Финансовая система, ее роль в гос. регулировании эк-ки. Особенности регулирования валютного рынка Беларуси. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовая система, ее роль в гос. регулировании эк-ки. Особенности регулирования валютного рынка Беларуси.



Финансы определяют как совокупность эк-ких отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных ср-в, или финанс. ре­сурсов, через особые фонды и учреждения. Реализуются эти от­ношения или связи через финансовую систему – совок-ть различных сфер фин. отношений, форм и методов обра­зования и исп-ния фондов денежных средств. Она включает: бюджеты различных уровней; фонды социального, иму­щественного и личного страхования; валютные резервы госу­дарства; денежные фонды предприятий, организаций, фирм, других коммерческих и некоммерческих структур; прочие спе­циальные фонды. В организационном плане она охватывает со­вокупность финансовых учреждений страны.

В эк-ки развитых странах гос-ная фин. система вкл. четыре звена: гос-ный бюджет; местные финан­сы; специальные внебюджетные фонды; финансы гос-ных корпораций. Согласно Европейской системе нац. счетоводства (СНС), движение денежных потоков осущест­вляется в разрезе секторов и подсекторов экономики: нефинансовых корпоративных и квазикорпоративных предприятий; финансовых учреждений; страховых предприятий;органов государственного управления; частных некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хоз-ва; домашних хозяйств.

Финансовая политика представляет собой совок-ть це­лей, средств их реализации и мероприятий по обеспечению эф-ной мобилизации фин.рес-в, их перераспре­деления и исп-ния для выполнения гос-ом своих функций. Фин. политика вырабатывается и реализуется систе­мой управления финансами или специальным аппаратом и его звеньями различных уровней. Сюда входят фин. служ­бы (отделы) предприятий, организаций и учреждений, страхо­вые органы, фин. органы и налоговые инспекции.

На уровне республики управление финансами осуществля­ют прежде всего высшие органы государственной власти – Президент и Национальное собрание Республики Беларусь, ежегодно рассматривающие проект бюджета страны и утверж­дающие его путем принятия соответствующего Закона о бюдже­те на предстоящий финансовый год.

48. 2Финансовая система, ее роль в гос. регулировании эк-ки. Особенности регулирования валютного рынка Беларуси. Важнейшими финансовыми органами, разрабатывающими финансовую политику государства и осуществляющими управ­ление финансами, являются Министерство финансов Республи­ки Беларусь и его органы на местах. Валюта – национальная денежная единица, участвующая в международных торговых и финансовых операциях на зако­нодательно закрепленной основе. Валютный курс (важнейший элемент валютной системы) – это цена денежной единицы одной страны, выраженная в де­нежных единицах других стран или в международных валют­ных единицах. Валютный рынок – это особый рынок, на котором осущест­вляются валютные сделки, т.е. обмен валюты одной страны на валюту другой по определенному номинальному валютному курсу. Номинальный валютный (обменный) курс – это относи­тельная цена валют двух стран, или валюта одной страны, вы­раженная в денежных единицах другой. Когда используется термин «валютный курс», то речь идет о номинальном обмен­ном курсе. Реальный валютный курс характеризует соотношение, в котором товары одной страны могут быть проданы в обмен на товары другой.Исходя из того, что на валютном рынке действуют различные экономические субъекты, Национальный банк использует методы регулирования в зависимости от сегмента валютного рынка. Более того, одни составляющие валютного рынка подвергаются большему регулированию, а другие - меньшему. Так, если на валютный рынок нерезидентов Национальный банк может оказывать только опосредованное воздействие, а рынок резидентов - субъектов хозяйствования достаточно стабилен и характеризуется в последние годы устойчивым превышенном продажи валюты над ее покупкой, то кардинального изменения методов правил контроля на этих сегментах не требуется. Что же касается наличного рынка, то здесь складывается иная ситуация. Дело в том, что именно на данном сегменте валютного рынка наблюдается постоянное превышение спроса над предложением иностранной валюты. При этом сальдо спроса и предложения очень динамично и зависит как от субъективных, так и от объективных факторов. В частности, рост реальных доходов населения, темпы инфляции, неразвитость кредитно-финансовых институтов, а также низкая степень доверия к национальной денежной единице приводят к росту спроса на иностранную валюту.

49. Система прогнозов и программ развития национальной экономики. Прогнозирование — это процесс разработки прогноза, пост­роенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии, об альтернативных путях его достижения.Прогнозы социально-экономического развития Республи­ки Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективыразрабатываются Министерством экономики совместно с заинтересованными министерствами и другими органами государственного управления. Базируются на информа­ции, представляемой Министерством статистики и анализа,Министерством финансов, другими орга­нами, кото­рые несут ответственность за достоверность информации, ее качественную разработку и своевременность представления по сферам их ведения.В РБ на различные периоды времени разрабатыаются следующие документы:1.Национальная стратегия устойчивого социально-экономичес­кого развития Республики Беларусь (НСУР) на 15 лет - разрабатывается за два с половиной года до начала прогнозируемого периода.2.Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10-летний период - разрабатываются на основе НСУР один раз в пять лет за два года до начала прогно­зируемого периода (с погодовой разбивкой первой половины периода). 3. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу разрабатывается на пятилетний срок. Правительство одобряет программу социально-экономи­ческого развития Республики Беларусь на среднесрочную пер­спективу и направляет ее Президенту Республики Беларусь для утверждения. После утверждения Президентом Республики Беларусь программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу используется при разработке про­гнозов социально-экономического развития Республики Бела­русь на краткосрочную перспективу. 1) Прогноз социально-экономического развития Республики Бе­ларусь на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегод­но в сроки, определяемые постановлением Совета Министров Республики Беларусь. Проект данного постановления подго­тавливается Министерством экономики совместно с заинтере­сованными и в установленном порядке вносится в Совет Ми­нистров Республики Беларусь ежегодно до 1 мая года, предшес­твующего прогнозируемому.Корректировка долгосрочных прогнозов осуществляется один раз в пять лет за один год до начала прогнозируемого периода.Также система прогнозирования экономи­ки Республики Беларусь включает следующие комплексные документы:1)Государственная программа импортозамещения на 2006-2010 годы.2)Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы.3)Национальная программа международного технического сотрудничества на 2006-2010 годы.4)Комплексная программа развития сферы услуг в Респуб­лике Беларусь на 2006-2010 годы.5)Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы.6) Программа устойчивого развития лесного хозяйства на 2007-2011 годы.7)Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998—2015 годы.

50. Экономическая безопасность как составная часть общей системы национальной безопасности. Экон. безопасность – это такое состояние нац. экономики, кот. позволяет обеспечить ее устойчивое функционир-е в условиях воздействия неблагопр. внутренних и внешних факторов, достаточное удовлетворение общественных потребностей, необходимую обороноспособность, защиту нац. интересов. Осн. внутренние факторы, создающими угрозу экон. безопасности РБ:

1) недостат. конкурентоспособность нац. экономики, обусловленная технологической отсталостью ряда отраслей, высокой энерго- и материалоемкостью, высокими издержками производства;

2)изношенность производственных мощностей;

3) недостаточно эффективная система внедрения результатов исследований и разработок в экономику;

4) малый объем инвестиций в реальный сектор экономики;

Внешние факторы, создающих угрозу экон. безопасности РБ:

1) принятие другими государствами мер, ставящих в невыгодные условия белор. товаропроизводителей, установление жестких барьеров и условий для осуществления экспортно-импортных операций;

2) возрастание цен на импортируемые товары, ресурсы и услуги;

3) вытеснение белор. товаропроизводителей с традиционных рынков сбыта продукции;

4) нарушение экономических соглашений странами-партнерами;

5) применение дискриминационных мер другими государствами и их сообществами во внешнеэкон. отношениях с РБ;

6) непредсказуемые изменения конъюнктуры мирового рынка, негативно влияющие на экономику страны;

7) ужесточение технических и экономических стандартов и требований.

Виды безопасности: производственная; финансовая; продовольственная; энергетическая; инфраструк­турная; инновационная; внешнеэкон.Как показывает мировая практика, укрепление экон. потенциала и обеспеч-е соц.-экон. безопасности – это гарантии независимости государства, главные условия эффективной жизнедеятельности общества, его стабильности, способности к устойчивому развитию.

 

51. Участие РБ в международных политических и экономических организациях Для нашей страны принципиально важным в междунар. отношениях явл. повышение роли междунар. орг-ций и прежде всего ООН. РБ с 2007 года является членом Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС). РБ вошла в число стран — лидеров борьбы с одной из самых острых современных проблем – торговлей людьми. В 2007 году в Минске открыт Междунар. учебный центр подготовки кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми. РБ активно взаимодействует с органами оперативной деят-ти ООН: предоставляется существенная техническая помощь для содействия процессам развития. В стране функционирует 11 представительств программ, агентств и организаций системы ООН: Прогр. развития ООН (ПРООН), ЮНЕСКО, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев, Объединенная прогр. ООН по ВИЧ/СПИДу, Всемирная орг-ция здравоохранения, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Всемирная таможенная орг-ция, Междунар. валютн. фонд, Междунар. банк реконструкции и развития. РБ входит в состав Содружества Независимых Государств (СНГ), в кот. входят 11 стран бывшего Советского Союза. 10 октября 2000 года президенты Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), тем самым развив ранее заключенные этими странами договоры о формировании таможенного союза и единого экон-го пространства. Приоритетными направлениями в деятельности ЕврАзЭС являются обеспечение полноценного функционирования зоны свободной торговли государств-членов, выработка и проведение единой торговой политики в отношении третьих стран, упрощение таможенных процедур, создание единой таможенной территории с единой конкурентной средой, создание транспортного союза, создание общего энергетического рынка и пр. Важной составляющей внешней политики РБ является участие в процессах региональной безопасности. Прежде всего речь идет о членстве РБ в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) - существует с целью укрепления стабильности в Евразийском регионе, противодействия распространению на континенте терроризма и экстремизма, проведения совместных миротворческих операций в регионе. Сотрудничество с НАТО в рамках имеющихся механизмов Совета европейско-атлантического партнерства (СЕАП) и программы «Партнерство ради мира» (ПРМ) осуществлялось в соответствии с директивными указаниями руководства страны, предусматривающими последовательное развитие конструктивного политического диалога и практического взаимодействия. РБ является членом Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) с 1992 года. При вступлении в организацию наша страна присоединилась к таким основополагающим документам, как Хельсинкский заключительный акт 1975 года и Парижская хартия для новой Европы 1990 года.

52.Особенности многовекторной международной экономической политики РБ
РБ как суверенное независимое государство. Междунар. деят-ть РБ, особенно после 1994 года, обрела ряд устойчивых параметров: многовекторность, открытость интеграционным процессам с РФ и другими странами СНГ, устремленность к созданию безъядерного пространства в Центр. и Вост. Европе, создание вокруг Беларуси "пояса добрососедства", активная деятельность в универсальных и региональных междунар. орг-ях, наращивание двустороннего и многостороннего сотрудничества с государ-ми всех регионов и континентов.Возникшие в последние годы новые мировые процессы вызвали и качественно иной подход к реализации внешнеполит. интересов РБ. Возникла необходимость повысить практическую отдачу от внешней политики страны, прежде всего экономич. результативность. Мин. иностранных дел призвано стать внешнеполит. и внешнеэкон. средоточением Беларуси. Оно должно координировать многостороннюю активность в указанных областях как республики, так и отдельных субъектов нац.экономики на мировой арене. Такая координация направлена на суммарное усиление эффективности этой деятельности и одновременно на более последовательную реализацию конкретных государственных интересов и интересов граждан страны. 1999 год отмечен подписанием РБ и РФ Договора о создании Союзного государства и его ратификацией обеими сторонами. Была принята Программа действий по реализации положений этого договора. РБ подписано (на 01.01.2000) более 850 двусторонних межгосуд. и межправительст. договоров по проблематике внешнеполит. и внешнеэкон. деятельности. Проводя политику широкого междунар. сотрудничества, РБ установила дипломатические отношения со 133 государствами мира. В различных странах мира осуществляли свою деятельность 48 белорусских загранучреждений. Одним из важн. направлений в реализации сбалансированной многовекторной внешней политики РБ является осуществление ее участия в деятельности междунар. универсальных межправительственных орг-ций полит-го., экон-го, соц-го, научного, экологич-го и иного характера в целях укрепления конструктивных отношений между странами, усиления безопасности государства, содействия его экономич. развитию, решению соц. и ряда других вопросов. После 1991 года РБ вошла в состав почти 40 международных организаций. РБ избрана в руководящие органы некоторых из них, в частности ЮНЕСКО, ЮНИДО, МАГАТЭ. Она также избрана в состав ЭКОСОС. Граждане РБ работают в секретариатах ряда междунар. орг-ций.

 

 

1. Национальная экономика как отрасль экономических наук и учебная дисциплина. Предмет и задачи курса, его связь с другими дисциплинами

2. Эволюция теоретических учений о функц-ровании и развитии НЭ

3. Становление и развитие социально ориентированной рыночной экономии

4. Нац. экономика как система. Системный подход к управлению нац экономикой

5. Типы национальных хозяйственных систем

6. СНС и основные показатели макроэкономической статистики

7. Расчет показателя ВВП и его применение в межстрановых сопоставлениях

8. Подсистемы национальной экономики: отрасли, секторы, хозяйственные комплексы

9. Платежный баланс: понятие, структура, основные показатели и их значения в национальной экономике Беларуси.

10. Государственный бюджет:структура, основные статьи и их значения в национальной экономике Беларуси

11.Понятие и состав совокупного экономического потенциала страны.

12.Виды природных ресурсов,их оценка и роль в развитии экономики. Природно-ресурсный потенциал Беларуси.

13. Демографический и трудовой потенциал: понятие, показатели и их значение в НЭБ.

14. Научный, научно-технический и инновационный потенциалы

15. Производственный потенциал, Инвестиционный потенциал

16. Внешнеэкономический потенциал Беларуси и его составляющие

17.Понятие воспроизводственного процесса. Типы экономического роста. Индикаторы развития экономики

18. Концепция устойчивого развития и устойчивое социально-экономическое развитие.

19. Факторы и индикаторы экономического роста. Модели экономического роста.

20. Цикличность экономического развития, классификация экономических циклов, примеры мировых кризисов.

21. Мировой финансово-экономический кризис 2008 года: основные причины и последствия.

22. Новая экономическая реальность и ее признаки: ценовые шоки, долговой кризис,глобальные дисбалансы

23. Особенности, проблемы и перспективы пост-кризисного развития НЭБ

24. Отраслевая структура НЭБ в системах ОКОНХ и ОКЭД. Отличительные особенности ОКЭД.

25. Структурный анализ промышленности РБ

26.Топливно-энергетический комплекс РБ: структура, предприятия, продукция.

27. Перспективы развития белорусской энергетики. Энергетическая безопасность страны.

28.Химисечкая и нефтехимическая промышленность: предприятия и выпускаемая продукция.

29. Металлургическая промышленность: предприятия и выпускаемая продукция.

30. Машиностроение и металлообработка: структура и состав отрасли.

31. Автомобильное и сельскохозяйственное машиностроение: предприятия, продукция, перспективы развития.

32. станкостроение и приборостроение: предприятия, продукция, перспективы развития.

33. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. предприятия, продукция, проблемы и перспективы развития.

34. Легкая промышленность: предприятия, продукция, проблемы и перспективы развития.

35. Пищевая промышленность: предприятия, продукция, проблемы и перспективы развития

36. Аграрно-промышленный комплекс:понятие, структура, проблемы и перспективы развития.

37. Сельское хозяйство и его основные отрасли. Его роль в обеспечении продовольственной безопасности.

38. Строительный комплекс (СК): структура, проблемы, перспективы развития.

39. Транспорт и связь: структура, показатели, оценки функционирования, значение.

40. Состав и структура соц-культ комплекса, его роль в экономике страны.

41. Состав и структура соц-потреб комплекса, его роль в экономике ситраны

42. Региональная структура национальной экономики Беларуси.

43. Понятие транзитивной(преходной) экономики; модели перехода к рыночной экономике.Переходная экономика характеризует промежуточ­ное состояние

44. Институциональные преобразования и развитие институтов рынка.

45. Предпринимательство как важнейший фактор эф-го развития НЭБ. Проблемы и перспективы развития предпринимательства

46. Структурная трансформация и инновационно-инвестиционное развитие национальной экономики Беларуси.

47. Система органов гос. управления экономикой РБ.

48. Финансовая система, ее роль в гос. регулировании эк-ки. Особенности регулирования валютного рынка Беларуси.

49. Система прогнозов и программ развития национальной экономики.

50. Экономическая безопасность как составная часть общей системы национальной безопасности.

51. Участие РБ в международных политических и экономических организациях

52. Особенности многовекторной международной экономической политики РБ

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.042 с.)