А теперь проверим, знаете ли вы качества, которые должны быть присущи истинному другу. Сейчас я буду называть слова, обозначающие какие-то качества человека, вы записываете их в нужную колонку. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А теперь проверим, знаете ли вы качества, которые должны быть присущи истинному другу. Сейчас я буду называть слова, обозначающие какие-то качества человека, вы записываете их в нужную колонку.



Ход урока

Вступительное слово учителя. Сегодня мы проводим необычное занятие. Это мастер-класс, на котором мы все вместе отработаем все этапы написания итогового сочинения по литературе, которое вам предстоит написать 7-го декабря. Это очень важный экзамен он проводится третий год. Его целью является выявление вашего читательского кругозора, умение рассказать о прочитанном в рамках заданной темы. Этот экзамен является допуском к сдаче ЕГЭ.

 

Беседа об особенностях проведения экзамена.

 

ñКаков объем сочинения?

ñКаковы главные критерии оценивания работы?

ñПо каким направлениям проводятся итоговое сочинение в 2017 году?

 

Учитель. Ребята, вы правильно назвали пять основных тематических направлений по которым проводится итоговое сочинения в этом году.

ñЧто самое главное при подготовке и написании сочинения? (Главное требование при написании сочинения-опора на литературное произведение)

ñКакой должна быть композиция сочинения?

 

Композиция сочинения должна быть такой:

1.Рассуждения учащегося о том как он понимает тему (примерно 1/3 всего объема всего сочинения).

2.Литературный пример, как аргумент, подтверждающий рассуждения ученика.

3.Краткое заключение, выводы по всему сочинению.

 

Учитель. Итак, приступим к нашей основной работе. Сегодня на уроке мы с вами будем работать над пятым направлением «Дружба и вражда».

Я думаю, все могут сказать кто такой друг, что такое дружба. Но значит ли это то, что люди на самом деле понимают смысл этих слов? Бывает так, что многие ошибаются, называя кого-то своим другом, и понимание приходит к ним только после предательства со стороны мнимого друга. Поэтому нам очень важно научиться различать истинную дружбу от ложной. Предлагаю вам посмотреть маленький видеоролик.

А теперь проверим, знаете ли вы качества, которые должны быть присущи истинному другу. Сейчас я буду называть слова, обозначающие какие-то качества человека, вы записываете их в нужную колонку.

Понимание, Деликатность, Мелочность, Близость взглядов, Зависть, Прощение, Доброта, Равнодушие, Благородство, Подхалимство, Болтливость, Сдержанность, Нахальство, Эгоизм, Искренность, Приветливость, Честность, Лесть

Истинный друг — это тот человек, который ….. Ложный друг (фальшивый) - это тот человек, который …..    
   

Учитель:

ñ На основе записанных слов докончите предложения.

ñ А теперь ответьте на вопрос: Согласны ли Вы с высказыванием Шоты Руставели: «Из врагов всего опасней враг, прикинувшийся другом»?

ñ Обоснуйте свой ответ.

ñ Ваши ответы какой частью сочинения являются? (тезис сочинения)

ñ Итак, мы с вами сегодня пишем сочинение на тему: Согласны ли Вы с высказыванием Шоты Руставели: «Из врагов всего опасней враг, прикинувшийся другом»?

ñ Давйте с вами теперь подберем эпиграф к нашему сочинению. Им могут служить высказывания известных людей или же пословицы и поговорки. Конечно, эпиграф не обязательный элемент сочинения, но его наличие приносит большую пользу. Во-первых, сочинение выигрывает эстетически. Во-вторых, эпиграф похож на путеводную звезду. Он помогает выстраиваться композиции, как бы цементирует ее, заставляя все, не связанное с темой сочинения, оставлять за бортом. Уместный, красивый и глубокомысленный эпиграф – это украшение сочинения. Вспомните, как украшает эпиграф «Капитанскую дочку» Пушкина. Так что подготовку к сочинению желательно начинать с поиска эпиграфа. Но, если подходящий эпиграф не найдется, не надо расстраиваться, а тем более брать какой ни попало.

(учащиеся выбирают из предложенный высказываний подходящий эпиграф)

ñ Без истинной дружбы жизнь — ничто. (Цицерон)

ñ Без товарища никакое счастье не радует. (Сенека)

ñ Лучше открытый враг, чем коварный друг. (Г. Сенкевич)

ñ Безумен, кто в богатстве забудет друга. (Г. Богослов)

ñ Брат может не быть другом, но друг — всегда брат. (Бенджамин Франклин)

ñ Вероломный друг — самый опасный враг. (Генри Филдинг)

 

Учитель. Хорошо. А теперь напишите вступление и тезис (учащиеся работают на рабочих листах):

____________? _______________? Почему ________________________________? Именно над этими вопросами хотелось бы поразмышлять в своем сочинении.

По моему мнению, друг — это тот человек, который _________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________.А с врагами у нас складываются абсолютно противоположные взаимоотношения, которые основаны на ____

____________________________- Я соглашусь с высказыванием Шоты Руставели о том, что «из врагов всего опасней враг, прикинувшийся другом». Ведь _______________________

________________________________________________________________________________ Фальшивый друг будет играть свою роль, а потом в один момент может взять и ___________________________________. Верность моих суждений можно потвердить примерами из литературы. Ведь многие писатели и поэты в своем творчестве рассуждали о проблеме истинной и ложной дружбы.

 

Учитель. Теперь предлагаю подумать, какие аргументы можно привести по данной теме? Назовите произведение и героев, между которыми мы наблюдали именно такие взаимоотношения. (Война и мир, Пьер Безухов и Анатоль Курагин, Евгений Онегин И Владимир Ленский, Петр Гринев и Алексей Швабрин)

В вашу копилку аргументов сегодня мы добавим еще один пример. Давайте прочитаем замечательное стихотворение Расула Гамзатова, дагестанского поэта, которое называется «Бывшему другу».

 


- Понравилось ли вам стихотворение?

- О чем это стихотворение? (Воспоминание о бывшем друге, который оказался предателем)

- Что хотел сказать Расул Гамзатов, написав это стихотворение? В чем идея? (Истинный друг никогда не предаст, не ударит в спину, ему можно доверять, а фальшивый друг приносит только много боли и разочарования)

- Можно ли это стихотворение взять в качестве аргумента?

- Какие отношения были у автора с его бывшим другом?

- Как он относился к своему бывшему другу?

- А бывший друг?

- Что больше всего огорчает автора?

- Каким стал человек, который получил нож в спину со стороны того, кого считал другом?

-

 

Учитель. Давайте напишем аргумент:

 

Вспомним _______________________________________________________________

______________________________________________________. Автор в своем стихотворении вспоминает о том, что некогда у него был друг, которому он ____________________________

________________________________________________________________________________

____________________________________________. Он и подумать не мог, что тот, кого поэт считал своим другом, окажется ____________ и _____________. Улыбаясь ему и говоря «ласковые слова», бывший друг _______________________________ и __________________.

________________________________________________________________________________

Автор ругает себя за свою _______________ и ________________, за свое ____________. «Был друг — и нет. Утешусь. Не беда» - говорит он, имея в виду то, что самое страшное не ____________________, а то, что __________________________________________________.

Я думаю, что такие щемящие строки мог написать только человек, хорошо познавший, как писал Лермонтов, «ложь друзей и клевету врагов». Это стихотворение как нельзя лучше доказывает верность высказывания Руставели

 

 

Учитель. Второй аргумент предлагаю вам написать по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Давайте для начала ответим на вопросы:

Кто главный герой повести?

Ход урока

Вступительное слово учителя. Сегодня мы проводим необычное занятие. Это мастер-класс, на котором мы все вместе отработаем все этапы написания итогового сочинения по литературе, которое вам предстоит написать 7-го декабря. Это очень важный экзамен он проводится третий год. Его целью является выявление вашего читательского кругозора, умение рассказать о прочитанном в рамках заданной темы. Этот экзамен является допуском к сдаче ЕГЭ.

 

Беседа об особенностях проведения экзамена.

 

ñКаков объем сочинения?

ñКаковы главные критерии оценивания работы?

ñПо каким направлениям проводятся итоговое сочинение в 2017 году?

 

Учитель. Ребята, вы правильно назвали пять основных тематических направлений по которым проводится итоговое сочинения в этом году.

ñЧто самое главное при подготовке и написании сочинения? (Главное требование при написании сочинения-опора на литературное произведение)

ñКакой должна быть композиция сочинения?

 

Композиция сочинения должна быть такой:

1.Рассуждения учащегося о том как он понимает тему (примерно 1/3 всего объема всего сочинения).

2.Литературный пример, как аргумент, подтверждающий рассуждения ученика.

3.Краткое заключение, выводы по всему сочинению.

 

Учитель. Итак, приступим к нашей основной работе. Сегодня на уроке мы с вами будем работать над пятым направлением «Дружба и вражда».

Я думаю, все могут сказать кто такой друг, что такое дружба. Но значит ли это то, что люди на самом деле понимают смысл этих слов? Бывает так, что многие ошибаются, называя кого-то своим другом, и понимание приходит к ним только после предательства со стороны мнимого друга. Поэтому нам очень важно научиться различать истинную дружбу от ложной. Предлагаю вам посмотреть маленький видеоролик.

А теперь проверим, знаете ли вы качества, которые должны быть присущи истинному другу. Сейчас я буду называть слова, обозначающие какие-то качества человека, вы записываете их в нужную колонку.

Понимание, Деликатность, Мелочность, Близость взглядов, Зависть, Прощение, Доброта, Равнодушие, Благородство, Подхалимство, Болтливость, Сдержанность, Нахальство, Эгоизм, Искренность, Приветливость, Честность, Лесть

Истинный друг — это тот человек, который ….. Ложный друг (фальшивый) - это тот человек, который …..    
   

Учитель:

ñ На основе записанных слов докончите предложения.

ñ А теперь ответьте на вопрос: Согласны ли Вы с высказыванием Шоты Руставели: «Из врагов всего опасней враг, прикинувшийся другом»?

ñ Обоснуйте свой ответ.

ñ Ваши ответы какой частью сочинения являются? (тезис сочинения)

ñ Итак, мы с вами сегодня пишем сочинение на тему: Согласны ли Вы с высказыванием Шоты Руставели: «Из врагов всего опасней враг, прикинувшийся другом»?

ñ Давйте с вами теперь подберем эпиграф к нашему сочинению. Им могут служить высказывания известных людей или же пословицы и поговорки. Конечно, эпиграф не обязательный элемент сочинения, но его наличие приносит большую пользу. Во-первых, сочинение выигрывает эстетически. Во-вторых, эпиграф похож на путеводную звезду. Он помогает выстраиваться композиции, как бы цементирует ее, заставляя все, не связанное с темой сочинения, оставлять за бортом. Уместный, красивый и глубокомысленный эпиграф – это украшение сочинения. Вспомните, как украшает эпиграф «Капитанскую дочку» Пушкина. Так что подготовку к сочинению желательно начинать с поиска эпиграфа. Но, если подходящий эпиграф не найдется, не надо расстраиваться, а тем более брать какой ни попало.

(учащиеся выбирают из предложенный высказываний подходящий эпиграф)

ñ Без истинной дружбы жизнь — ничто. (Цицерон)

ñ Без товарища никакое счастье не радует. (Сенека)

ñ Лучше открытый враг, чем коварный друг. (Г. Сенкевич)

ñ Безумен, кто в богатстве забудет друга. (Г. Богослов)

ñ Брат может не быть другом, но друг — всегда брат. (Бенджамин Франклин)

ñ Вероломный друг — самый опасный враг. (Генри Филдинг)

 

Учитель. Хорошо. А теперь напишите вступление и тезис (учащиеся работают на рабочих листах):

____________? _______________? Почему ________________________________? Именно над этими вопросами хотелось бы поразмышлять в своем сочинении.

По моему мнению, друг — это тот человек, который _________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________.А с врагами у нас складываются абсолютно противоположные взаимоотношения, которые основаны на ____

____________________________- Я соглашусь с высказыванием Шоты Руставели о том, что «из врагов всего опасней враг, прикинувшийся другом». Ведь _______________________

________________________________________________________________________________ Фальшивый друг будет играть свою роль, а потом в один момент может взять и ___________________________________. Верность моих суждений можно потвердить примерами из литературы. Ведь многие писатели и поэты в своем творчестве рассуждали о проблеме истинной и ложной дружбы.

 

Учитель. Теперь предлагаю подумать, какие аргументы можно привести по данной теме? Назовите произведение и героев, между которыми мы наблюдали именно такие взаимоотношения. (Война и мир, Пьер Безухов и Анатоль Курагин, Евгений Онегин И Владимир Ленский, Петр Гринев и Алексей Швабрин)

В вашу копилку аргументов сегодня мы добавим еще один пример. Давайте прочитаем замечательное стихотворение Расула Гамзатова, дагестанского поэта, которое называется «Бывшему другу».

 


- Понравилось ли вам стихотворение?

- О чем это стихотворение? (Воспоминание о бывшем друге, который оказался предателем)

- Что хотел сказать Расул Гамзатов, написав это стихотворение? В чем идея? (Истинный друг никогда не предаст, не ударит в спину, ему можно доверять, а фальшивый друг приносит только много боли и разочарования)

- Можно ли это стихотворение взять в качестве аргумента?

- Какие отношения были у автора с его бывшим другом?

- Как он относился к своему бывшему другу?

- А бывший друг?

- Что больше всего огорчает автора?

- Каким стал человек, который получил нож в спину со стороны того, кого считал другом?

-

 

Учитель. Давайте напишем аргумент:

 

Вспомним _______________________________________________________________

______________________________________________________. Автор в своем стихотворении вспоминает о том, что некогда у него был друг, которому он ____________________________

________________________________________________________________________________

____________________________________________. Он и подумать не мог, что тот, кого поэт считал своим другом, окажется ____________ и _____________. Улыбаясь ему и говоря «ласковые слова», бывший друг _______________________________ и __________________.

________________________________________________________________________________

Автор ругает себя за свою _______________ и ________________, за свое ____________. «Был друг — и нет. Утешусь. Не беда» - говорит он, имея в виду то, что самое страшное не ____________________, а то, что __________________________________________________.

Я думаю, что такие щемящие строки мог написать только человек, хорошо познавший, как писал Лермонтов, «ложь друзей и клевету врагов». Это стихотворение как нельзя лучше доказывает верность высказывания Руставели

 

 

Учитель. Второй аргумент предлагаю вам написать по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Давайте для начала ответим на вопросы:

Кто главный герой повести?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.149.32 (0.059 с.)