Стационарные источники загрязнения атмосферы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стационарные источники загрязнения атмосферы



По данным Управления по охране окружающей среды Департамента общественной безопасности администрации городского округа город Воронеж количество предприятий, имеющих стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха, составило в 2008 году 535 единиц, а в 2009 году 578 ед. В общей сложности данными предприятиями было выброшено в атмосферу 12,8 тыс.тонн и 11,57 тыс. тонн загрязняющих веществ в 2008 и 2009 годах соответственно.

В 2008 году по данным ГУ «Воронежский ЦГМС» и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» в результате анализа проб атмосферного воздуха на стационарных постах наблюдения и пяти маршрутных точках отмечены превышения максимально-разовых концентраций в воздухе по следующим показателям:

- пыли - 3,4 ПДК;

- оксиду углерода - 2,4 ПДК;

- диоксиду азота - 1,2 ПДК;

- формальдегиду - 1,0 ПДК;

Наибольшее увеличение средних концентраций наблюдается в весенне-летний и осенний периоды. Индекс загрязнения атмосферы Воронежа, рассчитанный по 17 ингредиентам, в 2008 году составил 10.0, что близко к среднему уровню загрязнения для городов Европейской части России.

Основными веществами, загрязняющими атмосферу, являются азота диоксид, углерода оксид, ангидрид сернистый (серы диоксид), пыль. Наибольшее их количество (50-80%) поступает от стационарных источников теплоэнергетической и машиностроительной отраслей, а также предприятий, изготавливающих стройматериалы. На долю теплоэнергетической промышленности приходится 2,512 тыс. тонн выбросов диоксида азота, 0,998 тыс. тонн диоксида серы, 0,901 тыс. тонн окиси углерода. На долю машиностроительной промышленности приходится 0,240 тыс. тонн выбросов диоксида азота, 0,074 тыс. тонн диоксида серы, 0,696 тыс. тонн окиси углерода.

Количество выбросов загрязняющих веществ в зимние сезоны варьируется. Так, например, 2008 год характеризовался повышенным температурным режимом в зимний период, что привело к снижению выработки тепла в топливной промышленности, при этом уменьшилось и количество потребленного ими угля и мазута. Так как около 1/3 всех выбросов твердых веществ в атмосферу от стационарных источников составляют мазутная зола электростанций и зола углей, то это существенно повлияло на снижение выбросов твердых веществ.

В 2008 году также наблюдалось уменьшение выбросов вредных веществ в атмосферу вследствие сокращения объемов выпускаемой продукции. Особенно это коснулось предприятий машиностроительной отрасли, имеющих литейное производство. В ООО «Центр рудных перевозок» (ОАО «ТМП») и ООО «Воронежский чугун» (ОАО «Воронежсельмаш») их количество снизилось более чем на 40%, а выбросы ООО «Амтел-Черноземье» из-за простоя предприятия в декабре 2008 года сократились на 24%. Одновременно вырос уровень суммарной массы загрязняющих веществ, поступающих от ОАО «Воронежсинтезкаучук» и «Воронежский механический завод» — филиал ФГУП «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева».

Распределение валового выброса по отраслям промышленности приведено в таблице 16.

Таблица 16. Распределение валового выброса по отраслям промышленности

№ п. п. Отрасль промышленности Валовый выброс 2007г. тыс. т/год % вклада к объему валового выброса по городу Валовый выброс 2008г. тыс. т/год % вклада к объему валового выброса по городу Динамика по отношению к 2007 г.
  Теплоэнергетическая 5,498 42,7 5,451 42,7 - 0,047
  Машиностроение и металлообработка 2,524 19,5 2,176 17,4 - 0,348
  Химическая и нефтехимическая 1,177 9,1 1,318 10,3 + 0,141
  Строительных материалов 0,751 5,8 0,756 5,8 + 0,005
  Производство стекла и стеклянных изделий 0,744 5,8 0,709 5,5 - 0,035
  Транспортная 0,564 4,4 0,473 3,7 - 0,091
  Пищевая 0,397 3,1 0,359 2,8 - 0,038
  Деревообрабатывающая 0,236 1,8 0,327 2,5 + 0,091
  Строительство 0,060 0,46 0,105 0,8 + 0,045
  Легкая 0,027 0,2 0,014 0,1 - 0,013
  Другие отрасли 0,907 7,1 1,077 8,4 + 0,170

 

В этом же 2008 году предприятиями было выброшено в атмосферу более 4,5 тыс. тонн специфических загрязняющих веществ. По приоритетным для Воронежа веществам отмечается снижение показателей по марганцу и его соединениям на 4,933 тонны, формальдегиду - 0,231 тонны. Вместе с этим произошло увеличение по фенолу на 0,044 т, ксилолу- 2,875 т, оксиду железа - 0,669 т, пыли неорганической - 4,302 тонны. Степень улавливания вредных веществ, в среднем, составила 60,02 %. Разрешенный выброс, установленный на основе утвержденных проектов ПДВ (18,257 тыс. тонн) по городу не был превышен.

Для Воронежа характерно крайне неравномерное распределение эмиссий загрязняющих веществ по территории (Табл. 17, схема 5).

 

Таблица 17. Распределение валового выброса по районам

Районы Валовый выброс тыс. т/год Вклад к объему валового выброса по городу (в %)
Левобережный 6,532 51,2
Железнодорожный 1,719 13,6
Советский 1,697 13,4
Коминтерновский 1,285 9,8
Ленинский 0,966 7,6
Центральный 0,566 4,4
Схема 5.

 

 

Анализ данных таблицы 17 показывает, что большая часть загрязняющих веществ, попадающих в атмосферу (51,2%) приходится на источники выбросов, расположенные на территории Левобережного района. Это результат работы наиболее крупных предприятий теплоэнергетической (ТЭЦ-1 подразделение ОАО «Квадра» Воронежская региональная генерация), нефтехимической (ОАО «Воронежсинтезкаучук», ОАО «Амтел-Черноземье», ЗАО «Воронеж-Терминал») и машиностроительной (ОАО «ВАСО», ОАО «Воронежстальмост», ОАО «Рудгормаш») отраслей. Более 66% общего выброса всех стационарных источников района приходится на долю ТЭЦ-1. Среди загрязняющих веществ в районе доминируют пыль, оксиды азота, углерода оксид, летучие органические соединения (ксилол, толуол, бутадиен, ацетон, бензин и др.). Низменный рельеф территории и слабая проветриваемость усиливают напряженность экологической обстановки в Левобережной части городского округа.

Крупными загрязнителями атмосферного воздуха в Железнодорожном районе городского округа город Воронеж являются «Воронежский стеклотарный завод» филиал ОАО «РАСКО», ВВРЗ филиал ОАО «Вагонреммаш», ЛД «Отрожка», ООО «Мебель Плюс». В их выбросах преобладают оксиды азота, углерода оксид, летучие органические соединения (ксилол, бензин, трихлорэтилен), пыль неорганическая и древесная.

В Советском районе городского округа город Воронеж сосредоточено большое количество промышленных предприятий по изготовлению строительных материалов: ЗАО ПКФ «Воронежский керамический завод», ЗАО «ВКСМ», ЗАО «АБЗ», ООО «Завод КПД-2», ОАО «ДСК» и другие. Основными загрязнителями здесь являются оксид углерода и неорганическая пыль.

Таким образом, проблема качества атмосферного воздуха в Воронеже стоит весьма остро. Пути его улучшения были изложены в Генеральном плане, утвержденном в 2008 году. Для уменьшения негативного воздействия на здоровье человека выбросов вредных веществ от стационарных источников предлагается разработать мероприятия по переселению жителей из санитарно-защитных зон предприятий, озеленению магистралей, жилых и промышленных территорий, усилить контроль экологической безопасности за деятельностью предприятий в основных промышленных узлах городского округа.

Воздействие автотранспорта

Автомобильный транспорт оказывает мощное негативное влияние на окружающую среду, что, в первую очередь, связано со значительными выбросами загрязняющих веществ в атмосферу. Негативное влияние на окружающую среду также проявляется в шумовом воздействии, потреблении невозобновляемых энергетических ресурсов нефтяного происхождения, отчуждении земель под автотранспортную инфраструктуру, проблемах с утилизацией и захоронением отходов. Под действием транспортных загрязнений происходят деградация, и даже гибель экосистем, особенно на урбанизированных территориях.

Одной из основных экологических проблем городского округа город Воронеж, где проживает около 924 тысяч человек, является защита атмосферного воздуха и населения от воздействия загрязняющих веществ, выбрасываемых с отработавшими газами автотранспортных средств, а также от шумового воздействия, производимого автотранспортом.

По данным управления ГИБДД ГУМВД России по Воронежской области, городской парк автомобилей за последние 6 лет значительно увеличился и на 01.01.2009 г. составил 276131 автомашин, из этого количества автомобили частных лиц составляют 89,4 % (246945 единиц). Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников (автотранспортных средств) за 2008 год составил 109,675 тыс. тонн (более 85 % от валового выброса всех загрязняющих веществ над городом), что связано с быстрым ростом парка автомобилей, низким техническим уровнем и значительным амортизационным износом эксплуатируемого подвижного состава, не оборудованного нейтрализаторами отработавших газов, загруженностью основных магистралей вследствие недостаточного развития улично-дорожной сети, отсутствием необходимого количества разноуровневых развязок автомагистралей и мостов, состоянием дорожного покрытия.

Вследствие перечисленных причин, а также неправильно отрегулированных систем управления зажиганием топливной аппаратуры, вредные вещества выбрасываются в атмосферу в количествах, значительно превышающих норму.

В таблице 18 и на схеме 6 представлен валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта за 2002-2008 гг.

 

 

Таблица 18. Валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферу от
автотранспорта за 2002-2008 гг.

Показатели Годы
             
Количество автотранспорта, зарегистрированного в городском округе город Воронеж, единиц              
Валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников, тонн              
Схема 6

При анализе представленных сведений видно четкое увеличение валового выброса загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников в зависимости от роста количества автотранспорта. Снижение численности автомобилей и вредных выбросов в 2003, а также в 2006 годах связано с большим количеством списанных старых, неэксплуатируемых автомобилей. В связи с утверждением новой методики расчета выбросов от автотранспорта валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников в 2008 году по сравнению с 2007 годом уменьшился.

Для снижения выбросов в атмосферу важное значение имеет состояние дорожного покрытия и пропускная способность улично-дорожной сети. В 2008 году, согласно информации Управления дорожного хозяйства и благоустройства Департамента дорожного хозяйства и благоустройства администрации городского округа город Воронеж, были проведены масштабные работы по аварийному ямочному ремонту объектов улично-дорожной сети городского округа, выполнен капитальный ремонт нескольких крупных объектов улично-дорожной сети (площади, улицы, магистрали).

В городских условиях до 40% от общего времени движения транспорта составляют режимы разгона и торможения, когда увеличиваются расход топлива и выбросы в атмосферу. При интенсивности движения по магистрали 1500-2000 автомашин в час для здоровья населения создаются опасные условия по уровню шума и загазованности в зоне влияния автомагистрали.

В целях организации дорожного движения и снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на ряде магистральных улиц городского округа город Воронеж введён режим движения «зелёная волна», что позволяет проехать улицу без остановок на светофорах (при отсутствии пробок, со средней скоростью 50-60 км). Такой режим действует по ул. Плехановской и Московскому проспекту (до памятника Славы); по ул. Кольцовской от железнодорожного вокзала до «Цирка» и по ул. 20 лет Октября до остановки «Некрасова»; по ул. Кирова от «Цирка» до остановки «Кинотеатр Спартак» и далее по проспекту Революции и ул. Ленина до остановки «Динамо»; по ул. Среднемосковская до остановки «Площадь Заставы»; по ул. Новосибирская от остановки «Саврасова», по Ленинскому проспекту и далее по ул. Б. Хмельницкого до моста через железнодорожные пути.

Уровень загрязнения воздуха выбросами автомобилей зависит также от качества автомобильного топлива. Постановлением Правительства РФ от 27.02.2008 г. № 118 утверждён технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.016 с.)