Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и органы законодательной власти
1.1. Понятие законодательной власти. В системе государственной власти ведущее и определяющее место принадлежит, как принято считать, законодательной власти. Еще один из основателей теории разделения властей Дж. Локк писал: «Ведь то, что может создавать законы для других, необходимо должно быть выше их. А поскольку законодательная власть является законодательной в обществе лишь потому, что она обладает правом создавать законы для всех частей и для каждого члена общества, предписывая им правила поведения и давая силу для наказания, когда они нарушены, постольку законодательная власть по необходимости должна быть верховной и все остальные власти в лице каких-либо членов или частей общества проистекают из нее и подчинены ей»[29]. Ведущее и определяющее место законодательной власти в системе государственной власти обусловлено следующими обстоятельствами: во-первых, законодательная власть – это, как правило, выборная власть. Органы законодательной власти избираются населением страны или ее части, т. е. народом, и в связи с этим относятся к первичным органам государственной власти. Все другие органы государственной власти, за некоторым исключением, относятся к производным – производным, прежде всего, от органов законодательной власти; во-вторых, законодательная власть – это представительная власть. Ее представительный характер выражается в том, что она, будучи выбранной народом, представляет интересы народа и действует от его имени. Народ как носитель суверенитета и единственный источник власти в результате выборов передает власть своим представителям и уполномочивает их ее осуществлять; в-третьих, законодательная власть – это учредительная власть. Учредительный характер законодательной власти проявляется в том, что она в отдельных государствах формирует высшие органы исполнительной власти. Так, в парламентарных монархиях и парламентарных республиках правительство (высший орган исполнительной власти) формируется парламентом. Кроме того, законодательная власть формирует также высшие органы судебной власти. В частности, согласно ст. 102 Конституции Российской Федерации судьи Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации – верхней палатой Федерального Собрания РФ;
в-четвертых, законодательная власть – это власть, устанавливающая законы – нормативные правовые акты, обладающие высшей юридической силой. По отношению к нормативным правовым актам исполнительной власти они обладают приоритетом. Кроме того, исполнительная и судебная власти обязаны опираться в своей деятельности на законы и претворять их в жизнь; в-пятых, законодательная власть – это обычно коллегиальная власть. Все решения, включая законы, принимаются органами законодательной власти коллегиально; в-шестых, законодательная власть – это власть, выполняющая определенные контрольные функции. В частности, законодательная власть осуществляет контроль за работой правительства и иных должностных лиц исполнительной власти. Законодательная власть вправе давать политическую оценку деятельности тех или иных представителей исполнительной власти и на этой основе привлекать их к политической ответственности (импичмент). Исходя из этого законодательную власть можно определить как выборную, коллегиальную власть, представляющую интересы населения страны или отдельной ее части, принимающую законы и контролирующую деятельность исполнительной власти. 1.2. Органы законодательной власти. Законодательная власть, как и любая другая государственная власть, осуществляется при помощи определенных органов. Такими органами являются, прежде всего, общегосударственные представительные органы, обобщенно именуемые парламентами, несмотря на то, что в разных государствах они имеют разные наименования. Так, в Великобритании, Индии, Канаде, Финляндии, Японии и некоторых других государствах они именуются «парламентами». В остальных государствах они имеют иные наименования. Например, в Дании – это Фолькетинг, в Исландии – Альтинг, в Российской Федерации – Федеральное Собрание, в США – Конгресс. Как правило, парламент является единственным общегосударственным органом законодательной власти. Однако в некоторых государствах помимо парламента могут существовать надпарламентские, внепарламентские и подпараментские органы. К числу надпарламентских относятся органы, в которых парламент является составной частью. Так, в Индонезии надпарламентским органом является Народный консультативный конгресс, который состоит из парламента и назначенных президентом представителей разных слоев населения. В Туркмении надпарламентским органом является Народный Совет, в состав которого входят все депутаты парламента, Президент, Председатель Верховного суда, Генеральный прокурор, губернаторы областей и некоторые другие лица. В СССР до 1936 г. существовало несколько законодательных органов. Верховным из них был Всесоюзный съезд советов.
В тех странах Востока, где монарх обладает правом абсолютного вето по отношению к парламенту (Бахрейн, Бутан, Кувейт и др.), он является надпарламентским органом. Там же, где нет парламента, монарх выступает как внепарламентский законодательный орган. Например, в Саудовской Аравии, Омане и некоторых других мусульманских государствах законы (низамы) издают монархи. Кроме надпарламентских и внепарламентских существуют также подпарламентские законодательные органы. Например, в современном Китае кроме высшего представительного органа – Всекитайского собрания народных представителей законы по частным вопросам может издавать избираемый им Постоянный комитет. На Кубе акты, имеющие силу закона, принимает Государственный совет, который является высшим постоянно действующим органом парламента. В Испании, Италии и Греции законы по частным вопросам с согласия пленарного заседания парламента и если нет возражений со стороны определенного числа парламентариев могут принимать постоянные законодательные комиссии парламента. Такие законы должны быть представлены в парламент и могут быть парламентом отменены. В федеративных государствах наряду с общегосударственным законодательным органом могут действовать законодательные органы субъектов федерации (например, в Российской Федерации – Законодательное собрание Иркутской области). Иногда законодательными функциями могут наделяться президенты (как правило, в чрезвычайных обстоятельствах) или правительства (в чрезвычайных обстоятельствах или по уполномочию парламента).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.005 с.) |