Нарушенной по доминантному типу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нарушенной по доминантному типу



 

Данный вид работы подчинен главной задаче восстановления высших, обобщенных уровней пространственно-ориентировочной деятельности. Эта работа включает следующие направления:

• восстановление схематических представлений о пространст­венных соотношениях объектов действительности. С этой це­лью предлагаются такие упражнения, как поворот фигуры в пространстве. Сначала эта работа проводится на материале, оформленном ситуативно, сюжетно: больному предъявляют макет комнаты с фигуркой стоящего посредине человека и про­сят повернуть ее лицом к двери. Затем дается инструкция по­вернуть фигуру к себе и от себя. С течением времени опора на ситуацию устраняется и осуществляется переход к оперирова­нию геометрическими фигурами — реальными, затем — рисо­ванными;

• работа с географической картой, которая включает:

— нахождение сторон и частей света;

— нахождение тех или иных объектов — стран, городов, рек и т.д.;

— перенос географических объектов с обычной карты на немую;

—самостоятельное заполнение немой карты с предваритель­ным ознакомлением с данной местностью по обычной карте;

• работа с часами:

— «оживление» роли цифр, стрелок, делений на минуты и т.д. Подобное «оживление» может проводиться с помощью обыгрывания наиболее стереотипных значений понятия времени и его компонен­тов. Так, обсуждаются понятия «полночь», «полдень», «5 минут», «минута», «час» и пр., в прямом и переносном смысле. Приводятся примеры из хорошо знакомых больному произведений художест­венной литературы, текстов песен, сказок, кинофильмов и т.д.;

— расстановка стрелок на часах соответственно заданному времени;

— анализ различий при симметричном расположении стрелок в правой и левой части циферблата;

— списывание с циферблата цифр по расставленным стрелкам;

— самостоятельное обозначение заданного времени на немых асах и т.д.;

— схематическое изображение пространственных ситуаций на чертеже-плане пути, комнаты и т.п. В дальнейшем пространствен­ные ситуации предъявляются вне вербального контекста;

• идентификация аналогичных пространственных ситуаций, в которых участвуют различные объекты. Например, больному предъявляется ряд рисунков: кошка на стуле, книга на столе, книга в ящике, собака под стулом, лампа над столом, посуда в буфете, тапочки под кроватью, птица над домом, книги в портфеле, ваза на шкафу и т.д. Больной должен указать те ри­сунки, на которых изображены аналогичные пространствен­ные ситуации;

• соотнесение реальных пространственных ситуаций с их схе-матйчёстгйм изображением (см. схему обследования больных с нарушением высших психических функций). Для облегчения решения этой задачи в начале обучения реальные рисунки и схемы сопровождаются подписями в виде предлогов. Затем эти подписи убираются, и больной оперируют «голыми» рисунками и схемами;

«^уточнение значений слов с пространственным значением (внизу, вверху, далеко, близко, сбоку, рядом, в отдалении, на­право, налево и т.д.), а также автоматизация этих слов в собст­венной речи больного.

Восстановление конструктивной деятельности

Данная работа начинается с «оживления» понятия формы, раз­мера, а именно с:

• выработки дифференцированного восприятия круглой и угольной формы, сначала на материале реальных предметов («мяч — телевизор, арбуз — книга» и т.д.), а затем — на гео­метрических фигурах;

• выработки дифференцированного восприятия размера, неза­висимо от формы (идентификация различных предметов и гео­метрических фигур, неодинаковых по размеру);

• срисовывания предметов и геометрических фигур;

• дорисовывания предметов;

• рисования предметов и геометрических фигур из элементов (кубики Кооса и т.д.);

• конструирования различных деталей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.204 (0.004 с.)