Каковы формы общественного сознания? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каковы формы общественного сознания?



Общественное сознание проявляется в разных формах. Существуют такие формы общественного сознания: философское сознание, правовое сознание, политическое сознание, моральное сознание, эстетическое соз­нание и религиозное сознание.

Философия как любовь к мудрости возникла в VI в. до н. э. Платон считал, что философия начинается с изумления. Но он философом назы­вал каждого человека, стремящегося узнать что-то новое. Подлинными философами, по убеждению Платона, являются те, кто любит искать ис­тину. Философ познает не какие-либо мнения, а бытие и истину.

Изумление свидетельствует о том, что общество достигло такого уров­ня в своем развитии, когда стало абсолютно необходимым выработка об­щих понятий (категорий), с помощью которых можно было бы вести рас-

14 Обществознание 401


суждения о собственном бытии человека и бытии окружающего объек­тивного мира.

Философия изучает наиболее общие законы развития природы, об­щества и мышления. Она раскрывает имманентную логику природной и социальной действительности, выявляет внутренние механизмы и пру­жины общественного прогресса. Философия — это размышления челове­ка о себе, о природе, об обществе. Именно человек как существо разум­ное хочет понять смысл своей жизни и вообще смысл всего историческо­го процесса.

Философия — высокая абстракция, но это такая абстракция, которая глубже отражает сущностные черты объективного мира. Вместе с тем фи­лософия - это мировоззрение. Знание философии помогает человеку легче ориентироваться в общественной жизни. Философия учит культуре мышления. Философски образованному человеку легче осваивать науч­ные дисциплины, поскольку философия повышает не только культуру мышления, но и кругозор.

Право представляет совокупность определенных норм, регулирую­щих отношения людей в процессе их деятельности по производству материальных и духовных ценностей. Право возникает вместе с государ­ством, когда моральных норм и принципов становится недостаточно для регулирования общественных отношений.

Характерной чертой права является то, что оно уравнивает людей, де­лает их, так сказать, одинаковыми, хотя они в реальной жизни таковыми не являются и не могут быть. Право тесно связано с такими понятиями, как демократия, свобода, ответственность и др. Так, человек в рамках правовых отношений должен иметь определенную свободу действий, иначе право лишается всякого смысла. Но вместе с тем свободно дейст­вующий индивид должен чувствовать свою ответственность за свои дей­ствия и поступки.

Очень важно формировать у людей правовое сознание. Можно изда­вать огромное количество законов, но если у граждан отсутствует право­вое сознание, то эти законы трудно будет исполнять. Поэтому государст­во должно придавать исключительно важное значение правовому воспи­танию граждан. Для этого оно должно использовать не только образова­тельные учреждения (школы, высшие учебные заведения и т. д.), но и средства массовой информации, и прежде всего телевидение. От уров­ня правовой культуры во многом зависит стабильность общества.

Политическое сознание

Оно возникает вместе политикой, представляющей одну из форм ре­гулирования общественных отношений. Политика - эта такая сфера об­щественной жизни, которая пронизывает все другие сферы — экономиче­скую, социальную и духовную. Поэтому политическое сознание занимает


особое место среди других форм общественного сознания. Чем выше уровень политического сознания, тем выше уровень демократии и тем больше возможностей у людей влиять на политические решения, от кото­рых в конце концов зависит их благополучие.

В политическом сознании можно выделить два уровня: обыденный и теоретический. На обыденном уровне политическое сознание проявля­ется в повседневной жизни, в повседневном отношении людей к тем или иным политическим событиям, действиям и решениям, а также к полити­ческим лидерам. Люди выражают свое отношение на митингах, в интер­вью для журналистов, на работе, словом, везде, где это возможно. При этом следует иметь в виду, что они не всегда правильно оценивают те или иные события. В основном они исходят из личных интересов, руко­водствуются сугубо эмоциями и чувствами.

Исключительную роль в формировании политического сознания на обыденном уровне играют средства массовой информации, и особенно телевидение. Можно сказать, что от телевидения зависит исход политиче­ских выборов. Поэтому не случайно политики стремятся использовать те­леканалы. Но их могут использовать только те политики, которые имеют большие финансы. Вот почему сегодня политическое сознание на обы­денном уровне не всегда адекватно отражает реалии жизни.

Теоретический уровень политического сознания предполагает анализ политики с помощью определенных научных методов и средств. Этот уровень непосредственно не связан с повседневной жизнью. Теория ин­терпретирует политику с точки зрения ее возникновения, формирования и роли в общественной жизни.

Моральное сознание

Мораль в широком смысле слова есть некоторая совокупность норм, принципов и правил, которыми руководствуются люди в процессе совме­стной деятельности и общения. Мораль возникает вместе с возникнове­нием человеческого общества. В первобытную эпоху именно моральные принципы и нормы были основными регуляторами отношений между людьми. Многие племенные вожди имели гораздо больше авторитета, чем некоторые официальные короли и цари. И этот авторитет они заслу­жили именно благодаря своим высоким моральным качествам. Но с тече­нием времени, с возникновением классового общества моральные нормы уже не могли выступать в роли универсальных регуляторов. Появляются политические регуляторы, что в конце концов приводит к разграниче­нию сферы политики и сферы морали.

Мораль оперирует понятиями «совесть», «хорошо», «плохо», «добро», «зло», «справедливость», «несправедливость», «гуманизм» и т. д. Они отра­жают социальные реалии, отношения людей друг к другу и к обществу. На протяжении тысячелетий выработались такие нормы и принципы мо­рали, без соблюдения которых общество не может нормально функцио-

14* 403


нировать, оно просто-напросто погибнет. Возьмем понятие совести. Оно очень объемно и включает в себя, по существу, все моральные принципы. Совесть, по выражению Канта, есть удивительная способность человека. Она предполагает справедливость, добро, гуманность, любовь и т. д. Со­весть - это внутренний судья человека, к голосу которого он должен прислушиваться постоянно. Человек без совести способен на любое пре­ступление.

Моральные нормы связаны с ценностями. Моральные ценности, как и все в жизни, меняются в ходе общественного развития. Если, напри­мер, в прошлые времена вызванный на дуэль человек обязан был явиться на место дуэли, поскольку общественная мораль предписывала ему не проявлять малодушия и не бояться смерти, то в настоящее время сам тер­мин «дуэль» вызывает лишь улыбку. Нельзя забывать и то, что понятия морали относительны. Скажем, добро и зло относительны: в одном слу­чае добро может оказаться злом, в другом зло — добром. И тем не менее для всех поколений общества понятия морали имеют универсальный ха­рактер. Совесть в древнюю эпоху исполняла те же функции, что и в со­временную эпоху.

Эстетическое сознание

Эстетика — это наука о красоте. Человек — единственное существо, относящееся к социальной и природной действительности с точки зре­ния ее красоты. Всю эту красоту человек выражает через художественное творчество: искусство, литературу, живопись и т. д. Человек создает про­изведения, которые в художественно образной форме отражают объек­тивную действительность, показывают жизнь во всей ее полноте, с про­блемами и трудностями. Художественные произведения имеют огромное познавательное значение. Благодаря творчеству, например, Л. Н. Толстого мы имеем представление о жизни русского народа второй половины XIX в. Искусство играет огромную роль в формировании мировоззрения людей. Оно обогащает внутренний мир человека, делает его более обра­зованным и гуманным.

Эстетическое сознание, как и другие формы общественного созна­ния, изменяется и развивается вместе с изменением и развитием общест­венной жизни людей. Изменяются и формы и способы творения художе­ственных произведений. В эпоху Пушкина, например, использовали гуси­ное перо, а в настоящее время — в основном компьютер. Но эстетическая ценность художественных произведений зависит от таланта их авторов. Чем талантливее человек, тем эстетичнее его сочинения.

Религиозное сознание

Религия возникает еще в первобытную эпоху. Причины ее возникно­вения следует искать прежде всего в социальных и природных условиях жизни первобытных людей. В те далекие времена, когда не было ни ци­вилизации, ни письменности, ни высокого уровня производительных


сил, когда люди вели примитивный образ жизни, человек оказывался бес­сильным перед природными и социальными процессами. Он был абсо­лютно беспомощен. Он не мог, например, объяснить те или иные при­родные явления (дождь, гроза, град, молния и т. д.), не мог понять те со­циальные условия, в которых оказался. Поэтому он думал, что есть какие-то сверхъестественные силы, которые управляют природными и со­циальными процессами.

Главное в религии — вера в сверхъестественные силы, т. е. в силы, ко­торые находятся за пределами природы и общества.

Религиозное сознание претерпело существенные изменения на про­тяжении всей своей истории. Вначале оно носило языческий характер. Люди верили во множество богов. Затем появляются мировые религии: иудаизм, буддизм, ислам и христианство. Внутри этих религий существу­ют различные течения и секты.

Религиозное сознание — культовое сознание. Рост влияния этого соз­нания во многом определяется состоянием общества. Если общество раз­вивается стабильно и без конфликтов, то ослабевает влияние религии. Но если общество переживает глубокий кризис, то усиливается влияние ре­лигии, потому что люди начинают искать спасение от всяких жизненных невзгод и находят они его в Боге. Поскольку общество в целом и каждый человек в отдельности всегда будут сталкиваться с трудностями, то и ре­лигия будет сопровождать человечество, пока оно будет существовать.

Мировоззрение. Типы и формы

Мировоззрение есть совокупность философских, религиозных, науч­ных, этических, эстетических и иных воззрений людей на окружающую природную и социальную действительность. Каждый человек имеет оп­ределенный взгляд на мир, в котором он живет. Он по-своему оценивает те или иные природные и социальные явления. Поэтому нет человека без мировоззрения.

В формировании мировоззрения решающую роль играет социальная среда: семья, социальный класс, общество, государство. В зависимости от этой среды формируется мировоззрение человека: его взгляды на жизнь, на те или иные общественно значимые события, исторические факты, на страну и на общество. Очень важную роль играют средства массовой ин­формации, особенно телевидение. Телепередачи могут сформировать раз­ное отношение к жизни, к моральным и эстетическим ценностям, к гума­низму. Если, скажем, телевизионные программы носят сугубо развлека­тельный характер, то и у человека, особенно молодого, складывается лег­кое отношение к жизни. Он хочет брать от жизни все, но ничего не хочет отдавать.

Мировоззрение — сложный социальный феномен. Оно многообразно и проявляется в разных типах и формах. Можно выделить такие типы ми­ровоззрения: философское, религиозное и научное.


Философское мировоззрение возникает вместе с философией. Уже первые философы задумывались над смыслом жизни, над социальными и природными процессами. Их волновали вопросы свободы человека, справедливости и несправедливости, бедности и богатства, происхожде­ния космоса и др. Во все времена разные философы по-разному отвечали и отвечают на эти вопросы, но они остаются актуальными философски­ми вопросами. Если взять, например, вопрос смысла жизни, то он имеет важный мировоззренческий аспект. Человек — единственное существо, осознающее конец своего бытия. Поэтому перед ним встает вопрос: как прожить свою жизнь? Некоторые предпочитают жить в свое удоволь­ствие. Они себя не слишком сильно утруждают, предпочитают меньше работать, но больше развлекаться. Эти люди смысл жизни видят в гедо­низме, т. е. в наслаждении. Но другие считают, что смысл жизни заключа­ется не в наслаждении, а в проявлении своих физических и духовных воз­можностей. Человек должен жить не для того, чтобы только наслаждать­ся, а для того, чтобы добиваться поставленных высоких целей. Действи­тельно, человек как существо разумное ставит перед собой определенные цели. Чем выше эти цели, тем больше надо трудиться над их реализацией и, следовательно, тем меньше времени остается для наслаждения. Но за­то человек может обессмертить свое имя и быть вечно живым. Пушкин прожил менее тридцати восьми лет, но он для всех поколений остается вечно живым. Физическая жизнь человека ограничена природой, но его «историческая жизнь» ничем не ограничена.

Другой философско-мировоззренческой проблемой является пробле­ма быть или иметь. Эта проблема, как и проблема смысла жизни, находи­лась в центре внимания многих философов. Что значит иметь? Иметь — это значит владеть вещами, домами, машинами, знаниями и т. д. Но мож­но потерять то, что имел, и тогда уже ничего не будешь иметь. Это каса­ется и знаний. Студент, например, после сдачи экзамена может забыть, т. е. потерять, все, что знал. А что значит быть? Быть значит существо­вать. Если, например, студент учился не для сдачи экзаменов, а для того, чтобы глубоко овладеть знаниями, сделать их частью своего бытия, то эти знания исчезнут лишь с концом бытия студента, т. е. с его смертью.

Приведенные два примера показывают, насколько сложно и противо­речиво философское мировоззрение. Для того чтобы иметь такое миро­воззрение, надо прежде всего овладеть философией, ее сложным методо­логическим аппаратом, ее категориями и понятиями.

Религиозное мировоззрение связано с верой в сверхъестественные си­лы, в потусторонний мир. Оно носит иррациональный характер. Просто надо верить, что есть, например, Бог, который сотворил все, что есть не только на Земле, но и во Вселенной. Оно не считается ни с научными данными, ни с жизненной практикой. Многие ученые являются верую­щими, но когда они занимаются научными исследованиями, то личную религиозную веру исключают из своих научных изысканий, потому что главный принцип науки «все подвергай сомнению» религия категориче-406


ски отвергает. А без соблюдения этого принципа никакая наука невоз­можна.

Научное мировоззрение формируется в основном в процессе овладе­ния науками. Человек науки имеет мировоззренческие позиции, которые базируются на определенных научных данных и результатах. Знания о природе, полученные научным путем, и знания на обыденном уровне сознания отличаются друг от друга качественным образом. На обыден­ном уровне люди созерцают явления природы и, исходя из своего жиз­ненного опыта, делают соответствующие выводы. Ученый имеет дело с сущностью природных процессов, которая не совпадает с явлением. Так, на уровне явления Солнце всходит и заходит, а на уровне сущности не Солнце движется вокруг Земли, а наоборот. В этой связи нельзя не вспомнить стихотворение Пушкина «Движение»:

Движенья нет, сказал мудрец брадатый1. Другой2 смолчал и стал пред ним ходить. Сильнее бы не мог он возразить; Хвалили все ответ замысловатый. Но, господа, забавный случай сей Другой пример на память мне приводит: Ведь каждый день пред нами солнце ходит, Однако ж прав упрямый Галилей.

Мировоззрение проявляется в политической, эстетической, правовой и других формах. Политическое мировоззрение связано с оценкой и по­ниманием политических событий и процессов, правовое мировоззре­ние - со знанием правовых норм, законов и других актов, регулирующих правовые отношения людей и государств.

В современном мире в формировании мировоззрения людей исклю­чительно важную роль играют средства массовой информации (СМИ). Особенно велика роль телевидения, так как оно прямо, в наглядной фор­ме, доносит до телезрителя ту или иную информацию, которую телезри­тель тут же без критического отношения к ней воспринимает. Телепере­дачи можно смотреть в любом положении: лежа, стоя, во время завтрака и т. д. Чтение газет, книг и журналов требует определенных умственных усилий, и поэтому большинство людей в эпоху телевидения их просто иг­норирует. Отсюда совершенно ясно, что в зависимости от содержания те­лепередач формируется соответствующее мировоззрение людей.

Духовное производство

Общественное производство состоит из двух компонентов — из материального и духовного. Под материальным производством подразу­мевается производство материальных благ, без которых люди про­сто-напросто не смогут существовать. Это, прежде всего, продукты пита-

Греческий философ Зенон. Диоген.


ния, затем одежда и жилье. Прежде чем заниматься наукой, философией или политикой, надо есть, пить, одеваться и иметь крышу над головой. Удовлетворяя свои материальные потребности, люди тем самым воспро­изводят себя как биосоциальные существа. Поэтому материальное произ­водство является главным актом жизнедеятельности людей.

Но человек становится действительным человеком лишь тогда, когда он удовлетворяет не только материальные, но и духовные потребности. Ведь человек — единственное существо, имеющее субъективный, духов­ный мир. А этот мир удовлетворяется лишь духовными ценностями, ко­торые производит сам же человек.

На заре человечества духовное производство непосредственно было вплетено в материальное. Низкий уровень производительных сил не по­зволял первобытным людям непосредственно заниматься духовным про­изводством: рисовать, писать, изобретать и др. Но по мере развития об­щества по восходящей линии духовное производство отделяется от материального. Оно приобретает самостоятельность. Появляются фило­софы, поэты, писатели, художники и т. д.

Уровень развития духовного производства зависит от уровня разви­тия материального производства. Чем выше уровень материального про­изводства, тем мощнее духовное производство. Богатое в экономическом отношении государство в состоянии выпускать огромное количество ки­нокартин, иметь многочисленные театры, издавать книги и газеты много­миллионными тиражами, открыть многочисленные телевизионные кана­лы... Но духовное производство обладает относительной самостоятельно­стью. Ценность духовных произведений зависит не столько от уровня ду­ховного производства, сколько от таланта их создателей. Пушкин жил в эпоху крепостного права, но создал произведения, которые по всем па­раметрам превосходят произведения современных поэтов и писателей.

Характерная черта духовных ценностей — их многоразовое потребле­ние. Материальные ценности употребляются один раз, а духовные ценно­сти употребляются каждым поколением заново. Материальные блага эпо­хи Платона давно исчезли, но мы наслаждаемся произведениями антич­ных философов и писателей, античной скульптурой и архитектурой.

В современную эпоху благодаря новейшим технологиям и технике ду­ховное производство получает невиданный размах. Миллиарды книг, журналов, статей и газет заполонили книжные лавки. Специальные мага­зины открыты для продажи духовной продукции. Но отсюда вовсе не следует, что качество, т. е. содержание и художественный аспект, совре­менных духовных творений выше, чем качество таких же творений, ска­жем, XIX в. Напротив, из современных философов, например, некого сравнить с Кантом или с Фейербахом. Такова специфика духовных цен­ностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.02 с.)