Раздел IV. Производство судов общей и арбитражной 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел IV. Производство судов общей и арбитражной



Раздел IV. ПРОИЗВОДСТВО СУДОВ ОБЩЕЙ И АРБИТРАЖНОЙ

ЮРИСДИКЦИИ ПО ПРОВЕРКЕ СУДЕБНЫХ АКТОВ В

ИНСТАНЦИОННОМ ПОРЯДКЕ

 

Тема N 18. ПЕРЕСМОТР СУДЕБНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ

Тема N 19. ПРОИЗВОДСТВО ПО ИСПОЛНЕНИЮ

Раздел V. ВНЕСУДЕБНЫЕ ФОРМЫ ЗАЩИТЫ

ЗАКОННЫХ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ

 

Тема N 22. ТРЕТЕЙСКАЯ ФОРМА ЗАЩИТЫ ПРАВ И

ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ. ЛЕГАЛИЗАЦИЯ РЕШЕНИЙ ТРЕТЕЙСКИХ СУДОВ

ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СУДАМИ

 

Третейская форма защиты прав и законных интересов является одной из внесудебных форм разрешения споров участников гражданского и экономического оборота, осуществляемой специальными органами - третейскими судами.

 

Правовое регулирование деятельности третейских судов в общих параметрах осуществляет Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации".

 

Третейский суд представляет собой орган внесудебной негосударственной юрисдикции, полномочный на разрешение гражданских и экономических дел на основании соглашения сторон, являющийся постоянно действующим или образованный сторонами для разрешения конкретного спора (ad hoc).

Постоянно действующие третейские суды обладают следующими признаками:

1) образовываются организациями - юридическими лицами;

2) имеют положение и список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.

Третейские суды рассматривают любые споры, возникающие из гражданских, экономических правоотношений, компетенция которого определяется и конкретизируется третейским соглашением, под которым понимается договор сторон о передаче на рассмотрение третейского суда потенциального или уже возникшего спора в связи с конкретным правоотношением, независимо от того, носило ли оно договорный характер или нет. В то же время существуют ограничения по категориям дел, которые третейские суды рассматривать не вправе. К таким делам относятся дела, возникающие из публичных правоотношений, дела о несостоятельности (банкротстве), а также споры в сфере недвижимого имущества, поскольку регистрация прав на него осуществляется компетентными органами государственной власти.

Третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор, в том числе в случаях, когда одна из сторон возражает против третейского разбирательства по мотиву отсутствия или недействительности третейского соглашения. Для этой цели третейское соглашение, заключенное в виде оговорки в договоре, должно рассматриваться как не зависящее от других условий договора.

Принципы третейского разбирательства схожи с принципами гражданского и арбитражного процесса, однако дополнительным принципом выступает принцип конфиденциальности третейского разбирательства, а именно: неразглашения по ходатайству сторон любых сведений, ставших известными третейскому суду в ходе разбирательства. Место третейского разбирательства определяется соглашением сторон. В остальном Закон о третейских судах в общих чертах устанавливает процедуру третейского разбирательства, аналогичную процедуре судебного разбирательства судами общей и арбитражной юрисдикции. Стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять решение третейского суда, а также прилагают все усилия к тому, чтобы решение третейского суда было юридически исполнимо.

Третейским судьей может быть физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи. Если третейский судья рассматривает спор единолично, то он должен иметь высшее юридическое образование, а при коллегиальном рассмотрении спора высшее юридическое образование должен иметь председательствующий третейский судья. Требования, предъявляемые к квалификации третейского судьи, могут быть согласованы сторонами непосредственно или определены правилами третейского разбирательства.

Формирование состава третейского суда производится путем избрания или назначения третейских судей. В постоянно действующем третейском суде формирование состава третейского суда производится в порядке, установленном правилами постоянно действующего третейского суда. Число третейских судей должно быть нечетным и определяется сторонами, а по общему правилу спор рассматривают три третейских судьи.

Государственные суды наделены полномочиями по взаимодействию с третейскими судами в двух формах: по принятию определений о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов в случае, если одна из сторон добровольно не исполняет такое решение, а также по контролю за законностью процедуры третейского разбирательства в форме рассмотрения заявлений об оспаривании решений третейских судов.

 

СХЕМЫ К ТЕМЕ N 22

 

Схема N 1. Третейская форма защиты. Третейские суды

 

 

Схема N 2. Компетенция третейского суда

 

 

Схема N 3. Порядок проведения третейского разбирательства

 

 

Схема N 4. Этапы третейского разбирательства

 

 

Схема N 5. Прекращение третейского разбирательства

 

 

Схема N 6. Исполнение решения третейского суда

 

 

Схема N 7. Основания отказа в выдаче исполнительного листа

 

 

Схема N 8. Оспаривание решения третейского суда

 

 

С УЧАСТИЕМ ПОСРЕДНИКА (МЕДИАТОРА)

 

С 2010 года в России существует новый способ внесудебного урегулирования споров с участием посредника (медиатора). Одноименный Закон регулирует правовое регулирование его статуса, а также общие параметры применения процедуры медиации. По своей природе институт медиации происходит из англосаксонской правовой системы, а наибольшее распространение получил в США. Это объясняется чрезвычайно высокими судебными издержками и целесообразностью в этой связи не прибегать к судебным тяжбам в государственных судах.

 

Медиация представляет собой способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в отношении споров, возникающих из гражданских, семейных, трудовых и экономических правоотношений, а также иных споров, прямо предусмотренных федеральным законом.

 

Следует обратить внимание на то, что процедура медиации не применяется к коллективным трудовым спорам, а также любым спорам, которые затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы.

 

В отношении других категорий дел процедура медиации носит универсальный характер и применима как к отношениям в сфере гражданского оборота, так и к правоотношениям в сфере экономического оборота, то есть в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

 

Необходимо различать соглашение о применении процедуры медиации и медиативное соглашение.

 

Если соглашение о проведении процедуры медиации заключается сторонами до или после возникновения спора и содержит намерение применить данную процедуру к спорным правоотношениям, то медиативное соглашение - это результат уже урегулированного спора посредством процедуры медиации.

Принципы проведения процедуры медиации отличаются от принципов судебного разбирательства. Принцип добровольности означает необходимость взаимного согласия спорящих сторон на обращение к посреднику, выраженного явно, в письменной форме, позволяющего четко понять намерение использовать процедуру медиации. Принцип конфиденциальности является ключевым преимуществом медиации перед защитой прав и свобод государственными судами, поскольку позволяет медиатору не разглашать сведения, ставшие ему известными при проведении процедуры медиации при отсутствии на это согласия сторон. Это объясняется тем, что на практике нередки случаи, когда информация, которую стороны не хотят разглашать, не содержит сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне, однако ее разглашение способно негативно повлиять на достоинство или деловую репутацию участников спора. В таких случаях в действие вступает принцип конфиденциальности процедуры медиации.

Принцип сотрудничества и равноправия сторон является неотъемлемым условием достижения положительного результата проведения медиации, поскольку нахождение одной из сторон в преимущественном положении по отношению к другой стороне, а также отсутствие доверительных отношений между ними может затруднить принятие взаимоприемлемого медиативного соглашения, учитывающего интересы всех участников спора. Срок проведения процедуры медиации устанавливается соглашением сторон, но не должен превышать 180 дней. Арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству обеих сторон в случае их обращения за содействием в разрешении спора к посреднику, в том числе медиатору, на срок до 60 дней.

Медиатор может осуществлять посредническую деятельность как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе.

Условия проведения процедуры медиации:

1) наличие соглашения сторон, в том числе на основании соглашения о применении процедуры медиации;

2) при возникновении спора как до обращения в суд или третейский суд, так и после начала судебного разбирательства или третейского разбирательства;

3) проведение процедуры медиации начинается со дня заключения сторонами соглашения о проведении процедуры медиации.

Порядок проведения процедуры медиации устанавливается соглашением сторон путем ссылки на правила проведения процедуры медиации, утвержденные соответствующей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации. То есть данные правила к моменту возникновения обращения к процедуре медиации должны быть установлены организацией, постоянно оказывающей посреднические услуги. Завершает процедуру медиации письменное медиативное соглашение, содержащее сведения о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, медиаторе, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения.

Основания прекращения процедуры медиации:

1) заключение сторонами медиативного соглашения - со дня подписания такого соглашения;

2) заключение соглашения сторон о прекращении процедуры медиации без достижения согласия по имеющимся разногласиям - со дня подписания такого соглашения;

3) заявление медиатора в письменной форме, направленное сторонам после консультаций с ними по поводу прекращения процедуры медиации ввиду нецелесообразности ее дальнейшего проведения, - в день направления данного заявления;

4) заявление в письменной форме одной, нескольких или всех сторон, направленное медиатору, об отказе от продолжения процедуры медиации - со дня получения медиатором данного заявления;

5) истечение срока проведения процедуры медиации - со дня его истечения.

 

СХЕМЫ К ТЕМЕ N 23

 

Схема N 1. Понятие и принципы процедуры медиации

 

 

Схема N 2. Условия применения процедуры медиации

 

 

Схема N 3. Медиативное соглашение

 

 

Схема N 4. Основания прекращения процедуры медиации

 

 

 

 

 

Раздел IV. ПРОИЗВОДСТВО СУДОВ ОБЩЕЙ И АРБИТРАЖНОЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 678; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.230 (0.024 с.)