Автономия в Финляндии, Дании, Португалии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Автономия в Финляндии, Дании, Португалии.



 

 

Тема 4. Избирательное право, избирательные системы:

Вопр.1. Выборы (Понятие, сущность, виды).

Выборы – процедура формирования государственного органа, органа местного самоуправления или наделение полномочиями должностного лица, осуществляемое посредством голосования управомоченных лиц при условии, что на каждый распределённый мандат претендует в установленном порядке 2 и более кандидатов.

Сущность:

А) посредством выборов формируются различные органы публичной власти, т.е. выборы – важный институт непосредственной демократии

Б)выборы легитимируют власть; через выборы народ определяет своих представителей и наделяет их мандатом на реализацию своих полномочий, выражая готовность добровольно выполнять веления власти.

В) выборы служат барометром политической жизни, их результаты дают объективную оценку степени влияния различных политических сил, они показывают настроения избирателей, тенденции политической жизни

Г)возможность выбора – средство выбора политических лидеров

Д) выборы – механизм обеспечения народного суверенитета и демократического политического режима.

Виды выборов:

1. в зависимости от роли народа:

- прямые;

- косвенные;

2. по территории проведения

- всеобщие (все государство);

- частичные (дополнительные для пополнения состава представительного органа из – за досрочного выбытия определённых членов);

- региональные, локальные, местные;

3. по времени проведения:

- очередные;

- внеочередные (после досрочного роспуска парламента);

- повторные (если выборы признаны несостоявшимися);

4. по максимально возможному количеству туров:

- однотуровые;

- двухтуровые;

- многотуровые;

5. по количеству мандатов в избирательных округах:

- униноминальные (1 мандат);

- полиноминальные (2 и более мандата);

 

Вопр.2. Избирательное право: понятие и принципы.

Избирательное право в общем смысле, означает совокупность норм, регулирующих порядок подготовки и проведения выборов, определяет круг лиц, имеющих право участвовать в них, закрепляющих способ подсчёта голосов и распределения мандатов.

В субъективном смысле, это проведение голосования и выдвижение себя в качестве кандидата

 

Принципы:

1. всеобщее (в выборах участвуют все, кто удовлетворяет избирательным цензам и не попадает под институт неизбираемости)

избирательные цензы: понятие и виды. Изб. Ценз – это требование, предъявляемое к лицу для наделения его избирательным правом.

- Возрастной ценз – лицо наделяется избирательным правом при достижении определённой степени физической, нравственной и гражданской зрелости (обычно 18 лет в Бразилиии, Иране, Кубе, Никарагуа 16 лет; в Марокко, Турции, Японии 20 лет). Для пассивного избирательного права обычно на 3 – 7 лет старше избирательного (Италия, Нидерланды 40 лет). Для президента обычно 35 лет (США), чаще встречается 40 лет. Италия 50 лет.

- Ценз дееспособности: лишение избирательного права недееспособных, умалишённых, признанных таковым судом.

- Ценз гражданства: для активного избирательного права – просто гражданство, т.е., не важен способ получения гражданства; для пассивного избирательного права – просто гражданство, но иногда устанавливается минимальный срок состояния в гражданстве для того, чтобы понять традиции, специфику, менталитет данного государства. Аргентина – 3 года, Тунис – 5лет США – пал предст. – 7 лет, сенат – 9 лет. Для президента – обычно граждане по рождению. Монголия – монгол в 3 поколениях. Иностранец может голосовать на выборах в местные органы власти, если: постоянно проживает на территории данного округа в течение определённого времени, и платит налоги (государства Евросоюза). В государствах Латинской Америки иностранные граждане не допускаются к выборам на основании международных договоров (условие взаимности).

- Ценз осёдлости: проживание в избирательном округе (акт. Избир. Право) в течение определённого срока (Франция, Бельгия 6 мес., Япония, Нов. Зеландия 3 мес.); проживание в государстве в течение определённого срока (ФРГ 1год, Болгария 5 лет, Франция, Россия 10лет, США 14 лет, Грузия 15 лет)

- Моральный ценз: к выборам допускаются лишь те лица, которые обладают добрым нравом, хорошими моральными качествами, характером и т.д. т.е., этот ценз недостаточно чётко сформулирован в законодательстве, поэтому поддаётся произвольному толкованию, в большинстве государств прямо оговаривается категории лиц, лишённых избирательного права: наркоманы, банкроты, лица лишённые родительских прав, лица занимающиеся проституцией, злостные пьяницы (Италия, Исландия, Мексика, Кения, Нидерланды).

- Уголовно – правовой ценз – не могут участвовать в выборах лица, по приговору суда находящиеся в местах лишения свободы

- Религиозный ценз: существует в государствах, где есть институт государственной религии (Иран, Пакистан)

- Партийный ценз в государствах, где однопартийная политическая система: Новая Гвинея – с 5 лет вступают в партию, Заир, Китай – партийная организация может лишать избирательного права за серьёзные проступки (до 5 лет). Контрреволюционеры лишаются избирательного права.

- Ценз грамотности (образовательный): умение читать и писать; наличие образовательного документа об окончании соответствующего учреждения. Для президента – высшее образование (Турция); среднее образование, умение читать и писать (Никарагуа, Филиппины).

- Лингвистический ценз (существует 12 лет в прибалтийских государствах, на сегодняшний день существует в 10% школ).

- Имущественный ценз (практически не существует, Бельгия в 1986 году последней из европейских государств отменила данный ценз).

- Расовый ценз (ЮАР).

- Половой ценз: женщины не имеют избирательного права (Бруней, Оман), мужчины не имеют избирательного права (Африканские государства).

- Профессиональный ценз: семейный ценз – женщина должна состоять в браке (Бангладеш)

Тенденция – цензов становится все меньше, последним исчезнувшим цензом явился: ценз пола, ценз гражданства в ЕС.

 

Институт неизбираемости

Абсолютно неизбираемые (к выборам не допускаются лица, не удовлетворяющие цензам).

Относительно неизбираемые - лица, обладающие реальной властью над населением своего избирательного округа могут выдвигать себя в качестве кандидатов только в том случае, если за 6 мес., до дня выборов уйдут в неоплачиваемый отпуск, и если их не изберут, то они могут вернуться к исполнению своих обязанностей не раньше, чем через 1 год: нотариусы, адвокаты, прокуроры, судьи, аудиторы, работники СМИ, офицерский состав вооруженных сил, полиции.

2. прямое (нельзя голосовать по договорённости, исключение – Великобритания, Франция)

3. тайное (избирателю должна быть предоставлена возможность проголосовать без ведома посторонних лиц. Должным образом оформляется избирательный участок: кабинка для голосования, конверты для бюллетеней)

4. альтернативность: в каждом избирательном округе должно быть зарегистрировано как минимум на одного кандидата больше по отношению к числу распределяемых там мандатов. Кроме того, в ряде стран (восточная Европа) избирателям предоставляется возможность проголосовать против всех.

33. Понятие избирательного округа. Виды, Норма представительства и ее виды в ЗС. Избирательный округ.

Это территория, на которой проходят выборы и в масштабах которого проводятся результаты проведённого голосования.

Виды:

А) одномандатный – выбирается только один депутат, т.е., распределяется обин мандат при мажоритарной избирательной системе.

Б)многомандатный – распределяется 2 и более мандатов при пропорциональной системе.

В)единый – страна делится на избирательные участки, где проводится голосование и подводятся его результаты, которые затем сообщаются в ЦИК; она определяет победителя (на президентских выборах) или распределяет мандаты между ПП (при смешанной системе)

Г)национально – территориальный: формируется на базе автономии для обеспечения её представительства в центральных органах власти.

Д)общественно – политический на базе общественной организации (Югославия)

Е)призводственный на базе трудового коллектива (Китай)

общественно – политический и призводственный виды в настоящее время не действуют, их нет ни в одной стране, но теория их выделяет

 

 

6. свободное, добровольное

- запрещена агитация в последний день предвыборной компании. Нельзя покупать голоса.

- В ряде стран (40%) конституции, предусмотрев свободу выборов содержат норму «голосование – гражданский долг», т.е., обязанность.

Санкции за неявку

- моральная – вывешивают фамилии тех, кто не пришёл на здании мэрии и избирательного участка, трансляция их по местному телевидению, сообщение по месту работы, по месту обучения несовершеннолетних детей и т.д.

- материальные (Бельгия – штраф 10 –15 тыс. евро)

- привлечение к общественно – полезному труду (Бельгия – не менее 50 и не более 300 часов)

- лишение свободы (Италия – 7 дней, Турция – 7дней до 2 лет)

- лишение права занимать определённые должности

В Перу (тоталитарный режим) раз не сходивший на выборы, не сможет заключать гражданские правовые сделки до 5 лет.

Периодичность:

Выборы должны проходить в соответствии с установленными сроками полномочий государственных органов и должностных лиц публичной власти. Эти сроки колеблются от 2 до 9 лет. Значение этого принципа заключается в обновлении состава персоналий, осуществляющих публичную власть, что обеспечивает возможность отражения в органах управления и власти соотношения политических сил в стране.

7. равное. означает, что:

- каждый избиратель обладает одним голосом или равным количеством голосов с другими избирателями страны. Форма проявления неравенства – плюральный вотум – количество голосов избирателя зависит от его имущественного положения, образовательного уровня или иных характеристик, особенностей. Например, в Австралии количество голосов избирателя зависит от численности овец, находящихся в его собственности, или от дохода.

- В стране существует единый избирательный корпус, т.е., для обладания избирательным правом ко всем предъявляются единые правила. Форма проявления неравенства – куриальная система – все население страны по какому – либо признаку делится на группы, для обладания избирательным правом к разным группам предъявляются разные требования. Кроме того, за представителями какой – либо группы в парламенте страны закрепляется установленное минимальное количество мест (иначе они не получили бы их). Напр., в Бангладеш 30 мест из 330 отдали женщинам, в Индии 2 места из 545 отдали представителям англо – индийской общины, в Бутане 10 мест из 150 отдали монастырям, во Франции 12 мест из 549 отданы гражданам, проживающим за границей, в Китае 2 места – военнослужащим.

- Каждый депутат избирается от равного количества жителей страны (избирателей), т.е., в соответствии с общенациональной нормой представительства.

Норма представительства: понятие и виды. Это количество жителей страны, от которого избирается 1 депутат. Виды:

1. твёрдая (жёсткая): в законе зафиксирована сама норма, поэтому с изменением количества жителей меняется численность парламента, что очень неудобно на практике, поэтому эта норма применяется очень редко (Китай). НП=жители всей страны/численность парламента.

2. Подвижная (гибкая): в законе зафиксирована численность парламента – в США – 435 депутатов в палате представителей. С изменением количества меняется норма представительства. При данной НП с изменением количества жителей приходится менять границы избирательных округов. Форма проявления неравенства: избирательная география (геометрия), означает, что границы избирательных округов проводят с отступлением от НП (обычно закон допускает 10 – 15%), в РФ – 25 – 30%, но больше всех в ФРГ – 33,3% (в интересах правящей партии). Это хорошо, когда одна партия у власти долгое время, т.к. стабильность обеспечена.

 

Вопр.3. Регистрация избирателей

это составление списков избирателей, которые имеют право голосовать на предстоящих выборах. Цели регистрации – точно определить число избирателей в стране и в округе в целях будущего подсчёта голосов и определения возможного кворума; по данным о количестве избирателей печатается определённое количество бюллетеней, которые и распределяются по округам и участкам; включение в список избирателей даёт право беспрепятственно получить бюллетень и проголосовать.

Виды регистрации:

1. необязательная (личная). Избиратель, желающий принять участие в выборах, должен заблаговременно, собрав все документы свидетельствующие о наличии у него активного избирательного права, прийти на избирательный участок и написать заявление с просьбой о регистрации. Виды списков: постоянные (срок действия не ограничен) – только в США; временные (аннулируются: в Испании и Мексике – через 5 лет, Франция – через 10 лет, Нидерланды – 15 лет). Из любого списка избиратель может быть исключен: всего 3 случая: по его просьбе, по уведомлению родственников, по уведомлению компетентных органов о лишении избирательного права.

2. Обязательная (публичная). Обязанность составлять списки избирателей лежит на избирательной комиссии, которая делает это на основании сведений, предоставляемых миграционной службой. Виды списков: постоянные – их составляют по состоянию на 1 января (в Великобритании – 10 октября), и они действуют в течение года (Индия, Канада, Бельгия); специальные – их составляют по состоянию на день выборов (исключение – Австрия – на день начала избирательной кампании).

 

В ряде стран (Сирия, Прибалтика) списки избирателей не составляются, избиратели голосуют по удостоверению личности на любом участке, какой ближе.

В Африканских странах голосуют на любом избирательном участке, где при выдаче бюллетеня покрывают большой палец руки не смываемой в течение длительного времени краской растительного происхождения.

 

Вопр.4. Выдвижение кандидатов; процедуры.

1. самовыдвижение – лицо, желающее стать кандидатом и удовлетворяющие пассивным избирательным цензам, пишет заявление о регистрации. К заявлению прилагается чек об уплате избирательного залога. Сумма не возвращается кандидату, если он не наберёт установленного минимума голосов избирателей в округе. В ряде стран под заявлением необходимо собрать установленное количество подписей избирателей, поддерживающих данное лицо

2. выдвижение только политическими партиями (9стран): египет, Португалия, Австрия, Албания, Тайланд)

3. выдвижение только партией, но существуют различия между партиями представленными в парламенте (имеющими фракцию) – ничем не ограничены, и не представленными в парламенте – должны собрать под заявлением о выдвижении огромного количества подписей избирателей, причём в масштабах страны. (в США – 2,2 млн. подписей).

4. Партии и избиратели. Общенациональные партии, действующие в пределах всей страны. Ничем не ограничены. Иные избиратели должны собрать установленное количество подписей – обычно 1% от числа избирателей в округе. (Польша – 3 тыс., Италия – 350 подп., Испания – 500 подп.)

5. Общественные объединения (Украина и Белоруссия)

6. Политические партии. Группы избирателей и иные общественные организации, но на практике выдвижение кандидатов занимается правящая партия, чаще всего государственная. Социалистические страны – Лаос, Сев Корея, КНР, Вьетнам, Куба.

7. Характерна для косвенных выборов президента, где выдвигать кандидатов могут лишь те, кто будет их избирать. Инициативные группа должна насчитывать определённое количество членов – депутатов представительного органа государственной власти. На прямых выборах президента во Франции кандидата может выдвигать группа не менее 500 депутатов – членов национального собрания и депутаты регионального, генерального, муниципального советов, а также общин. Они платят залог – 10 тыс. франков. В Австрии группа должна насчитывать 5 депутатов парламента, залог – 50 тыс. шиллингов.

 

Вопр.5. Избирательные системы.

Избирательная система – способ подведения результатов голосования и распределения мандатов.(определение победителей).

 

Мажоритарная избирательная система

Мажоритарная избирательная система предполагает распределение мандата в одномандатном избирательном округе между отдельными кандидатами (реже – между политическими партиями)

Недостатки:

- пропадает огромное количество голосов избирателей, что неизбежно ведёт к абсентеизму (неявке);

- нередко победителем является кандидат, против которого проголосовало наибольшее количество избирателей в округе;

- избиратели, проголосовавшие за проигравших кандидатов, не представлены в парламенте; их интересы там никто не отстаивает;

- она выгодна только крупным партиям, т.е., применение оправдано лишь в странах со сложившейся двухпартийной системой;

Достоинства:

- основной вид (мажоритарная система относительного большинства) характеризуется 100% -й результативностью и дешевизной (малозатратностью);

- она позволяет сформировать стабильное однопартийное правительство;

- обеспечивает довольно тесные контакты между депутатами и избирателями, повышает ответственность членов парламента не только перед своей партией, но и перед избирателями;

 

Виды:

1.Мажоритарная система относительного большинства. Избранным считается тот, кто набирает в округе голосов больше, чем любой другой кандидат. При данной системе отсутствует кворум избирателей

2.Мажоритарная система абсолютного большинства. Победителем считается тот, кто набрал больше половины голосов избирателей. На парламентских выборах эта система применяется крайне редко, т.к. она малорезультативна в 1 туре, поэтому всегда предусмотрен 2 тур, что трудоёмко и затратно. Чаще всего данная система применяется на прямых выборах президента (Польша, РФ, Франция, Болгария, Финляндия). В этом случае во 2 тур проходят 2 кандидата, набравшие большинство голосов в 1 туре. Всегда установлен кворум избирателей (обычно – более 50%)

3.Мажоритарная система квалифицированного большинства. Победитель – набравший квалифицированное большинство голосов от численности избирателей вообще. (Чили – 2/3, в Италии было 65%). Сегодня применяется только на косвенных выборах президента (парламентом/коллегией выборщиков) – Италия, Греция.

 

Пропорциональная избирательная система:

- Система предполагает распределение депутатских мандатов в многомандатном избирательном округе между политическими партиями пропорционально числу голосов, которые они получили.

Достоинства:

- не устраняет с политической арены мелкие партии;

- более точно отражает расстановку политических сил в обществе;

- динамична, т.е., позволяет организовываться и быстро выходить на политическую арену новым политическим партиям;

- обеспечивает сменяемость власти;

Недостатки:

- не позволяет сформировать стабильное однопартийное правительство;

- в силу зависимости депутата от партии, обеспечившей его избрание, избиратели знают лишь лидера партии, и не могут влиять на партийных кандидатов во время их деятельности в парламенте, т.е., нет ни прямой, ни обратной связи между конкретными депутатами и избирателями;

- Диктат партийной верхушки: боясь потерять к следующим выборам место в партийном списке, депутат целиком и полностью подчиняется указаниям лидерам фракции, отстаивает лишь узкопартийные интересы;

В основе пропорциональной системы лежит коэффициент пропорциональности, который в избирательном праве называется избирательная квота. (количество голосов, которое необходимо набрать партии, чтобы получить один мандат).

В зависимости от способа вычисления квоты подразделяются:

- естественная (Квота Хейера – голоса избирателей в округе делятся на кол-во депутатских мандатов распределяемых в округе).

- исправленная (Квота Гогенгах – Бишопа – количество голосов избирателей в округе делятся на количество депутатских мандатов распределяемых в округе +1).

Эти квоты не позволяют распределить все мандаты без остатков, поэтому приходится применять какое-то дополнительное правило, что достаточно трудоёмко, не всегда демократично и обязательно нарушает принцип пропорциональности – саму суть пропорциональной системы.

Квота Де* Ондта: голоса полученные партиями делим на ряд целых натуральных чисел, среди полученных чисел находим самое большое, а оставшиеся распределяем по мере убывания, нумерация их, то число порядковый номер которого соответствует количеству распределяемых в округе мандатов – квота. Голоса полученные партией делим на квоту, определяя тем самым число мандатов причитающиеся партии.

Эта квота позволяет распределить все мандаты без остатков.

 

Искажение пропорциональной системы:

1. Заградительный пункт: - установленный законом минимум голосов избирателей, который необходимо набрать партиям, чтобы быть допущенными к распределению мандатов. Если партия не набрала необходимое количество голосов, то голоса, поданные за неё, не учитываются при исчислении квоты, т.е., пропадают. Устанавливается всегда в %: Израиль – 1%, Испания – 3%, Украина, болгария – 4%, Венгрия, ФРГ – 5%, Турция – 10%, Лихтенштейн – 18%. Устанавливают заградительный пункт для того, чтобы: не допустить в парламент малочисленные партии, упрощает и ускоряет работу парламента, обеспечивает его определённую стабильность, способствует укреплению дисциплины в нём.

2. Соединение списков – блокирование: суть: партии, не рассчитывающие самостоятельно получить желаемое количество мандатов и не антагонистичные по своим программным установкам, договариваются м/у собой о регистрации единого списка кандидатов, указывая партийную принадлежность каждого из них. После того, как общий список получит мандаты, они распределяются между партиями блока по соглашению. Блокирование в ходе избирательная кампания не обуславливает формирование в парламенте объединённых фракций. Блокирование позволяет объединившиеся партиям украсть мандаты у партий, выступающих самостоятельно.

 

Вопр.6. Распределение мандатов внутри партийного списка:

Распределение зависит от вида списка, применяемого в стране:

1.Жёсткие (Бельгия): избиратель может голосовать только за список в целом; мандаты распределяются по списку (сверху вниз);

2.полужёсткие (Италия, Австрия, Австралия, Ирландия). Избиратель может голосовать либо за партию в целом, либо отдать предпочтение какому – то отдельному кандидату (преференциальное голосование), мандаты в первую очередь отдают кандидатам, набравшим персональную квоту, а оставшиеся – распределяются по списку;

3.свободные списки: (Швейцария) избиратель может голосовать либо за список либо за отдельного кандидата. Мандаты распределяются по большинству индивидуальных голосов;

 

Вопр.7. Смешанные избирательные системы:

Эта система объединяет мажоритарную и пропорциональную систему. Она используется для того, чтобы, сохранив достоинства обеих систем, нейтрализовать недостатки каждой из них. При совестном применении этих систем крупные партии, чьи депутаты пройдут по одномандатным округам, уравновесятся средними, маленькими партиями и получившими места в одномандатных округах. В результате будут представлены интересы избирателей, но в то же время крупные партии составляют основу большинства в парламенте, что позволяет сформировать устойчивое правительство.

2 Вида:

- симметричные: половина парламента избирается по мажоритарной системе, половина по пропорциональной. (Болгария, Украина, РФ);

- ассиметричные: предполагает неравное соотношение элементов мажоритарности и пропорциональности;

 

Вопр.8. Нетрадиционные избирательные системы:

1. система единственного непередаваемого голоса: избиратель в многомандатном округе голосует за одного конкретного кандидата, а победителем становится несколько кандидатов, набравших большинство голосов в многомандатном округе.

Достоинства: в парламент проходят все популярные и достойные кандидатуры.

Недостатки: система может дать курьёзные результаты.

2.кумулятивный вотум: у избирателя в многомандатном округе столько голосов, сколько мандатов распределяется в этом округе., он распоряжается или так, как захочет, но в рамках одного партийного списка. Результат непредсказуем.

3.система единственного передаваемого голоса: избиратель имеет несколько голосов, но использует их как один передаваемый голос; он отдаёт их разным кандидатам одного списка в порядке предпочтительности. Голоса, оказавшиеся лишними у уже избранных кандидатов, добавляются тем, кому не хватило первых голосов, но которые стоят вторыми в списке.

4. панашаж (панаширование): возможность избирателя голосовать за кандидатов из разных партийных списков.

 

Тема 5: Форма правления

ФП характеризует порядок формирования высших государственных органов, их взаимоотношение друг с другом.

1. глава государства

2. правительство

3. парламент (функции)

4. глава государства и правительство

5. правительство и парламент

6. глава государства и парламент

 

глава государства – высший орган государственной власти, высшее должностное лицо. В монархиях главой государства является монарх. В зависимости от страны он называется по – разному. Это наследственное лицо, исполняющее свои функции пожизненно. Редко, но встречаются выборные монархи, исполняющие свои функции в течение определённого срока (Малайзия). В республиках глава государства – президент – выборное должностное лицо, исполняющее свои функции в течение установленного конституцией срока. В ряде стран есть президенты, выполняющие свои пономочия пожизненно (КНДР, Туркмения). Помимо единоличных глав государств современная практика знает и институт коллегиальных глав государств (Гос Совет Кубы, Федеральный совет в Швейцарии). В Иране 2 главы государства: светский (президент) и духовный («руководитель государства»), в странах латинской Америки, Азии и Африки после военных переворотов в качестве главы государства выступает хунта (военный революционный совет). Нередко она назначается из состава президента (Пиночет). В странах британского содружества полномочия главы государства исполняет британский монарх, но фактическое руководство страной осуществляет генерал – губернатор, который назначается британской короной, по представлению правительства соответствующей страны (Австралия,Канада,)

 

Абсолютная монархия (нефтяные страны)

1. трон замещается по мусульманской системе

2. правительство формируется монархом из членов его семьи

3. парламента, как и других представительных органов нет, т.е., нет выборов, нет ПП.

4. Правительство несёт ответственность только перед монархом

5. Нет разделения властей. Монарх – глава государства, единственный законодатель, верховный судья. Нет конституции, однако в последние годы в ряде стран появились октроированные конституции (Саудовская Аравия, Оман)

 

При решении сложных, спорных вопросов монарх проводит консультации с семьёй, советом высших духовных улемов (мусульманские учёные, которые хорошо знают коран и умеют его толковать), советами шуры (советы старейшин) – Афганистан.

монарх

Трон замещается по принятой в стране системе престолонаследия, которая зафиксирована в конституции страны и в соответствующем законе.

Виды систем престолонаследия:

1. салическая: действует принцип первородства, который означает, что наследником престола является старший ребёнок правящеого монарха. Если он по какой – либо причине не может или не хочет стать монархом, то – его старший ребёнок. Женщины исключаются из числа претендентов на престол. Бельгия.

2. кастильская: действует принцип первородства, который распределяется и на женщин, но только в том случае, если нет прямых потомков мужского пола. Япония,Нидерланды, Дания.

3. Щведская: (Швеция, Норвегия) – действует принцип первородства, который в равной мере распределяется как на мужчин, так и на женщин.

4. Мусульманская: трон наследует не конкретное лицо, а правящая семья (часть династии) которая из своего состава избирает при участии совета улемов монарха; она же в любой момент может сместить его с поста.(Саудовская Аравия)

5. Племенная: вопросами замещения престола ведает совет вождей племен, который выбирает монарха, как правило, из многчисленных сыновей предыдущего монарха. Заседание совета в данном случае возглавляет королева – мать. 1982 г – в Свазиленде выбирали из 150 сыновей

6. В Непале и Бутане замещение престола осуществляется определённой династией по завещанию монарха. Завещание пишется в день коронации. если династия прекратила своё существование, то парламент избирает главу новой династии (в Нидерландах парламент и столько же избранных людей избирает главу).

Требования, которые предъявляются к наследнику:

1. религиозный ценз: наследник престола должен исповедовать государственную религию (господствующую). Великобритания (англиканская церковь), Норвегия, Дания (евангелистско – лютеранская церковь), Непал, Тайланд, Бутан (буддизм).

2. Семейный ценз:

- вторая половина должна быть приверженцем государственной религии, можно поменять религию.

- Заключать брак наследник престола может только с разрешения церкви, парламента, семьи.

Срок полномочий:

Пожизненно. Случаи досрочного прекращения полномочий монарха:

1. свержение

2. отречение (добровольное в пользу детей)

3. в Бутане парламент может сместить монарха голосованием – 2/3 голосов.

Временное замещение:

- по болезни

- обучение за границей

В случае временного отсутствия монарха парламент назначает регента или регентский совет (лидера самой крупной партии, либо лидеров крупных партий) в Бельгии регент только один. Если монарх несовершеннолетний, то парламент назначает опекуна и регента, регентский совет. Регенты и опекуны работают от имени монарха и несут ответственность только перед ним.

Ответственность:

Не ответственен по закону, может быть только административная ответственность (штраф) – монарх Норвегии и Швеции. Монарх не платит налоги. У монарха есть право на королевские, парламентские регалии, особое отношение, особую почётную процедуру встречи, на двор, на содержание личного двора за счёт средств. Ежегодно выделяемых парламентом из государственного бюджета (цивильный лист).

Типичные полномочия главы государства:

1. представление государства внутри страны и за рубежом

2. предоставление парламенту кандидатуры на пост премьера или непосредственно назначает министров

3. руководство правительством либо единолично, либо совместно с премьером

4. отстранение министров от должности

5. представление парламенту или самостоятельное назначение судей высших судов

6. назначение части судей конституционного суда или представление их парламенту.

7. Назначение дипломатических представителей

8. Назначение органов местного самоуправления

9. Предоставление парламенту кандидатуры генерального прокурора

10. Назначение командования вооружённых сил

11. Осуществление должности верховного главнокомандующего

12. Роспуск парламента или одной из его палат

13. Награждение государственными наградами

14. Подписание международных документов

15. Осуществление чрезвычайных полномочий (по совету и с согласия руководства парламента и правительства)

16. Право помилования

Конкретный объём полномочий и порядок их осуществления зависят от формы правления. Во всех странах президент может быть подвержен процедуре импичмента за правонарушения. Предусмотренные конституцией

Президент

Выборы президента бывают:

- прямые (Франция, Финляндия, Польша, РФ, Мексика, Зимбабве, Португалия)

- косвенные: а) парламентом (Греция, Израиль, Турция, Венгрия, Швейцария) – мажоритарная система квалификационного большинства); б) специальной коллегией выборщиков, которая состоит из членов парламента и представителей с мест

В федерации представители с мест – делегаты от субъектов федерации: В ФРГ: президент избирается федеральным собранием, которое состоит из членов Бундестага и равного им числа представителей мандатов земель. Избранным считается тот, кто в первых двух турах набрал абсолютное большинство, в 3 – м туре – достаточно относительного. Индия – президента избирает коллегия, состоящая из выборных членов обеих палат парламента и законодательных собраний штатов. Причём, каждый член коллегии располагает числом голосов, пропорциональным числа представляемого им населения (мажоритарная система большинства)

В странах с автономными образованиями в выборах президента участвуют представители от парламентов автономий: Италия – президент избирается на совместном заседании палат парламента при участии представителей от советов автономных областей, причём от каждой области – по 3 делегата. В первыз трёх турах – мажоритарная квалифицированного большинства, в последующих – мажоритарная абсолютного большинства.

- референдумом (Сирия, Египет) – да/нет, т.е., безальтернативность выборов.

- В Индонезии президента избирают на заседании Национального консультативного Конгресса, который состоит из членов парламента и представителей общественно – политических групп, ведущей из которых является фракция вооружённых сил. 1 раз/5 лет.

- Выборы президента США – в високосный год:

1. первичные выборы – избиратели голосуют за кандидатов в кандидаты

2. конвенты (партийный съезд) – каждая партия по результатам праймериз выдвигает первого кандидата (уже в президенты)

3. агитация доказательство своего превосходства, опорочение других кандидатов

4. выборщики. В каждом штате избирается столько выборщиков, сколько представителей этого штата имеется в конгрессе. Партии включают в свой список выборщиков только тех представителей, которым она доверяет. Избиратель голосует за список в целом. Действует мажоритарная система относительного большинства (хотя бы 1 голос). Первый вторник после первого ноября – день выборов выборщиков.

5. В назначенный Сенатом день (первый понедельник после второй среды декабря) выборщики в столицах своих штатов, голосуют тайно за президента, подчиняясь партийной дисциплине. С 1825 года по наст. Время выборщики ещё ни разу ни проголосовали за представителя другой партии. Для победы необходимо набрать абсолютное большинство голосов выборщиков. Если никто не набрал необходимого количества голосов, то президента будет избирать Палата представителей из трёх кандидатов, получивших наибольшее число голосов выборщиков (голосуют по схеме: 1 штат- 1 голос). Вице – президента в этом случае будет избирать Сенат (схема та же). Официальные результаты выборов объявляют 3 января. Президент не может противопоставить себя парламенту, т.к., он не народом избран. Дешёвая система (праймериз – за счёт партий, выборы в столицах штата; выборщиков отправляют в вашингтон за счёт бюджета штата)

Требования, предъявляемые к кандидату



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.154 с.)