Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Жикалкина Т. К. . Математика, 2 класс: кн. Для учителя. -3- е изд. , стер. – М. : дрофа, 2001. -139.
Словарь основных понятий Арифметика - один из разделов математики, изучающий простейшие свойства чисел и действий, производимых над числами. В начальном курсе математики используются четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление.
Бесконечность - это что-то (количество предметов, длина линии, количество фигур в записи числа), что не имеет предела, не имеет окончания. Биллион - другое название этой величины - миллиард. 1 биллион равен 1000 миллионам. Квинтиллион равен 1000 000 000 000 000 000 и т.д. Вычитание - это арифметическое действие, обратное сложению. Обозначается знаком «минус» (-). Это действие, при котором из числа а вычитают, оно уменьшается (уменьшаемое); число b вычитается и называется вычитаемое; a-b или с показывает разницу, на сколько число а отличается от числа b, поэтому эту разницу называют разностью (результат действия вычитания). Дается двоякое значение разности.
Двузначные числа - это натуральные числа, содержащие два разряда (разряд единиц и разряд десятков единиц).
Десятичная система счисления - способ обозначения чисел, в основе которого лежит число 10. Десятичная система счисления называется позиционной (число зависит от позиции, места цифры в записи числа) и использует 10 арабских цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Десяток - сумма десяти единиц составляет десяток. Словосочетание «числа первого десятка» обозначает числа от 1 до 10 включительно.
Дециметр - единица измерения длины. Один дециметр равен десяти сантиметрам.
Единица - это наименьшее натуральное число в любом разряде. Натуральные числа - это целые положительные числа, поэтому среди них 1 (единица) число наименьшее (число 0 не относится к натуральным числам). Класс - объединение единиц трех разрядов. Наименование класса, как и деление числа на классы, начинается справа налево от младшего класса к старшему. Между классами в записи числа ставится пробел для упрощения чтения.
1 класс - первые 3 разряда справа (I разряд - единицы единиц, II разряд - десятки единиц, IIIразряд - сотни единиц) называются классами единиц. Название этого класса в записи числа и при чтении отсутствуют. 2 класс - IV разряд - разряд единиц тысяч, V разряд - разряд десятков тысяч, VI разряд - разряд сотен тысяч объединены в класс тысяч. При чтении и записи числа наименование класса обязательно после цифры VI разряда. 13133 - тринадцать тысяч…
3 класс - VII, VIII, IX разряды справа составляют класс миллионов. VII разряд - разряд единиц миллионов, VIII разряд - разряд десятков миллионов, IX разряд - разряд сотен миллионов. При чтении и записи наименование класса обязательно после цифры 9 разряда. 250 000 001 - двести пятьдесят миллионов … Существуют 4, 5, 6, 7, 8 и т.д. классы (см. таблицу).
Количественное натуральное число - число? обозначающее количество всех перечисленных при счете предметов и отвечающее на вопрос «сколько», т.е. количественное число. Каждое число является одновременно и порядковым, т.к. указывает на порядок предметов при счете? и количественным, т.к. указывает на количество всех перечисленных предметов.
Концентр - это объединенная по общим признакам область рассматриваемых чисел. В начальном курсе математики нумерация целых неотрицательных чисел изучается по концентрам. Выделяются следующие концентры: десяток, сотня, тысяча, многозначные числа.
Меньше - это характеристика одной величины по отношению к другой величине при их сравнении. Отношение «меньше» (<) - число А<В, если число А встречается при счете раньше В.
Натуральное число - это целое положительное число. Натуральное число можно обозначить латинской буквой N [эн]. Число выступает как общая характеристика класса эквивалентных множеств и осознается в процессе установления взаимно-однозначного соответствия между элементами различных множеств. В начальном курсе математики раскрываются различные способы образования числа, счет, измерение, выполнение арифметических действий. Натуральные числа создают числовой ряд, в котором число 1 - наименьшее число, а наибольшее число отсутствует, т.к. ряд натуральных чисел можно продолжить до бесконечности.
Натуральный ряд - это ряд целых чисел, начинающихся с числа 1 и продолжающийся до бесконечности. Часть этого ряда чисел тоже представляет собой натуральный ряд.
Неразрядное число - число, состоящее из единиц разных разрядов (3, 13, 337, 40800).
Нумерация - совокупность приемов обозначения и наименования натуральных чисел или как способ соединения цифр для обозначения числа.
Однозначные числа - это числа, состоящие из одной цифры I разряда 1 класса единиц. Однозначных чисел всего девять: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Наибольшее однозначное число это 9, наименьшее - это 1.
Письменная нумерация - совокупность правил, дающих возможность с помощью немногих знаков обозначать любые числа.
Позиционный принцип или поместный принцип используется при нумерации. Это такой способ изображения чисел, при котором одними и теми же цифрами могут обозначаться разные числа в зависимости от места, занимаемого цифрами при записи числа.
Порядковое число обозначает место предмета в ряду, указывает на порядок предмета при счете и отвечает на вопрос «какой?», «который по счету?». Порядковая и количественная характеристика числа тесно связаны. Преемственность - это связь между явлениями, объектами в процессе развития, когда новое сменяет старое, сохраняя при этом некоторые его элементы. Преемственность характеризуется последовательностью и систематичностью расположения материала, осмыслением пройденного на более высоком уровне.
Разность - это результат вычисления действия вычитания.
Разрядные единицы - числа 1, 10, 100, 1000… называются разрядными единицами. 1 - единица разряда единиц; 10 - единица разряда десятков единиц; 100 - единица разряда сотен единиц; 1000 - единица разряда единиц тысяч.
Разрядные слагаемые - однозначные числа - это цифры для каждого разряда. Произведение цифры разряда на разрядную единицу называется разрядным слагаемым.
5´100000=500000 7´10000=70000 4´1000=4000 2´100=200 6´10=60 3´1=3 574263=500000+70000+4000+200+60+3. Каждое число, начиная с двузначного, можно представить разрядными слагаемыми.
Разрядное число - число, состоящее из единиц одного разряда (20, 500, 20000…).
Разряды - это место, занимаемое цифрой в записи числа в позиционной системе счисления. Количество занятых цифрами мест - это количество разрядов числа.
Система счисления - это набор знаков, правил операций и порядка записи этих знаков при образовании числа.
Счет - рассматривается как операция установления взаимно-однозначного соответствия между двумя множествами (количеством предметов и словом-числительным). Следует различать механический и сознательный счет.
Механический счет - машинальное, сознательно нерегулируемое называние чисел в прямом и обратном порядке.
Сознательный счет - счет намеренный, целенаправленный, обдуманный.
Счетная единица - основная единица, которая используется при счете в данном концентре, т.е. то, что берем за основу счета.
Устная нумерация - совокупность правил, дающих возможность с помощью немногих слов составлять названия для многих чисел.
Цифра (арабск. «сыфр» - пустое место) - это знак для обозначения числа. До введения цифровой системы числа обозначались палочками, буквами и т.д. Цифры были введены в систему счисления еще за 3000 лет до н.э. В написании числа одна и та же цифра имеет разную величину. Всего для обозначения числа используются 10 знаков, именуемых «цифрой»: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Вопросы для контроля 1. Раскрыть основные понятия подготовительного периода. Показать преемственность в изучении нумерации чисел в концентре "Десяток" в детском саду и школе. 2. Раскрыть формирование понятия числа в курсе математики начальных классов. Количественное и порядковое натуральное число, их взаимосвязь. Показать способы образования числа. 3. Раскрыть методику формирования понятия натуральной последовательности. Свойства отрезка натурального ряда. Цифра и число нуль. 4. Раскрыть и обосновать преемственность в изучении нумерации двузначных и трехзначных чисел. 5. Показать использование приема сравнения при изучении нумерации многозначных чисел. 6. Раскрыть общий методический подход к изучению нумерации целых неотрицательных чисел. 7. Раскрыть основные теоретические понятия, которые вводятся при изучении нумерации в каждом концентре. 8. Охарактеризовать основные этапы ознакомления с числом в каждом концентре. Указать их сходство и различие. 9. Раскрыть общие этапы ознакомления с числом. Дать их характеристику. 10. Обосновать целесообразность изучения некоторых случаев арифметических действий в разделе "Нумерация целых неотрицательных чисел". Назвать их, показать методику введения. 11. Показать теоретический материал, который необходимо закрепить при изучении нумерации в каждом концентре. 12. Покажите, какое место отводится изучению величин и единиц их измерения при усвоении нумерации чисел. Изучение арифметических действий Обучение младших школьников элементам
Методика обучения математике изучает процесс обучения математике и ставит своей целью выявить закономерности этого процесса с тем, чтобы использовать их в практике обучения. Используя психолого-педагогические знания, методика обучения математике также ставит своей целью раскрыть взаимосвязи, которые существуют между внешними условиями обучения и внутренними процессами учебной деятельности учащихся при усвоении ими конкретного математического содержания. Для начального курса математики в качестве методико-математических основ выступают: теоретико-множественный подход к построению системы целых неотрицательных чисел; аксиоматическая теория целых неотрицательных чисел; непозиционные и позиционные системы счисления; особенности десятичной системы счисления; учение о величинах, о числовых выражениях и выражениях с переменной; об уравнениях, неравенствах, определения геометрических фигур и их простейшие свойства.
Необходимо различать 2 уровня таких основ: для учителя и ученика. Во многих случаях они не совпадают. Например: равенство (2+3)+7=2+(3+7). Учащиеся это равенство воспринимают как запись, выполненную при прибавлении числа к сумме и суммы к числу. Это для них является теоретической основой выполняемых действий. Для учителя это использование ассоциативного свойства сложения. Методические подходы, общие положения и рекомендации можно отнести к теоретическим основам обучения математике в начальной школе, если они отвечают следующим требованиям: 1) опираются на определенную систему (психологическую, педагогическую, математическую), отражая ее применительно к конкретному содержанию обучения; 2) являются обобщенными положениями, отражающими не отдельный случай из обучения математике, а общие подходы к процессу обучения в начальных классах; 3) отражают устойчивые особенности процесса обучения математике, то есть закономерности этого процесса или важные факты о нем; 4) подтверждаются в практике экспериментами или опытом работы учителей. Приведем два примера. Пример 1: Сближение во времени изучения взаимосвязанного и взаимозависимого материала экономит время изучения и способствует лучшему усвоению его учащимися. Это положение может быть использовано при изучении различного математического материала и отражает закономерности его усвоения. На его основе методика обучения математике в начальных классах строится так, что действия сложения и вычитания, умножения и деления изучаются почти одновременно, параллельно. Практика подтверждает, что это способствует лучшему усвоению. Пример 2: Если для формирования вычислительного навыка предлагать однотипные упражнения, в которых имеются повторяющиеся компоненты, то под их влиянием перестают принимать во внимание некоторые из этих компонентов, что приводит к ошибкам. Следовательно, в упражнения для закрепления целесообразно включать учебный материал из других разделов, используя различные виды заданий. Это положение может быть использовано при формировании вычислительных навыков по любой теме. В основе умений и навыков лежат знания. Знание теоретического материала лежит в основе: - формирования вычислительных навыков; - решения выражений, равенств, неравенств, уравнений; - решения задач; - построения геометрических фигур и т.д. Условно это можно представить в виде следующей схемы.
|
|||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 1109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.037 с.) |