Эволюция теоретических учений о функц-ровании и развитии НЭ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция теоретических учений о функц-ровании и развитии НЭ



Эволюция теоретических учений о функц-ровании и развитии НЭ

Развитие НЭБ определяет:1.эволюцию эконом. теории;2.нац. модель эконом. развития;3.новые проблемы и вызовы на совр. этапе развития.

Эволюция эконом. теории(мысли):

1.меркантелисты(Главной заботой меркантилистов явилось нахождение способов, с помощью которых государство могло бы добыть себе золото и серебро, считавшиеся главными из богатств).2. Классическая политическая экономия стала основой для всего последующего развития экономической науки, поставив главные проблемы и предложив основные методы исследования.3.критики полит.экономии. 4.маржиналисты(от английского «предельный»). 5.институционалисты. 6.великая депрессия. 7.ордолиберализм. 8.неолиберализм. 9.новая институциональная.

2..нац. модель эконом. развития:

3. новые проблемы и вызовы на совр. этапе развития:1.экономика после кризиса 2008 г.2.это высокая неопределенность.3.рост сырьевых цен.4.глобальный дисбаланс.5.гос. задолжен-ть отд. Странам.

Становление и развитие социально ориентированной рыночной экономии

Для осуществления сложных процессов трансформации экономики Беларуси в направлении построения социально ориентированной рыночной экономики необходимо выполнение следующих предпосылок: общесистемных, системных, внутрисистемных.
Общесистемные предпосылки включают определение правовых, идеологических, политических условий, характеризующих фундаментальные устои общества и тип создаваемого государства. Общесистемные предпосылки подразделяются также на внешне- и внутриполитические предпосылки. К первым относятся: 1. суверенитет, открытость экономики; 2.стабильность стратегических приоритетов; 3. многовекторность внешней политики. К внутриполитическим предпосылкам относятся:1. становление демократии; 2.оптимизация государственных структур управления; 3.повышение гражданской активности.
Системные предпосылки определяют единство экономического и институционально-правового пространства, механизмы и нормы взаимодействия регионов и секторов экономики, регулируемых отношениями собственности, организационно-правовыми формами ведения хозяйства, функционирования реального сектора, финансовой системы, рыночных институтов. Система таких институтов, норм, механизмов определяется Конституцией Республики Беларусь, Гражданским, Банковским, Налоговым, Таможенным и другими кодексами, законами страны.
К системным предпосылкам относится и полный учет специфики страны в сфере экономики. Внутрисистемные предпосылки направлены на обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики на основе ее перевода на инновационный, высокотехнологический, наукоемкий тип развития, оптимизация ее структурных характеристик.

 

Рынок земли.

В соответствии со ст. 2 Кодекса Республики Беларусь о зем­ле собственность на землю в Республике Беларусь выступает в государственной и частной форме. Земли с/х назначения находятся в собственности государства.

При этом согласно ст. 6 Кодекса о земле местные исполни­тельные и распорядительные органы предоставляют земельные участки в пользование, аренду, пожизненное наследуемое владе­ние, а также передают их в собственность.

Согласно ст. 87 Кодекса о земле земельные участки, нах-ся в частной собственности граждан, юридич. лиц РБ, могут являться предметом купли-прода­жи, дарения, залога, обмена, аренды в порядке, определенном земельным законодательством РБ.

На сегодняшний день земельные участки нах-ся в част­ной собственности граждан. Земельные участки юридическим лицам передаются в поль­зование и в аренду. В пользование обычно передаются застроенные земельные участки при покупке недвижимого имущества, расположенного на данном земельном участке. Незастроенные земельные участ­ки выставляются на аукцион для продажи права аренды на них. При этом нач. стоимость земельного участка соответству­ет кадастровой оценке и может подняться в 10—20 раз.

Т.о. рынок земли в РБ представля­ет вовлечение в хозяйственный оборот земельных участков в форме развития процессов частной собственности для граждан и прав пользования и аренды для юридич. лиц.

Рынок капитала.

Капитал может быть материальным и денежным, производя движения по фазам рыночного кругооборота. Капитал в форме средств произв-ва физически не может перетекать из одних отраслей в другие, этот процесс осущ-ся в форме де­нежного капитала, при помощи кредита.

44.2 Институциональные преобразования и развитие институтов рынка.

Рынок капитала – это рынок финансовых средств, являющийся частью рынка факторов произв-ва, кот. функционально подразделяется на рынок ссудного капитала и рынок ценных бумаг.

Рынок ссудного капитала - рынок среднеср. и долго­ср. ссуд, определяющий соединение предложения сред­не- и долгоср. денежных накоплений нефинансового сек­тора и спроса на средне- и долгоср. ссуды, необходимые для финансирования. Он охватывает рынок банковских ссуд и рынок долговых ценных бумаг (облигаций, векселей и др.).

Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) - часть рынка ка­питала, где осущ-ся эмиссия и купля-продажа ЦБ.

Ценные бумаги —это платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы) и фондовые ценности (акции, облигации) в на­циональной и иностранных валютах. ЦБ выступает в кач-ве документа, определяющего долю собственности в компании-эмитенте и кредиторские взаимоотношения с эми­тентом в лице гос-ва или других организаций.

Рынок труда.

Рынок труда - система рыночных институтов, организаций и учреждений гос-го сектора, общественных объ­единений, решающих проблемы воспр-ва рабочей силы, использования труда.

В соответствии с Программой соц.-экономич. развития РБ на 2006—2010 гг, утверж­денной Указом Президента РБ от 12 июня 2006 г. № 384, основной целью гос. политики в социально-трудовой сфере в 2006—2010 гг. является повыше­ние эффективности исп-я трудовых ресурсов и фор­мирование кадрового потенциала с учетом реальных потреб­ностей произв-ва.

Гос. регулирование на рынке труда осуществля­ют органы службы занятости, в соответствии с Гос. программой содействия занятости, по направлениям: тру­доустройство, направление на проф. подготовку, переподготовку и повышение квалификации, переселение на новое место жительства и работы, с их согласия, финансовая поддержка из средств Фонда соц. защиты населения.

К решаемым проблемам относятся условия и механизмы найма работников, порядок и уровень оплаты их труда, объемы и структура занятости, уровень и динамика безработицы, нап­равления и механизмы повышения квалификации и переква­лификации работников и др.

 

46.1 Структурная трансформация и инновационно-инвестиционное развитие национальной экономики Беларуси. Для экономики РБ хар-ны ряд структурных деформаций, причинами кот.явл-ся существование в рамках бывшего Советского Союза и экономический кризис: 1) несоответствие стр-ры про-вавнутр-м потребностям страны и внешн. спросу; 2) энерго- и материалоемкость выпускаемой промышл. продукции, что порождает зависимость от импортных поставок топливно-энергет-х и сырьевых рес-в; 3) относительно высокий уровень физического и морального износа активной части основных фондов вследствие недостатка инвестиционных ресурсов; 4) недостаточный уровень развития наукоемких экспортных производств, имеющих высокую долю добавленной стоимости. Для преодоления возникших деформаций необх., с учетом нац. особенностей, оптимально встроить бел.эк-ку в мировое хоз-во с использованием дву- и многосторонних связей; обеспечить модернизацию структуры эк-ки и направление роста ее наукоемкости, экологической сбалансированности и энергоэффективности; перевести систему управления эк-кой на корпоративные принципы и обеспечить на этой базе формирование качественно новых стимулов инновационной активности. При преобразовании структуры эк-ки предстоит усовершенствовать межсекторные, межотраслевые, и межрегиональные пропорции (между гос-ным и частным секторами; произ­водством, потреблением и накоплением; отраслями специализации, ориентированными на экспорт продукции, и вспомогательными и обслуживающими производствами; промышленностью и сельским хозяйством; отраслями, производящими товары, и сферой услуг; между крупным и мелким бизнесом), оптимизировать пропорции в уровне социально-экономического развития областей, усилить социальную ориентацию преобразований. С учетом вышеизложенного при выделении направлений структурных преобразований следует исходить из следующих основных принципов: - переход на инновационный путь развития; -приоритетность развития наукоемких, высокотехнологических, конкурентоспособных, экспортоориентированных импортозамещающих не ресурсоемких отраслей и производств с высокой долей добавленной стоимости; - учет факторов глобализации экономики, региональной интеграции; - обеспечение рационального использования природно-экономических, демографических и других местных ресурсов; - комплексность развития производительных сил страны и ее регионов.По мере выхода из кризисного состоя­нияутвердилось мнение о необходимости использования инвес­тиционной составляющей как важнейшего рычага структур­ных преобразований и повышения роли государства в их осу­ществлении на основе разработки и реализации эффективной инновационно-инвестиционной политики. Структурная трансформация экономики осуществляется на основе научно обоснованной инвестиционной политики, кото­рая является составной частью экономической политики госу­дарства.

46.2 Структурная трансформация и инновационно-инвестиционное развитие национальной экономики Беларуси. Инвестиционная политика представляет собой сово­купность целей и задач, направлений и приоритетов, систему мер по реализации стратегии социально-экономического разви­тия и определяет объем, структуру и направления использования инвестиций в экономике страны. Инвестиции – финансовые, имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты хозяйственной деятельности с целью получения прибыли или достижения социального эффекта. В ка­честве объектов инвестиционной деятельности выступают вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды, оборотные средства, ценные бумаги, интеллектуальные ценности, науч­но-техническая продукция.Совокупность отраслей, производящих продукцию в виде инвестиций, формирует инвестиционную сферу. В зависи­мости от субъекта инвестиционной деятельности различают государственные средства (бюджета, внебюджетных фондов, за­емные), средства государственных предприятий, инвестиции граждан, негосударственных предприятий и общественных ор­ганизаций, иностранные и совместные инвестиции.Характер участия в инвестировании определяют прямы е ин­вестиции, когда инвестор непосредственно вкладывает средства в объект без посредников; непрямые – вложения средств через посредников и портфельные инвестиции – вложения капитала в различные ценные бумаги. Инвестиции в воспроиз­водство основных фондов представляют собой капитальные вложения.Основными источниками инвестиций являются: валовой внутренний продукт (валовые накопления); зарубежные займы и инвестиции, которые под воздействием механизмов финансо­вой системы перераспределяются и выступают в виде собствен­ных финансовых ресурсов инвестора (прибыли, амортизации, денежных накоплений, сбережений, возмещения страховых сумм); заемных финансовых ресурсов (облигаций, банковских и бюджетных кредитов); привлеченных финансовых средств (продажи акций, паевых и других поступлений); централизо­ванных ресурсов министерств и концернов; бюджетных ассиг­нований; денежных средств населения. Оценка современного состояния инвестиционной деятель­ности, цели и задачи социально-экономического развития страны определяют основные задачи и направления инвестицион­ной политики Республики Беларусь на долгосрочный период. Инвестиционные ресурсы в первоочередном порядке предполагается направлять на обеспечение приоритетных направлений социально-экономического развития страны: модернизацию производств с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направленности; повышение качества и конкурентоспособности продукции, увеличение производства и расширение ассортимента продуктов питания, разработку и внедрение современных технологий хранения, транспортировки, переработки и упаковки пище­вой продукции; совершенствование технологий и создание но­вых производств по выпуску отечественных медпрепаратов; создание современных транспортных коммуникаций и сетей связи.Наиболее важные инвестиционные проекты будут поддер­живаться государством за счет бюджетного финансирования на конкурсной и возвратной основах. Основным источником фи­нансирования ста­нут средства предприятий и организаций, включая кредиты банков.


 

Эволюция теоретических учений о функц-ровании и развитии НЭ

Развитие НЭБ определяет:1.эволюцию эконом. теории;2.нац. модель эконом. развития;3.новые проблемы и вызовы на совр. этапе развития.

Эволюция эконом. теории(мысли):

1.меркантелисты(Главной заботой меркантилистов явилось нахождение способов, с помощью которых государство могло бы добыть себе золото и серебро, считавшиеся главными из богатств).2. Классическая политическая экономия стала основой для всего последующего развития экономической науки, поставив главные проблемы и предложив основные методы исследования.3.критики полит.экономии. 4.маржиналисты(от английского «предельный»). 5.институционалисты. 6.великая депрессия. 7.ордолиберализм. 8.неолиберализм. 9.новая институциональная.

2..нац. модель эконом. развития:

3. новые проблемы и вызовы на совр. этапе развития:1.экономика после кризиса 2008 г.2.это высокая неопределенность.3.рост сырьевых цен.4.глобальный дисбаланс.5.гос. задолжен-ть отд. Странам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.01 с.)