Система коррекционно-воспитательной работы на занятиях по изобразительной деятельности и конструированию для детей с третьим уровнем речевого развития (предложена Ю. Ф. Гаркушей) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система коррекционно-воспитательной работы на занятиях по изобразительной деятельности и конструированию для детей с третьим уровнем речевого развития (предложена Ю. Ф. Гаркушей)



В процессе обучения выделены четыре этапа:

I этап формирование ориентировочной основы продуктивной деятельности. В этот период проводится обучение оречевлению отдельных операций, создается положительный настрой на занятия, формируются умение планировать ход работы, способы выполнения заданий. Воспитатель объясняет детям цель задания, характеризует объект деятельности, представляет в обобщенном виде систему ориентиров на каждом этапе продуктивной деятельности.

Например, на занятиях по аппликации могут быть использованы наглядные опоры в виде рисунков большого размера, отражающих основные моменты занятия. Первый рисунок демонстрирует, как создаются необходимые для аппликации детали. Другой отражает, как проверить работу по образцу. Следующий показывает, как выкладывать детали на лист бумаги. Четвертый рисунок отражает порядок наклеивания деталей аппликации. Формирование у детей представления о системе условий, на которую следует опираться при выполнении задания по изобразительной деятельности и конструированию, способствует воспитанию внимания, восприятия, памяти и воображения.

II этап формирование всех основных звеньев продуктивной деятельности в материальной форме.

В начале данного этапа дети создают аппликации и постройки преимущественно по образцу, сделанному педагогом. Постепенно в практику проведения занятий вводятся задания, выполнение которых связано с применением рисунков различной степени схематизации. Действия детей сопровождаются речью.

Например, на занятиях по конструированию дети сначала сооружают конструкции по объемным рисункам, а впоследствии по графическим моделям.

При обучении детей правильному выполнению отдельных действий или операций логопед использует различные приемы: показ в замедленном темпе, расчленение действия на отдельные операции, повторная демонстрация операции и др.

Второй этап обучения предполагает сознательное усвоение детьми структуры продуктивной деятельности. При этом все основные элементы деятельности приобретают речевую форму.

III этап свертывание операций, входящих в структуру продуктивной деятельности, а также преобразование речевых высказываний детей в ходе выполнения заданий в проговаривание про себя.

В процессе работы на данном этапе воспитатель постепенно сокращает число наглядных опор, используемых ребенком в ходе занятий. Учитывая возросшие умения детей анализировать предмет предстоящей изобразительной и конструктивной деятельности и планировать его создание, педагог широко использует такие виды работы, как изготовление аппликации по представлению, сооружение конструкции по теме. Словесные инструкции воспитателя постепенно усложняются. На занятиях создаются условия для развития связной речи детей. Например, на занятии по аппликации «Цветы» логопед предлагает детям описать изображения цветков, которые были составлены ими в процессе работы.

IV этап совершенствование системы осознанного планирования, регулирования и контролирования ребенком собственных действий на занятиях.

На занятиях данного этапа воспитателем создаются условия, при которых дети развивают полученные ими умения при выполнении любых заданий на занятиях. Продолжается работа по развитию связного речевого высказывания у детей.

При планировании коррекционно-воспитательной работы необходимо учитывать ряд положений. Организация, форма, приемы работы, речевой материал должны соответствовать возрастным особенностям детей, их уровню речевого и общего психического развития, должны быть учтены основные задачи и характер общеобразовательных занятий.

Планирование каждого занятия осуществляется педагогом в зависимости от речевых возможностей детей, а также с учетом конкретных задач логопедических занятий. При отборе речевого материала для своих занятий воспитатель должен максимально учитывать тематику фронтальных логопедических занятий и уровень развития фонетико-фонематической и лексико-грамма-тической сторон речи каждого ребенка. Необходимо согласовывать планы логопедической и коррекционно-воспитательной работы таким образом, чтобы вслед за изучением темы на логопедическом занятии материал (освоенные лексико-грамматические конструкции) закреплялся воспитателем на ежедневных занятиях.

Согласно «Типовому положению о дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи» в группы общего недоразвития речи зачисляются дети:

с первым уровнем речевого развития начиная с 3-летнего возраста со сроком обучения 3-4 года;

со вторым уровнем речевого развития начиная с 4-летнего возраста со сроком обучения 3 года;

с третьим уровнем речевого развития начиная с 4-5-летнего возраста со сроком обучения 2 года.

Правильная организация детей в детском саду, распределение нагрузки в течение дня, координация в работе педагогов имеют огромное значение для эффективности коррекционно-воспитательной работы.

Сетка занятий логопеда и воспитателя должна учитывать возрастные, речевые и индивидуальные особенности детей.

В утренние часы логопед проводит фронтальные занятия по подгруппам: I подгруппа — 9.00-9.20; II подгруппа — 9.30-9.50. В это же время воспитатель проводит занятия по разным видам учебной деятельности с детьми, не занятыми логопедом.

С 10.00 до 13.00 логопед занимается с детьми индивидуально. Остальные дети находятся с воспитателем на прогулке. После дневного сна воспитатель проводит индивидуальные занятия (5-7 детей ежедневно) по заданию логопеда. На вечерних занятиях воспитатель должен закреплять поставленные логопедом звуки, повторять стихотворения, рассказы, давать детям упражнения на развитие мышления, памяти, внимания, мелкой моторики пальцев рук, на совершенствование фонематического слуха, звуковой анализ и синтез. Вечером воспитатель в течение 20 минут проводит фронтальное занятие для всей группы

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.198 (0.004 с.)