Какие три из перечисленных ниже признака характеризуют гражданскую войну в России. Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какие три из перечисленных ниже признака характеризуют гражданскую войну в России. Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.



а) отказ правительств Антанты от участия в интервенции против Советской России

б) разделение населения страны на противоборствующие стороны

в) помощь белогвардейцам со стороны иностранных правительств

г) восстановление в ходе войны монархической формы правления

д) прекращение продразверстки в связи с началом войны

е) осуществление однопартийной диктатуры

Раздел 5. СССР 1920-х – 1930-х гг.: социально-экономическое и политическое развитие.

Общественно-политический кризис в стране на рубеже 1920-1921 гг.: характер, причины; поиск выхода правящей партией и либерально-демократической оппозицией. Кронштадтский «мятеж» и его подавление.

Новая экономическая политика: ее цели и задачи. Мероприятия в сфере экономики: перестройка системы управления, введение продовольственного налога и свободы торговли, денежная реформа и пр.

Нэп и общественно-политическая мысль в России и эмиграции. Альтернативы большевистскому нэпу: социал-демократическая (Ю. Мартов, Ф. Дан, Д. Далин и др.) и либерально-демократическая (Б. Бруцкус, П. Сорокин, Н. Кондратьев).

Ужесточение политического режима. Тенденция «перерождения» партийных структур. Укрепление монополии власти путем подавления других политических групп и партий. Судебный процесс над эсерами. Усиление репрессий, высылка за рубеж, введение цензуры. Формирование слоя интеллигенции, подконтрольного большевистской власти. «Культурная революция» в СССР.

Национально-государственное строительство. Образование СССР. Конституция 1924 г.: «Союз нерушимый». Сущность и методы политики большевиков в области национальных отношений.

Нэп и политические группировки в партии: борьба за «идею» или за власть? Кризисы нэпа. Дискуссии в РКП(б) в середине – второй половине 1920-х гг. о характере и перспективах политического и экономического развития страны. Влияние личного соперничества на внутрипартийную борьбу. Сталинские методы борьбы с политическими оппонентами («новой оппозицией», «троцкизмом», Н. И. Бухариным и его сторонниками).

Внешняя политика советской России в 20-е гг. Две линии на международной арене: «политика мирного сосуществования» и Коминтерн. Полоса признания СССР.

Российская политическая эмиграция: доктрины, организации, лидеры. Сменовеховство и его лидеры (Н. Устрялов, А. Бобрищев-Пушкин, Ю. Ключников и др.). Философия спасения эволюционной интеллигентской парадигмы и попытки примирения с большевизмом. Евразийство. Идейно-теоретические поиски лидеров социалистической и либеральной эмиграции в конце 1920-х – начале 1930-х гг.

 

Причины свертывания нэпа. Модернизация советского общества конца 20-х – начала 30-х гг., ее причины и результаты. Переход к форсированному строительству социализма: источники средств на индустриализацию, модернизация промышленности в годы первых пятилеток, насильственная коллективизация сельского хозяйства, итоги преобразований в экономике. Административная система управления. Положение городского и сельского населения к середине 30-х годов, миграционные процессы.

Изменения в области идеологии и культуры. Унификация политической, общественной и культурной жизни в СССР. Большой террор: истоки террора, политические судебные процессы 30-х годов над лидерами бывших оппозиций, механизм массового террора, ГУЛАГ, последствия тотальных репрессий.

Вторая мировая война – продолжение мирового общецивилизационного кризиса. Международные отношения и советская внешняя политика накануне войны.

Великая Отечественная война советского народа. Трагедия 1941 г.: причины поражений и потерь. Героизм народа на фронте и в тылу: эвакуация, добровольчество, партизанское движение. Победы советской армии под Москвой, Сталинградом и Курском. Антигитлеровская коалиция и «ленд-лиз». Тоталитарно-бюрократический режим в условиях войны. Его частичная либерализация. Изменение отношения к деятельности церкви. Итоги войны и цена победы.

СССР в послевоенные годы. Трудности возрождения. Неоправдавшиеся ожидания: реанимация колхозного строя, «пушки вместо масла», ужесточение политического курса, массовые репрессии. Стагнация системы. Идеологический диктат в литературе, искусстве и науке. Ждановщина. «Ленинградское дело», «Дело врачей». Антисемитская кампания и волна национализма.

«Холодная война»: причины и инициаторы. Поляризация мира. Экспорт сталинизма.

Доклады и рефераты

1.Кронштадское восстание 1921 г.

2.Новая экономическая политика: причины введения и последствия.

3.Политический портрет Л.Д. Троцкого.

4.Лидеры социал-демократов и социалистов-революционеров о кризисах и противоречиях НЭПа.

5..Программа Н.И.Бухарина и И.В.Сталина по преодолению кризиса 1927-1928 гг.

6.Политические процессы 1920-1930-х гг. в СССР.

7.Коллективизация как главнейший источник индустриализации.

8.Индустриализация и ее идеологи: В. Куйбышев, С. Орджоникидзе.

9.Индустриализация и быт городского населения в начале – середине 30-х гг.

10. Первые пятилетки: проблемы и достижения.

11. Начало Великой отечественной войны: причины поражений.

12. Операция «Багратион» – крупнейшее наступление второй мировой войны.

13. Источники победы в Великой отечественной войне.

14. И.Сталин в послевоенные годы.

Семинарские занятия

Семинар 1.

Социально-экономическое развитие Советской России – СССР в 1920-30 гг.

1.Общественно- политический кризис в стране на рубеже 1920-1921 гг. и поиск выхода правящей партией. Введение НЭПа.

2.Модернизация «по-сталински»: социалистическая индустриализация и коллективизация.

Семинар 2.

Формирование тоталитарно-бюрократического режима в СССР в

1930-1950-е гг.

Сталинизм в истории России ("Круглый стол”)

Целью проведения круглого стола является развитие практических навыков студентов, совершенствование полученных теоретических знаний. Отличительной чертой проведения круглых столов является личное общение преподавателя со студентами, что формирует у них определённые навыки: умение аргументировано излагать свою точку зрения, анализировать исторические процессы и события, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам и т.д. Это позволяет повысить познавательный интерес студентов, дает возможность преподнести, применить и закрепить знания в более яркой форме и в непринужденной обстановке, а также увидеть упущенные ранее грани рассматриваемой ситуации

Ход круглого стола: студенты делятся на группы в соответствии с основными историческими оценками феномена сталинизма. Каждая группа самостоятельно знакомится с соответствующей литературой и источниками.

На занятии каждая группа в режиме дебатов обозначает также свою позицию по следующим вопросам:

а) причины формирования тоталитарной системы в СССР в 1920-1930-е гг.;

б) феномен культа личности.

в) исторические оценки сталинизма.

По окончанию круглого стола подводятся итоги работы студентов и делаются выводы по теме круглого стола.

Источники

Бруцкус Б.Д. Социалистическое хозяйство. Теоретические мысли по повода русского опыта. //Новый мир. 1990. № 4; Вопросы экономики. 1990. №8-10.

Бруцкус Б.Д. Народное хозяйство советской России, его природа и его судьбы.//Вопросы экономики. 1991. № 9,10.

Бухарин Н.И. Новый курс экономической политики.// Избранные произведения. М., 1988. С.24-34.

Валентинов Н.В. Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина. Воспоминания. М., 1991. Гл. 1, 2.

Валентинов Н.В. Наследники Ленина. М. 1991. C.159-182, 214-225.

Валерианов М. Держава и коммерция: размышления эмигранта-меньше­вика о перспективах экономики России. // Новое время. 1993. № 25. С.56-57.

Восьмой Всероссийский съезд Советов. Стенографический отчет. М. 1921. С.41-48, 197-200 (Выступления Ф.И.Дана, Д.Далина, В.К.Вольского).

Валентинов Н.В. Наследники Ленина. М. 1991. C.207-210.

Десятый съезд РКП(б). Приложения.// Протоколы. М., 1933. C.300-301, 783-796, 801-805.

«Дать полное право крестьян над своею землею…» Резолюция общего собрания команд 1-й и 2-й бригад линейных кораблей. Кронштадт// История России. 1917-1940. Хрестоматия. Екатеринбург. 1993. С. 1З6-138.

Ленин В.И. X съезд РКП(б). 8-16 марта 1921 г. //Полное собрание сочинений. Т.43. С.7-34, 57-74.

Ленин В.И. О значении воинствующего материализма.// Полное собрание сочинений. Т.45.С.23-33.

"Моя трагедия и трагедии целой эпохи”.Из писем М.Рютина родным (1932-1936). // Известия ЦК КПСС. 1990. № 3.

Мартов Ю.О. Маркс и государство [О соотношении демократии и социализма].// Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1993. № 3. С. 98-108.

Осмыслить культ Сталина. М 1989. С.609-610, 612-617, 618-623.

Общество и власть: 30-е годы. Повествование в документах. М., 1998.

Письма И.В.Сталина В.М.Молотову. 1925-1936. М. 1995.

Реабилитация. Политические процессы 30-50-х гг. М. 1991. С.104-280; или: Из документов комиссии ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями 30-40-х гг. // Известия ЦК КПСС. 1989. № 1-10,12; 1990. № 1,2,8,9,11,12.

"Свои дневники я рассматриваю как оценку рядового гражданина плененной России...” [Процесс "Промпартии” в дневнике инженера И.Я.Попова]. // Отечественные архивы. 1998. № 2.С. 42-73. № З. С. 62-90.

Советская деревня глазами ВЧК - ОГПУ - НКВД. 1918-1939- Документы и материалы в 4-х тт.. М., 1999.

Сталин И.В. Партия до и после взятия власти // Сочинения. М. 1952. Т.5

Сталин И.В. Сочинения. Т. 12. С. 300-317; 338-373; Т.13. С. 347-381.

Сталин И.В. В воспоминаниях современников и документах эпохи. М., 1995.

Струве П.Б.Истоки и смысл коммунистического хозяйства.// Октябрь. 1992. № 7. С.115-125.

Струве П.Б. Избранные произведения. М.:РОССПЭН. 2000.

Сорокин Питирим. Современное состояние России.// Новый мир. 1992. № 4,5.

Троцкий Л.Д. К истории русской революции. М. 1990. С. 162-165,193-198.

Троцкий Л Д. Сталин. М., 1991

Туган-Барановский М.И. Социализм как положительное учение.// Избранные произведения. М., 1994. С.202-251; Диалог. 1990. № 4.

Хрестоматия по истории России. Авт.-сост.: А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. М., 2003.

Хрестоматия по истории России. 1917 -1940. М., 1995.

Четырнадцатый съезд ВКП(б). Стенографический отчет. М., 1926. С. 264-265, 436-440.

",„ Я оказался выброшенным из человеческого общества" (Чаянов в

казахстанской ссылке) // Отечественные архивы. 1997. №2. С. 49-57.

Литература

Азясский Н.Ф., Щипков В.А. Великая Отечественная в контексте современности// Кентавр. 1995. №3.

Авторханов А. Технология власти. М., 1992.

Боффа Д. История Советского союза. От революции до второй мировой войны Ленин и Сталин. М., 1994.

Борисова Л.В. - «Советский тред-юнионизм»: профсоюзы и забастовочная борьба в годы нэпа. // Отечественная история. 2007. № 6.

Братющенко Ю.В. - Нэп: государство, частник, кооперация // Вопросы истории. 2007. № 2.

Верт Н. История советского государства 1900-1991. М., 1994.

Волкогонов Д.А. Ленин: политический портрет. В 2 кн. М.,1994. Кн.2.

Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия: политический портрет И.В.Сталина. В 2 кн. М., 1989.

Вишневский А.Г. Серп и рубль: Консервативная модернизация в СССР. М., 1998.

Волобуев О.В., Горинов М., Журавлев В. Власть и оппозиция. Российский политический процесс ХХ столетия. М., 1995.

Гимпельсон Е.Г. Политическая система и нэп: неадекватность реформ.// Отечественная история. 1993. № 2.

Гимпельсон E.Г. Путь к однопартийной диктатуре.// Отечественная история. 1994. № 5,6.

Гимпельсон Е.Г. НЭП. Новая экономическая политика Ленина-Сталина: проблемы и уроки (20-е годы ХХ в.). М., 2004.

Гимпельсон Е.Г. Нэп и советская политическая система. 20-е годы. М., 2000.

Голанд Ю. Политика и экономика: очерки общественной борьбы 20-х гг.//Знамя. 1990. №3.

Гордон Л., Клопов Э. Что это было? М., 1989.

Горинов М.М. Нэп: поиски путей развития. М., 1990.

Данилов А.А., Пыжиков А.В. Рождение сверхдержавы: СССР в послевоенные годы. М., 2001.

Емельянов Ю. Сталин. На вершине власти. М., 2007.

Жуков Ю. Иной Сталин. Политические реформы в СССР в 1933-1937 гг. М., 2003.

Зубкова Е. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945-1953 г. М., 2000.

Зубкова Е. Общественные настроения в послевоенной России (1945-1953 гг.). М., 2004.

Зубкова Е. Ю. Общество и реформы. 1945 – 1964 гг. М., 1993. Гл. 1, 2.

Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов. М., 1998.

История России (1945 – 1998 гг.): Учебное пособие для студентов вузов./ Под ред. А.Б. Безбородова. М., 1999.

Игрицкий Ю.И. Тоталитаризм вчера, сегодня, завтра// Полис. 1998. № 4.

Игрицкий Ю.Снова о тоталитаризме//Отечественная история. 1993. №1. С. 3-17.

История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. М., 1991.

История России с древнейших времен до наших дней: учебное пособие для студентов вузов/ авт. А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. М., 2003.

История России с древнейших времен до конца ХХ века: Учебное пособие для студентов вузов/ Под ред. А.А. Данилова. М., 1998.

Карацуба И.В., Курукин И.В., Соколов Н.П. Развилки родной истории. М., 2005.

Куманев В.А. 30-е годы в судьбах российской интеллигенции. М., 1991.

Козлов А.И. Сталин: борьба за власть, Ростов-н/Д., 1991.

Клейн Б.С. - Политика США и «дело врачей». //Вопросы истории. № 6, 2006 г.

Лозбенев И.Н. — Крестьянская община в годы нэпа. // Вопросы истории, 2005, № 4.

Медведев Р.А. Они окружали Сталина. М., 1990.

Мирский М.Б. — Процессы «врачей-убийц». 1929-1953 годы. // Вопросы истории, 2005, № 4.

Надеждина В.А. Нэповская Россия в зеркале социальной истории. // Отечественная история. 2007. № 4.

Никитин В.Ленин и Мартов: несостоявшийся диалог о новой экономической политике. // Диалог. 1991. № 10.

Никулин В.В. Власть и общество в 20-е годы. Политический режим в период НЭПа. Становление и функционирование (1921-1929). СПб., 1997.

Назаров М.В. Миссия русской эмиграции. Ставрополь, 1992.

Нэп: Приобретения и потери. Сборник статей. М. 1994.

Нэп: взгляд со стороны. М., 1991.

Осмыслить культ Сталина. М., 1989.

Отечественная история: Учебник для вузов. Под ред. проф. Ш.М. Мунчаева. М., 1999.

Отечественная история ХХ век. Под ред. А.В.Ушакова. М., 1997.

Павлова И.В. Современные западные историки о сталинской России 30-х гг.: Критика «ревизионистского подхода»//Отечественная история. 1998. № 5.

Пихоя Р. Советский Союз: история власти. 1945-1991. М., 2002.

Политическая история: Россия – СССР – Российская Федерация: в 2-х т. М., 1996. Т.2.

Политическая история России: Хрестоматия. М., 1995.

Политические партии России в контексте ее истории: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2000.

Рождение партийной номенклатуры. Публикацию подготовил М.В. Зеленов.// Вопросы истории, 2005, № 2.

Соболева Н.А. Создание государственных гимнов Российской империи и Советского Союза. // Вопросы истории, 2005, № 2.

Соколов Б.В. Правда о Великой Отечественной войне. СПб., 1998.

Старков Б. Люди и дела сталинского времени. СПб, 1995.

Стецовский Ю. История советских репрессий. В 2-х тт. М., 1991.

Суровая драма народа. Ученые и публицисты о природе сталинизма. М., 1989.

Такер Р. Сталин: путь к власти, 1879-1929. История и личность. М., 1990.

Хлевнюк О.В. Политбюро. Механизмы политической власти в 30-е годы. М., 1996.

Хлевнюк О. 1937: Сталин, НКВД и советское общество. М. 1992.

Цакунов С.В. В лабиринте доктрины: из опыта разработки экономического курса страны в 1920-е гг. М., 1994.

Чемоданов И.В. Была ли в СССР альтернатива насильственной коллективизации? // Вопросы истории. № 3, 2005 г.

Шанин Т. Три смерти Александра Чаянова//Социологические исследования. 1995. №1.

Шишкин В.А. Власть. Политика. Экономика: Послереволюционная Россия. 1917-1928 гг. СПб., 1998.

Яковенко И. Сталинизм. Границы исторического явления // Свободная мысль. 1993. №3.

Контрольные вопросы

1.Что заставило большевиков перейти к нэпу?

2.Как понимали нэп большевики и их политические оппоненты? Каково содержание предлагавшихся альтернатив?

3.Объясните причины ужесточения политического режима в годы нэпа.

4.Как создавался СССР? Каким видели Союз его создатели? В чем расходились их точки зрения?

5.Назовите этапы внутрипартийной борьбы в 20-е гг., охарактеризуйте позиции её участников.

6.Каковы были основные противоречия нэпа.

7.Почему Сталин смог победить своих оппонентов?

8.В чем состояли причины сплошной коллективизации и форсированной индустриализации в СССР? Существовала ли взаимосвязь между этими процессами? Если да, то какая?

9.Каковы были результаты сплошной коллективизации?

10.Каковы были результаты форсированной индустриализации?

11.Какая существовала взаимосвязь между стратегией «большого скачка», с одной стороны, и формированием тоталитарного режима – с другой?

12.При помощи каких механизмов сталинский режим держал советский народ в 30-е годы в состоянии мобилизационной готовности? Каковы были цели массовых репрессий?

13.Как можно определить сущность общественной системы, сложившейся в СССР к концу 30-х гг.? Под воздействием каких факторов и традиций она сформировалась?

14. Каковы были причины поражений и трагических событий 1941-42 гг.?

15.Почему и каким образом эволюционировал сталинский режим в годы войны?

16.Каковы были источники победы СССР в Великой Отечественной войне?

17.Как Сталин определил задачи и направления экономической политики в послевоенный период? Предлагались ли альтернативные варианты?

18.В чем причины развертывания Сталиным массовых репрессий в послевоенные годы?

19.Почему военное союзничество сменилось «холодной войной»?

Задания для самостоятельной работы

1. Напишите эссе на тему: «Можно ли считать введение нэпа частичной победой крестьянского движения в результате «Малой» гражданской войны?»

2. Какие точки зрения на нэп существовали в большевистском руководстве? Ответ составьте в виде таблицы.

3. В чем принципиальное отличие небольшевистских проектов развития нэпа от позиции РКП(б)? Ответ составьте в виде таблицы.

4. Составьте хронологию введения и реализации новой экономической политики. Можно ли говорить о её последовательном развитии в 1921-1928 гг.?

5. Раскройте взаимосвязь процессов сплошной коллективизации и форсированной индустриализации конца 20-х-начала 30-х гг. Ответ составьте в виде таблицы.

6. Составьте план-конспект на тему «Процесс формирования тоталитарной политической системы в 20-х-30-х гг.».

7. Составьте рецензию на одну из научных работ о природе и содержании сталинизма (из списка литературы к теме или семинарскому занятию по согласованию с преподавателем).

8. Составьте периодизацию Великой Отечественной войны с указанием основных событий и битв. Ответ составьте в виде таблицы.

Тесты для самоконтроля:

1. События Октябрьской революции:

A) Открытие II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов

B) Создание Военно-революционного комитета (ВРК) при Петроградском Совете

C) Штурм Зимнего дворца, арест министров Временного правительства

D) Принятие VI съездом РСДРП(б) курса а подготовку вооруженного восстания

расположены в хронологической последовательности в ответе …

Варианты ответов:

1) A, D, C, B 2) B, C, D, A
3) D, B, A, C 4) C, A, B, D

2. Участники Кронштадтского восстания 1921 г. выступили под лозунгом…

А) «Власть солдатским и матросским комитетам»

Б) «Власть комитетам бедноты»

В) «Вся власть Советам»

Г) «Власть Советам, а не партиям»

Д) «Власть Учредительному собранию»

3. Часто упоминавшееся в политической жизни СССР в 1920-1930-е гг. слово «оппозиция» означало…

А) легальную партию, не согласную с программой ВКП(Б)

Б) фракцию внутри ВКП(б), не разделявшую позицию большинства

В) нелегальную партию, руководство которой осуществлялась из-за рубежа

Г) легальное общественное движение, выступавшее с критикой ВКП(б)

Д) тайную группу вне ВКП(б), готовящую заговор с целью её свержения

4. Политику «военного коммунизма характеризуют три понятия:

1) продналог 2) золотой червонец 3) продразверстка
4) милитаризация труда 5) продотряд 6) хозрасчет

 

5. В годы «военного коммунизма» в Советской России существовала…

А) плата за коммунальные услуги (жильё, свет и пр.)

Б) свобода рыночной торговли

В) продразвёрстка

Г) оплата труда на предприятиях в денежной форме

Д) свобода ценообразования



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.1 с.)