Методы практической психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы практической психологии



Методы практической психологии включают в себя методы областей образующих общую психологическую науку: психотерапии, консультирования и педагогики. Основными практическими методами являются внушение и подкрепление, а также методы консультативной и психотерапевтической работы. Внушением является процесс вставления в исследуемого человека определённых формул, установок, позиций или взглядов вне его сознательного контроля.

Существует несколько видов внушений:

  • Прямое – воздействие с помощью слов (приказы, команды, наставления);
  • Косвенное – скрытое (промежуточные действия, раздражители);
  • Намеренное;
  • Ненамеренное;
  • Положительное;
  • Отрицательное.

Есть и разные приёмы внушения:

  • Приёмы прямого внушения – совет, команда, наставление, приказ;
  • Приёмы косвенного внушения – осуждение, одобрение, намёк;
  • Приёмы скрытого внушения – предоставление всех вариантов, иллюзия выбора, трюизм.

Первоначально внушение бессознательно использовали люди, навыки общения которых развились до высокого уровня. Сегодня же внушение играет огромную роль в психо- и гипнотерапии. Очень часто этот метод используется при гипнозе или в других случаях, когда человек находится в состоянии транса. Внушения являются частью человеческой жизни с самого детства, т.к. применяются в процессе воспитания, в рекламе, политике, взаимоотношениях и т.д.

Подкреплением является мгновенная реакция (позитивная или негативная) исследователя (или окружающей среды) на действия исследуемого. Реакция должна на самом деле быть мгновенной, чтобы испытуемый сразу же имел возможность связать её со своим действием. Если реакция позитивная, то это знак того, что следует и в дальнейшем поступать или действовать подобным образом. Если реакция негативная, то наоборот.

Подкрепление может быть следующих видов:

  • Положительное – закрепляется правильное поведение/действие;
  • Негативное – предотвращается неправильное поведение/действие;
  • Осознанное;
  • Неосознанное;
  • Стихийное – происходит случайно (ожог, удар током и т.п.);
  • Намеренное – сознательное действие (воспитание, дрессировка);
  • Разовое;
  • Систематическое;
  • Прямое;
  • Косвенное;
  • Базовое;
  • Вторичное;
  • Полное;
  • Частичное.

Подкрепление - огромная часть жизни человека. Оно, как и внушение, присутствует в ней с самого детства в процессе воспитания и получения жизненного опыта.

 

7. Связь психологии с другими науками.

Философия. Родоначальником психологии считается величайший философ древности – Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человека занимается именно психология. Поэтому до недавнего времени психологию изучали на философских факультетах университетов,

Сейчас это две самостоятельные науки, которые могут взаимно обогащать и дополнять друг друга. Естествознание тесно связано с психологией. Развитие теоретической и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается «Психофизиология».

Социология как самостоятельная наука тесносвязана с социальной психологией, которая является тем мостиком, который связывает мысли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Кроме того, социология предоставляет психологии факты социальной деятельности людей, которые затем используются психологией. Связь между психологией и социологией обеспечивает «Социальная психология».

Технические науки также связаны с психологией, так как у них зачастую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаются «Инженерная психология» и «Психология труда».

История. Современный человек – есть продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействия биологических и психических факторов – начиная от биологического процесса естественного отбора до психических процессов речи, мышления и труда. Историческая психология изучает изменение психики людей в процессе исторического развития и роль психологических качеств исторических деятелей на ход истории.

Медицина помогает психологии лучше понять возможные механизмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекции и психотерапии). На стыке медицины и психологии находятся такие ветви психологии, как «Медицинская психология» и «Психотерапия».

Педагогика предоставляет психологии информацию об основных направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, позволяющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Связь между этими близкими науками обеспечивают «Педагогическая психология» и «Возрастная психология».

 

 

8. Структура психики. Психологические процессы.

Структура психики

Психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой. Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика – это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Психика – это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой. Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием «сознание». Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания («Сверх Я»). В структуру психики входят: психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния.

Психические свойства – устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К ним относят свойства нервной системы: сила н.с. – устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению, подвижность нервных процессов – скорость перехода возбуждения к торможению, уравновешенность нервных процессов – относительный уровень сбалансированности процессов возбуждения и торможения, лабильность – гибкость изменения под воздействием различных раздражителей, резистентность – сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей. Психические процессы – относительно устойчивые образования, имеющие латентный сензитивный период развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относят: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представление, внимание, волю, эмоции. Психические качества – относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере.

Психические состояния – представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики.

 

9. Психические свойства и психические состояния.

Психические свойства – устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К ним относят свойства нервной системы: сила н.с. – устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению, подвижность нервных процессов – скорость перехода возбуждения к торможению, уравновешенность нервных процессов – относительный уровень сбалансированности процессов возбуждения и торможения, лабильность – гибкость изменения под воздействием различных раздражителей, резистентность – сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей.

Психические состояния – представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики.

Психические процессы – относительно устойчивые образования, имеющие латентный сензитивный период развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относят: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представление, внимание, волю, эмоции.

Между психическими процессами, состояниями и свойствами существует тесная взаимосвязь. Например, свойства темперамента или характера во многом предопределяют то или иное психическое состояние в конкретной ситуации. И вообще эта взаимосвязь значительно сложнее, чем мы представляем себе ее на данном этапе развития человечества. Здесь еще ждут своего открытия весьма важные, можно сказать, фантастические феномены и закономерности. А пока можно лишь говорить о том, что психика есть результат «неутомимого труда» до сих пор таинственного для человечества космоса. Она включена в единую цепь процессов макрокосмоса, Солнечной системы и планеты Земля. Психика подвержена влиянию, например, Солнечной системы с коварством ее «вспышек», сопровождающихся повышенной возбудимостью людей.

Все это говорит о том, что изучение психики нельзя отрывать от познания процессов в ближнем (непосредственном) и дальнем (мировом) пространстве. Актуальность этого положения возрастает в связи с тем, что человек все больше отгораживает себя от этого пространства созданием «второй» природы, оставляя «первую», естественную, лишь для целей отдыха.

 

10. Сознание и бессознательное. Сознание и бессознательное являются частью нашей психики. Проблема заключается в том, что сознание не может контролировать бессознательное, которое является важнейшей частью человеческой души. Давайте разберемся в этом более подробно. Сознание и бессознательное по Фрейду. Зигмунд Фрейд был первым ученым, который заявил, что в человеческой душе функционируют незаметные процессы. По его словам, у каждого человека есть внутренняя раздвоенность, которую он не осознает. В бессознательном может находиться только то, что однажды было в сознании, например, мимолетная мысль или сильные переживания, которые забылись. Туда попадают те мысли, которые находятся в конфликте с нашим сознанием. Они непригодны для социума, не имеют должного выхода, то есть по сути ситуации оказываются неразрешенными. Дело в том, что бессознательные переживания продолжают влиять на сознание. Большое количество подавленной энергии может оказать негативное влияние на психику. В бессознательное входят когда-то перенесенные сильные переживания, но они причиняют не так много мучений, как мысли, которые лишают личность душевного покоя. С рождения в ребенке развивают нравственность. То, что выгодно обществу - хорошо. То, что им не выгодно - плохо. Нам привили совесть, которая «наказывает» нас за "недобрые" поступки и, когда личность обнаруживает в себе "плохое", то всеми силами пытается это скрыть, даже от самой себя. Таким образом бессознательное проявляет себя на фоне внутреннего конфликта. При грамотном воспитании данный конфликт можно снизить. К счастью, наш социум начинает медленно, но верно улучшать воспитательные процессы. - Сознание и бессознательно по Юнгу. Карл Юнг был учеником З. Фрейда. Поначалу он разделял взгляды своего учителя, но по прошествии определенного времени, между ними произошло недопонимание. Юнг считал, что в бессознательное могут попасть не только пережитые мысли, но и те, что переданы по наследству от всего человечества. Он отыскал много подтверждений того, как люди разных культур и национальностей демонстрировали одинаковые психические реакции. Таким образом, он создал новое утверждение - коллективное бессознательное. - Несмотря на смену времени и культур, проблемы отношений с окружающим миром остались те же. Без бессознательного сознание просто не смогло бы существовать. Оно не вредит сознанию, а пытается привести его к балансу. Получается, что коллективное бессознательное содержит определенные модели поведения, в которые человек вкладывает свой опыт. Оно ставит перед человеком проблемы, которые должен решить для выживания и эволюции. Играя с нашей личностью, бессознательное подталкивает ее к психическому развитию, ведь в каждом из нас от природы заложена потребность в развитии более высокого уровня энергетических вибраций, поэтому важно не просто существовать, а выполнять программу психического развития. - Соотношение сознания и бессознательного. Психология сознания и бессознательного существенно различается. Но в целом психика, сознание и бессознательное обеспечивают приспособленность и адаптацию личности к окружающему миру. Проблема в том, что люди пытаются подавить мысли, которые им неприятны, вместо того, чтобы спокойно разобраться в этом. Отсюда начинаются волнение, тревога, паника, которая приводит к психическим расстройствам. Бессознательное может "разбить" узкое сознание человека. Ему нет дела до его личных проблем, эмоций и целей.К нам в голову постоянно приходит миллион мыслей и разные вопросы. Не стоит прогонять их. Попытайтесь прислушаться к требованиям своего бессознательного, и оно поможет вам сделать великие открытия для самого себя.

11. Ощущение.

Ощуще́ние, чувственный опыт — простейший психический процесс, представляющий собой психическоеотражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействиина органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних[1] или внешних стимулов ираздражителей при участии нервной системы. В психологии ощущения считаются первой стадией (на самомделе они туда не входят) ряда биохимических и неврологических процессов, которая начинается своздействия внешней (окружающей) среды на рецепторы сенсорного органа (то есть органа ощущения) изатем ведёт к перцепции, или восприятию (распознаванию).

В советско-российской психологической школе принято считать ощущение и чувство синонимами, однако этоне всегда верно для других психологических школ. Другие эквиваленты термину «ощущения» — сенсорныепроцессы и чувствительность.

 

Ощущение и восприятие

Ощущение (в психологии) - процесс отражения отдельных свойств объектов окружающего мира[2].

От понятия восприятия (как целостного впечатления, например, восприятие чашки кофе как целостногообраза) отличается количественно (ощущение аромата кофе, цвета, температуры и т.д.).

Восприятие состоит из одного или более ощущений, создающих наиболее полное представление об объекте.Т.е. восприятие будет, даже если человек не прикасается к чашке, с закрытыми глазами будет вдыхать ароматкофе (одно ощущение).
Классификация ощущений

Разделяют ощущения по критерию принадлежности к специализированным анализаторам, ответственным заих обработку. Выделяют ощущения: зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные,проприоцептивные, двигательные. По расположению рецепторов все ощущения делятся на три группы.

К первой группе относятся ощущения, которые связаны с рецепторами, находящимися на поверхности тела:зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Это экстерорецептивные ощущения.

Ко второй группе относятся интерорецептивные ощущения, связанные с рецепторами, находящимися вовнутренних органах.

К третьей группе относятся кинестезические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которыхнаходятся в мышцах, связках и сухожилиях — проприорецептивные ощущения (от лат. «собственный»).

В зависимости от модальности анализатора различаются следующие виды ощущений: зрительные, слуховые,кожные, обонятельные, вкусовые, кинестезические, статические, вибрационные, органические и болевые.Различаются также контактные и дистантные ощущения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 875; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.021 с.)