Какой смысл вкладывается в понятие государства? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какой смысл вкладывается в понятие государства?



Государство как явление, как особая организация, охватывающая со­бой все общество, организующая и защищающая его, всегда привлекала к себе внимание юристов, философов, историков, а также представите­лей других общественных наук.

Обращаясь к определению понятия государства, необходимо иметь в виду следующее. Во-первых, что вопрос о понятии государства является столь же сложным и древним, сколь и само государство, что этим прежде всего объясняется многочисленность его определений и разных о нем представлений.

А во-вторых, что сложность и многогранность государства как явле­ния и понятия, с одной стороны, и субъективность его восприятия в раз­личные эпохи и разными авторами — с другой, объективно обусловлива­ют возможность и неизбежность его различного, многовариантного по­нимания и не менее разнообразного его толкования.

Государство всегда было и остается основным институтом политиче­ской системы общества и важнейшей формой его организации. Главное назначение государства заключается в организации политической власти, в управлении обществом и защите общества.

Любое государство выражает и защищает интересы двоякого рода: интересы всего общества и интересы правящих кругов. В повседневной жизни и практике деятельности государства интересы последних зачас­тую доминируют над интересами общества.

На разных этапах развития общества государство определялось дале­ко не одинаково. Так, один из величайших мыслителей античности, Ари­стотель (384—322 гг. до н. э.), определял государство как «самодовлею­щее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее».

Выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469—1527) определял государство через «общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов».

Крупный французский мыслитель XVI столетия Жан Воден (1530—1596) рассматривал государство как «правовое управление семей­ствами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая долж­на руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти на­чала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель госу­дарственного устройства».

Известный английский философ XVI в. Томас Гоббс (1588—1679) — сторонник абсолютной власти государства как гаранта мира и реализа­ции естественных прав — определял его как «единое лицо, верховного 246


владыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц счита­ется волею всех, так что оно может употреблять силы и способности вся­кого для общего мира и защиты».

Создатель идейно-политической доктрины либерализма английский философ-материалист Джон Локк (1632—1704) представлял государство как «общую волю, являющуюся выражением преобладающей силы», т. е. большинства граждан, «входящих в государство». Он рассматривал госу­дарство как совокупность людей, «соединившихся в одно целое» под на­чалом же установленного закона.

По-разному определялось государство и другими авторами — юриста­ми, философами, социологами, жившими в более поздний период и вплоть до настоящего времени. В одних случаях оно рассматривалось как «организация совместной народной жизни на определенной террито­рии и под одной высшей властью» (Р. Моль). В других — как «союз сво­бодных людей на определенной территории под общей верховной вла­стью, существующей для всестороннего пользования правовым состояни­ем» (Н. Аретин). В третьих же случаях государство определялось как «ес­тественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка» (Л. Гумплович).

В российской научной литературе разных исторических этапов и пе­риодов понятие государства также определялось далеко не одинаково.

Так, например, известным русским философом И. Ильиным государ­ство рассматривалось как «организованное общение людей, связанных между собой духовной солидарностью и признающих эту солидарность не только умом, но и поддерживающих ее силою патриотической любви, жертвенной волей, достойными и мужественными поступками».

Видными дореволюционными (1917 г.) отечественными юристами В.Хвостовым и Е.Трубецким государство определялось соответственно или в качестве союза «свободных людей, живущих на определенной тер­ритории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верхов­ной власти», или же в качестве объединения людей, властвующих само­стоятельно и исключительно в пределах территории»1.

Нередко, особенно в послереволюционный период (после 1917 г.), го­сударство в России представлялось как «особая организация силы», «орга­низация насилия для подавления какого-либо класса»2.

В академических изданиях и в учебной литературе оно зачастую трактовалось в строго классовом смысле, как «политическая организация экономически господствующего класса, аппарат власти, посредством ко­торого этот класс осуществляет свою диктатуру» или же как «преходя­щая, выделившаяся из общества и обусловленная его экономическим строем классовая организация политической суверенной власти, обеспе-

Трубецкой Е. Лекция по энциклопедии права. М., 1917. С. 22. Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 33. С. 24.


чивающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства»1.

В последние годы, начиная с 1985 г., когда на первый план в офици­альной общесоюзной, а затем российской политике и идеологии вместо узкоклассовых подходов стали выступать «общечеловеческие ценности», классовая тональность в определениях государства стала постепенно вы­тесняться общесоциальной тональностью. Государство вновь пытаются определять в качестве организации или института «всех и для всех».

Узкоклассовый подход к определению понятия государства, а вместе с тем и к его сущности, несомненно, является крайностью. Однако край­ностью является и общечеловеческий подход. Отказываясь от одной, чис­то классовой крайности, осознанно или неосознанно авторы — привер­женцы «общечеловеческих ценностей» и интересов впадают в другую, не менее искажающую действительность, крайность.

В реалиях, в жизни нет ни чисто классовых, ни чисто общечеловече­ских государственных институтов, а следовательно, и соответствующих им определений понятия государства. Истина, как это нередко случается, проходит где-то по «золотой середине».

Из этого следует, что при определении понятия государства важно учитывать не только его классовые элементы и соответствующие призна­ки, но и внеклассовые, общечеловеческие признаки и черты.

В свете сказанного более приемлемым определением государства по сравнению с ранее предложенными было бы определение, в соответствии с которым оно рассматривается как организация политической власти, не­обходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вы­текающих из природы всякого общества.

Данное определение точнее других отражает не только понятие, но и социальное назначение государства как института, обслуживающего интересы и стоящих у власти классов или групп, и самого общества.

Определение понятия государства является важным шагом в процес­се его изучения. Однако еще более важным на этом пути является опре­деление и рассмотрение основных черт и особенностей — специфических признаков государства, отличающих его как от догосударственной (пер­вобытнообщинной) организации общества, так и от существующих наря­ду с государством негосударственных (партийных, общественных и др.) организаций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.205.238.173 (0.074 с.)