Сознание – высшая форма психики человека, продукт общественно-исторического развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сознание – высшая форма психики человека, продукт общественно-исторического развития.



 

 

2. История становления психологии.

Предметом общей психологии являются особенности и механизмы функционирования психики. В процессе становления психологии как науки происходила динамика (изменение) предмета психологии.

Первый этап. Времена античностипредметом психологии является душа. В этот период складывается два основных направления в понимании природы души: идеалистическое и материалистическое.

Второй этап XVII - XIX вв. – предметом психологии становится сознание. Под сознанием понималась способность человека ощущать, запоминать, мыслить.

Третий этап 1910-1920 годы – США – возникает бихевиоризм. Основоположником бихевиоризма считается Дж. Уотсон. Предметом психологии становится поведение. Суть бихевиоризма Уотсон выразил в формуле S > R, где S – внешние стимулы, R – ответная реакция или поведение. В классическом бихевиоризме отрицалась роль сознания в поведении. Считалось, что при формировании поведенческих навыков сознание не играет никакой роли, а навыки формируются путем механического многократного повторения одного и того же действия.

Четвертый этап 1910 - 1920 годы – Европа. Предметом психологии становится психика. Возникают различные психологические направления и школы.

Психоанализ – основоположник З. Фрейд. Предметом являлась связь между сознанием и бессознательным. Фрейд описал структуру психики в своей теории бессознательного и впервые описал структуру личности: предсознание; сознание; бессознательность.

Из классического психоанализа в 30-60 годы 20 века выделилось два основных направления: глубинная психология (К. Юнга) и аналитическая психология (А. Адлера). Юнг создал теорию о коллективном бессознательном, в которой описал структуру психики. Он выделил три компонента: Коллективное бессознательное или архаичная психика. Личное бессознательное которое включает в себя вытесненные травмирующие переживания, мысли и пр. Формируется в личном опыте. Сознание – те структуры, которые позволяют воспринимать, осознавать, запоминать и анализировать поступающую информацию.

3.Основные направления психологии: психоанализ и гуманистическая психология.

Основные направления психологии: Фрейдизм и неофрейдизм; Бихевиоризм; Генштальт – психология; Гуманистическая психология и другие.

Психоанализ – одно из наиболее известных направлений зарубежной психологии, возникшее в начале XX в. Оно основывается на идее о том, что поведение определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным. Психоанализ восходит к идеям З. Фрейда и его последователей. Психоанализ – первая теория, пытавшаяся объяснить динамику развития личности. Основополагающая роль в процессе формирования, развития человека отводится сексуальным влечениям и инстинктам. Основными методами психоанализа являются метод анализа свободных ассоциаций, толкование сновидений, анализ и толкование различных ошибочных и непреднамеренных симптоматических действий человека. Психоанализ не соотносится только с именем своего основателя. Ученики и последователи З. Фрейда А. Адлер, К. Юнг развивали собственные учения о бессознательном и психической жизни. Фрейдизм – философско-психологическое учение З. Фрейда и его последователей, объясняющее развитие и структуру личности антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии.

Гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку[1]. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности,самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов 20-го века.

4, Основные направления психологии: Бихевиоризм и Генштальт психология.

Бихевиоризм — направление в психологии, определившее облик американской психологии в XX столетии, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. (Отсюда и название — от англ. behavior, поведение.) Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и кончаются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику.

Большинство экспериментов бихевиористы проводили на животных, затем установление закономерности реакций в ответ на воздействия окружающей среды перенесли на человека. Также бихевиористы полагали, что благодаря манипуляциям внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения.


Гештальт-психология (нем. Gestalt — целостная форма или структура) — школа психологии начала XX века. Основана Максом Вертгеймером в 1912 году.

Гештальтпсихология считала, что целое не выводится из суммы свойств и функций его частей (свойства целого не равны сумме свойств его частей), а имеет качественно более высокий уровень. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами. Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы. Гештальтпсихология наряду с феноменологией и психоанализом легла в основу гештальттерапии Ф. Перлза, который перенес идеи гештальтпсихологов с когнитивных процессов до уровня миропонимания в целом.

 

 


 

 

5.Основные направления психологии: культурно историческая теоррия Л.С.Выготского и теория деятельности.

Выготский задается вопросом: возможно ли най­ти нечто аналогичное применительно к внутреннему, пси­хическому миру человека? Не располагает ли сознание особыми орудиями, направленными (в отличие от орудий труда) — не вовне, а внутрь, на овладение собственной психической жизнью и — на этой основе — собственным поведением? Для Л. С. Выготского принципиально, что такие орудия есть, и именно они делают возможным про­извольное поведение, логическое запоминание и др. Он различает два уровня психического — натуральные и вы­сшие психические функции, причем предметом психологии считает историю развития высших психических функций. Натуральные функции даны человеку как природному су­ществу. Это механическое запоминание, не предполагаю­щее специальных способов переработки информации (скажем, мнемотехник), непроизвольное внимание, про­являющееся, например, в повороте головы к источнику громкого звука. Целенаправленное мышление, творче­ское воображение, логическое "запоминание, произволь­ное внимание — примеры высших психических функций; одной из важнейших их характеристик является опосред-ствованность, то есть наличие средства, при помощи кото­рого они организуются.

Приведем пример из практики Л. С. Выготского. Человек, страдаю­щий болезнью Паркинсона (тяжелое неврологическое заболевание, про­являющееся, в частности, в выраженной некоординированности движе­ний), не может пройти по прямой линии. Для того чтобы помочь ему, на полу выкладываются листы бумаги как внешняя опора: наступая на эти листы (и таким образом решая не одну «большую» задачу, а много «маленьких» задач по перемещению от листа к листу), больной проходит по прямой линии. Принципиален следующий этап: больному предлагают идти не от листа к листу, но идти, представляя себе лежащие на полу листы (в реальности их нет), то есть ориентироваться на обра з. Это оказывается возможным, что означает следующее: больной овладел своим поведени­ем, самостоятельно и произвольно организует его на основе средства, и первоначально формой существования этого средства была внешняя форма — конкретный предмет, внешний стимул.Примеров использования внешних средств много — узелки на па­мять, и т. д.

Деятельность — это активное взаимодействие человека (субъекта) с окружающей действительностью, в котором он целенаправленно воздействует на объект и удовлетворяет таким образом свои потребности. Деятельность человека имеет слож- ное иерархическое строение. Она состоит из нескольких слоев, или уровней: - уровень особенных деятельностей (или особых видов деятельности); - уровень действий; - уровень операций; - уровень психофизиологических функций. Деятельность в целом направляется сознательной целью. Что побуждает человека ставить цели? Источником активности лич- ности являются потребности. Потребности — это определенное состояние напряженности, нужды в чем-то, что лежит вне че- ловеческого организма и составляет необходимое условие его нормального функционирования. Потребности не однородны.На первом этапе существования потребности она, как прави- ло, не представлена субъекту, переживается как состояние какого- то напряжения, которое выражается в беспокойстве, в поиске. В ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом. «Узнавание» потребностью своего предмета носит название опредмечивания потребности. Встре- ча потребности с ее предметом — акт чрезвычайной важности. В акте опредмечивания рождается мотив. Мотив и определяется как опредмеченная потребность. Вслед за опредмечиванием потребности и появлением мотива резко меняется тип поведения. Теперь это поведение, направленное на предмет потребности или от него — если мотив отрицательно валентен. Предмет потребности может быть как материальным (вещь), так и идеальным. Одна и та же деятельность у разных людей может побуждаться разными мотивами. Например, учебная деятельность — получение высшего образования — побуждается мотивами «стремление к знанию», «повышение своего социального статуса», «общение со сверстниками» и др.

Мотивы рождают действия, т. е. приводят к образованию целей, а цели, как известно, всегда осознаются. Сами же мотивы осознаются далеко не всегда. В результате все мотивы можно разбить на два больших класса: Примерами мотивов первого класса могут служить большие жизненные цели, которые направляют деятельность человека в течение длительных периодов его жизни. Это мотивы-цели. К другому классу относятся неосознаваемые мотивы. Если мо- тивы не осознаются, то значит ли это, что они никак не представ- лены в сознании? Нет, они проявляются в сознании, но в особой форме. Такими формами являются эмоции и личностные смыс- лы. Если человека что-то волнует, значит это «что-то» затрагивает его мотивы. В теории деятельности эмоции определяются как отраже- ние отношения результата деятельности к ее мотиву. Если с точ- ки зрения мотива деятельность проходит успешно, возникают, обобщенно говоря, положительные эмоции, если не успешно — отрицательные эмоции. Следующий структурный уровень деятельности — уровень действий. Действие — это основная единица анализа деятельности, это процесс, направленный на реализацию цели, подчиненный представлению о результате, который должен быть достигнут. Действие — это одновременно и акт поведения. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения). Активное начало принадлежит субъекту в форме цели (принцип активности). Действия человека предметны. Каждое конкретное действие можно выполнять разными способами. Способы выполнения действия называются операциями. Операции мало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции принципиально отличаются от действий. Действия предполагают и сознаваемую цель, и сознательный контроль за ходом действия. Уровень операций по сути заполнен автоматическими действиями и навыками. - Последний уровень структуры деятельности — психофизиологические функции. Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимается физиологическое обеспечение психических процессов. Речь идет о сенсорной, мнемической и моторных функциях. Психофизиологические функции составляют одновременно необходимые предпосылки и средства деятельности. Теория деятельности имеет отношение не только к внешней практической деятельности человека, но и к внутренней. Разница только в том, что действия производятся не с реальными предметами, а с их образами и вместо реального продукта получают мысленный результат. Внутренняя деятельность произошла из внешней, практической деятельности путем процесса интериоризации. С позиций теории деятельности психика не может рассматриваться вне деятельности и, наоборот, деятельность не может рассматриваться без психики.

6. Методы психологии.

Специальные психологические методы: Именно применение конкретных приёмов и соблюдение особых норм и правил могут обеспечить получение достоверных знаний. Причём эти правила и способы не могут быть выбраны спонтанно, а должны быть продиктованы особенностями исследуемого психологического явления.
Методы психологии возвращают исследователя к исследуемому объекту и углубляют его понимание. По сути, методы есть способ изучения реальности. Любой из методов состоит из нескольких операций и приёмов, которые осуществляются исследователем в процессе изучения объекта. Но каждому методу соответствует только ему присущий вид этих приёмов и операций, соответствующих целям и задачам исследования. Методы психологии разделяют на 2 группы: методы теоретической психологии и методы практической психологии:

Фундаментальная (общая) психология занимается психологическими исследованиями общих закономерностей психики человека, его убеждений, способов поведения, черт характера, а также то, что на все это влияет. В обычной жизни методы теоретической психологии могут пригодиться для исследования, анализа и предсказания поведения людей...Наблюдение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.204 (0.01 с.)