Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что понимается под формой государственного устройства и каковы ее виды.
Каждая форма государственного устройства проявляется как внутреннее деление государств на определенные составные части — административно-территориальные единицы, автономные культурные, политические образования или суверенные государства. Она отражает также характер соотношения государства в целом и отдельных его частей. В современной юридической и политической литературе обычно выделяют две основные формы государственного устройства: унитарное го-268 сударство и федеративное государство (федерацию). В качестве особой формы государственного устройства в настоящее время рассматривается конфедерация. В конце XIX — начале XX в. в виде особых форм государственного устройства выделялись так называемые инкорпорация и сюзеренитет. Характеризуя последние одновременно как формы государственного устройства и «формы соединения государств», Ф. Кистяковский указывал, что в соединениях государств — обычных явлениях политической жизни, суть которых заключается в объединении их между собой «юридической связью, так что в некоторых областях правовой жизни» эти государства выступают как одно целое, — «инкорпорация» и «сюзеренитет» занимают особое место. Первая представляет собой «полное поглощение одного государства другим или полное слияние нескольких государств в одно целое, в котором отдельные части совершенно утрачивают государственный характер», а второе характеризуется как вассальное подчинение одного государства (вассала) «в известных отношениях» власти другого государства (сюзерена). Соотнося сюзеренитет с государственно-правовой практикой, следует заметить, что это явление можно рассматривать, во-первых, скорее как межгосударственное (международное), чем внутригосударственное, во-вторых, как дань средневековой истории, но не современности. С точки зрения происхождения и назначения сюзеренитет имеет двоякий характер: а) служит переходной политической формой при распадении разноплеменного государства на его составные части, б) выступает в качестве одного из средств «подчинения слабых государств сильным». В отличие от сюзеренитета, который является данью прошлому, инкорпорацию можно рассматривать и как явление современной политической жизни. Показательным примером в этом отношении служит «воссоединение» по форме, но поглощение по сути в 90-е годы XX в. Германской Демократической Республики (ГДР) Федеративной Республикой Германией (ФРГ). Последнее стало возможным благодаря «перестройке» всей внутренней и внешней политики СССР во главе с М. С. Горбачевым, получившим титул «лучшего немца года» и ставшего почетным гражданином г. Берлина.
Из числа основных форм государственного устройства наиболее простой и в то же время наиболее распространенной является унитарное государство. Среди авторов, специализирующихся на исследовании форм государственного устройства, нет принципиальных расхождений по поводу того, что представляет собой унитарное государство и каковы его основные признаки и черты. Все исследователи исходят из того, что унитарное государство - это всегда единое государственное образование. При этом государство делится лишь на административно-территориальные части. Для унитарного государства характерно наличие общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой правовой и судебной системы, единой конституции, общей финансовой и налоговой системы, единой централизованной системы национальной безопасности, единого гражданства и др. Унитарными государствами в настоящее время являются Англия, Голландия, Дания, Венгрия, Китай, Монголия, Япония и др. Более сложная форма государственного устройства — федерация. Она является менее распространенной по отношению к унитарному государству, но не по отношению к другим формам государственного устройства. Девятая часть государств мира — 21 государство — являются федерациями, в них проживает около трети населения Земли. Среди федеративных государств есть высокоразвитые гиганты (США) и малые индустриальные страны (Бельгия, ставшая федерацией в соответствии с конституционными поправками 1993 г.), крупные (Бразилия) и небольшие государства (Союзная Республика Югославия), находящиеся на среднем уровне развития, разного рода бывшие колонии (Индия с почти миллиардным населением и малая Федеративная Исламская Республика Коморские Острова), страны со значительным удельным весом патриархальных порядков (Танзания, Папуа — Новая Гвинея). Они неодинаковы и с точки зрения государствоведческих, правовых характеристик, совокупность которых образует определенную модель федерализма как особой формы государственного устройства.
Каждая из моделей имеет как позитивные, так и негативные стороны. И с этим нельзя не считаться. Что является типичным для федерализма и отличает его от других форм государственного устройства — от конфедерации и унитаризма? Прежде всего то, что любая федеративная система выступает как единое союзное государство, состоящее из двух или более относительно самостоятельных государств и государственных образований. Каждое из них, будучи субъектом федерации, имеет свое собственное административно-территориальное деление; имеет наряду с федеративными собственные высшие органы государственной власти и управления, судебные, правоохранительные, фискальные и иные органы; имеет свою конституцию и текущее законодательство; может иметь собственные воинские формирования и гражданство. К числу основополагающих принципов образования и функционирования федеративной системы, с позиций которых следует рассматривать и оценивать любую, в том числе и российскую, федерацию, относятся следующие: добровольность объединения государств или государственных образований в федерацию; равноправие субъектов федерации независимо от величины их территории, численности населения, экономического потенциала и пр.; плюрализм и демократизм во взаимоотношениях субъектов федерации между собой и с гражданами; возможность активного и беспрепятственного участия граждан в федеральных и региональных политических процессах; строгое и неуклонное соблюдение федерацией и ее субъектами, федеративными и иными органами и организациями обычных и конституционных законов как в отношениях друг с другом, так и с гражданами и формируемыми ими партийными, профсоюзными и другими общественно-политическими органами и организациями.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.004 с.) |