Процедура психодиагностического изучения ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процедура психодиагностического изучения ребенка



Психодиагностическое изучение ребенка осуществляется в определенной последовательности. Сначала психологу следует изучить документацию и собрать сведе­ния о ребенке путем опроса родителей и педагогов. К на­чалу обследования он должен обладать всеми необходи­мыми сведениями клинического, педагогического, соци­ального характера. Это позволит правильно определить задачи исследования и подготовить необходимый диаг­ностический инструментарий.

Для проведения психологического обследования необ­ходима спокойная обстановка. Обследование осуществля­ется в отдельной комнате с небольшим количеством ве­щей, чтобы не отвлекать внимание ребенка. С ребенком до 4-х лет обследование проводится за маленьким детским столом или на ковре, с ребенком 4-6-ти лет - за детским столом, с более старшими детьми - за обычным столом. На столе не должно быть посторонних предметов.

Обследование лучше начинать с заведомо легких для данного ребенка заданий. Психолог должен внимательно наблюдать за всеми действиями ребенка, быть спокойным и доброжелательным. Если ребенок допускает ошибки, то обследующий оказывает ему помощь, которая предусмот­рена в данном задании.

В протоколе фиксируются все результаты наблюде­ния, отмечается время выполнения заданий, допускаемые ребенком ошибки, виды помощи и ее эффективность.

Присутствие матери при обследовании нежелательно, но возможно в тех случаях, когда ребенок категорически отказывается обследоваться без нее. После обследования психолог обсуждает с матерью полученные результаты, отвечает на ее вопросы, дает рекомендации. Если по каким-либо причинам ребенок плохо ведет себя во время обследования, отказывается выполнять задание, то необходимо выяснить причины такого поведения и вызвать ребенка на повторное обследование через несколько дней.

За это время родители смогут подготовить ребенка к повторному обследованию, убедить его сотрудничать с психологом. Повторное обследование рекомендуется также тем детям, которые из-за быстрого утомления не выдерживают однократной полной процедуры обследования.

Оформление психологического заключения

Заключение на ребенка лучше готовить в два эта­па. Сначала психолог, проводивший обследование, обра­батывает результаты выполнения заданий, обсуждает их с членами педагогического коллектива и приходит к опре­деленным выводам об уровне развития познавательной де­ятельности, речи, эмоционально-волевой сферы, лично­сти, поведения ребенка и о признаках своеобразия в его развитии, а также решает вопрос о характере коррекционной помощи, необходимой ребенку. Затем психолог оформляет письменное заключение. Несмотря на то, что заключение пишется в свободной форме, определенные правила его написания следует соблюдать.

Заключение рекомендуется составлять из трех относи­тельно самостоятельных частей.

В первой части указываются причины обследования ре­бенка, цель обследования, особенности поведения ребенка во время обследования. Обязательно отмечаются мотива­ция к выполнению заданий, особенности контакта и спосо­бы взаимодействия с психологом, способы выполнения за­даний, характер деятельности, реакции на поощрение, не­успех, замечание. Особое внимание обращается на способ­ность ребенка продуктивно использовать предложенную помощь, виды этой помощи, умение переносить найден­ный совместно с психологом способ решения на аналогич­ную задачу. Фиксируется наличие или отсутствие речевого сопровождения действий, характер высказываний, способ­ность ребенка рассказать о своих действиях.

Во второй части дается анализ полученных результа­тов диагностического изучения психики ребенка. Содержание этого раздела зависит от задач исследования, определивших, какие психические функции и процессы изучались в каждом конкретном случае.

В третьей части заключения делается вывод о структуре нарушения психики у ребенка, причем отмечаются не только выявленные нарушения и их соотношение, но и сохраненные стороны психики, потенциальные возможности ребенка, определяющие его дальнейшее развитие. Да­лее формулируются рекомендации к организации и содер­жанию психологической помощи ребенку, оптимизации коррекционно-педагогического процесса. Эти рекомендации адресуются специалистам образовательного учреждения и родителям.

В тексте заключения обязательно дается указание на возраст обследуемого, ставятся даты обследования и написания заключения, подпись психолога

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.006 с.)