Структура налоговых правоотношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура налоговых правоотношений



Существуют разнообразные типы (виды, подвиды) налоговых правоотношений (по установлению и введению налогов, контрольные, обеспечительные, по применению налоговыхльгот и т.д.), каждый из которых обладает не только общими, но и специфическими признаками, элементами структуры, содержания, формы, составом участников и т.д.

Налоговое правоотношение имеет свою структуру (состав), т.е. совокупность составляющих его взаимосвязанных элементов:

1) субъектов;

2) объекта;

3) содержания (субъективных прав и юридических обязанностей).

Объектом налоговых правоотношений является все то, по поводу чего между субъектами налоговых отношений формируется определенная правовая связь.

Содержанием налогового правоотношения выступают п рава и обязанности его участнико в. Содержание налогового правоотношения формируется в результате действия юридических норм, волеизъявления его участников, а также в соответствии с решениями правоприменительных органов.

16. Наука налогового права

Если налоговое право как составная часть российского права представляет собой систему правовых норм, то наука налогового права - это выстроенная в определенную систему, постоянно развивающаяся информационная база знаний о данной области права, которые излагаются и материализуются в научных статьях, монографиях, справочных и энциклопедических изданиях, учебных пособиях и учебниках по налоговому праву.

Нормативную и эмпирическую базу науки налогового права составляет акты законодательства о налогах и сборах (налоговое законодательство), а также правоприменительная и судебной практика в этой сфере. В свою очередь, методология науки налогового права включает методы, которые используются наукой для познания предмета и достижения целей проводимых исследований. К таким методам, в частности, относятся:

· специально-юридический метод - заключается в описании и анализе норм и правоотношений, их объяснении, толковании и классификации;

· сравнительно-правовой метод - основывается на сопоставлении правовых институтов, принадлежащих правовым системам различных стран;

· конкретно-социологический метод включает такие приемы, как личное наблюдение за деятельностью налоговых органов, проведение социологических исследований;

· сравнительно-исторический метод, который предполагает историческое ретроспективное исследование, направленное на выявление истоков сегодняшних правовых проблем, выявление закономерностей правовой эволюции тех или иных правовых институтов, органов, видов налогов.

В предмете науки налогового права можно, например, выделить следующие составляющие (части):

· налогово-правовые категории;

· нормы налогового права (причем, как действующие, так и отмененные);

· принципы налогового права;

· методы налогового права;

· источники налогового права;

· анализ правоприменительной и правотворческой (законодательной) практики;

· история развития налогообложения в России и его нормативно-правового регулирования.

17. Понятие налоговой политики и методы ее осуществления

Налоговую политику осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, наделенные соответствующей компетенцией. Органом непосредственно ответственным за проведение единой налоговой политики на территории Российской Федерации является Министерство финансов РФ, а за ее выработку и осуществлениеФНС.

Налоговая политика проводится (осуществляется) ими посредством методов:

— управления;

— информирования (пропаганды);

— воспитания;

— консультирования;

— льготирования;

— контролирования;

— принуждения.

 

 

Информирование (пропаганда) — деятельность финансовых и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей. В данном случае имеется в виду информация о действующих н налогоплательщиков информации необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей. В данном случае имеется в виду информация о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и сроках уплаты и т.п.

Воспитание имеет своей целью привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения ими своих налоговых обязанностей, и предполагает осуществление просветительской работы по разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества.

Консультирование сводится к разъяснению финансовыми и налоговыми органами лицам, ответственным за исполнение налоговых обязанностей положений законодательства о налогах и сборах, применение которых на практике вызывает у них затруднения.

Льготирование деятельность финансовых органов по предоставлению отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов) возможности не уплачивать налоги или сборы.

Контролирование представляет собой деятельность налоговых органов с использованием специальных форм и методов по выявлению нарушений законодательства о налогах и сборах, в конечном счете, нацеленную на достижение высокого уровня налоговой дисциплины среди налогоплательщиков и налоговых агентов.

Принуждение есть деятельность налоговых органов по принудительному исполнению налоговых обязанностей посредством применения в отношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыскания и других санкций.

До недавнего времени при проведении налоговой политики налоговыми органами преимущественно использовались методы управления, контролирования и принуждения, теперь же достаточно активно осуществляется информирование, консультирование и воспитание населения. Это означает, что налоговая политика в большей степени стала учитывать интересы налогоплательщиков. налогоплательщиков информации необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей. В данном случае имеется в виду информация о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и сроках уплаты и т.п.

18. Понятие и основные параметры налоговой системы

В действующем законодательстве понятие налоговой системы отсутствует, ранее же в Законе от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 " Об основах налоговой системы " налоговая система определялась как совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке. Подобное определение, представляется, слишком узким, так как в нем все сведено к простой совокупности налогов, взимаемых на территории Российской Федерации.
В широком же смысле налоговая система может быть определена, как основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов. Элементами этой системы являются не только налоги и сборы, но и налогооблагающие субъекты, действующие от их имени налоговые (финансовые, таможенные) органы, органы государственных внебюджетных фондов, сборщики налогов, органы налоговой полиции, налогоплательщики и налоговые агенты, их права и обязанности. Кроме того, налоговая система включает в себя принципы ее организации и функционирования, а также нормы налогового прав а. Все эти элементы неразрывно взаимосвязаны.

В структуре налоговой системы выделяются отдельные подсистемы (составы). К их числу относятся:

- система принципов налогообложения;

- налогооблагающий состав;

- система налогов и сборов (налоговый состав);

- состав налогоплательщиков (податный состав);

- система налогового контроля;

- система налоговой безопасности.

- система налогового права;

- состав прав и обязанностей субъектов налогового права.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.196.206 (0.023 с.)