБ в ин.вал. и депозиты в драг. материалах.

Задачи развития платежной системы:

- повышение надежности и безопасности;

- совершенствование нормативно-правовой базы;

- укрепление белорусского рубля;

- повышение количества банков;

- внедрение новейших инф. технологий и банковских услуг.

Банковская система в РБ двухуровневая: 1) НБ, 2) КБ + СКФУ.

Задачи банковской сферы:

ü обеспечение устойчивой банковской системы;

ü совершенствование банковских услуг;

ü повышение информированности населения о банковских услугах;

ü совершенствование институциональных структуры банковского сектора;

ü улучшение качественных параметров деятельности банков;

83. Особенности проведения денежно-кредитной политики в республике

Денежно-кредитная политика представляет собой часть, один из элементов общей экономической политики и определяется приоритетами и целями правительства.

Правовой основой являются «Основные направления ДКП в РБ»

ДКП – система мер с помощью которых НБ воздействует на рынок денег и на функционирование экономики. Органом, осуществляющим ДКП является НБ.

Объект ДКП – спрос и предложение на ден. рынке, субъект ДКП – банки (НБ и КБ)

Цели ДКП:

1) конечные цели ДКП — это глобальные макроэкономические цели, которые являются постоянными для экономики. Это сдерживание инфляции, достижение полной занятости, роста объема производства, равновесия ПБ;

2) промежуточные цели ДКП — более доступные цели, которые ставятся при проведении ДКП. Это денежная масса, ставка %, валютный курс;

Методы:

· учетная политика (изменение ставки рефинансирования)

· операции на открытом рынке (продажа или покупка НБ у КБ ГЦБ)

· резервные нормы (обязательная норма вкладов КБ в НБ с целью ограничения кредитования)

· вал.регулирование (НБ, покупая или продавая валюту, воздействует на изменение курса);

· установление ориентиров (промежуточных целей).

Плюсы и минусы:

+ быстрота принятия решений;

+ изоляция от политического давления, так как НБ подотчетен законодательной власти и не должен испытывать давления со стороны исполнительной власти.

- ДКП имеет значительный внешний лаг, связанный с периодом времени от принятия решения до получения конечного результата, в силу влияния ставки процента на инвестиционные решения. Данный аспект осложняет проведение кредитно-денежной политики, так как запаздывание результата может ухудшить экономическую ситуацию в стране.

Типы ДКП:

- кредитная экспансия,дешевые деньги, (увеличение кредитования, снижение проц. ставок.Цели – стимулирование ден. активности и эк. роста, сокращение безработицы)

- кредитная рестрикция, дорогие деньги (ограничение эмиссии, повышение уровня проц. ставок.Цели – сдерживание инфляции, улучшение сальдо ПБ)

84. Финансовая система страны

Финансовый сектор в экономике занимает место посредника в перемещении ресурсов между остальными секторами. Он выполняет функции расчетного центра и с помощью различных финансовых инструментов обеспечивает доступ заемщиков к финансовым ресурсам, что сопровождается трансформацией временной структуры финансовых активов. Оценивая финансовое состояние заемщиков и эффективность финансируемых проектов, финансовый сектор осуществляет также распределение рисков в экономике.

Финансовая система - совокупность экономических отношений, проявляющихся в процессе образования, распределения и использования денежных средств в качестве финансовых ресурсов в экономике.

Финансовые ресурсы - доходы всех звеньев экономики, начиная от предприятий и кончая государственными органами. В широком смысле к финансовым ресурсам относят и кредитные ресурсы банков. Разница между ними заключается в том, что финансовая система в узком смысле понятия осуществляет изъятие, распределение и перераспределение денежных средств безвозмездно и безвозвратно, а кредитная система- это временное перераспределение средств, т.е. возвратное и за плату.

Вся совокупность финансовых ресурсов делится на централизованные (общегосударственные), которые концентрируются в госбюджете и во внебюджетных централизованных фондах, и децентрализованные, представленные финансовыми ресурсами предприятий, населения.

Финансы хозяйствующих субъектов – совокупность финансовых связей между юридическими лицами (между предприятиями), юридическими лицами и государством, юридическими лицами и физическими лицами (населением).

Финансы населения (домашних хозяйств) − доходы семей, различные виды расходов и сбережений населения.

Финансовая политика – совокупность целей, средств их реализации и мероприятий по обеспечению эффективной мобилизации финансовых ресурсов, их перераспределения и использования для выполнения государством своих функций.

Бюджет – основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития страны или соответствующих административно-территориальных единиц.

Бюджетный процесс – регламентированная законодательством деятельность государственных и местных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственного и местных бюджетов.

Основные цели бюджетной системы:

· обеспечение стабильности и предсказуемости бюджетной системы;

· прозрачность бюджетов всех уровней;

· создание эффективной системы управления государственными финансами;

· снижение долговой нагрузки на экономику;

· реформа межбюджетных отношений.

 

85. Государственный бюджет

Государственный бюджет как экономическая категория характеризует совокупность денежных отношений, возникающих при образовании, расходовании и использовании основного централизованного фонда денежных средств государства.По своей внешней форме государственный бюджет является основным финансовым планом государства.

Функции государственного бюджета: распределительная, контрольная, регулирующая.

Доходная часть бюджета:

ü налоги

ü доходы от реализации государственной собственности (доходы от приватизации, продажи пакетов акций принадлежащих государству компаний, и др);

ü доходы от деятельности государственных предприятий;

ü взносы, пошлины, сборы, штрафы и другие неналоговые доходы

Бюджетные расходы подразделяются по социально-экономическому назначению на:

ü расходы на оборону;

ü на социально- экономические цели;

ü на финансирование народного хозяйства;

ü на государственное управление; - на науку и образование и т.д.

Бюджетный процесс

Составление госбюджета является функцией Министерства финансов, которое опирается на разработки министерств и аналитических служб. При этом учитываются цели социально-экономического развития страны, внешние и внутренние ограничения, налагаемые на возможности формирования доходной части бюджета.

Порядок разработки и утверждения госбюджета - законодательно утвержденная процедура.

Стадии бюджетного процесса:

1. составление проекта бюджета (осуществляет Минфин, начинается не позднее 10 мес до начала след. фин.года);



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.204 (0.162 с.)