Традиционная система выбора гуру не бюрократична 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Традиционная система выбора гуру не бюрократична



 

Традиционная система получения статуса гуру не похожа на бюрократическую систему посвящения в духовный сан в современных религиях. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур предостерегал от бюрократизма.

Шрила Бхактивинода Тхакур пишет в Шри Чайтанья Шикшамрите (стр.242), что Путана представляет ложного гуру. Очевидно, в сампрадайе гаудия-вайшнавизма не желают видеть лживых людей, претендующих на роль гуру. Может показаться, что один из способов избежать этого – это установить бюрократический контроль. Однако, в своём комментарии Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур утверждает, что бюрократическая система при посвящении в духовный сан не является способом обеспечить появление квалифицированных гуру:

«Настоящие замечания сделаны не из какого-либо намеренного противодействия посвящению в духовный сан. Исходная цель признанных церквей мира не всегда может вызывать возражения… Но никакое автоматическое регулирование не имеет ценности даже для такой цели. Истинный проповедник – это не продукт и не подобие любой автоматической системы… Простое следование неизменным доктринам и ритуалам не поможет человеку понять истинный дух доктрины или ритуала.»

(Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. «The Harmonist, or Shree Sajjanatoshani,“Putana”, часть 1, издание, напечатанное в январе 1932)

Некоторые преданные могут не принимать в расчет эти слова Шрилы Сарасвати Тхакура, памятуя о том мнимо противоречивом факте, что он основал и возглавлял духовную организацию. Однако, это было бы ошибкой. Описывая должным образом квалифицированную духовную личность, Шрила Сарасвати Тхакур говорил: «Никакая система в его руках не сможет выродиться в безжизненный механизм». Поэтому Сарасвати Тхакур не отвергает все системы. Какая-то система должна оставаться, но она должна, насколько возможно, походить на традиционную систему выбора гуру, с минимальной степенью бюрократизма. Нам не следует необдуманно бросаться в подражание бюрократическим системам посвящения в духовный сан, которые мы наблюдаем в современных религиях.

 

 

Шрила Прабхупада также возражал в своих трудах против официально назначенных гуру:

«Те, кто склонен заблуждаться, временами принимают наставников или духовных учителей из ряда священнослужителей, которые были формально назначены по законам земной (материальной) жизни. Таким образом, они вводятся в заблуждение этими официальными священниками.»

(Чайтанья-чаритамрита, Мадхья, текст 17.185)

Шрила Прабхупада также многократно предостерегал против чрезмерной централизации и бюрократизации ИСККОН.

«Забудь о централизации и бюрократии.»

(письмо Карандхаре, Бомбей, 22 декабря 1972)

«Движение сознания Кришны предназначено для тренировки людей быть независимо мыслящими и компетентными во всех отраслях знания и действия, а не для разведения бюрократии. Как только появится бюрократия - все будет испорчено.»

(письмо Карандхаре, Бомбей, 22 декабря 1972)

 

Мы приводим здесь эти предупреждения не для того, чтобы сказать, что существующая система полностью неверна, или что гуру, прошедшие через эту систему, – это просто официальные священники. Однако, мы считаем, что было бы улучшением, если бы система утверждения гуру в ИСККОН более походила на традиционную систему и менее напоминала современные системы назначения официальных священников. Мы не выступаем за отказ от любого организационного контроля над процессом утверждения и выбора гуру. Некоторый минимальный организационный контроль всегда должен присутствовать. Мы всего лишь говорим о том, что было бы лучше сделать упор на подготовку преданных, чтобы выбирать подходящего гуру путём личного испытания как основной системы, с последующим применением организационного контроля, чтобы скорректировать итог в случае, если был сделан неверный выбор.

Децентрализованная и небюрократическая организационная форма объединения ученика и гуру во взаимном испытании соответствует данным Шрилой Прабхупадой и Шрилой Сарасвати Тхакуром критериям, и минует ловушки, о которых они упоминали. Возможно, главным подводным камнем здесь остаётся то, что когда человек начинает принимать учеников, у других предстоящих учеников создаётся впечатление, что гуру таким образом уже «проверен»; и поэтому они зачастую забывают о должном процессе взаимного испытания.

Нам следует также отметить, что существуют религиозные и светские организации, имеющие децентрализованную и небюрократическую форму. Такая форма не является анархией. Некоторые из этих организаций весьма эффективны в достижении своих целей и защите своих основных принципов.

Опять-таки, ИСККОН проявляет обоснованную заботу о тех, кто представляет его и может официально принимать учеников. Однако, руководители ИСККОН также обязаны исполнять этот долг в соответствии с гуру, садху и шастрами. Существует достаточно предостережений против бюрократизма и централизации, чтобы заключить, что предписанную нам заботу о чистоте и преданности гуру можно осуществлять децентрализованными и небюрократическими способами

 

 

«Бхакта Джо»

 

Один из доводов противников децентрализованной системы - это довод «Бхакта Джо». Те, кто выдвигает этот довод, убеждены, что бхакт Джо или бхактин Мэри совершенно неспособны нести непосредственную ответственность за выбор гуру (хотя гуру, садху и шастры утверждают, что ищущие ученики несут непосредственную ответственность за свой выбор). Мы обращаем внимание тех, кто приводит довод «Бхакта Джо» на следующие моменты: (1) Если мы не можем научить наших бхакту Джо и бхактин Мэри отличать истинного гуру от дыры в стене, или если они недостаточно умны, чтобы научиться этому, мы стоим перед большой проблемой. Им следует узнать о квалификации истинного гуру из шастр, садху и гуру, и затем принять собственное решение, и сделать это лучше всего, основываясь на рекомендованном процессе личного общения с действующими гуру или предстоящими гуру, имеющими хорошую репутацию в ИСККОН. (2) ШКС также рекомендует бхакте Джо советоваться со старшими преданными об выборе гуру и (3) в крайнем случае, если даже после обстоятельного обучения и консультации, бхакта Джо принимает решение, которое оказывается неверным, тогда в дело вмешивается организация, чтобы исправить ситуацию, приняв меры против недостойного гуру; во всяком случае, это то, что уже происходит на практике (т.е. это присутствует в рамках и существующей системы – прим. пер.).

ШКС не считает, что экзаменационная проверка этих пунктов необходима, но следует требовать, чтобы претенденты прочли подготовленную нами брошюру или прослушали лекции по этому материалу.

 

Общие рекомендации

 

Из гуру, садху и шастр мы узнаём, что долг стремящегося ученика испытывать предстоящего гуру в течение года. Чтобы помочь воплотить этот принцип на практике, ДжиБиСи, возможно, прислушается к следующим рекомендациям:

1) ДжиБиСи должен ясно и последовательно утверждать, что преданные могут выбрать своим гуру любого квалифицированного преданного, имеющего хорошую репутацию, не ограничиваясь теми, кто уже инициирует.

2) ДжиБиСи должен рекомендовать, чтобы преданный, следуя своему сердцу, уму, изучению священных писаний и советам доверенных старших преданных старался тщательно выбирать себе гуру. И когда у него есть какое-то указание (вариант?), он должен очень внимательно изучить квалификацию этого человека в свете шастр, не предполагая, что он квалифицирован уже тем, что ему дано позволение исполнять эту роль.

3) ДжиБиСи должен уведомить новых претендентов, что передача ответственности за испытание гуру не соответствует традиции и потому рискованна. На жаждущего ученика и предстоящего гуру возложен груз ответственности применить все возможные меры, чтобы принять всесторонне обоснованное решение, за которое они, в конечном счёте, лично ответственны.

 

Рекомендации по уравниванию ответственности

Полномочия, которыми ИК наделил ШКС, помещают вопрос выбора гуру в плоскость относительной ответственности отдельных представителей и организации. Это отражает тот основополагающий факт, что Шрила Прабхупада хотел, чтобы все мы практиковали сознание Кришны в рамках организации, Международного Общества Сознания Кришны, высшая административная власть в котором принадлежит Руководящему Совету. Это означает, что ДжиБиСи заинтересован в квалификации гуру, выбранных отдельными членами Общества. И вследствие этого, ДжиБиСи посредством решений принятых на протяжении последних тридцати лет, предлагает преданным, принимающим на себя роль гуру, существующую систему. Но, если ШКС правильно толкует свои полномочия по этому документу, ДжиБиСи также хочет подчеркнуть традиционную ответственность предстоящего ученика в оценке квалификации гуру.

ДжиБиСи хочет установить определённый контроль над теми, кто представляет ИСККОН в качестве инициирующих гуру. Однако, ШКС предполагает, что существующая система не предоставляет эффективных гарантий но, в то же время, сдерживает инициативу. Другими словами, претендовать на роль гуру и обращаться за рекомендациями к преданным недостойно истинно скромного вайшнава. А лишь истинно скромные наиболее достойны стать гуру нашего Общества.

Нам следует также знать из истории других сампрадай и религий о реальной опасности постепенного разложения. Даже если кажущаяся безупречность поддерживается какое-то время бюрократической регулирующей системой власти, извечное искушение злоупотребить статусом гуру во имя стремления к величию может разрушить систему и организацию. В будущих поколениях мы, как и другие сампрадайи, можем оказаться обременены гуру, которые набирают учеников преимущественно ради денег и власти. Такое разложение может возникать даже при поддержании видимости бюрократической безупречности. Поэтому, ШКС рекомендует ДжиБиСи осуществлять надзор преимущественно постфактум. Как именно выполнять это, должен решать ДжиБиСи.

Члены ШКС также считают, что процедура, разрешающая давать инициацию, должна быть простой. Главный вопрос, который следует задать, это: «Повторяет ли этот преданный минимум шестнадцать кругов мантры в день и следует ли четырём регулирующим принципам?» и «Предан ли он Прабхупаде и ИСККОН?» Ответить на эти вопросы должно быть легко, даже без отдельной процедуры разрешения голосованием, что вызывает порицание в адрес ДжиБиСи, когда разрешение даётся тому, кто позднее отступает.

Шрила Прабхупада дал наставления о том, как распознать и разоблачить ложных или некомпетентных гуру:

«Всю ситуацию портят эти так называемые лжегуру, которые высказывают своё собственное мнение. Мы со всей прямотой заявляем: пусть любой лжегуру приходит. Мы можем убедить его в том. что он не гуру, потому что он говорит по-иному. Мы можем бросить вызов любому мошеннику.»

(Прабхупада. Лекция: Кто такой Гуру?. Лондон, 23 августа 1973)

 

Журналист: Я думаю, что великое множество наших читателей и великое множество людей в Соединённых Штатах совершенно сбиты с толку теми (а их немало), кто утверждает, что они гуру и боги, теми, кто невесть откуда появляется в этой стране, один за другим, и они говорят, что…

Шрила Прабхупада: Я могу заявить, что всё это вздор.

Журналист: Мне бы хотелось, чтобы вы остановились на этом немного подробнее.

Шрила Прабхупада: Я могу добавить лишь, что все они мошенники.

Журналист: К примеру, тот, что прославился продажей мантр для медитаций?

Шрила Прабхупада: Он мошенник № 1. Я говорю об этом во всеуслышание.

Журналист: Можете ли вы объяснить, немного познакомив меня с подоплёкой, потому что наши читатели…

Шрила Прабхупада: По его поведению я понимаю, что он мошенник № 1. Я не хочу ничего знать о нём, но то, как он поступил, делает это очевидным. Но удивительно то, что, если люди в странах Запада так прогрессивны, - как они могут попадаться на удочку этих мошенников?

(Путешествие вглубь себя 4.1)

 

 

Видимо, традиция вайшнавизма в основном полагается на систему «разоблачения» для поддержания качественного уровня гуру. В действительности, именно так практически и действовал ИСККОН в прошлом. Бюрократические процедуры, касающиеся определения того, подходит ли человек на роль гуру, происходящие до того времени, как он начинает на практике исполнять эту роль, не обеспечили здесь эффективной гарантии. Фактическое поведение человека в качестве гуру на практике оказалось единственным эффективным основанием определения достоинств. Можно возразить, что такая система не гарантирует, что гуру неизменно останется на духовных позициях, - но это справедливо для любой системы.

Нам кажется, что, если преданный очевидно достоин и хочет принимать учеников, пусть такой преданный свободно принимает учеников после периода взаимного испытания между гуру и учеником в течение хотя бы одного года. Положенная проверка для выявления непригодных гуру (со стороны GBC – прим. пер.) должна осуществляться не априори, но апостериори, и проводиться с точки зрения фактического поведения гуру. Если гуру оказывается непригодным, - этот факт должен быть обнародован.

Эта основанная на опыте система упоминается в Шри Харинама-чинтамани:

«Отношения гуру-ученик вечны. Если оба отстаивают чистоту своих позиций и оба добросовестны, вечные отношения между ними никогда не подвергнутся опасности. Однако, если впоследствии духовный учитель проявляет отступничество, ученик должен немедленно отвергнуть его. То же самое должен сделать духовный учитель, если отступничество проявляет ученик. В противном случае падение ожидает обоих.»

(Шри Харинама-чинтамани,Шрила Бхактивинода Тхакур, Глава 6)

 

КОНЕЦ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.132.223 (0.019 с.)