Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Черты, выделенные Р.Б.Кеттеллом
Помимо приведенных в таблице в многоуровневой структуре личности существуют 4 фактора второго порядка (экстраверсия ‑ интроверсия, тревожность ‑ приспособленность, cortertia ‑ pathemia (живость коры головного мозга), независимость ‑ покорность), которые получены в результате факторного анализа данных первичных факторов и вычисляются арифметически, и 5 факторов третьего порядка, которые изучаются в основном в научных исследованиях (сила нервной системы по возбуждению, самокритичность, уровень ответственности, забота о самом себе, степень социальной адаптации) (7, 9). Разработанный для диагностики структуры личности опросник (16PF) очень популярен, что связано с его очевидной неклинической направленностью, и используется в России в трех формах ‑ параллельных формах А и В, содержащих 187 утверждений, и форме С, разработанной в Санкт-Петербурге и содержащей 123 пункта. Существует также детская форма, предназначенная для обследования младших школьников.
Особое достижение Кеттелла состоит в том, что ему удалось провести репрезентативное исследование вклада среды и наследственности в развитие черт личности. Разработав специальную статистическую процедуру обработки данных, полученных с использованием близнецового метода, он оценил наличие ‑ отсутствие генетического влияния на черты, в результате чего было обнаружено, что черты имеют различную природу. Так, например, примерно две трети вариаций интеллекта и уверенности в себе обусловлены наследственностью, в то время как генетическое влияние на нейротизм и самосознание оказывается вполовину меньшим. По оценке Кеттелла, в целом примерно две трети характеристик личности определяются влиянием окружающей среды и одна треть ‑ наследственностью (12). Стремление к более четкому отделению факторов среды и наследственности породило множество дополнительных исследований, которые, однако, привели к противоречивым данным. Показатели наследуемости достигают значимого уровня лишь по немногим показателям (у разных авторов отмечается сходство в монозиготных парах по факторам С, F, I, J, О, Q2, Q3, Q4), однако они не согласуются между собой. Многие исследователи отмечают значительный вклад близнецовой ситуации в сходство ‑ различие наблюдаемых черт. Поэтому ряд исследований был посвящен изучению именно этого обстоятельства ‑ типа внутрипарных отношений. Было убедительно показано, что решающим, по-видимому, оказывается пол монозиготных близнецов. Так, у женских пар обнаружено значимое сходство по 12 факторам, а у мужских ‑ всего лишь по 7. По сути, полученные результаты лишь уводят от решения проблемы среды ‑ наследственности в область чисто ролевых отношений, причем одно из возможных объяснений состоит в том, что девочки, по-видимому, оказываются более чувствительными к влиянию социальных представлений о том, какими должны быть близнецы. То есть наследственность и социокультурные представления в данном случае «работают» на один и тот же результат. С наибольшей уверенностью можно говорить лишь о генетической обусловленности черт, связанных с социальной экстраверсией (общительности, активности, невротизма), однако с возрастом степень генетической обусловленности постепенно уменьшается (7, 14). Кеттелл внес также значительный вклад в изучение действия социальных групп, к которым принадлежат люди (диапазон изменчивости черты внутри группы называется синтальностъю ‑ sintality), также развивая мысль Оллпорта о существовании общих и индивидуальных черт.
Модель Большой Пятерки И, наконец, еще одна попытка создания факторной теории личности была сделана в конце 80-х гг. в рамках так называемой «лексической модели», продолжающей исследования Г.Оллпорта, Р.Б.Кеттелла, Л.Терстоуна (7, 9). Основная идея данного подхода состоит в том, что все существенные психологические и поведенческие различия обязательно фиксируются в языке, а значит, достаточно изучить бытовые и литературные выражения, относящиеся к человеческому облику, чтобы быть уверенным в отражении системообразующего ядра личности. Ограничение подхода состоит в том, что трудно определить соотношение между собой различных характеристик без введения «вертикального» и «горизонтального» измерений, задающих основу иерархии внутри системы личности. Модель основана на тех переменных, которые наиболее популярно представлены в языке; «языковую личность» представляют состоящей из 5 наиболее устойчиво определяемых факторов. К ним можно отнести следующие: - Экстраверсия (вовлеченность) ‑ общительность, напористость или спокойствие, пассивность. - Доброжелательность (приятность) ‑ доброта, доверчивость, теплота или враждебность, эгоизм, недоверчивость. - Добросовестность (надежность) ‑ организованность, основательность, надежность или беззаботность, небрежность, ненадежность. - Эмоциональная стабильность ‑ расслабленность, уравновешенность, устойчивость или невротизм ‑ нервозность, удрученность, раздражительность. - Культурность, открытость к опыту ‑ спонтанность, креативность или ограниченность, заурядность, узость интересов. К настоящему времени пятифакторная модель, или Модель Большой Пятерки (FFM, five factor model) получила свое подтверждение и благодаря психометрическим исследованиям; она является наиболее разрабатываемой, потому что выделенные факторы обладают высокой конвергентной валидностью, проявляясь в различных подходах. Постулаты пятифакторной теории личности заключаются в следующем. 1. Все взрослые люди могут быть охарактеризованы специфической комбинацией личностных черт, влияющих на мысли, чувства и поведение (об индивидуальности). 2. Изучаемые черты личности есть эндогенные базовые тенденции (о происхождении). 3. Черты развиваются в детстве, окончательно формируются во взрослом возрасте и сохраняют свою неизменность у адаптированных субъектов (о развитии). 4. Черты организованы иерархически, от узких и специфичных до широких, более общих диспозиций (о структуре). Необходимо отметить высокое внутреннее (содержательное и методологическое) сходство обсуждаемых моделей со специальной теорией индивидуальности, развиваемой в отечественной психологической науке. В то же время важно осознавать, что теории черт ‑ это «промежуточный», между типологическим и идиографическим (клиническим), подход к изучению индивидуальности.
Однако любая теория имеет свои ограничения, которые задают пределы ее эвристических возможностей. Поэтому, определив черту как ситуационно устойчивое проявление, следует и это утверждение подвергнуть сомнению (14). Р.Б.Кеттелл, отдавая себе отчет в трудности прогноза человеческого поведения, предлагал использовать для этого простую формулу, названную им уравнением спецификации: R = f (S,P), где R ‑ специфическая ответная реакция человека, S ‑ стимулирующая ситуация, а Р ‑ структура личности. Но, несмотря на поправки, сам факт их внесения отражает принципиальную возможность выделения, изучения, измерения и предсказания черт личности.
ЛИТЕРАТУРА 1. Анастази А. Дифференциальная психология. ‑ М.: Апрель- Пресс, 2001. ‑ 745 с. 2. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1 и 2. ‑ М.: Педагогика, 1982. 3. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. ‑ М., 1984. 4. Годфруа Ж. Что такое психология. Кн. 1 и 2. ‑ М., 1992. 5. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. ‑ М.: Планета детей, 1997. ‑ 325 с. 6. Лазурский А.Ф. Классификация личностей // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑ С. 179-198. 7. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. ‑ М.: Смысл, 1999. ‑ 534 с. 8. Машков В.Н. Основы дифференциальной психологии. ‑ СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1998. ‑ 132 с. 9. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. ‑ М., 1985. 10. Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники. ‑ М., 1992. 11. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. ‑ М., 1988. 12. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В.Равич-Щербо. ‑ М.: Педагогика, 1988. ‑ 330 с. 13. Современная психология / Под ред. В.Н.Дружинина. ‑ М.: Инфра+, 2000. 14. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. ‑ СПб.: Питер, 2001. ‑ 602 с. 15. Юнг К. Психологические типы // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑ С. 199-218. ГЛАВА 9 ПСИХОЛОГИЯ ПОЛА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.028 с.) |