Шкалограммный анализ Гуттмана 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шкалограммный анализ Гуттмана



Американский психолог Луи Гуттман в 1941 году предложил методику шкалограммного анализа. Цель Гуттмана заключалась в построении гомоген­ных (однородных) шкал посредством кумулятивных высказываний. Он кри­тиковал все существующие шкалы за их «многомерность» и отмечал, что если мы имеем ряд каких-то показателей, то в нем наблюдается определенная по­следовательность. Шкалограммный анализ Гуттмана предполагал такой поря­док расположения пунктов по шкале, чтобы в зависимости от ответов все оп­рошенные могли быть размещены на ней в один ряд - «по ранжиру». Это


Организационная социальная психология


Приложение 8 к главе X


 


означает, что балл установки респондента однозначно отображается на шкаль­ном континууме. Все отвечающие положительно на данный вопрос размеща­ются в начале ряда, а отрицательно - в конце. Он выделил пять типов людей, склонных всегда на любые опросники отвечать следующим образом:

Человек Ответы

1 +.+ + +

2 + + + -

3 + + --

4 +-------

В основе шкалирования по Гуттману лежит схема ответов, допускаю­щая следующие операции:

1. Балл установки респондента равен сумме положительных реакций
(числу знаков «+») на высказывания.

2. Балл установки позволяет воспроизвести реакции на отдельные суж­
дения.

Годными для шкалирования признаются лишь те суждения, которые дают монотонную последовательность ответов.

Методика Гуттмана состоит из 8 этапов.

Первый этап. Подбор суждений. Исследователь априори выбирает суж­дения, относящиеся к установке людей на изучаемый объект или явление. В состоянии ли эти суждения образовать шкалу решается экспертной провер­кой. Требования к суждениям:

- суждение должно предполагать два альтернативных ответа - только
«да» или «нет»;

- суждение должно быть нацелено на изучение какой-то одной специ­
фической области;

- суждения должны быть расположены по кумулятивной (накопитель­
ной) шкале. Предполагается, что если респондент дал положительный ответ
на первое суждение, то существует большая вероятность того, что и на по­
следующие суждения он даст положительные ответы. Гуттман считает, что
реакции на суждения образуют одномерный континуум.

Можно привести следующий пример анкеты, построенной согласно про­цедуре Гуттмана:

1. Новая общественная система, сложившаяся в России после 1991 года,
несомненно способствует повышению производительности труда.

Согласен Не согласен

2. Если брать в целом, эта система лучше той, что была раньше.

Согласен Несогласен


3. Некоторые стороны новой общественной системы плохо продуманы.

Согласен Несогласен

4. Как и любая другая система организации общественной жизни, новая
система имеет немало минусов.

Согласен Не согласен

5. Новая система удачно сочетает материальное и моральное стимули­
рование работников.

Согласен Не согласен

6. Аргументы в пользу новой системы очень убедительны.

Согласен Не согласен

7. В прежней системе было немало хорошего, что утрачено в новой си­
стеме.

Согласен Не согласен

8. Преимущества новой системы организации жизни общества совер­
шенно не ясны.

Согласен Несогласен

Согласие с суждениями 1, 2, 5, 6 и несогласие с суждениями 3, 4, 7, 8 означает благоприятное отношение к новой общественной системе. Идеаль­ная шкалограмма предполагает, что ответ на один из вопросов должен по­влечь за собой определенный ответ на следующий за ним по нисходящей ветви. Главная задача исследователя состоит в том, чтобы выяснить, дей­ствительно ли ответы на эти вопросы образуют одномерный континуум.

Второй этап. Подбор экспертов.

Третий этап. Экспертная оценка предложенных суждений.

Четвертый этап. Процедура обработки данных. Данные опроса экспер­тов заносятся в таблицу так, чтобы упорядочить опрошенных по схеме: от суждений, выражающих благожелательное отношение к объекту оценива­ния, до суждений, выражающих неблагоприятное отношение. Составляется первичная таблица плюсов и минусов. Каждый столбец представляет сужде­ние, каждая строка - ответы экспертов. Из этой таблицы необходимо пост­роить шкалограмму. Шкалограмма - это такая картина, когда люди и их от­веты ранжированы, то есть расположены так, что первый человек отвечает положительно на все вопросы (первая строка состоит из одних плюсов), вто­рой человек отвечает положительно на все вопросы, кроме последнего, тре­тий - на все, кроме последних двух и т. д.

В шкалограмме нужно провести наклонную прямую, отсекающую плю­сы от минусов. Но практически так никогда не получается. Переставляя стро­ки и столбцы, можно составить только приблизительную шкалограмму, где


Организационная социальная психология


Приложение 8 к главе X


 


наклонная прямая не рассекает точно таблицу на часть с плюсами и часть с минусами, а представляет лестницу.

Например, мы опросили 12 экспертов и получили следующую шкалограмму.

Суждения 5 18 2

Шкалограмма

 

  Балл
эксперта эксперта
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Шестой этап. Отбор надежных суждений. Если коэффициент воспро­изводимости меньше 0,85, тогда отбрасываются суждения, дающие много ошибочных ответов. Строится новая шкалограмма и высчитывается новый коэффициент воспроизводимости. Эта процедура повторяется до тех пор, пока не будут отобраны надежные и значимые суждения. Шкала с коэффи­циентом воспроизводимости не менее 0,85 готова.

Седьмой этап. Проведение опроса респондентов. При массовом опро­се все суждения тасуются в беспорядке.

Восьмой этап. Математическая обработка полученных данных. Ранг каждого респондента определяется по сумме набранных им баллов. Затем высчитывается среднеарифметический ранг данной категории обследован­ных, сравнивается с рангами других категорий. Можно сравнить, например, ранги представителей различных профессий, демографических, этнических и прочих групп, провести корреляционный, факторный анализы и прочее. Среднестатистический ранг категории показывает общую установку этой группы людей на изучаемый объект или явление.


Балл эксперта высчитывается по схеме: при ответе «согласен» на 1, 2, 5, 6 суждения нашего примера эксперту присваивается 1 балл, при ответе «не согласен» на 3, 4, 7, 8 суждения также 1 балл. На противоположные ответы на эти суждения присваивается 0 баллов. Таким образом, максимально экс­перт может набрать 8 баллов.

Пятый этап. Проверка шкалы на воспроизводимость. По коэффициен­ту воспроизводимости определяют возможность воспроизведения ответов экспертов на выборке респондентов. Коэффициент воспроизводимости оп­ределяет возможное число отклонений от идеальной шкалы:

K-N'

где V - коэффициент воспроизводимости; п - число ошибочных ответов; К - число пунктов шкалы, по которым следует дать ответ (в нашем примере 8); JV - число экспертов. Для нашего примера:

V = l —— = 1-0,08 = 0,92. 812

Суждения считаются пригодными для шкалирования, если коэффици­ент воспроизводимости > 0,85. Он характеризует степень приближенности к идеальной шкалограмме, в которой коэффициент воспроизводимости ра­вен 1,00.


Учебное пособие

Почебут Людмила Георгиевна

Чикер Вера Александровна Организационная социальная психология

Главный редактор Янковский Л.

Зав. редакцией Авидон И.

Ответственный редактор Певчее В.

Художественный редактор Борозенец П.

Технический редактор Васильева Л.

Корректор Ростовцева И.

ООО Издательство «Речь».

199004, Санкт-Петербург, В. О., 3-я линия, 6 (лит. «А»). Лицензия ЛП № 000364 от 29.12.99.

Подписано в печать 05.09.2002. Формат 84X108V32. Печ. л. 9,5. Печать высокая. Доп. тираж 4000 экз. Заказ № 1199.

Отпечатано с готовых фотоформ в.ФГУП «Печатный двор> Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания

и средств массовых коммуникаций. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.


РЕЧЬ

ИЗДАТЕЛЬСТВО

ИЗДАТЕЛЬСТВО «РЕЧЬ»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.012 с.)