Основные представления о моделях и системах ценностей сестринского дела 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные представления о моделях и системах ценностей сестринского дела



Содержание

1. Введение. 4

2. Основные представления о моделях и системах ценностей сестринского дела. 5

3. Основные положения модели сестринского ухода В. Хендерсон, основанной на фундаментальных потребностях повседневной жизни пациента. 8

4. Врачебная (медицинская) модель. 11

5. Модель Д. Орем. 13

6. Модель М. Аллен. 13

7. Модель Н. Роупер, В. Логан, А. Тайэрни. 15

8. Модель Д. Джонсон. 16

9. Адаптационная модель сестринского дела К. Рой. 18

10. Принципы выбора моделей сестринского дела. 20

 

 

Основное содержание современной концепции российского сестринского дела соответствует пониманию сестринской специальности Европейским региональным бюро ВОЗ по сестринскому делу:

 

«… По своей сути сестринское дело как профессия отличается от врачебной деятельности и требует специальных, отличных от врачебных, знаний и умений».

 

Суть сестринского дела состоит в уходе за человеком и в том, каким образом сестра осуществляет этот уход.

 

В основе этой работы должна лежать не интуиция, а продуманный и сформированный подход, рассчитанный на удовлетворение потребностей и решение проблем пациента... "

 

Другими словами, в основе должна лежать модель.

 

Модель - общая схема, образец, по которому что-то должно быть сделано, некая вспомогательная конструкция для достижения оптимальных результатов сестринской работы; базовые знания (представления) о сестринском деле. Если сестринский процесс ­ организационная форма сестринской работы, то модель - её непосредственное содержание.

 

Первым теоретиком в области сестринского дела, автором первой в мировой практике модели сестринского дела, является английская сестра милосердия Флоренс Найтингейл. На сегодняшний день существуют десятки моделей сестринского дела, которые существенно отличаются друг от друга - например, врачебная модель сестринского дела, модель Вирджинии Хендерсон, модель Доротеи Орем, Каллисты Рой, Доротеи Джонсон. Фундамент моделей сестринского дела составляет философия сестринского дела. В каждой из этих моделей авторы по-разному видят 6 основных характеристик ухода:

 

1. Пациент

2. Источник проблем пациента

3. Цель ухода

4. Способы и направленность сестринских действий

5. Оценка качества и результатов ухода

6. Роль сестры.

 

 

МОДЕЛЬ ВИРДЖИНИИ ХЕНДНРСОН

Из всех моделей сестринского дела наиболее приемлемой для нашей страны признана одна из первых моделей, созданная в 1953 году на основе учения об основных человеческих потребностях американского психолога А. Маслоу - модель Вирджинии Хендерсон (В.Х.).

Модель Хендерсон

 

Модель В. Хендерсон, предложенная в 1960 г., а затем дополненная в 1968 г., в большей степени акцентирует внимание сестринского персонала на физиологических, в меньшей - на психологических и социальных потребностях, которые могут быть удовлетворены благодаря сестринскому уходу. Одно из непременных условий этой модели - участие самого пациента в планировании и осуществлении ухода.

 

Таблица. Взаимосвязь основных потребностей по А. Маслоу с потребностями повседневной жизни по В. Хендерсон

 

Оценка качества и результатов ухода. По данной модели можно окончательно оценить результат и качество ухода только тогда, когда удовлетворены все повседневные потребности, в отношении которых было предпринято сестринское вмешательство.

Роль сестры представлена В. Хендерсон двояко. С одной стороны, сестра - это самостоятельный и независимый специалист в системе здравоохранения, поскольку она выполняет те функции, которые не может выполнить пациент, чтобы чувствовать себя достаточно независимо, с другой - это помощник врача, выполняющий его назначения.

Основные положения модели

Согласно врачебной модели человек (пациент) представляет собой набор анатомических органов (сердце, легкие, желудок и т. д.) и физиологических систем (система дыхания, кровообращения, пище­варения и т. д.). При этой модели социальное поведение и многие особенности психологического поведения человека являются следстви­ем изменений, происходящих в физиологических и биохимических системах организма. При таком подходе человек рассматривается как «пассивный носитель болезни».

Источник проблем пациента Сестринское вмешательство при этой модели связано исключитель­но с биологическими потребностями человека, т. е. уход направлен на поддержание функции того или иного органа или системы, а не человека в целом.

Направленность сестринского вмешательства Сестра знакомится с симптомами, описанными врачом в истории болезни пациента, оценивает его состояние, нарушения деятельности определенных органов и систем и в конечном итоге констатирует факты «одышки», «сердцебиения», «поноса» и т. п.

Цель ухода направлена на то, чтобы вызвать изменения в конкрет­ных физиологических или анатомических системах организма, восста­новив их деятельность до прежнего устойчивого уровня. В данной модели интересы пациента редко находятся в центре внимания. Цель ухода, как правило, определяется врачами и направлена на быстрое и эффективное устранение нарушений деятельности того или иного органа или системы.

Способы сестринского вмешательства также направлены на «приве­дение того, что остро нуждается, в хорошее состояние» (Бертон, 1985). Выбор способа, как правило, зависит от опыта врача, и «набор» сестринского вмешательства практически одинаков для различных па­циентов, имеющих одно и то же заболевание.

Итоговая оценка качества и результатов ухода во врачебной модели не обязательна. Но если она все-таки проводится, определяется сте­пень успеха при устранении (уменьшении) нарушений функций той или иной физиологической системы или анатомического органа.

Роль сестринского персонала сводится к роли «помощника» врача («при враче»). Холл (1983) утверждала, что сестрам ни в коем слу­чае «не следует пытаться разрушать крайне необходимую работу вра­чей», но в то же время им не следует рассматривать себя в качестве «ассистентов врачей». Усилия сестер, утверждает Холл, направленные на улучшение стандартов ухода, должны рассматриваться как положи­тельные.

В работах Фолкнер (1985) говорится, что врачебную модель нужно заменить сестринским процессом. Однако сам по себе он не дает сестрам необходимых знаний о человеке, его потребностях и пробле­мах, связанных со здоровьем, хотя и предусматривает обследование пациента (оценка его состояния), определение целей и вмешательств (планирование), оценку результатов ухода. В то же время он не ука­зывает, что должно быть в центре внимания такой деятельности.

 

МОДЕЛЬ Д.ОРЕМ

 

Модель предложенная Доротеей Орэм в 1971 году, рассматривает человека как единое целое. Она основана на принципах самоухода. В модели уделяется большое значение личной ответственности человека за состояние собственного здоровья.

Сестринскому вмешательству уделяется большое значение в профилактике заболеваний травм и обучению пациента и его родственников.

Пациент находится на лечении в травматологическом отделении с диагнозом перелом костей левой голени, пациенту наложен гипс.

При первичном обследовании пациента медицинская сестра может предположить, что пациент не в состоянии сразу передвигаться на костылях без посторонней помощи.

В данном случае, имеется нарушение равновесия между некоторыми универсальными потребностями пациента и его возможностями осуществлять самоуход (активно двигаться, посещать туалет, принимать душ), то есть пациент нуждается в посторонней помощи.

Планирование сестринского ухода будет в рамках частично компенсирующей и обучающей систем. Пациент сможет самостоятельно удовлетворить универсальные потребности в воздухе, пище, жидкости, но он нуждается в помощи при передвижении для удовлетворения других универсальных потребностей. Медицинская сестра планирует обучение пациента безопасным навыкам передвижения, чтобы предупредить риск повторной травмы.

Сестринское вмешательство направлено на восстановление равновесия между возможностями и потребностями в самоуходе. Медицинская сестра частично помогает одеваться и раздеваться пациенту, одновременно она обучает его безопасному перемещению на костылях, а также новым умениям и навыкам, позволяющим со временем одеваться и перемещаться самостоятельно.

 

МОДЕЛЬ МОЙРЫ АЛЛЕН

М.Аллен предложила свою модель в начале 1970-х гг., когда получила признание концепция первичной медико-санитарной помощи. Принципы первичной медико-санитарной помощи ори­ентированы больше на здоровье, чем на болезнь, на привлечение к сохранению здоровья самого человека, его семьи, общества.

Пациент. Объектом модели является семья, а не отдельный человек, поскольку именно в ней формируется поведение, ориен­тированное на здоровье.

Модель предлагает рассматривать человека через призму се­мьи, признавая как влияние семьи на личность, так и влияние отдельной личности на семью. В процессе такого взаимодействия люди и семьи в повседневных житейских ситуациях получают воз­можности социального, психологического и профессионального роста и развития. Пациент играет активную роль в укреплении своего здоровья.

Источники проблем пациента. М.Аллен считает источником проблем пациента неправильное поведение его семьи, наличие факторов риска возникновения заболеваний в семье, отрицатель­ное отношение семьи к здоровью, ведение нездорового образа жизни и т.д. Пациент усваивает ту модель социального поведе­ния, которая соответствует его образу жизни и ценностям.

Цель и задачи ухода. Здоровье — это основная цель сестрин­ской помощи. Задачей медицинской сестры является выработка в семье поведения, ориентированного на здоровый образ жизни, и обучение совокупности навыков по преодолению проблемных ситуаций. Модель М.Аллен делает акцент на потенциале людей, который можно задействовать при обучении здоровому образу жизни.

Роль медицинской сестры. Медицинская сестра организует обу­чение. Она создает благоприятную обстановку, которая стимули­рует, привлекает и заинтересовывает семью в укреплении здоро­вья ее членов. При этом семья является активным участником процесса оздоровления.

Направленность сестринской помощи. По М.Аллен медицин­ская сестра делает акцент на получении пациентом и его семьей знаний о принципах ведения здорового образа жизни. Личность в семье выступает в качестве объекта медицинского и социального обучения медицинской сестры. Пациент обучается в процессе наблюдения за поведением других людей, которое трансформи­руется в его сознании в определенную модель.

Медицинская сестра рассматривает пациента как активного участника процесса обучения, способного решать проблемы и принимать решения, необходимые для улучшения его здоровья. Она стремится обеспечить здоровье пациенту и его семье повсю­ду—в больнице, поликлинике и дома.

Способ оказания сестринской помощи. Медицинская сест­ра совместно с пациентом выбирает способы вмешательства, направленные на укрепление его собственного здоровья и здо­ровья членов его семьи. Это может быть формирование и раз­витие здоровой семьи, занятие физкультурой и спортом, обес­печение необходимой поддержки и развития активного и от­ветственного участия членов семьи в сохранении и укреплении здоровья и т.д.

Оценка качества и результатов ухода. Критериями оценки качества и результатов ухода должно быть улучшение здоровья семьи в соответствии с поставленными целями. Сестра дости­гает цели, последовательно выполняя семь этапов ситуационно обусловленной сестринской помощи: выявляет проблему, изу­чает контекст ситуации, определяет временные границы, ана­лизирует проблему, составляет план, выполняет план, оцени­вает результаты.

Оценка состояния пациента.

Первичная сестринская оценка проводится для сбора данных о каждой потребности, затем медицинская сестра устанавливает:

• что пациент может делать в настоящее время;

• что пациент в обычной ситуации выполняет без затруднения;

• какие действительные проблемы существуют в настоящее время;

• какие потенциальные проблемы могут развиться. При планировании ухода медицинская сестра записывает действительные и потенциальные проблемы, цели ухода и сестринские вмешательства.

Сестринские вмешательства.

Должны:

• предупредить развитие потенциальных проблем;

• уменьшить тревогу пациента;

• предоставить возможность обращаться за помощью и принимать ее для удовлетворения нарушенной потребности

• помочь решить действительные проблемы.

МОДЕЛЬ Д. ДЖОНСОН

 

Д. Джонсон определяет действие каждой подсистемы в стремлении человека на основе прошлого опыта, достичь определенных целей

Этот результат зависит от того, как пациент воспринимает свое поведение, как он понимает свои возможности в изменении поведения.

Д.Джонсон различает два основных типа поведения человека.

• установка, создаваемая действиями и объектами непосредственно вокруг человека;

• установка, создаваемая прошлыми привычками.

Человек имеет 7 главных подсистем, которые изменяют его поведение.

 

Подсистема поведения   Суть поведения в рамках подсистемы
Достижение (выполнение) Контроль над самим собой и своим окружением
Присоединяющая (устанавливающая) Близкие взаимоотношения с другими людьми    
Агрессивная Самозащита от угрозы, самоутверждение
Зависимая   Зависимость от других  
Выделительная Выделение продуктов жизнедеятельности  
Пищеварение Поддержание целостности организма, состояние телесного удовольствия
Сексуальная   Сексуальное удовольствие  

 

Оценка состояния пациента

На первом этапе сестринского процесса проводится первичная оценка состояния пациента. Медицинская сестра определяет, существуют ли проблемы, связанные с поведением пациента. На втором этапе сестринского процесса изучаются подсистемы, вышедшие из равновесия. Д.Джонсон предлагает выделить отдельно структурные (органические) и функциональные изменения, вызывающие проблему. Медицинская сестра решает, на что должно быть направлено сестринское вмешательство, для этого необходимо получить дополнительную информацию от родственников и лечащего врача.

Автор данной модели утверждает, нарушение равновесия в одной подсистеме оказывает влияние на взаимосвязанные подсистемы.

Планирование ухода.

Установив нарушение равновесия в конкретных подсистемах, медицинская сестра вместе с пациентом определяет цель ухода.

Если проблема пациента связана с функциональными нарушениями, медицинская сестра определяет вмешательство, направленные на изменение окружающей среды, изменение мотивации пациента.

Для осуществления плана ухода устанавливаются краткосрочные, промежуточные и долгосрочные цели восстановления равновесия в подсистемах.

Сестринские вмешательства:

- ограничение поведения;

- защита пациента от неблагоприятных факторов окружающей среды;

- подавление неадекватных реакций пациента

- сотрудничество медицинской сестры с пациентом. Пациент должен представлять свою роль, свои действия в восстановлении здоровья.

Оценка качества и результатов ухода. Медицинская сестра описывает результаты сестринских вмешательств, указывая один из двух типов поведения, заранее предвидеть возможное поведение пациента, так как оно определяет, что вмешательство было успешным и цель достигнута.

Если ожидаемые результаты не достигнуты, медицинская сестра проводит переоценку поведения пациента в пределах каждой подсистем.

Например:

Пациент находится на лечении в травматологическом отделении по поводу перелома правого бедра. После скелетного вытяжения, врач назначил пациенту, учиться ходить с помощью костылей. Ходить на костылях ему трудно, но от помощи родственников он отказывается не желая их видеть.

При первичной оценке состояния наблюдается нарушение в агрессивной и зависимой подсистемах.

При планировании сестринского вмешательства, сестре предстоит решить, на что должно быть направлено вмешательство. Для этого ей необходимо получить дополни тельную информацию от родственников.

Медицинская сестра должна определить, оказывался ли пациент в подобной ситуации прежде (чрезмерный страх за свою безопасность). Если оказывался, то у пациента структурные (органические) изменения. Если поведение не типично для пациента можно сделать следующий вывод, что эти изменения функциональной природы.

При планировании ухода медсестра совместно с пациентом определяет цель ухода.

Если проблема пациента связана с функциональными нарушениями, медсестра определяет вмешательства, направленные на изменение окружающей среды, изменение мотивации пациента. Пациенту необходимо запланировать психологическую поддержку и консультирование, позволяющее уменьшить неоправданный страх перед ходьбой на костылях.

Сестринское вмешательство:

- защита пациента от неблагоприятных факторов окружающей среды (порекомендовать родственникам не участвовать и не настаивать на оказании помощи пациенту при ходьбе).

- подавление неадекватных реакций пациента (медицинская сестра может тормозить его неадекватное поведение, убеждая пациента, что его страх преувеличен).

 

Оценка состояния пациента.

Медицинская сестра должна определить, дает ли поведение пациента в любом из четырех способов адаптации повод для беспокойства. Если повод для беспокойства есть,

медицинская сестра должна выяснить, чем обусловлены проблемы адаптации пациента: очаговыми, ситуационными или остаточными раздражителями.

Медицинская сестра использующая эту модель, определяет пределы уровня адаптации для каждого человека, то, что является раздражителем и создает проблемы для одного, для другого благодаря его уровню адаптации не создает никаких проблем.

Планирование сестринского ухода.

Медицинская сестра выявив раздражители, вызывающие у пациента неадекватные реакции, совместно с пациентом определяет цели:

- краткосрочная цель ухода, позволяет расширить уровень адаптации или устранить раздражитель;

- долгосрочная цель ухода поможет пациенту адаптироваться к постоянно изменяющейся окружающей среде.

Сестринское вмешательство по модели К.Рой. Предполагает, что каждый человек стремиться к состоянию психологического и физиологического равновесия. Сестринское вмешательство должно изменить раздражитель так, чтобы он действовал в пределах уровня адаптации и был направлен на очаговые раздражители

Содержание

1. Введение. 4

2. Основные представления о моделях и системах ценностей сестринского дела. 5

3. Основные положения модели сестринского ухода В. Хендерсон, основанной на фундаментальных потребностях повседневной жизни пациента. 8

4. Врачебная (медицинская) модель. 11

5. Модель Д. Орем. 13

6. Модель М. Аллен. 13

7. Модель Н. Роупер, В. Логан, А. Тайэрни. 15

8. Модель Д. Джонсон. 16

9. Адаптационная модель сестринского дела К. Рой. 18

10. Принципы выбора моделей сестринского дела. 20

 

 

Основное содержание современной концепции российского сестринского дела соответствует пониманию сестринской специальности Европейским региональным бюро ВОЗ по сестринскому делу:

 

«… По своей сути сестринское дело как профессия отличается от врачебной деятельности и требует специальных, отличных от врачебных, знаний и умений».

 

Суть сестринского дела состоит в уходе за человеком и в том, каким образом сестра осуществляет этот уход.

 

В основе этой работы должна лежать не интуиция, а продуманный и сформированный подход, рассчитанный на удовлетворение потребностей и решение проблем пациента... "

 

Другими словами, в основе должна лежать модель.

 

Модель - общая схема, образец, по которому что-то должно быть сделано, некая вспомогательная конструкция для достижения оптимальных результатов сестринской работы; базовые знания (представления) о сестринском деле. Если сестринский процесс ­ организационная форма сестринской работы, то модель - её непосредственное содержание.

 

Первым теоретиком в области сестринского дела, автором первой в мировой практике модели сестринского дела, является английская сестра милосердия Флоренс Найтингейл. На сегодняшний день существуют десятки моделей сестринского дела, которые существенно отличаются друг от друга - например, врачебная модель сестринского дела, модель Вирджинии Хендерсон, модель Доротеи Орем, Каллисты Рой, Доротеи Джонсон. Фундамент моделей сестринского дела составляет философия сестринского дела. В каждой из этих моделей авторы по-разному видят 6 основных характеристик ухода:

 

1. Пациент

2. Источник проблем пациента

3. Цель ухода

4. Способы и направленность сестринских действий

5. Оценка качества и результатов ухода

6. Роль сестры.

 

 

ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МОДЕЛЯХ И СИСТЕМАХ ЦЕННОСТЕЙ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

Понятия «сестринский процесс» и «модель сестринского ухода» существенно отличаются друг от друга.

Модели сестринского ухода иногда называют концептуальными, поскольку они выстраиваются на основе различных понятий и кон­цепций. Райхл и Рой (1980) их определяют так: «...систематически построенный, научно обоснованный и логически связанный набор понятий, которые составляют элементы сестринской практики...»

На развитие действующих сестринских моделей оказали влия­ние исследования и открытия в области физиологии, социологии, психологии. Ядро каждой модели — различия в понимании потреб­ностей пациента, особенности понимания этапов сестринского про­цесса и роль сестры в его осуществлении.

Пациент. Различные модели по-разному определяют потребности пациента. Так, одна из них рассматривает человека как «набор» анатомических органов и физиологических систем, другая — как более совершенную систему. Модель Д. Джонсон акцентирует внимание сестринского персонала на различных типах поведения человека. В. Хендерсон рассматривает пациента в целом, считая его независимым совершенным существом, имеющим 14 фундамен­тальных потребностей.

Источник проблем пациента. Проблемы со здоровьем, требующие сестринского ухода, также отличаются в различных моделях. Так, в од­них моделях проблемы представлены как нарушение функций ана­томических органов или физиологических систем. Другие видят ис­точник проблем и в том, что человек не может изменять свое поведение в зависимости от обстоятельств, предполагая, что это про­исходит из-за функциональных и структурных стрессов (модель Д. Джонсон).

В. Хендерсон считает, что проблемы пациента связаны с недостат­ком его силы воли или знаний.

В некоторых моделях рассматривают сестринский процесс доста­точно односложно: проблема — определение характера сестринского вмешательства.

В других он более сложный: определение проблем — их иссле­дование (изучение природы) — определение характера сестринского вмешательства. Общепринятым направлением вмешательства вра­ча является патологический процесс пациента. По модели Д. Орэм вмешательство определяется дефицитом самоухода, по модели Д. Джон­сон — измененным поведением, по модели К. Рой — стрессорами, вызывающими нарушение адаптации.

В сестринских моделях по-разному обозначены приоритеты при проведении оценки состояния пациента.

Цели ухода также различны. В XIX в. Флоренс Найтингейл по­лагала, что цель ухода за больными состоит в том, чтобы создать условия для комфортного самочувствия пациента, наилучшие санитарно-гигиенические условия для поддержания нарушенных функций. В некоторых моделях и сейчас цель ухода заключается в восстанов­лении функции отдельных органов или систем.

Согласно другой модели в результате ухода должно быть восстанов­лено равновесие в поведении человека. Многие считают, что необ­ходимо улучшить психологическое или социальное состояние паци­ента. Большинство авторов моделей считают, что цели сестринского ухода должны быть согласованы с пациентом. Авторы практически всех моделей считают, что целями должны быть видимые стороны поведения человека и другие измеряемые параметры. Успешность до­стижения поставленных целей прежде всего определяется тем, как пациент оценивает прогресс в достижении цели и что ему удается сделать самостоятельно. Авторы некоторых моделей считают, что сле­дует устанавливать поэтапные цели (краткосрочные, промежуточные и долгосрочные).

Способы сестринского вмешательства. При реализации плана сес­тринского ухода внимание сестры должно быть сосредоточено на различных аспектах состояния пациента. Флоренс Найтингейл полага­ла, что сестра наблюдает за изменением окружающей среды (чистота, свет, тепло, свежий воздух, пища, вода). Авторы одних моделей пред­полагают сестринское вмешательство, направленное исключительно на конкретные анатомические или физиологические системы. Авторы других моделей, предполагающих холистический подход к пациенту, отдают предпочтение восстановлению полного равновесия между че­ловеком и окружающей средой. Некоторые модели предусматривают сестринские вмешательства, обеспечивающие пациенту возможность самоухода.

Оценка качества и результатов ухода. Авторы большинства моде­лей считают: чтобы оценить качество и результат ухода за пациентом, необходимо определить, достигнута ли поставленная цель. Причем сестра определяет, насколько целесообразным было то или иное вмешательство.

В одних моделях оценивают функцию анатомических и физиоло­гических систем организма, в других — психологические и поведен­ческие системы, в третьих — степень достижения пациентом возмож­ности самоухода.

Если одновременно используются несколько моделей, то опреде­ляют целесообразность использования той или иной модели для кон­кретного пациента.

Роль сестры — это последнее положение, по которому те или иные модели отличаются друг от друга. Авторы одной модели отводят сест­ре исключительно роль «помощника врача», другие — «защитника прав пациента», третьи — «постоянной сиделки», четвертые — «чело­века, который изменяет поведение пациента».

Авторы каждой модели приводят множество аргументов в пользу той или иной роли сестры.

В модели Д. Орэм сестре отводится роль специалиста, обеспечи­вающего пациенту возможность стать максимально независимым. В адаптационной модели К. Рой сестре отводится роль специалис­та, помогающего пациенту адаптироваться к воздействию агрессоров.

Роль сестры должна рассматриваться обществом столь же необхо­димой, как и роль врача. Исторически сложилось так, что четкого описания моделей сестринского дела даже в зарубежной литературе не было до начала 70-х годов. И сегодня нет единого подхода к определению природы и структуры сестринского дела. Разработано несколько различных моделей. Содержание каждой модели зависит как от уровня экономического развития той или иной страны, ее по­литики, общепризнанных ценностей, системы здравоохранения, рели­гии, так и от философии и убеждений конкретного человека или группы людей, разрабатывающих ту или иную модель. Каж­дая модель отражает различия в понимании авторами не только тер­мина «сестринское дело», но и понятий «пациент», «здоровье», «ок­ружающая среда».

Автор одной из сестринских моделей считает, что сестринское дело должно помочь пациенту удовлетворить потребности, связанные с самоуходом, и будет оказывать ему помощь пока это будет необ­ходимо.

По другой модели сестра помогает адаптироваться к жизненным стрессам, чтобы пациенту легче было переносить заболевания, вызван­ные стрессом (гипертоническая, язвенная болезнь, один из типов сахарного диабета, некоторые заболевания щитовидной железы, ишемическая болезнь сердца и др.).

В отличие от врачебной модели, не изменяющейся на протяжении столетий и ориентированной на то или иное заболевание (нарушение функций тех или иных систем организма и т. п.), установление диагноза и назначение адекватного лечения, модель сестринского вмешательства ориентирована не только на больных, но и на здоро­вых людей.

Сегодня не существует не только единой модели сестринского дела, но и единого мнения о необходимости использования одной или нескольких моделей.

В связи с вышеизложенным предлагаем обзор некоторых моделей сестринского дела.

 

 

МОДЕЛЬ ВИРДЖИНИИ ХЕНДНРСОН

Из всех моделей сестринского дела наиболее приемлемой для нашей страны признана одна из первых моделей, созданная в 1953 году на основе учения об основных человеческих потребностях американского психолога А. Маслоу - модель Вирджинии Хендерсон (В.Х.).

Модель Хендерсон

 

Модель В. Хендерсон, предложенная в 1960 г., а затем дополненная в 1968 г., в большей степени акцентирует внимание сестринского персонала на физиологических, в меньшей - на психологических и социальных потребностях, которые могут быть удовлетворены благодаря сестринскому уходу. Одно из непременных условий этой модели - участие самого пациента в планировании и осуществлении ухода.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 4615; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.151.231 (0.102 с.)