Внутренняя и внешняя политика Александра I (1801 - 1825). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутренняя и внешняя политика Александра I (1801 - 1825).



В 1801 г. на российский престол взошел старший сын Павла I - Александр I Павлович. Он был любимым внуком Екатерины II, и его, минуя своего сына Павла Петровича, Екатерина II готовила на престол. Образование и воспитание Александра проходило под личным контролем могущественной императрицы. Был подобран блестящий состав преподавателей, в который входили известные российские и зарубежные профессора. Александр Павлович стал считать, что автократию российского императора нужно ограничить конституцией. В 1793 г., когда Александру не исполнилось и 16-ти лет, Екатерина II женила его на 14-летней баденской принцессе Луизе, нареченной в православии Елизаветой Алексеевной.

12 марта 1801 г. 24-летний Александр Павлович вступил на престол после убийства заговорщиками Павла I. Петербургское общество с восторгом приняло Александра I. И многим тогда молодой российский император казался избранником. Александр I был твердо намерен провести в стране либеральные преобразования: дать обществу конституцию, отменить крепостное право.

Либеральные начинания. В первые годы своего правления молодой император опирался на небольшой круг друзей, сложившийся еще до начала правления. Это окружение Александра I стали называть "Негласным комитетом". Члены его были молоды, старались не отстать от духа времени, но не имели опыта в тех государственных делах, которые обсуждали и решили реформировать. С 1801 по 1803 гг. комитет провел 39 собраний. После этого был распущен. Александр I уже не нуждался в советниках и мог проводить реформы самостоятельно. Новый император наметил преобразования в области центрального управления, крестьянского вопроса и просвещения.

Реформы государственного управления.

В 1802-1811 гг. была проведена министерская реформа.

Вместо коллегий было введено 11 министерств. В отличие от коллегий в министерстве дела решались единолично министром, ответственным только перед императором. Для совместного обсуждения министрами общих вопросов был учрежден Комитет министров. Сенат был наделен правом контроля над созданными министерствами и стал высшим судебным органом государства.

Министерская реформа способствовала усовершенствованию центрального аппарата управления.

Александр I считал введение в стране конституции, то есть ограничение своей абсолютной власти, благом. Но он понял, что ввести в России конституции невозможно при сохранении крепостного права. И он решил подготовить общество к введению конституции. С этой целью он решил провести в России переустройство всей системы власти и управления по западноевропейским образцам.

В октябре 1809 г. М.М. Сперанский представил царю проект государственной реформы под названием "Введение к уложению государственных законов". М.М. Сперанский создал стройную систему местных и центральных учреждений, основанную на принципе "разделения властей"- законодательной, исполнительной, судебной. Новый подход к проблеме формирования новых органов власти состоял в том, что действия властей как центральных, так и местных, должны быть поставлены под контроль общества. Судебная власть должна быть независимой от других ветвей власти. Исполнительная власть должна быть ответственна перед законодательной. Вводилась выборность в судебные и исполнительные органы четырех ступеней - на уровне волости, уезда, губернии, империи. Участие в управлении должно быть предоставлено лицам, обладавшим определенным имущественным цензом.М.М. Сперанский считал, что европеизированные государственные учреждения подготовят новых людей, которые научатся распоряжаться властью в интересах всего общества.

Замыслы М.М. Сперанского вызвали резкое сопротивление высших сановников. Известный историк Н.М. Карамзин в 1811 г. подал царю записку "О древней и новой России". Н.М. Карамзин доказывал, что правление в России должно быть безусловно самодержавным. Конституция уместна там, где есть гражданское общество, порядок, грамотность, добрые нравы. В России - все дело в людях. Будут на руководящих постах люди в духовном отношении на высоте, - государство будет процветать, будут погрязать в пороках, - никакая конституция не сделает людей лучше.

Александру I нужно было выбирать между М.М. Сперанским и Н.М. Карамзиным. К этому времени обострились русско-французские отношения. И проект реформ М.М. Сперанского был отклонен. В 1810 г. был только учрежден законосовещательный Государственный совет. В него вошли все министры, а также чиновники, назначаемые императором. В марте 1812 г. М.М. Сперанский был арестован и сослан в Нижний Новгород.

В последующие годы реформаторские настроения Александра I отразились во введении конституции в Царстве Польском. По Венскому конгрессу 1814 - 1815 гг. в состав России вошли земли Центральной Польши. Из этих земель в составе России было образовано Царство Польское. В ноябре 1815 г. Александр I подписал конституцию Царства Польского. Польша стала обладать самой широкой автономией. Главой Царства Польского считался император России. Высшая законодательная власть принадлежала сейму Польши и Государственному совету. Избирательное право было ограничено имущественным цензом.

Провозглашалась свобода печати и личности, государственной религией объявлялся католицизм, но равноправие предоставлялось и другим вероисповеданиям.

При открытии сейма в марте 1818 г. в Варшаве Александр I произнес речь, в которой заявил, что конституционные порядки в Польше он намеревается "распространить и на все страны, моему попечению вверенные".

В 1818 г. Александр I поручил министру юстиции Н.Н. Новосильцеву подготовить конституционный проект для России, который получил название "Уставная грамота Российской империи". В нем были использованы принципы польской конституции. Главный пункт проекта провозглашал суверенитет императорской власти. Кроме того, провозглашалось создание двухпалатного парламента. Право внесения в парламент законов принадлежало царю. Проект предполагал также предоставлять россиянам свободу слова, вероисповеданий, равенство всех перед законом. По "Уставной грамоте" предусматривалось федеративное устройство государства. Но этот проект не был осуществлен.

Преобразования в крестьянском вопросе. В самом начале своего правления Александр I принимал меры к облегчению положения крестьян. В 1801 г. было разрешено покупать и продавать незаселенные земли купцам, мещанам, государственным крестьянам. В 1803 г. был издан указ "О вольных хлебопашцах", согласно которому помещики по обоюдной договоренности с крестьянами получили право освобождать крестьян с землей за выкуп. Крестьяне, освобожденные по указу 1803 г., переходили в особое сословие "вольных хлебопашцев". Теперь они имели собственную землю и несли повинности только в пользу государства.

В 1816 г. Александр I утвердил указ о полной отмене крепостного права в Эстляндии при сохранении земель за помещиками. В 1818-1819 гг. такие же законы были приняты в отношении крестьян Курляндии и Лифляндии.

Реформа в области просвещения. В 1802 г. впервые в истории России было создано Министерство народного просвещения. Отныне просвещение народа стало заботой государства. Было издано новое положение об устройстве учебных заведений.

Все учебные заведения разделялись на 4 ступени: университеты; губернские училища или гимназии; уездные училища; сельские приходские училища.

Военные поселения. Аракчеевщина. Отечественная война 1812-1814 гг. нанесла большой ущерб экономике страны. Финансовая система государства была расстроена.

В этих условиях правительство решило сократить расходы на содержание армии посредством особой формы комплектования и содержания армии - военных поселений. Сущность этой системы заключается в том, что воинские части, расселенные в различных областях России, совмещали воинскую службу с занятием полевыми работами.

Разработка проекта военных поселений была поручена генералу А.А. Аракчееву, который затем был назначен главным начальником над военными поселениями. Первые военные поселения были созданы в 1808 г., в массовом порядке их стали создавать в 1815 - 1816 годах

Свертывание реформ. В 20-е годы стало очевидно, что реформы приносят позитивные перемены, но одним из их результатов стал рост напряженности в обществе. Стали распространяться оппозиционные настроения, до Александра I стали доходить слухи о возникновении революционных организаций, ставивших целью свержение монархии.

В это же время происходят важные изменения в его религиозном мировоззрении. Его душа вдруг потянулась к православию.

Александр I ощутил себя чужим в своей стране. Оторванность Александра I от православия стала причиной его личной драмы.

Тогда же Александр I осознал, что его политика, направленная на либерализацию общества, потерпела крах.

Внешняя политика. В первой четверти XIX в. Российская империя направила свои дипломатические усилия на решение следующих важнейших задач. Во-первых, обезопасить подступы к своим южным территориям от агрессивно настроенных Персии и Османской империи. Во-вторых, усилить свое влияние на Балканском полуострове, как стратегически важном регионе в Европе, и помочь балканским народам в их национально-освободительной борьбе против Порты. В-третьих, противостоять наполеоновской экспансии и установлению его первенства в мире. Таким образом, исходя из внешнеполитических задач Российской империи рассматриваемого периода времени, целесообразным является выделение двух основных направлений во внешней политике государства, а именно восточного и западного.

Восточное направление. В 1801 г. Восточная Грузия вошла в состав России, грузинский престол был ликвидирован, управление Восточной Грузией переходило к царскому наместнику. В 1803 - 1804 гг. на таких же условиях княжества Западной Грузии вошли в состав Российской империи. Но для России это означало неминуемую войну с Ираном и Турцией.

Русско-иранская война (1804 - 1813). Персидский шах предъявил России ультиматум о выводе русских войск из Закавказья и начале военных действия на территории Грузии. Русское правительство отклонило ультиматум. На сторону шаха встали Англия и Франция. Между Россией и Ираном началась война. В общем, она была удачной для России. В 1813 г. был подписан Гюлистанский мирный договор. Россия отстояла Грузию и присоединила ряд ханств, составлявших Северный Азербайджан. Были также присоединены Дагестан и Абхазия. Россия получила исключительное право иметь свой военный флот на Каспии. Таким образом, Грузия и Северный Азербайджан вошли в состав России.

Русско-турецкая война (1806 - 1812). К 1806 г. отношения России и Турции осложнились. С 1804 г. Россия дипломатическими и политическими мерами поддерживала начавшееся освободительное движение в Сербии, которая стремилась к освобождению от турецкого гнета и независимости.. В ходе войны русская армия одержала ряд успешных побед на суше и на море. В 1812 г. турки были вынуждены заключить Бухарестский мирный договор. К России отходили Бессарабия, ряд областей Закавказья, были подтверждены привилегии христианских народов Османской империи и Сербии на автономное управление, а также право России на покровительство всех христиан - подданных Турции.

Западное направление. Это направление внешней политики России было приоритетным. В 1799 г. молодой генерал Наполеон Бонапарт совершил во Франции государственный переворот и фактически стал правителем Франции. В 1804 г. собственноручно возложив на себя корону императора Французской республики, Наполеон решил покорить Европу, а затем и весь мир. Наполеону нужна была война. После расстрела по приказу Наполеона члена французской королевской семьи против него ополчилась вся монархическая Европа. В 1805 г. при Аустерлице Наполеон разгромил третью антифранцузскую коалицию европейских государств, в которую уже входила и Россия. Такого разгрома Европа еще не видела. В 1807 г. в ряде сражений была разгромлена четвертая антифранцузская коалиция. Вся Европа была у ног Наполеона. Оставались только островная Англия и Россия. В 1807 г. Александр I и Наполеон встретились для заключения мирного договора. Александр I вынужден был подписать Тильзитский мир с Францией, по которому Россия должна была присоединиться к невыгодной для нее экономической блокаде Англии.

В 1808 г. началась русско-шведская война. Причиной войны стал отказ короля Швеции от присоединения к континентальной блокаде Англии. Русские войска вступили на территорию Финляндии, которая являлась частью Швеции, и заняли ее столицу. В августе 1809 г. между Россией и Швецией был заключен Фридрихсгамский мирный договор. Финляндия, а также Аландские острова вошли в состав России. Швеция присоединилась к континентальной блокаде Англии. В результате русско-шведской войны Россия обезопасила свои северо-западные территории и отодвинула границу от столицы - Санкт-Петербурга. Кроме этого было образовано Великое Княжество Финляндское в составе России.

Отечественная война 1812 г. Наполеон Бонапарт рассчитывал в кратковременной кампании разгромить русскую армию, а затем заставить Россию включиться в орбиту внешней политики Франции.

В России Наполеон Бонапарт рассчитывал применить свою обычную тактику, с помощью которой он разгромил западноевропейские армии в тесной Европе: уничтожение русской армии по частям молниеносными, мощными ударами. Стратегическая обстановка требовала скорейшего соединения сил первой и второй русских армий, что в силу различных причин быстро осуществить это было невозможно. Превосходство французской армии ставило вопрос о быстром пополнении русской армии. 6 июля 1812 г. Александр I издал манифест с призывом создавать народное ополчение. Это положило начало партизанской войне русского народа против армии Наполеона.

Все же 26 августа 1812 г. у деревни Бородино М.И. Кутузов решил дать генеральное сражение французам. Местом сражения было выбрано поле у деревни Бородино.

Сражение не закончилось победой русских войск, но, тем не менее, наступательный натиск французов иссяк. Наполеон не решился ввести в бой свой последний резерв - императорскую гвардию.

Москва запылала пожарами.

7 октября 1812 г. Наполеон покинул Москву.

Отечественная война 1812 г. стала значительным событием русской истории. Нашествие наполеоновских войск вызвало бурный рост национального самосознания. Освободительная война 1812 г. стала Отечественной войной, потому что против войск Наполеона сражалась не только кадровая армия, а почти всё население страны.

Венский конгресс (сентябрь 1814 - июнь 1815). В сентябре 1814 г. в Вене начал работу конгресс государств, участников войны с Наполеоном. Венский конгресс должен был решить судьбу послевоенного устройства Европы и удовлетворить территориальные притязания стран - победительниц. В работе конгресса приняли участие все европейские государства, кроме Турции. Главную роль играли Россия, Англия, Австрия. Русскую делегацию представлял Александр I. Венский конгресс ликвидировал политические изменения и преобразования, произошедшие в результате Французской революции 1789 г. и наполеоновских войн. Франция была возвращена в дореволюционные границы. Венский конгресс восстанавливал монархические режимы во Франции, Италии, Испании и других государствах. Согласно решениям Венского конгресса к России отошла Центральная Польша с Варшавой. Из польских и части литовских земель в составе России было образовано Царство Польское.

В ходе наполеоновских войн в ряде западноевропейских стран было отменено крепостное право, но восстановить его страны - победительницы не решились.

Священный союз. В сентябре 1815 г. по инициативе Александра I монархи России, Австрии и Пруссии подписали в Париже Акт об образовании Священного союза. Затем к Священному союзу присоединились почти все европейские монархи. Главой Священного союза стал Александр I. В те дни русский император был самой популярной персоной в Европе.

Целью Священного союза стали: поддержка старых монархических режимов на основе принципа легитимизма (признание законности сохранения их власти); борьба с революционными движениями в Европе.

Движение декабристов. Во время заграничного похода русской армии тысячи русских дворян побывали в Западной Европе в качестве победителей.

Северное общество. Программный документ общества "Конституция" был написан Н.М. Муравьевым. Согласно этому документу, в России устанавливалась конституционная монархия, при этом законодательная власть должна принадлежать парламенту, а исполнительная - императору. Наследственная власть царя для преемственности власти сохранялась. Крепостное право и сословия уничтожались. Помещичьи владения сохранялись, крестьяне освобождались с приусадебным участком и 2 десятинами земли на двор. Все равны перед законом, но избирательное право предоставлялось только гражданам, обладавшим 500 - рублевым имущественным цензом. Будущая Россия представлялась как федеративное государство из 14 держав. Свой программный документ Н.М. Муравьев предполагал вынести на рассмотрение Учредительного собрания.

Южное общество. Программа общества "Русская правда" была написана П.И. Пестелем. Россия провозглашалась парламентской республикой с президентской формой правления. Законодательной властью обладал однопалатный парламент - "Народное вече", а исполнительной - "Державная дума" в составе 5 человек. Ежегодно один из членов Державной думы выбывал, а новый человек в нее выбирался. Тот, кто в Державной думе находился последний год, становился президентом. Крепостное право и сословия уничтожались. К освобожденным крестьянам переходила половина всего земельного фонда, другая половина оставалась у помещиков, а также у тех, кто ее желал иметь. Избирательными правами наделялись все лица, достигшие 18 лет.

Восстание в Петербурге 14 декабря 1825 г. После неожиданной смерти 19 ноября 1825 г. в Таганроге Александра I в России возникло междуцарствие. Этим решили воспользоваться декабристы. 14 декабря 1825 г. в день обнародования манифеста нового императора декабристы назначили восстание. Они намеревались вынудить Сенат принять их документ "Манифест к русскому народу" и провозгласить переход к конституционному правлению.

Билет № 30

Начало десталинизации общества

Главным в реформаторстве Н.С. Хрущева было начало десталинизации общества. Его имя связано с историческим подвигом – разоблачением культа личности Сталина, началом ликвидации последствий его репрессивного режима, освобождением из тюрем и лагерей сотен тысяч безвинных людей, восстановлением их гражданских прав и доброго имени, новым курсом XX съезда партии.

В самом конце 1955 г. по инициативе Н.С.Хрущева была создана специальная комиссия по изучению материалов о репрессиях в 1930–1940-е гг.

Материалы этой комиссии легли в основу секретного доклада Н.С. Хрущева «О культе личности и его последствиях» на XX съезде КПСС в феврале 1956 г.. Главная причина заключалась в том, что это было орудие борьбы против старых соратников, не принимавших его стремления к руководящей роли в государстве и не признававших в нем лидера.

Через четыре месяца после исторического XX съезда КПСС, на котором страна узнала правду о И.В. Сталине, было принято постановление ЦК партии «О преодолении культа личности и его последствий», в котором культ личности И.В. Сталина объяснялся сложной международной и внутренней обстановкой, требовавшей ограничения демократии и личными качествами И.В. Сталина, сыгравшими решающую роль в организации репрессий и злоупотреблением властью.

Это была критика культа, а не системы, которая его породила. Хрущев не мог выйти за определенные рамки старых стереотипов политического, идеологического и социального мышления. Но даже в данном ракурсе изменения в жизни общества были значительны.

Кульминацией десталинизации стал XXII съезд КПСС, на котором вновь поднимались вопросы культа личности, но все свелось к выносу тела И.В. Сталина из Мавзолея и захоронению его у Кремлевской стены.

После первой попытки десталинизации общества произошло следующее:

– начался процесс освобождения и реабилитации политзаключенных. На свободу вышли сотни тысяч людей. Но реабилитация, в том числе посмертная, оказалась неполной.

– были восстановлены права депортированных и репрессированных народов. Им разрешили вернуться на прежние места жительства.

– был нанесен серьезный удар по сталинским методам правления и в целом по тоталитарной системе, хотя это и был лишь первый шаг;

– появилась надежда на демократизацию советского общества и возникло поколение шестидесятников, сформировавшееся в период антисталинской кампании.

Но ни Н.С. Хрущев, ни его соратники не были к этому готовы, они продолжали оставаться приверженцами сталинских методов решения стоящих перед страной задач при одновременной публичной кампании против культа личности, поэтому первый этап десталинизации общества при всей его важности и значимости можно оценить как противоречивый и непоследовательный.

Противоречивое реформаторство Н.С. Хрущева

Реформы, проведенные Н.С. Хрущевым в экономике, не затрагивали ее базисных основ и проводились главным образом в управленческо-административной сфере. Была осуществлена реформа управления промышленностью. Вместо отраслевого принципа вводился территориальный. Упразднялись союзные промышленные министерства, которые заменялись советами народного хозяйства и которые на местном региональном уровне должны были управлять предприятиями и устанавливать прямые связи между собой. Это расшириило возможности кооперации и специализации предприятий. Но очень скоро в условиях жестко централизованной плановой экономики возобладали местническо-обособленческие тенденции, стали проявляться нарушения в единой технической политике и др. Это пытались преодолеть укрупнением совнархозов. Были созданы республиканские совнархозы и Совет народного хозяйства СССР, а также государственные комитеты по отраслям промышленности. Местнические и дублирующие тенденции по-прежнему сохранялись.

Хрущевское руководство промышленностью привело к возникновению неблагоприятных экономических тенденций:

– значительному увеличению капиталовложений и быстрому росту кредитов;

– массовому притоку низкоквалифицированной рабочей силы из сельской местности и увеличению текучести кадров;

– ощутимому снижению темпов экономического роста.

Ситуацию усугубило разделение партийных органов на промышленные и сельские, что в итоге привело к различного рода несогласованностям и вызвало недовольство партийно-государственных чиновников.

В области аграрной политики, как правило, выделяются два этапа аграрно-преобразовательной деятельности хрущевского десятилетия.

Первый этап относится к 1953–1958 гг. и характеризуется как наиболее активный и результативный, так как в этот период наблюдается рост сельскохозяйственного производства за счет предоставления крестьянству и колхозам большей самостоятельности в планировании и укреплении производства, внедрения принципа материальной заинтересованности в труде, освоения целины.

Второй этап относится к концу 1950-х–1964 гг. и характеризуется усилением административно-бюрократического нажима на аграрный сектор.

Первая административная реформа в области сельского хозяйства заключалась в ликвидации машинно-тракторных станций и принудительной передаче техники в собственность колхозам с удержанием их стоимости, что полностью поглощало финансовые ресурсы сельскохозяйственных производителей, накопленные в результате повышения закупочных цен. Отрицательными последствиями этой реформы стали потеря большинства кадров механизаторов в результате их отъезда в города и рабочие поселки, а также сокращение парка сельхозмашин.

Вторая реформа была направлена на укрупнение колхозов с целью образования сильных крупных хозяйств, что, по существу, возрождало отвергнутую при И.В. Сталине идею создания агрогородов и отражало стремление ускорить социальное преобразование деревни.

Н.С. Хрущев осуществлял большинство преобразований в форме различных кампаний. Например, самая известная – «кукурузная кампания», плачевно закончившаяся и приведшая к общему снижению сбора зерновых в стране.

XXII съезд КПСС утвердил новую программу партии. Был сделан иллюзорный вывод о полной и окончательной победе социализма в СССР и вступлении страны в период строительства коммунизма. Утверждалось, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме. Советский исторический опыт показал утопичность благородных устремлений партийных руководителей.

Импульсивные хрущевские реформы, несмотря на все их издержки, были направлены на улучшение условий жизни населения. Регулярно повышалась зарплата в промышленности, был отменен антирабочий закон, прикреплявший работников к предприятиям. Отныне появлялась возможность менять место работы, уведомив об этом администрацию за две недели. Сокращалась также продолжительность рабочей недели с 48 до 46 часов, были отменены обязательные государственные займы. Удвоился размер пенсий, а пенсионный возраст снизился до 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

Наиболее значимой социальной мерой в хрущевское десятилетие стала большая программа жилищного строительства. Каждый четвертый житель страны получили жилье.

Новые реальности внешней политики

Внешняя политика, проводимая Н.С. Хрущевым, также носила противоречивый и подчас спонтанный характер. Две противоречивые тенденции составляли ее сущность: мирное сосуществование и непримиримая классовая борьба с силами империализма в условиях продолжавшейся «холодной войны». Можно говорить об определенной либерализации внешнеполитического курса.

Была создана военно-политическая организация социалистических стран – Варшавский договор.

Разразился Карибский кризис, поставивший мир на грань ракетно-ядерной войны.

Карибское противостояние доказало невозможность применения ядерного оружия для достижения политических целей и заставило политиков по-новому взглянуть на атомные боевые компоненты и их испытания.

СССР, США и Великобритания подписали договор о запрещении ядерных.

Нарастание недовольства в обществе и отстранение Н.С. Хрущева от власти

Оценивая реформы Н.С. Хрущева в целом, необходимо отметить их отличительные особенности:

– реформы проводились в рамках административно-командной системы и не могли выйти за ее пределы;

– сами реформы подчас носили импульсивный и непродуманный характер, что приводило не к улучшению состояния в тех или иных сферах, а, наоборот, иногда запутывало и усугубляло положение.

Росте недовольства в стране.

Горожане были недовольны повышением цен на продовольствие и фактическим нормированием продуктов, а селяне – стремлением лишить их возможности держать скот и урезать приусадебные участки, верующие – новой волной закрытия храмов и молельных домов, творческая интеллигенция – постоянной критикой и угрозами выслать из страны, военные – обвальным сокращением вооруженных сил, чиновники партийно-государственного аппарата – постоянной перетряской кадров и непродуманными реорганизациями.

Отстранение Н.С. Хрущева произошло в результате заговора высших партийно-государственных руководителей. Пока Н.С. Хрущев находился на отдыхе, заговорщики подготовили его смещение. Н.С. Хрущев был снят и не стал бороться за власть. Это произошло посредством простого голосования, без арестов и репрессий, что можно считать главным итогом хрущевского десятилетия.

Известие об отставке Н.С. Хрущева было встречено в обществе спокойно и даже с некоторым одобрением.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.90.187.11 (0.077 с.)