Обучение пациента методике «Ацидотест» (при её проведении в амбулаторных условиях) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение пациента методике «Ацидотест» (при её проведении в амбулаторных условиях)



Оснащение: две ёмкости для мочи.

I. Подготовка к обучению

1. Уточнить у пациента понимание хода и цели предстоящего исследования и его согласие на процедуру. В случае неинформированности пациента уточнить дальнейшую тактику у врача.

Оценить способность пациента к обучению.

II. Обучение

2. Объяснить методику «Ацидотеста»:

а) утром натощак (через 9 ч после еды) пациент опорожняет мочевой пузырь (эту порцию не собирают);

б) после опорожнения мочевого пузыря сразу же принять 2 таблетки кофеина;

в) опорожнить мочевой пузырь через 1 ч в стеклянную ёмкость (отметить её этикеткой с надписью «Контрольная порция»);

г) принять три жёлтых драже, запивая их небольшим количеством воды;

д) опорожнить мочевой пузырь через 1,5 ч во вторую ёмкость (отметить её этикеткой с надписью «Опытная порция»);

е) доставить в лабораторию направление и ёмкости с контрольной и опытной порциями мочи.

III. Завершение процедуры

3. Попросить пациента повторить методику «Ацидотест». Убедиться, что обучение было эффективным. При необходимости дать письменную инструкцию.

ДУОДЕНАЛЬНОЕ ЗОНДИРОВАНИЕ

Зондирование двенадцатиперстной кишки проводят для исследования состава желчи, что помогает в диагностике заболеваний жел-чевыводящих путей, желчного пузыря, поджелудочной железы и двенадцатиперстной кишки. Дуоденальное зондирование применяют и с лечебной целью (например, для откачивания желчи при сниженной моторной функции желчного пузыря).

Исследование проводят с помощью специального дуоденального зонда диаметром 4-5 мм и длиной до 1,5 м, имеющего на конце металлическую оливу с отверстиями.

Характер и скорость желчевыделения можно уточнить при использовании так называемого минутированного зондирования, когда дуоденальный зонд переставляют в следующую пробирку каждые 5 мин.

Полученные порции дуоденального содержимого подвергаются микроскопическому исследованию, которое позволяет выявить воспаление в желчном пузыре и желчевыводящих путях (лейкоциты, клетки эпителия), обнаружить различных бактерий и простейших (например, лямблий), определить нарушения коллоидного состояния желчи (большое количество кристаллов холестерина) и т.д.

Как правило, при проведении дуоденального зондирования получают три порции: • порция «А» - сок двенадцатиперстной кишки, поджелудочной

железы, желчь;

• порция «В» - пузырная желчь;

• порция «С» - желчь из печёночных протоков.

В некоторых случаях появляется четвёртая порция - «ВС», так называемый пузырный рефлекс, как правило, имеющий место у детей при гипокинезии желчного пузыря, а у взрослых пациентов при жел-чекаменной болезни.

Внимание! Порция «ВС» - это порция «С» на фоне порции «В».

Учитывая важное диагностическое значение этой порции, сестре, проводящей дуоденальное зондирование, нужно наблюдать за цветом желчи при получении порций «В» и «С». Порцию «ВС» следует собрать в отдельную пробирку и сделать соответствующую пометку.

При некоторых заболеваниях, например при закупорке камнем желчного протока, получить порцию «В» не удаётся.

Дуоденальное зондирование (фракционный способ)

Оснащение: дуоденальный зонд, штатив с пробирками, стимулятор для сокращения желчного пузыря (25-40 мл 33% сульфата магния, или 10% спиртовой раствор сорбита, или холецистокинин), шприц для аспирации, шприц Жанэ, шприц для инъекции (если используется холецистокинин), фонендоскоп, грелка, валик, перчатки.

I. Подготовка к процедуре

1. Уточнить у пациента понимание хода и цели предстоящей процедуры и его согласие на неё. В случае неинформированности пациента уточнить дальнейшую тактику у врача.

2. Определить расстояние, на которое пациент должен проглотить зонд, с тем чтобы он оказался в субкардинальном отделе желудка (в среднем около 45 см) и в двенадцатиперстной кишке: расстояние от губ и вниз по передней брюшной стенке, чтобы олива располагалась на 6 см ниже пупка.

3. Предложить пациенту сесть на стул или кушетку.

4.Вымыть и осушить руки. Надеть перчатки. Положить полотенце на грудь и шею пациента.

5. Взять зонд на расстоянии 10-15 см от оливы, а левой рукой поддерживать его свободный конец.

II. Выполнение процедуры

6. Предложить пациенту открыть рот, положить оливу на корень языка, а затем продвинуть зонд глубже в глотку: пациент должен при

Рис. 7-4. Зондирование желудка

этом делать глотательные движения. При каждом глотательном движении зонд будет продвигаться в желудок до нужной мерки (4-й или 5-й). Во время заглатывания зонда в желудок пациент может сидеть или ходить.

7. Проверить местонахождение зонда: подсоединить шприц к зонду: если при аспирации в шприц поступает мутноватая жидкость жёлтого цвета - олива находится в желудке; если нет - подтянуть зонд на себя и предложить заглатывать его вновь.

8. Если зонд в желудке - уложить пациента на правый бок, подложив под таз валик или свёрнутое одеяло, а под правое подреберье - тёплую грелку. В таком положении пациент продолжает заглатывать зонд до 7-8-й метки. Продолжительность заглатывания 40 мин - 1 ч.

9. При заглатывании зонда до 9-й метки (80-85 см) опустить его свободный конец в пробирку.

Примечание. Штатив с пробирками устанавливается ниже кушетки. При нахождении оливы в двенадцатиперстной кишке в пробирку поступает золотисто-жёлтая жидкость - дуоденальная порция - порция «А». За 20-30 мин поступает 15-40 мл этой порции (две-три пробирки). Если жидкость не поступает в пробирку, нужно прове-

рить местонахождение зонда с помощью введения в него шприцем воздуха и выслушивания области эпигастрия фонендоскопом: если зонд находится в двенадцатиперстной кишке, то введение воздуха не сопровождается никакими звуковыми явлениями; если зонд все еще в желудке - при введении воздуха отмечаются характерные клокочущие звуки.

10. После получения порции «А» шприцем Жанэ ввести стимулятор сокращения желчного пузыря (25-40 мл 33% раствора сульфата магния, или 10% спиртового раствора сорбита, или желчегонного средства гормональной природы, например холецистокинин - 75 ед. внутримышечно). Переместить зонд в следующую пробирку.

11. Через 10-15 мин после введения стимулятора, в пробирку поступает порция «В» - пузырная желчь. Продолжительность получения порции «В»: за 20-30 мин - 30-60 мл желчи (4-6 пробирок).

Примечание. Для своевременного выявления порции «ВС» внимательно наблюдать за цветом желчи при получении порции «В»: при появлении жидкости светлого цвета переместить зонд в другую пробирку, затем при появлении жидкости тёмного цвета - вновь переместить зонд. Отметить порцию «ВС».

12. Переместить зонд в следующую пробирку для получения порции «С» - печёночной порции. Продолжительность получения порции «С»: за 20-30 мин - 15-20 мл желчи (1-2 пробирки).

III. Завершение процедуры

13. Извлечь зонд медленными поступательными движениями, протирая его салфеткой.

14. Погрузить зонд в лоток.

15. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.

16. Немедленно доставить все пробирки в лабораторию с направлением, указав отделение, ФИО пациента.

 

 

ГЛАВА 8
ПИТАНИЕ И КОРМЛЕНИЕ

Студент должен знать:

 

• определение термина «диетотерапия»;

• основные компоненты пищи;

• правила раздачи пищи;

• принципы кормления пациента через зонд, гастростому;

• принципы парентерального питания.

Студент должен уметь:

• составить порционник;

• владеть методикой раздачи пищи и кормление тяжелобольных по всем правилам раздачи пищи и кормление тяжелобольных;

• владеть методикой кормления пациента через зонд, гастростому

Понятия и термины:

• диета (греч. Diaita - образ жизни, режим питания);

• диетотерапия - лечебное питание;

• панкреатит - воспаление поджелудочной железы;

• стома - отверстие, созданное оперативным путём.

СОСТАВ ПИЩИ

Важнейшим компонентом сестринского ухода является правильная организация лечебного (диетического) питания. Под диетой понимают

соблюдение здоровым или больным человеком определённого режима и рациона питания, т.е. времени приёма пищи и её качественного и количественного состава.

Сестринский персонал принимает участие в раздаче пищи и кормлении тяжелобольных. Одной из функций медицинской сестры является обучение пациентов и их близких принципам рационального диетического питания. Медицинская сестра должна точно выполнять назначения врача, уметь правильно объяснить пациенту и его родственникам необходимость исключения из рациона одних продуктов и добавления других, соблюдения определённого способа кулинарной обработки и режима питания.

В больничных учреждениях установлен 4-разовый режим питания, а для некоторых групп пациентов - 5-6- и даже 8-разовый. Дневной рацион должен быть распределён следующим образом (в процентах от общей энергетической ценности): завтрак - 30-35%, обед - 35- 40%, ужин (кефир на ночь) - не более 25-30%. Время кормления пациента зависит от числа приёмов пищи, однако перерыв между приёмами пищи должен быть не более 4 ч в дневное время. При 5-разовом питании вводится второй завтрак, а при 6-разовом - ещё и полдник. В некоторых случаях пациенту дают сначала жидкую пищу, которая быстрее эвакуируется из желудка, а через 1-1,5 ч - твёрдую пищу.

В ГУ НИИ питания РАМН были разработаны 15 диет, назначаемых при различных заболеваниях, а также специальные разгрузочные (контрастные) диеты, предусматривающие частичное голодание для разгрузки поражённых органов и систем. При сочетании у человека нескольких заболеваний ему подбирают индивидуальную диету.

Пища человека должна содержать все основные пищевые компоненты: углеводы, белки, жиры, минеральные соли, витамины, воду.

Ни один продукт не содержит всех необходимых для организма питательных веществ.

Пищевая ценность блюда не ограничивается энергетической ценностью входящих в него продуктов. Белки, жиры, углеводы и минеральные соли являются ещё и важным пластическим, т.е. «строительным», материалом, необходимым для нормального функционирования клеток и тканей.

Белки - основа живой клетки и межклеточного вещества. Они входят в состав ферментов, гормонов; участвуют в передаче генетической информации, в клеточном дыхании, сокращении и расслаблении мышц, защите организма от микробов и вирусов, в доставке клеткам кислорода.

Белки входят в состав продуктов животного (молоко, йогурт, мясо, рыба) и растительного происхождения (хлеб, орехи, крупы, бобовые). Белки состоят из аминокислот, часть которых является незаменимыми (не образуются в организме) и содержатся только в продуктах животного происхождения. Поэтому в дневном рационе должно быть не менее 60% животных белков и не более 40% растительных. Белки должны составлять примерно 14% дневного рациона (100-120 г).

Резервом белков и аминокислот организм не располагает. В связи с этим в организм белок должен поступать из расчёта 0,75-1 г/кг взрослого человека в сутки. При тяжёлых заболеваниях, обширных ожогах, в послеоперационном периоде потребность организма в поступлении белков увеличивается до 1,5-2 г/кг в сутки.

Жиры - важный источник энергии для организма. Они служат структурным компонентом клеточных мембран, нервной ткани, надпочечников и т.д. Без жиров невозможно нормальное усвоение организмом белков, некоторых минеральных солей и жирорастворимых витаминов (А, D, Е). В суточном рационе должно быть 70% жиров животного происхождения (70 г) и 30% - растительного (30 г). Жиры, поступающие с пищей, частично идут на создание жировых запасов (депо), которые защищают организм от переохлаждения, а также являются основным источником энергии при больших энергетических затратах и тяжёлых заболеваниях.

Углеводы обеспечивают свыше половины необходимой для жизнедеятельности организма энергии. Они содержатся преимущественно в продуктах растительного происхождения. Помимо пищевых углеводов, в растительных продуктах содержатся и непищевые - растительная клетчатка, стимулирующая перистальтику кишечника и желчного пузыря. Углеводы необходимы для нормального усвоения жиров. Они имеют важное значение для работы мышц, функционирования печени, нервной системы, сердца. Суточная потребность взрослого человека в углеводах - около 400-500 г.

Вода составляет более 60% от массы тела. Без неё невозможна жизнь, поскольку все жизненно важные процессы в клетке или межклеточной жидкости протекают только в водной среде. Суточная потребность в воде в среднем составляет примерно 2,5 л. Значительная часть этой нормы (около 1 л) содержится в пищевых продуктах (каша, хлеб, овощи, фрукты), около 1,5 л - в супе, компоте, молоке, чае, кофе и других напитках. Многие овощи и фрукты на 90% состоят из воды.

Минеральные вещества (натрий, кальций, калий, фосфор, железо, магний, хлор и др.) также необходимы для нормальной жизнедеятельности всех органов и систем. Кальций, например, входит в состав костной и мышечной тканей, участвует в процессах свёртывания крови, сокращения и расслабления мышц и т.д. Фосфор также является важным компонентом костной, нервной и мышечной тканей, участвует в энергетическом обеспечении клеток. Натрий играет важную роль в проведении нервного возбуждения к различным органам, задерживает воду в организме, обеспечивает поддержание тонуса сосудистой стенки. Калий участвует в процессе возбуждения, сокращения и расслабления мышц, а также в работе сердца. Железо входит в состав гемоглобина и участвует в окислительных реакциях. Недостаточное поступление в организм минеральных веществ может привести к тяжёлым, иногда необратимым последствиям.

Витамины являются обязательной и незаменимой составной частью пищевого рациона. Они обеспечивают нормальную жизнедеятельность организма, участвуют в процессе усвоения других пищевых веществ. Витамины в достаточных количествах содержатся в обычной пище, но при однообразном питании или при нарушении их усваивания в пищеварительном тракте может возникнуть дефицит витаминов.

Рассчитывая пищевой рацион здорового или больного человека, нуждающегося в особом, диетическом питании, следует добиваться не только достаточной энергетической ценности пищевых продуктов, но и сбалансированного содержания в них белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов и воды.

Соотношение белков, жиров и углеводов должно быть 1:1,2:4,6 по массе этих веществ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 1855; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.24.209 (0.025 с.)