Учебно-методический комплекс (УМК) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-методический комплекс (УМК)



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

УТВЕРЖДАЮ

декан исторического факультета

 

______________

 

"_____"__________________200__ г.

 

Учебно-методический комплекс (УМК)

учебного курса

«ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

 

 

Направление подготовки

080100 «Экономика» (бакалавр), 080200 «Менеджмент» (бакалавр), 080500 «Бизнес-информатика» (бакалавр), 230700 «Прикладная информатика» (бакалавр)

 

Профиль подготовки

________________

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

Очная

 

 

Ростов-на-Дону

2011 г.

 

 

Авторы К.и.н., ст.преп. Аверьянов А.В. (разделы 3-5), к.и.н., доц. Пономарева М.А. (разделы 6,7), к.и.н., доц. Савинкова О.Н. (разделы 1,2)

Рецензент доц. кафедры исторических наук и политологии РГЭУ «РИНХ

к.и.н., Шуякова Е.Н. / /

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры исторической политологии исторического факультета ЮФУ, от 24 марта 2011 года, протокол № ___9___.

Одобрен УМС (УМК) исторического факультета ЮФУ, от 29 февраля 2012 года, протокол № 6.

Утвержден Ученым советом исторического факультета ЮФУ, от 2 марта 2012 года, протокол № 7.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Изучение истории – неотъемлемая часть подготовки специалистов

широкого профиля, гуманно и свободомыслящих, с развитым личностным началом. Познавательная, интеллектуально-развивающая и мировоззренческая функции Отечественной истории способствуют преодолению технологического подхода к развитию общества, технократического мышления, порождающего дефицит культуры мысли, общения, поведения, творческих индивидуальностей, нравственного подвижничества.

История обеспечивает тесную взаимосвязь с другими гуманитарными

социально-политическими науками и дисциплинами естественнонаучного профиля, в частности, с историей развития науки и техники в конкретных отраслях знания. Изучение исторического процесса в индустриальную и постиндустриальную эпоху выявляет экономические, социальные, политические последствия индустриального и постиндустриального развития, научно-технической революции. В результате формируется ответственность будущего специалиста за результаты своей деятельности, определяются нравственные ориентиры в разрешении глобальных проблем

современности. Освоение исторического наследия формирует у будущих специалистов собственные параметры жизни, ценности и нормы поведения на производстве, в научных учреждениях, в предпринимательской

деятельности и личном участии в общественных преобразованиях.

В силу междисциплинарного характера современной историческойнауки, она связана отношениями сотрудничества с целым рядом гуманитарных, естественных и точных дисциплин. В данном курсе особое внимание отведено ознакомлению студентов с философскими, социологическими и психологическими подходами в изучении отечественной истории, с проблемами становления и развития российской государственности, экономическими факторами, влияющими на эволюцию общества. Основными связывающими факторами с другими дисциплинамиявляются: общность понятийно-категориального аппарата, рассматриваемые исторические события, выполняемые функции, предмет и методы изучения и преподавания, а также основные принципы научного исторического исследования.

Учебно-методический комплекс курса "Отечественная история" разработан для студентов экономического факультета ЮФУ, обучающихся по следующим направлениями: 080100 «Экономика» (бакалавр), 080200 «Менеджмент» (бакалавр), 080500 «Бизнес-информатика» (бакалавр), 230700 «Прикладная информатика» (бакалавр). Предмет «Отечественная история» входит в Гуманитарный, социальный и экономический УЦ ООП (Б.1).

Предметом курса является отечественная история с древнейших времен до начала XXI века.

Целью освоения дисциплины Отечественная история является

формирование у студентов общего представления об историческом пути россий­ской цивилизации через изучение основных культурно-исторических эпох.

Задачей курса является выработка у студентов цельного образа рус­ской истории с пониманием ее специфических проблем, а также развитие умения работы с историческими источниками и научной литературой.

Курс «Отечественная история» ориентирован на формирование у студентов следующих общекультурных компетенций:

ü Овладение культурой мышления, способностью к обобщению,

анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

ü способность понимать движущие силы и закономерности исторического

процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и современном мире (ОК-2);

ü способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы,

происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-3);

ü способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и

письменную речь (ОК – 4);

ü готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК – 5);

ü способность находить организационно-управленческие решения и

готовность нести за них ответственность (ОК – 6);

ü способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и

мастерства (ОК – 7);

ü способность понимать сущность и значение информации в развитии

современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе (ОК – 8);

ü Способность уважительно и бережно относиться к историческому

наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК – 9);

ü способностью занимать активную гражданскую позицию (ОК-10);

ü умением анализировать и оценивать исторические события и процессы

(ОК-11).

Основное предназначение учебно-методического методического комплекса - создать необхо­димые условия для успешной самостоятельной работы студента по изучению данного учебного курса.

Особенностью курса отечественной истории для студентов неисторических специальностей является то, что он не предполагает подробного изложения всего диапазона событийной истории. Курс соответствует содержанию и логике государственного стандарта, но акцентированием внимания не на наборе исторических событий, а цивилизационном смысле каждой эпохи. Изучение некоторых важнейших проблем русской истории с обра­щением к источникам и научной литературе предусмотрено на семинарс­ких занятиях и в контрольных работах. С такой же точки зрения сделан отбор исторических личностей и деятелей России.

Данный методичес­кий комплекс в силу своего концептуального единства и системности в решении педагогической задачи может использоваться студентами как дневной, так и заочной формы обучения. Методические документы согласованы между собой в подборе ис­точников и литературы, в проблемах, рассматриваемых в процессе изуче­ния. Это выражено в единой сетке тематического плана (различия лишь в количестве часов, уделяемых той или иной теме), подборе литературы и источников, фор­мулировании контрольных заданий, тем контрольных работ и экзаменационных вопросов.

Преподаватель вправе расширить, сократить или дополнить предложенный список литературы в соответствии со своим видением курса.

Курс «Отечественная история» ориентирован на развивающую образовательную парадигму, согласно которой студент не просто получает определенный объем информации от преподавателя, а находится в процессе активного обучения, самостоятельного поиска, овладения информацией и знаниями, умениями и навыками в ходе изучения предмета. При этом преподаватель и студент находятся в «субъект – субъектных» отношениях, где студент преимущественно самостоятельно изучает предмет, а преподаватель выступает в роли консультанта-организатора. Именно поэтому основными методами изучения курса «Отечественная история» избранные диалоговые формы:

· метод проблемного изложения, · презентации, · дискуссии, · работа в группах, · метод мозгового штурма,· метод УКС (учебных конкретных ситуаций) или кейс-стади; · деловые игры.

Структурнокурс, построенный по проблемно-хронологическому принципу, делится на разделы, которые соответствуют важней­шим этапам в жизни российского государства и общества. Каждый раздел представляет собой законченный модуль, в котором содержится программа раздела, темы докладов и рефератов, вопросы семинарских занятий, контрольные вопросы, задания для самостоятельной работы, тесты, а также представлены списки источников и литературы, необходимых для полноценного изучения раздела.

Программа раздела содержит тезисное изложение событий той или иной эпохи истории нашей страны, построенное по проблемно-хронологическому принципу. Темы семинарских занятий посвящены важнейшим историческим событиям, выносимым на обсуждение в аудитории.

Особое внимание уделено организации самостоятельной работы студентов. В каждом разделе-модуле содержатся задания для самостоятельной работы, а также темы докладов и рефератов, сформулированные по проблемному принципу.

Контрольные вопросы и тестовые задания используются преподавателем для осуществления промежуточного контроля.

Содержащиеся в данном учебно-методическом комплексе списки источников и литературы составлены с учетом неисторической специализации студентов и включают только наиболее значимые публикации документов, научные работы и учебные пособия. При этом авторы стремились в максимальной степени привлечь новейшие разработки в области истории России. Кроме того, представлены основные учебники и хрестоматии для высшей школы.

Изучение курса истории России заканчивается для студентов, обучающихся по направлениям «Экономика» (бакалавр), «Бизнес-информатика» (бакалавр) и «Менеджмент» (бакалавр) экзаменом, который может проводиться как в устной, так и в письменной форме. Для студентов, обучающихся по направлению «Прикладная информатика» (бакалавр) в качестве итоговой формы контроля знаний предусмотрен зачет, который выставляется по результатам работы студента в течение семестра и выполнения им контрольных заданий (письменных работ). Списки экзаменационных вопросов и вопросов к зачету приведены в конце данного учебно-методического комплекса.

По окончании изучения курса «Отечественная история» студент, обучающийся по направлению подготовки 080100 «Экономика» (бакалавр), должен[1]:

ЗНАТЬ:

Ø закономерности и этапы исторического процесса, основные события и

процессы мировой и отечественной экономической истории.

УМЕТЬ:

Ø применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы

гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;

Ø ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать

процессы и явления, происходящие в обществе;

Ø применять методы и средства познания для интеллектуального развития,

повышения культурного уровня, профессиональной компетентности.

ВЛАДЕТЬ:

Ø навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии.

По окончании изучения курса «Отечественная история» студент,

обучающийся по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (бакалавр), должен[2]:

ЗНАТЬ:

Ø закономерности и этапы исторического процесса, основные события и

процессы мировой и отечественной экономической истории.

УМЕТЬ:

Ø применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы

гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;

Ø ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать

процессы и явления, происходящие в обществе;

Ø применять методы и средства познания для интеллектуального развития,

повышения культурного уровня, профессиональной компетентности.

ВЛАДЕТЬ:

Ø навыками целостного подхода к анализу проблем общества.

По окончании изучения курса «Отечественная история» студент,

обучающийся по направлению подготовки 230700 «Прикладная информатика» (бакалавр), должен[3]:

ЗНАТЬ:

Ø сущность, формы, функции исторического знания;

Ø методы и источники изучения истории; история России – неотъемлемая

часть всемирной истории.

ВЛАДЕТЬ:

Ø навыками ведения дискуссии, полемики, диалога;

Ø приемами исторического анализа и исследования.

По окончании изучения курса «Отечественная история» студент,

обучающийся по направлению подготовки 080500 «Бизнес-информатика» (бакалавр), должен[4]:

ЗНАТЬ:

Ø закономерности и этапы исторического процесса, основные события и

процессы мировой и отечественной экономической истории.

УМЕТЬ:

Ø применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы

гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;

Ø ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать

процессы и явления, происходящие в обществе;

Ø применять методы и средства познания для интеллектуального развития,

повышения культурного уровня, профессиональной компетентности.

ВЛАДЕТЬ:

Ø навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии.

Настоящий учебно-методический комплекс подготовлен на кафедре исторической политологии исторического факультета ЮФУ.

 

Учебный план дисциплины «Отечественная история»

для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080100 «Экономика» (степень «бакалавр)

4 з.е.. Форма итоговой отчетности ЭКЗАМЕН

№ п/п Раздел дисциплины семестр Неделя семестра Виды учебной работы (в часах) Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации
лекции семинары Внеауд. работа    
1. Раздел 1 Русь, Россия в контексте истории средневековья. X-XVI вв.   1,2,3         УО, ТС, эссе, рефераты ПР, ТС
2. Раздел 2. Россия в контексте истории Нового времени. XVII – XVIII вв.   4,5,6       УО, ТС, эссе, рефераты ПР, ТС
3. Раздел 3. Россия в XIX веке. Поиски решения «сверхзадач» Нового времени.   7,8       УО, ПР, ТС, эссе, рефераты ПР, ТС
  Раздел 4. Россия в начале ХХ века между революцией и гражданской войной.   9, 10       УО, ТС, ПР, эссе, рефераты ПР, ТС
5. Раздел 5. СССР 1920-х – 1930-х гг.: социально-политическое и экономическое развитие.   11, 12       УО, ТС, ПР, эссе, рефераты Коллоквиум или ПР, ТС
6. Раздел 6. СССР в 1953-1991 гг.: от попыток модернизации к системному кризису.   13, 14,       УО, ТС, ПР, эссе, рефераты ПР, ТС
7. Раздел 7. Россия в 1990-х годах — начале ХХI века: становление новой государственности.   16,       УО, ТС, ПР, эссе, рефераты Коллоквиум или ТС

 

Учебный план дисциплины «Отечественная история»

для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (степень «бакалавр)

3 з.е. Форма итоговой отчетности ЭКЗАМЕН

 

№ п/п Раздел дисциплины семестр Неделя семестра Виды учебной работы (в часах) Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации
лекции семинары Внеауд. работа    
1. Раздел 1 Русь, Россия в контексте истории средневековья. X-XVI вв.   1,2,3       3,5 УО, ТС, эссе, рефераты ПР, ТС
2. Раздел 2. Россия в контексте истории Нового времени. XVII – XVIII вв.   4,5,6     3,5 УО, ТС, эссе, рефераты ПР, ТС
3. Раздел 3. Россия в XIX веке. Поиски решения «сверхзадач» Нового времени.   7,8       УО, ПР, ТС, эссе, рефераты ПР, ТС
  Раздел 4. Россия в начале ХХ века между революцией и гражданской войной.   9, 10       УО, ТС, ПР, эссе, рефераты ПР, ТС
5. Раздел 5. СССР 1920-х – 1930-х гг.: социально-политическое и экономическое развитие.   11, 12       УО, ТС, ПР, эссе, рефераты Коллоквиум или ПР, ТС
6. Раздел 6. СССР в 1953-1991 гг.: от попыток модернизации к системному кризису.   13, 14,       УО, ТС, ПР, эссе, рефераты ПР, ТС
7. Раздел 7. Россия в 1990-х годах — начале ХХI века: становление новой государственности.   16,       УО, ТС, ПР, эссе, рефераты Коллоквиум или ТС

Учебный план дисциплины «Отечественная история»

для студентов, обучающихся по направлению подготовки 230700 «Прикладная информатика» (степень «бакалавр)

4 з.е,. Форма итоговой отчетности ЗАЧЕТ

№ п/п Раздел дисциплины семестр Неделя семестра Виды учебной работы (в часах) Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации
лекции семинары Внеауд. работа    
1. Раздел 1 Русь, Россия в контексте истории средневековья. X-XVI вв.   1,2,3         УО, ТС, эссе, рефераты ПР, ТС
2. Раздел 2. Россия в контексте истории Нового времени. XVII – XVIII вв.   4,5,6       УО, ТС, эссе, рефераты ПР, ТС
3. Раздел 3. Россия в XIX веке. Поиски решения «сверхзадач» Нового времени.   7,8       УО, ПР, ТС, эссе, рефераты ПР, ТС
  Раздел 4. Россия в начале ХХ века между революцией и гражданской войной.   9, 10       УО, ТС, ПР, эссе, рефераты ПР, ТС
5. Раздел 5. СССР 1920-х – 1930-х гг.: социально-политическое и экономическое развитие.   11, 12       УО, ТС, ПР, эссе, рефераты Коллоквиум или ПР, ТС
6. Раздел 6. СССР в 1953-1991 гг.: от попыток модернизации к системному кризису.   13, 14,       УО, ТС, ПР, эссе, рефераты ПР, ТС
7. Раздел 7. Россия в 1990-х годах — начале ХХI века: становление новой государственности.   16,       УО, ТС, ПР, эссе, рефераты Коллоквиум или ТС
                   

Учебный план дисциплины «Отечественная история»

для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080500 «Бизнес-информатика» (степень «бакалавр)

3 з.е. Форма итоговой отчетности ЭКЗАМЕН

№ п/п Раздел дисциплины семестр Неделя семестра Виды учебной работы (в часах) Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации
лекции семинары Внеауд. работа    
1. Раздел 1 Русь, Россия в контексте истории средневековья. X-XVI вв.   1,2,3       3,5 УО, ТС, эссе, рефераты ПР, ТС
2. Раздел 2. Россия в контексте истории Нового времени. XVII – XVIII вв.   4,5,6     3,5 УО, ТС, эссе, рефераты ПР, ТС
3. Раздел 3. Россия в XIX веке. Поиски решения «сверхзадач» Нового времени.   7,8       УО, ПР, ТС, эссе, рефераты ПР, ТС
  Раздел 4. Россия в начале ХХ века между революцией и гражданской войной.   9, 10       УО, ТС, ПР, эссе, рефераты ПР, ТС
5. Раздел 5. СССР 1920-х – 1930-х гг.: социально-политическое и экономическое развитие.   11, 12       УО, ТС, ПР, эссе, рефераты Коллоквиум или ПР, ТС
6. Раздел 6. СССР в 1953-1991 гг.: от попыток модернизации к системному кризису.   13, 14,       УО, ТС, ПР, эссе, рефераты ПР, ТС
7. Раздел 7. Россия в 1990-х годах — начале ХХI века: становление новой государственности.   16,       УО, ТС, ПР, эссе, рефераты Коллоквиум или ТС

 

РАЗДЕЛ 1. РУСЬ, РОССИЯ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. X – XVI вв.

Киевская Русь.

Возникновение раннесредневековой государственности в Европе. Славянское общество в эпоху расселения. Особенности процесса складывания государства у восточных славян. Роль городообразований в политической жизни государства. Общественно-политического устройство Киевской Руси. Князь и дружина. Демократические институты власти. Община, ее место и роль в жизни общества.

Процессы эволюции общественного строя на Руси в Х-первой половине ХII вв. и развитие структуры государства и аппарата управления.

Причины и последствия принятия Русью христианства. Особенности русского православия. Проблема двоеверия. Роль церкви в политической жизни древнерусского государства. Формирование восточно-европейского культурно-исторического типа как части европейской цивилизации. Ценностные ориентации народной русской культуры. Национальный характер. Диалогические элементы древнерусской культуры.

Влияние внешнеполитических факторов на развитие Руси. Утверждение Киевской Руси в роли крупнейшего восточно-европейского государства. Основные направления внешней политики киевских князей в Х-ХII веках: Русь и Степь, Русь и Византия, Русь и Европа.

Переход к политической раздробленности. Русь в контексте общеевропейского процесса XI-XII вв.: общее и особенное в социально-экономическом и политическом развитии. Распад Киевской Руси на земли.

Русские земли в середине XII- первой половине XIII вв. Вариативность социально-политического развития: влияние социально-экономических особенностей, традиций, внешнеполитических и культурных связей. Отношения между землями и новые внешние угрозы.

Доклады и рефераты

1.Формационный подход к изучению истории.

2.Цивилизационный подход к изучению истории.

3.Общественный идеал Древней Руси и его реализация.

4.Современные гипотезы образования Древнерусского государства.

5.Особенности русского православия.

6.Культура Древней Руси.

7.Русь во время татарского нашествия: приобретения и потери. Борьба за возвышение между Московским и Тверским княжествами. XIV – XV вв.

8.Иван IV Грозный – первый русский реформатор.

9.Иван IV Грозный как полководец и дипломат.

10.Земские Соборы на Руси: функции и историческое значение.

11. Культура Московского государства.

12. Исторические оценки опричнины.

13. Исторический портрет Малюты Скуратова.

 

Семинарские занятия

Семинар 1

Древняя Русь в контексте общеевропейского исторического процесса (X – первая половина XIII вв.)

1. Россия и Византия. Исторические итоги Крещения Руси.

2. Социокультурный аспект взаимоотношений Киевской Руси с западными государствами.

Семинар 2

Специфика процесса формирования централизованного государства на Руси (вторая половина XIII – XV вв.)

1. Феодальная раздробленность на Руси: причины возникновения и историческое значение.

2. Современные оценки татаро-монгольского ига на Руси. Историческое значение ига.

Семинар 3

Эпоха Ивана Грозного: торжество «самовластия» в средневековой России

1. Природа и характер царской власти в представлении Ивана IV.

2. «Самовластие» средневекового русского человека. Идеалы «Домостроя».

Источники

Битва на Калке по Галицко-Волынской летописи. // Хрестоматия по истории России. Авт.-сост.: А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М., 2004. С. 66 – 67.

Домострой/ Подг. Текста, перевод и комм. В.В. Колесова// Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI века. – М., 1985. С. 70-173, 580 - 586.

Домострой – СП.-б, «Наука», 1994

Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. – М., 1999-2009.

Жалованные грамоты Великого князя Ивана III на земли и поместья. // Хрестоматия по истории России. Авт.-сост.: А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М., 2004. С. 83.

Житие Александра Невского // Памятники литературы Древней Руси. XIII век. / Пер. В.И. Охотниковой. – М., 1981.

Житие Сергий Радонежского. // // Хрестоматия по истории России. Авт.-сост.: А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М., 2004. С. 85 - 89.

Забытый источник о России эпохи Ивана Грозного // Отечественная история. 1999. № 1.

Иларион. Слово о законе и благодати // Русская идея. Сост. М.А. Маслин. – М., 1992.

История Государства Российского: Хрестоматия. X – XIV вв. / Сост. Г.Е. Миронов. – М., 1996. Ч.1.

Курбский А.М. История о великом князе Московском 1573 г.// Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI века. – М., 1986. С. 218 – 227.

Нашествие Батыя на Русь. // Хрестоматия по истории России. Авт.-сост.: А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М., 2004. С. 113 - 114.

Ограничение местничества. // Там же. С. 79 - 80.

Отмена кормлений. // Там же. С. 121 - 122.

Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным. Послания Ивана Грозного./ Подготовка текста, перевод и комм. Е.И. Ванеевой, Я.С. Лурье, Ю.Д. Рыкова и О.В. Творогова // Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI века. – М., 1986. С. 22 -73, 78 – 83, 108 – 217, 570 – 583, 586 – 605.

Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. – М., 1993.

Пространная редакция Русской правды.// Хрестоматия по истории России. Авт.-сост.: А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М., 2004. С. 47 – 56.

Повести Древней Руси. XI – XII вв. – Л., 1983.

Повесть временных лет – М., 1960.

Послание старца Фелофея // Памятники литературы Древней Руси. Конец XIV – первая половина XVI вв. – М., 1960.

Сказания и повести о Куликовской битве / Л.А. Дмитриев, О.П. Лихачева (подг. текста), в серии «Литературные памятники». – Л., «Наука», 1982. (Сводный текст).

«Слово о полку игореве» и памятники Куликовского цикла. К вопросу о времени написания «Слова» / Под ред. Д.С. Лихачева и Л.А. Дмитриева. – М. – Л., «Наука», 1966. (Опубликованы все 6 рукописей)

Стоглавый Собор. // Хрестоматия по истории России. Авт.-сост.: А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М., 2004. С. 118 - 121.

Судебник 1497 года о крестьянах и холопах. // Там же. С. 83 -84.

Судебник 1550 года. // Там же. С. 115 - 118.

Учреждение опричнины по Николаевской летописи. // Там же. С. 125 - 130.

Учреждение стрелецкого войска. // Там же. С. 114 - 115.

Ярлык, данный от Капчакского царя Мангу российским митрополитам и священнослужителям. // Хрестоматия по истории России. Авт.-сост.: А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М., 2004. С. 79 - 80.

Литература

Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России. Государство Ивана Грозного. Л., 1988.

Анисимов Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. Изд. 2-е, доп. – М., 2010.

Аракчеев В.А. (Псков) - Земская реформа XVI в.: общероссийские тенденции и региональные особенности. // Отечественная история, 2006, № 4. С. 3-11.

Аракчеев В.А. Кормления и земские миры: к вопросу о географии и хронологии реформы 1551-1556 гг. // Отечественная история, 2007. № 6. Стр. 39.

Введение христианства на Руси. М., 1987.

Вернадский Г.В. Киевская Русь. М., 2001.

Виппер Р.Ю. Иван Грозный. M. 1998.

Грот Л.П. — Гносеологические корни норманизма // Вопросы истории, 2008. № 8.

Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков(IX-XIIвв.). М.,1999.

Зимин А.А. Витязь на распутье: феодальная война в России XV века. М.,1991.

Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного. М., 1960.

Зимин А.А. Опричнина. М., 2001.

Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времен Ивана Грозного. М., 1982

Ионов И.Н. Российская цивилизация. IX – нач. ХХ вв. М., 1995.

История Отечества: люди, идеи, решения. М., 1991. Ч.1.

Карацуба И.В., Курукин И.В., Соколов Н.П. Развилки родной истории. М., 2005.

Климов Е.В. Монотеизм восточных славян. // Вопросы истории, 2007. № 12.

Ключевский В.О. Сказания иностранцев о Московском государстве. М., 1991.

Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России(XV-XVI вв.). М.,1985.

КостомаровH.И. Русскаяистория в жизнеописаниях ее главныхдеятелей. Кн.1. М., 1990.

Кривошеев Ю.В. Русь и монголы: Исследования по истории Северо-Восточной Руси XII-XIV вв. СПб., 1999.

Лурье Я.С. Две истории Руси XV века. СПб., 1994.

Ляпин Д.А. Апокрифические сказания и Повесть временных лет. // Вопросы истории, 2008. № 9. Стр. 152

Панченко А.М. Русская история и культура: работы разных лет. СПб., 1999.

Перхавко В.Б. Торговый мир русского Средневековья в былинах. // Отечественная история, 2007. № 6. Стр. 28

Платонов С.Ф. Иван Грозный. М., 1998.

Поляков А.Н. — Образование древнерусской цивилизации. // Вопросы истории, 2005. № 6

Пресняков А.Е. Княжое право в древней Руси: Очерки по истории Х-ХII вв. М., 1993.

Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1993.

Рыбаков С.В. — Осмысление истории в образованном обществе Древней Руси. //Вопросы истории, 2005. № 7.

Свак Д. Русский Самсон? (К вопросу об оценке исторической роли Ивана IV). // Отечественная история. 1999. №5.

Селезнев Ф.А. Политические предпочтения буржуазии Москвы и Нижнего Новгорода в 1406-1407 гг. //Отечественная история, 2006. № 1. С. 42-53.

Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 1994.

Скрынников Р.Г. История Российская IX – XVII вв. М., 1997.

Скрынников P.Г. Царство террора. Спб., 1992.

Стариков Н.В. История России. Справочник студента. М., 2000.

Тихомиров М.Н. Древнерусские города. М., 1956.

Филюшкин А. Слово и дело князя Курбского // Родина. 1999. №1.

Филюшкин А. Андрей Михайлович Курбский// Вопросы истории. 1999. №1.

Фомин В.В. Народ и власть в эпоху формирования государственности у восточных славян. // Отечественная история, 2008. № 2. С. 170-189.

Фроянов И.Я. Начала русской истории. М., 2001.

Фроянов И.Я. Киевская Русь. Главные черты социально-экономического строя. СПб, 1999.

Царь и царство в русском общественном сознании. M., I999.

Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI-XVII вв. М.,1978.

Чумакова Т.В. Человек и его мир в «Домострое». // Чумакова Т.В. «В человеческом жительстве мнози образы зрятся». Образ человека в культуре Древней Руси – СП.-б, 2001.

Шамин С.М. IV Международная конференция «Комплексный подход в изучении Древней Руси». // Отечественная история, 2008. № 3.С. 204-206.

Шмеман А., прот. Исторический путь православия. М., 2003.

Шмидт С.О. У истоков российского абсолютизма: Исследование социально-политической истории времени Ивана Грозного. М., 1996.

Шмидт С.О. Российское государство в сер. XVI столетия: Царский архив и лицевые летописи времени Ивана Грозного. М., 1984.

Шмурло Е.Ф. Курс истории: Возникновение и образование Русского государства (862 – 1462 гг.). С.-Пб., 1998.

Юрганов А.Л. Опричнина и страшный суд// Отечественная история. 1997. №3. С. 52-75.

Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. М., 1998. Гл.3.

Контрольные вопросы

1. Когда и каким образом сформировалось государство Киевская Русь?

2. Причины принятия христианства на Руси. Как крещение Руси повлияло на её историю?

3. Каким был общественный строй Киевской Руси, его эволюция в X-XII веках?

4. Как развивался аппарат государственного управления на Руси?

5. Назовите русских князей – правителей Киевской Руси. Чем они знамениты?

6. Каковы причины распада Киевской Руси? В чем сходство и различие перехода к политической раздробленности на Руси и в Западной Европе?

7. В чем заключалось своеобразие древнерусской культуры?

8. Назовите общие и отличительные черты развития русских земель в XII-XV вв.

9. Какие точки зрения существуют по вопросу о последствиях монголо-татарского нашествия для Руси?

10. Почему именно Северо-Восточная Русь стала центром формирования Российского государства?

11. Какие факторы способствовали формированию единого Российского государства?

12. Назовите наиболее значительные памятники русской культуры XIII-XV веков.

13.Как складывалось российское самодержавие и в чем его отличия от западноевропейского абсолютизма?

14. Назовите причины перехода от политики реформ конца 40-х-50-х гг. XVI века к опричному террору.

15. Как оценивают опричнину в научной литературе?

Задания для самостоятельной работы

1.Напишите эссе на тему: «Какие факторы повлияли на процесс образования государства у восточных славян?»

2.Проанализируйте положительные и отрицательные последствия принятия христианства. Составьте сравнительную таблицу.

3.Составьте таблицу «Правители Киевской Руси», в которой укажите имена правителей, время их княжения, достижения во внешней и внутренней политике.

4.Сравните позиции историков-норманистов и антинорманистов.

5.Сравните общественно-политическое устройство и социально-экономический уклад Новгородской земли, Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств в удельный период.

6.Напишите эссе на тему: «Особенности формирования древнерусской государственности».

7.Напишите эссе на тему: «Роль православной церкви в процессе «собирания русских земель» (XIV – XV вв.»

8. Напишите эссе на тему: «Татаро-монгольское иго: исторический факт или вымысел?»

9.Проанализируйте любую из повестей «куликовского цикла». В чем состоит их историческая значимость?

10. Проанализируйте «Домострой». Выявите морально-нравственные императивы средневекового русского человека.

Тесты для самоконтроля

1. Обозначьте цифрами последовательность событий:

- крещение Руси - объединение Киева и Новгорода

- появление «Русской Правды» - первый договор с Византией

-призвание варягов - подавление бунта древлян

- княжение Владимира Мономаха - первое известие о Москве

Что такое местничество?

А) иерархический порядок государственных должностей представителями всех сословий

Б) иерархический порядок воинских чинов;

В) иерархический порядок знатных фамилий по старшинству и знатности родов;

Г) иерархический порядок распределения мест в Государственной Думе.

Что такое приказы?

А) центральные исполнительные органы

Б) местные исполнительные органы

В) центральные законодательные органы

В) местные судебные органы

Г) центральные законосовещательные органы

Д) регулярные военные части

Соотнесите события и даты

А) Опричнина 1. 1547 г.

Б) Ливонская война 2. 1550 – 1556 гг.

В) Венчание Ивана IV на царство 3. 1565 – 1572 гг.

Г) Первый Земский Собор 4. 1558 – 1583 гг.

Д) Реформы Ивана IV 5. 1549 г.

 

Доклады и рефераты

1. Смута на Руси: причины и историческое значение.

2. Историческая роль народных ополчений 1612 года.

3. Церковная реформа Никона и последствия раскола.

4. Зарождение русского старообрядчества: причины и особенности процесса.

5. Внутриполитические преобразования Петра I Великого и их оценка обществом.

6. Петр Великий как полк



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.185 с.)