Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимоотношение религии с другими областями духовной культуры. Религия и наука. Религия и мораль. Религия и искусство
Как было сказано, религия образует одну из областей культуры наряду с философией, наукой, моралью, искусством, правом, политикой и др. В данном случае скажем кратко о взаимодействии религии с наукой, моралью, искусством. Исторически взаимоотношения науки и религии складывались по-разному. История свидетельствует, что в древних цивилизациях Египта, Месопотамии, Индии, Китая в храмах и монастырях шло накопление математических, астрономических, медицинских и других знаний. В Средние века в рамках схоластики развивались логические знания. До определенного времени получаемые научные знания «вписывались» в систему религиозного мировоззрения. Но формировавшаяся наука создавала свои понятийные системы, свои методы познания и подвергала сомнению важные элементы религиозного миропонимания. Возникали конфликты религии и науки. Особую остроту взаимоотношения религии и науки приобрели в XVII—XVIII вв. Один из таких конфликтов возник вокруг созданной Н. Коперником (1473—1543) гелиоцентрической системы, хотя он предложил ее как наиболее простой способ исчисления пасхалий. Но за пропаганду гелиоцентрической системы и идеи о множестве обитаемых миров был сожжен в Риме в 1600г. Д.Бруно (1548—1600). Г.Галилея (1564—1642) заточили в тюрьму и вынудили публично отречься от гелиоцентризма. Конфликты науки и религии возникали и позже в связи с крупнейшими научными открытиями. Так, в конце 50-х годов XIX в. такой конфликт возникает в связи с появлением теории Ч.Дарвина (1809—1882) (отголоски этого конфликта слышны и поныне). Дальнейший ход развития науки, научно-техническая революция в XX—XXI вв. — разработка концепций эволюции Вселенной, микромира, неравновесной термодинамики, развитие микроэлектроники, информатики, робототехники, биотехнологии, космонавтики и пр. — принципиально изменили отношение религии, богословов к науке: все более утверждается идея диалога науки и религии (точнее было бы сказать — богословов и ученых). Выясним соотношение религии и морали. Существуют светские и религиозные системы морали. Традиционная религиозная точка зрения состоит в том, что мораль дана человеку «свыше», что основой морали является религия. Светские системы морали исходят из того, что нравственность коренится в межчеловеческих связях, что мораль отражает реальную практику человеческих отношений. Религиозная мораль - это развиваемая и проповедуемая религиями система нравственных представлений, понятий, норм, чувств, заповедей, наполняемых конкретным веро-учительным содержанием; ее основой является религиозная вера. В религиозных системах осмысливаются вечные вопросы человеческого существования — о добре и зле, смысле жизни и долге, об ответственности, о любви к ближнему, о милосердии, о страдании и сострадании и проч. Предписываются разные векторы нравственных ориентации. С одной стороны, устанавливаются обязанности по отношению к Богу, богам, ангелам, святым и т. д., а также к сакральным (от лат. — священный) предметам. Это «вертикальный вектор» религиозной морали. С другой — утверждаются правила отношений людей друг к другу и к обществу — «горизонтальный вектор». «Вертикальный вектор» считается главным: лишь при условии служения по направлению этого вектора могут приобрести нравственную ценность межчеловеческие взаимоотношения. В религиозной морали отражены условия бытия людей в различных типах обществ, представлены нравственные установки разных социальных слоев и групп, а также простейшие нормы человеческого общежития («не убий», «не укради», «почитай родителей» и т. д.). Религии задают определенные нравственные Абсолюты. Но, как показывает история, практические следствия, вытекающие из их нравственных установок, неоднозначны. Эти следствия носят конкретно-исторический характер, зависят от того, кто (какие социальные группы, лица и проч.) и как их интерпретирует и применяет.
Искусство и религия обладает рядом общих черт. Художественное и религиозное сознание имеют ценностный характер, и в искусстве и в религии важную роль играют воображение, чувственно-наглядные образы, эмоции, переживания и др. В то же время между ними имеются и различия. Искусство может быть религиозным и нерелигиозным. Религиозное искусство «сплавлено» с религиозной верой (о религиозной вере см. выше). Религиозное искусство представляет собой вид художественного освоения мира, основное содержание которого составляют религиозные образы, сюжеты, фабулы, символы, слитые с религиозной верой. Различают религиозное искусство: а) непосредственно включенное в культовое действие и б) непосредственно не связанное с культом - внекульто-вое религиозное искусство. Религиозное искусство предстает в разных ви-
дах и жанрах — литература («житийная»), орнамент, живопись (фресковая, иконографическая), скульптура, музыка (хорал, акафист, реквием), храмовая архитектура, танец (в ряде восточных религий) и др. Религиозное искусство выполняет двуединую функцию: с одной стороны, оно укрепляет религиозную веру, актуализирует религиозные представления, усиливает переживание религиозных чувств, т. е. удовлетворяет религиозные потребности, а с другой — возбуждает эстетические чувства и суждения, т. е. удовлетворяет эстетические потребности.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.005 с.) |