В Скотленд-Ярде нет на тебя материала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В Скотленд-Ярде нет на тебя материала



 

По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службы либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.

Как неоднократно отмечалось, фактически заявительный характер выбора АГС – основное достоинство закона. В предыдущей главе использовано определение «обосновательный». Говоря точнее, прописанный в законе порядок можно назвать «заявительно-разъяснительным». Суть его в том, что хотя соискатель АГС должен обосновать наличие у него соответствующих убеждений или вероисповедания. Бремя доказывания несоответствия его доводов действительности лежит на призывной комиссии. В этом и состоит существенное различие между доказыванием убеждений и их обоснованием – различие, подкрепленное тем, что комиссия не вправе, по закону, отказать в предоставлении АГС по той причине, что гражданин якобы что-то «не доказал». «Неубедительность убеждений» не повод развернуть человека в армию. Нужны факты. Положительное заключение не нуждается в обосновании. Отрицательное – должно быть мотивировано.

В пункте 4 статьи 12 закона об АГС содержится исчерпывающий перечень оснований отказа. Их пять:

1) гражданин нарушил срок и (или) порядок подачи заявления, определяемые статьей 11 закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы;

2) характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

3) в заявлении гражданина и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;

4) он дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины;

5) ранее ему была предоставлена возможность пройти альтернативную службу и он от нее уклонился.

При этом ни одно из перечисленных оснований отказа не является императивным: во всех указанных случаях призывная комиссия может, но не обязана принять решение об отказе. Так, комиссия вправе принять положительное решение и при незначительном (или даже значительном) нарушении срока подачи заявления, установленного статьей 11, либо при отсутствии предусмотренных законом характеристик или одной из них (Законом предписано прилагать к заявлению характеристику с места работы и/или учебы. Если человек работает и учится, работает и уже не учится, учится, но ранее где-то работал должно быть приложено две характеристики. Отсутствие одной из них – нарушение).

Нарушение срока подачи заявления наиболее распространено и влечет в большинстве случаев отказ в праве. И все же гражданину, подавшему заявление не вовремя, надо не отчаиваться, а всерьез готовиться к заседанию. Отстаивание своей позиции следует вести в этом случае по двум направлениям: во-первых, обосновывая уважительность причин пропуска срока, во-вторых, стараясь убедить комиссию, что несмотря на допущенное нарушение, намерения заявителя серьезны и заслуживают внимания. Конечно, хорошо, если причины пропуска срока (болезнь, командировка, нахождение за границей) удастся объяснить с документами на руках. Но даже при отсутствии бумажных доказательств, можно говорить об ошибке в понимании закона, введении кем-либо в заблуждение. Надо стараться убедить комиссию, что конституционное право, защищающее свободу совести и убеждений, не должно полностью ликвидироваться из-за малозначительных формальных несоответствий.

Заведомо ложными могут быть сочтены сведения, изложенные в заявлении, но не нашедшие подтверждения на призывной комиссии. Например, в заявлении может значиться «участвовал в миротворческих акциях». Но на вопрос – в каких, заявитель ответить не может, равно как и объяснить, что, собственно, имеется в виду. В то же время следует учитывать, что ответственности за недостоверные сведения, содержащиеся в приложенных им к заявлению характеристиках, гражданин нести не может, так как условием отказа может быть лишь заведомая для гражданина ложность информации.

Отказ, мотивированный уклонением гражданина от ранее предоставленной возможности пройти АГС, может считаться обоснованным лишь в случае, если имеется вступивший в законную силу приговор суда о признании заявителя виновным в совершении преступления, предусмотренного частью второй статьи 328 Уголовного кодекса. Но и в этом случае комиссия может, но не обязана отказать претендующему на АГС.

Все основания отказа, указанные в законе, формализованы и не допускают расширительного толкования. Это касается и несоответствия характеризующих гражданина документов и других данных его доводам о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Здесь недопустима вкусовщина по принципу «кажется, у этого молодого человека что-то не сходится». Факт несоответствия должен быть установлен комиссией и указан в мотивированном решении об отказе. Несоответствие может основываться исключительно на исследованных на заседании комиссии материалах, на выступлении гражданина и приглашенных им лиц.

В основу отказа не могут быть положены оценочные суждения о недостаточной убедительности выступления гражданина, поверхностном характере его религиозных представлений, если не имеется документально подтвержденных фактов или подтвержденных на заседании комиссии сведений, прямо указывающих на их несоответствие доводам гражданина, т.е. дающих достаточные основания полагать, что его утверждение о наличии у него убеждений или вероисповедания не соответствует действительности. Иными словами, не гражданин должен доказать, что вероисповедание или убеждения у него есть, а комиссия – что их нет.

Так, комиссия может установить, что в материалах, представленных органом внутренних дел, жилищными органами, учреждением образования содержатся сведения, опровергающие доводы гражданина о неприятии им любого насилия и строгом следовании этому принципу в жизни. Показания лиц, приглашенных гражданином, могут существенно расходиться со сведениями, сообщаемыми им о себе в заявлении и автобиографии. Могут быть получены материалы, свидетельствующие о членстве гражданина в военизированных организациях, привлечении его к ответственности за преступления против личности.

Такого рода обстоятельства могут служить основанием для отказа. Могут – но не должны. Призывная комиссия обязана внимательно рассматривать объяснения гражданина по соответствующим фактам, принимать во внимание фактор времени, возрастную специфику, учитывать формирующиеся личностные установки. Если в 15 лет некто был дворовым хулиганом, к 18 годам он вполне мог остепениться.

Безусловно, не должно служить достаточным поводом для отказа участие гражданина в период обучения в занятиях по начальной военной подготовке. Во-первых, не всякий подросток сумеет, даже если захочет, отказаться от военного обучения в школе, да и убеждения находятся в этом возрасте в процессе формирования (хотя по смыслу части 3 статьи 59 Конституции право на замену военной службы альтернативной гражданской службой должно распространяться и на стадию школьной военной подготовки, которая, для не желающих ее проходить, должна быть заменена подготовкой к АГС). Во-вторых, в большинстве случаев невозможным для отказника является не само по себе прикосновение к оружию, а именно военная служба. По той же причине не должно рассматриваться как основание для отказа пользование или владение охотничьим оружием или оружием самообороны.

Призывная комиссия, формируя мнение по заявлению, должна исходить из презумпции добросовестности гражданина, хотя и вправе, основываясь на имеющихся в ее распоряжении документах и других данных, принять решение об отказе.

 

***

 

Положительное решение именуется заключением.

Заключение (решение) выносится (принимается) простым большинством голосов при участии не менее двух третей от общего числа членов призывной комиссии, заносится в книгу протоколов заседания призывной комиссии и объявляется гражданину с выдачей ему копии заключения (решения). В качестве копии может быть выдана надлежащим образом заверенная выписка из протокола заседания, в который внесено указанное заключение.

Заключение или решение должно быть принято призывной комиссией через месяц со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат, т.е. до 1 мая или 1 ноября соответственно, примерно за полгода до направления гражданина на АГС.

При необходимости запроса призывной комиссией дополнительных материалов срок вынесения заключения или принятия решения может быть продлен председателем призывной комиссии, но не более чем на один месяц. Такая необходимость может возникнуть еще до направления повестки, при подготовке материалов, и в таком случае гражданин вызывается позже. Не исключена ситуация, при которой потребность в уточнении каких-либо сведений обнаружится во время заседания. В таком случае рассмотрение заявления может быть отложено.

Первая комиссия решает только вопрос о праве на АГС. При положительном решении гражданину вручается повестка с указанием даты явки на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, которая будет – в зависимости от медицинской годности, наличия освобождения или отсрочки – решать вопрос о направлении его на АГС.

В случае же принятия решения об отказе в замене военной службы альтернативной гражданской службой, гражданин подлежит призыву на общих основаниях. Но он вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения призывной комиссии, о чем говорится далее.

Если отказано, очень важно своевременно получить копию решения. Законом установлен трехдневный срок выдачи гражданину такой копии. Комментатор закона об АГС В.С.Буров пишет об этом очень эмоционально: «Копию отказного решения следует "выдирать" у призывной комиссии "с корнями", любой ценой, не поддаваться ни на какие уговоры подождать дольше трехдневного срока. <...> В случае невыдачи копии отказного решения хоть становитесь в проходе дверей военкомата, но выдачи копии добейтесь. Если же не добьетесь – обращайтесь в военную прокуратуру, в средства массовой информации, в правозащитные организации...»[19].

В конечном счете, если военкомат противозаконно не выдает отказное решение (такой случай представляется исключительным), обжалуя в суд решение комиссии, необходимо обжаловать также невыдачу предусмотренного законом документа.

Призывная комиссия не может пересмотреть вынесенное ею положительное заключение: закон не предоставляет ей таких правомочий. Не вправе это сделать и призывная комиссия субъекта Федерации, которая имеет право отменять решения (но не заключения!) нижестоящих призывных комиссий (статья 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Единственный случай, когда заключение комиссии даже не отменяется, а фактически утрачивает силу: неявка гражданина на следующее, окончательное ее заседание, на котором должно быть принято решение о направлении его на АГС. В таком случае, несмотря на имеющееся заключение, гражданин подлежит призыву на военную службу на общих основаниях. Любые же самодеятельные (и, конечно же, маловероятные) решения «об отмене заключения» следует считать неправовыми и обжаловать в суд.

Судебное оспаривание

Прежде всего, следует помнить: согласно статье 15 закона об АГС в случае судебного обжалования решения призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой выполнение этого решения приостанавливается до вступления в законную силу решения суда. Т.е. обратившийся в суд гражданин призыву не подлежит. А поскольку призыв включает в себя и медицинское освидетельствование (статья 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»), беспокоить гражданина, обратившегося с заявлением в суд, военный комиссариат не вправе.

Чтобы ни в военкомате, ни в других органах никто не говорил «ничего не знаю», следует проинформировать военный комиссариат о судебном обжаловании – лучше всего, письменно и – желательно – с направлением копий на имя начальника территориального органа внутренних дел и районного прокурора. Это избавит сотрудников военкомата от хлопот по розыску «уклониста», от звонков ему домой, биения в двери, угроз возбуждения уголовного дела и т.п.

Порядок подачи заявления в суд регламентирован главой 25 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК), который отводит на подачу заявления три месяца со дня принятия призывной комиссией оспариваемого решения. Если в нарушение закона решение по заявлению о замене военной службы альтернативной было рассмотрено призывной комиссией в отсутствие заявителя, срок обжалования исчисляется со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав (статья 256 ГПК).

Очевидно, что трехмесячный срок не обязательно выдерживать до предела. Призывная обстановка требует порой немедленного реагирования. Но спешить или не очень с обращением в суд зависит от того, когда комиссия вынесла свое отрицательное решение и какой промежуток времени отделяет это событие от начала того призыва, в который гражданин может быть (или, как сказал бы военком, «должен быть») призван. Если, как это предусмотрено для большинства случаев, решение принято комиссией не позднее месяца с начала предыдущего призыва, торопиться в суд нет особой необходимости. Лучше обстоятельней подготовиться к судебному состязанию.

Пропуск же срока судебного обжалования крайне нежелателен. Но если это произошло, подавать заявление все равно можно и нужно, озаботившись при этом документальным обоснованием уважительности причин задержки, – а если иначе невозможно, то и с привлечением свидетелей. Сам по себе пропуск срока не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины несоблюдения срока должны быть выяснены в судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления, что, в свою очередь, может быть обжаловано в вышестоящую судебную инстанцию.

 

К сожалению, нечеткость норм ГПК порождает весьма неудобную для граждан двойственность толкования судами порядка судебного оспаривания решений призывной комиссии. Затруднительным является один из ключевых вопросов: в порядке публичных правоотношений (статья 254 ГПК) или искового производства (статья 131 ГПК) должно рассматриваться такое дело?

Хотя сотни дел в судах по решениям призывных комиссий проходят именно как оспаривание, в порядке ст. 254 ГПК, у отдельных судей возникает-таки желание слушать эти дела как иски. Основывается такой подход (т.е. требование подать иск, а не заявление) на извращенном понимании самого ГПК и Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 года, в котором говорится, что дела об оспаривании решений и действий/бездействия учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений должны рассматриваться по правилам искового производства (в отличие от решений и действий органов государственной власти, местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, обжалуемых в рамках публичных правоотношений). Раскрывая нормы Кодекса, Верховный Суд разграничил судебную процедуру: один порядок – для оспаривания решений и действий публичной власти и ее представителей, другой – для прочих споров, в том числе связанных с защитой прав, нарушенных действиями учреждений и организаций, не являющихся органами госвласти и МСУ.

Здесь не место рассуждать, насколько оправданно осуществленное в ГПК сокращение круга дел, возникающих из публичных правоотношений (до 1 февраля 2003 года действовал другой порядок). Проблема в данном случае в другом: исчерпывается ли перечисленными в ГПК лицами круг субъектов, действия (решения) которых могут быть оспорены в суде?

Дело в том, что помимо органов государственной власти и органов МСУ, упомянутых в статье 254 ГПК, есть еще «государственные органы», упоминаемые как в Конституции (статьи 33, 120), так и в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе», в статье 1 которого сказано, что исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают «органы государственной власти, иные государственные органы». Эти самые государственные органы потеряны авторами ГПК, выпали из перечня тех, чьи действия могут быть оспорены как вытекающие из публичных правоотношений.

В такой ситуации следует прибегнуть к принципу аналогии права, закрепленному в части четвертой статьи 1 ГПК: «в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции <...> применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).» Аналогия же такова, что государственные органы, принимающие решения или совершающие действия, затрагивающие права и свободы человека, осуществляют те же государственно-властные полномочия, что и органы государственной власти. Публичное право есть область отношений гражданина и государства.

Что есть призывная комиссия? относится ли она к первой группе (к органам публичной власти) или ко второй (иных учреждений и организаций)? Это отнюдь не теоретическое рассуждение. От ответа на этот вопрос зависит и форма обращения в суд, и права гражданина в процессе.

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» не определяет статус призывной комиссии. Но совершенно очевидно, что призыв и направление на альтернативную гражданскую службу относится не к сфере взаимоотношений частных субъектов, а к сфере публично-правовой. Это властные полномочия по реализации установленных федеральными законами гражданских обязанностей.

Призывная комиссия создается решением высшего должностного лица субъекта РФ, т.е. создается органом государственной власти, и является коллегиальным межведомственным государственным органом.

Следовательно, решения призывных комиссий должны оспариваться как вытекающие из публичных правоотношений, а не в форме искового производства. В суд должно подаваться заявление в порядке статьи 254 ГПК, а не исковое заявление.

Существует мнение, что настаивать на своем в данном случае не стоит: спорить с судьей о подлежащих применению процессуальных нормах дело неблагодарное. Настаивает, дескать, судья «подавайте иск», ну так значит – иск.

Можно, наверное, пойти в этом вопросе на уступку. Но можно – настаивать на своем. Выбор поведения зависит от желания и умения гражданина вести юридический спор с судьей, излагая вышеперечисленные правовые доводы. Следует имеет в виду, что принятое в пользу гражданина решение по делу, рассмотренному по исковой процедуре, может быть отменено вышестоящим судом из-за неправильного применения норм процессуального права.

Исходя из того, что большинство судей должно мыслить все-таки правовым образом, ниже будет говориться об обжаловании решения призывной комиссии как о публично-правовом споре, т.е. о подаче заявления в порядке статьи 254 ГПК, а не о предъявлении иска. Образец заявления помещен в приложении.

 

Заявление подается в районный или городской суд (для городов без административного деления) по месту жительства заявителя либо по месту нахождения призывной комиссии (обычно это один и тот же суд, но бывает, что границы между судебными участками не совпадают с территориями, обслуживаемыми военкоматами; в таком случае разумнее подавать в «свой» суд – по месту жительства).

Существуют следующие способы подачи заявления.

1. Заявление подается в канцелярию по гражданским делам в трех экземплярах: два экземпляра сдаются, а третий возвращается заявителю с указанием на нем даты принятия и фамилии работника отдела делопроизводства, принявшего заявление. Канцелярия, как правило, работает ежедневно, кроме субботы и воскресенья. Но поскольку законодательно вопрос о приеме заявлений в суде не урегулирован, на практике во многих судах канцелярии заявления не принимают, отправляя истцов и заявителей на прием к судье. Так что этот способ подходит не для всех регионов.

2. Заявление подается судье на личном приеме.

Преимущество этого пути в возможности услышать непосредственно от судьи замечания по представленным документам и оперативно их исправить.

Однако с большой вероятностью придется изрядно посидеть в очереди, рискуя не попасть на прием с первого захода. Прием ведется судьями не ежедневно. Нередки случаи его отмены по различным причинам.

Кроме того, практика такова, что принимая заявление, судья не выдает никакого документа или расписки в его получении. Как правило, не ведется никакой первичной регистрации полученных на приеме материалов. По действующим правилам, заявления и другие материалы, принятые на личном приеме, не позднее следующего рабочего дня сдаются судьей в отдел делопроизводства для учета в журнале входящей корреспонденции. При таком порядке не исключена, а впоследствии труднопоправима утрата документов. Тем более, что выясниться это может с критическим опозданием.

С укоренившимся, но неуместным неформальным подходом к судопроизводству гражданам необходимо бороться. Практически борьба эта должна выражаться в том, чтобы придти на прием к судье не с двумя, а с тремя копиями заявления, попросив поставить автограф на одной из них. Ссылаться при этом надо на пункт 2.10 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде (утверждена Приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 года № 36): «Лицо, подающее исковое заявление и другие материалы на личном приеме, может представить дополнительную копию вышеуказанного документа, на которой по его просьбе ставится дата и указывается фамилия лица, принявшего документы, после чего копия возвращается заявителю

3. Заявление направляется почтой – ценным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Это, наверное, самый удобный, но не самый быстрый способ.

Документами, подтверждающими обращение в суд, будут в таком случае почтовая квитанция и уведомление о вручении письма.

 

При составлении заявления равно важны как формальные моменты, так и содержательная часть.

Следует обратить внимание на необходимость указания места нахождения призывной комиссии, т.е. адреса, по которому она заседает (обычно это помещение военкомата). Заявителю следует указать не только свой адрес, но и все имеющиеся координаты – телефоны, электронную почту.

В заявлении должно быть четко указано, какое решение оспаривается (т.е. решение призывной комиссии такого-то города или района), какие права гражданина нарушены этим решением. В данном случае ставится вопрос о нарушении права, гарантированного статьей 59 (частью 3) Конституции РФ.

По существу же судебное обжалование обусловлено содержанием решения призывной комиссии: был ли отказ в праве мотивирован пропуском срока подачи заявления, наличием в нем заведомо ложных сведений, неявкой на заседание комиссии или уклонением от ранее предоставленной АГС. Или же комиссия сочла, что документы и другие данные, характеризующие гражданина, не соответствуют его доводам об убеждениях или вероисповедании. Решение призывной комиссии об отказе может быть, вопреки закону, мотивировано «отсутствием доказательств наличия убеждений» либо иными надуманными, внезаконными основаниями, или же вовсе не содержать никакой мотивировки. В таком случае – при выходе призывной комиссии за пределы, очерченные законом об АГС, – обжалование должно иметь прекрасную перспективу.

Хотя в каждой конкретной ситуации сосредоточиться на том или ином аспекте следует в зависимости от обстоятельств, в любом случае подаваемое в суд заявление должно содержать фабулу событий, начиная от подачи заявления о замене военной службы на АГС.

Здесь уместно рассмотреть различные возможные варианты.

1. Отказ призывной комиссии мотивирован пропуском срока подачи заявления. В таком случае хорошо бы, в первую очередь, доказать суду уважительность причин опоздания. Но если доказательств представить невозможно, заявителю разумнее признать допущенное им нарушение, а обращение за судебной защитой основывать на недопустимости лишения конституционного права по причине несоблюдения процедуры.

Даже если срок был пропущен без уважительных причин, можно и нужно просить суд принять во внимание главное – наличие убеждений, препятствующих прохождению военной службы. Ведь именно это, в отличие от срока подачи заявления, является при решении вопроса о праве на АГС основным юридически значимым обстоятельством. Следует обратить внимание суда, что хотя призывная комиссия приняла формально законное решение, по существу оно не является правильным, поскольку комиссия имела право, несмотря на пропущенный заявителем срок, вынести положительное заключение, основываясь на существенном, а не на второстепенном. Поэтому, обжалуя такое решение, необходимо изложить суду все те обоснования убеждений, о которых подробно говорилось в предыдущих разделах и которые были озвучены гражданином (или должны были прозвучать) на призывной комиссии. При этом неважно – заслушивала ли то же самое комиссия или отказалась разбираться по существу, ограничившись констатацией нарушения срока. Если заслушивала, но не приняла во внимание, следовательно, надо писать в заявлении (и говорить затем в судебном заседании) о необоснованности такого решения: гарантированное Конституцией право было поставлено ниже процедурных предписаний. Если не заслушивала, значит, комиссия уклонилась от рассмотрения заявления по существу, нарушив требование закона, согласно которому она должна была рассматривать доводы гражданина.

2. В случае отказа по причине выявления в заявлении или приложенных к нему документах заведомо ложных сведений следует, обращаясь в суд, сосредоточить внимание на оценке и анализе этих сведений и выводов комиссии. Вполне возможно, что заведомо ложными признаны лишь ошибочные данные, указанные без умысла ввести комиссию в заблуждение.

Не исключена ситуация, при которой комиссия усмотрит наличие заведомо ложных сведений в тех доводах заявления, которые гражданин не смог с устраивающей комиссию полнотой пояснить или повторить на заседании.

В этом случае защита может строиться по двум направлениям.

Во-первых, можно указать, что комиссия воспользовалась неумением гражданина вести публичную дискуссию, задавала ему вопросы-ловушки в целях поймать его на противоречиях, отчего он сбился и отвечал не совсем точно. В действительности же, изложенное им в заявлении соответствует его убеждениям. Но одно дело – письменный текст, который он несколько раз переписывал, добиваясь обоснованности и определенности, другое – устное выступление. Так что комиссия либо не хотела понять, либо не поняла заявителя, сочтя допущенные им неточности в изложении заведомо ложными сведениями (здесь приведена, конечно, общая логика, а не текстуальный образец мотивировки).

Другой довод (его уместно обозначить, если между письменным заявлением и устным выступлением действительно были расхождения) состоит в том, что отказ от военной службы противоречит ни какому-то одному убеждению заявителя, а всей совокупности сложившихся у него убеждений. В заявлении он указал на одни из них (скажем, политические), а на комиссии предпочел сосредоточиться на других (например, миротворческих). Противоречия в этом нет. Ничего заведомо ложного он не указывал, так как и доводы письменного заявления, и выступление на комиссии, соответствуют его убеждениям.

3. Можно и нужно обжаловать и отказ, принятый по причине уклонения гражданина от ранее предоставленной ему возможности пройти АГС. Важно помнить: уклонением может считаться лишь то, что подтверждено вступившим в законную силу приговором суда, признавшим лицо виновным в совершении преступления, предусмотренного частью второй статьи 328 УК РФ. Все иные случаи юридически уклонением не считаются. Но даже если такой приговор существует, есть смысл настаивать на том, что при рассмотрении уголовного дела суд не учел вынужденного характера отказа от места прохождения АГС (например, при заработной плате ниже прожиточного минимума). Согласно статье 61 ГПК вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, но только по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом. Другими словами, суд, рассматривающий заявление по оспариванию решения призывной комиссии, обязан признать доказанным сам факт уклонения, но не связан оценкой обстоятельств, данных судом, рассматривавшим уголовное дело. Это дает возможность повторно выдвигать доводы, объясняющие причины, помешавшие тогда прохождению гражданином АГС.

4. Если призывная комиссия отказала в праве, сославшись на некие конкретные документы и данные, не соответствующие доводам гражданина о его убеждениях, спорить надо по существу этих данных, доказывая их недостоверность, неотносимость их к праву на АГС, необоснованную привязку неких фактов биографии к убеждениям, не совместимым с военной службой.

Так, отказ может быть мотивирован справкой из милиции о имевшем место привлечении гражданина к административной ответственности за хулиганство или потребление наркотиков. Но ни хулиганство, ни опыты с наркотиками не лишают гражданина убеждений и не имеют никакого отношения к выбору между военной и альтернативной службой. Сомневаться в наличии у человека убеждений только из-за того, что в семнадцать лет он напился и нарушил общественный порядок или как-то в клубе его угостили таблеткой экстази нет никаких оснований. И даже если в обоснование отказа призывная комиссия положила документы, согласно которым претендент на АГС имеет регулярные приводы, состоит на учете в милиции, характеризуется соседями как дебошир, это не отменяет ни его внутренней религиозности, ни наличия у него антимилитаристских (политических, философских, иных) убеждений. Явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью, и употребление наркотиков – безусловно, правонарушения. Но нигде не сказано, что правом на АГС могут воспользоваться только «хорошие», правильные люди с отменными характеристиками.

Понятно, что данные о пьянках и гулянках, пусть и ничего не доказывающие, могут быть добыты призывной комиссией в редких случаях. А так – какие могут быть основания отказа? Только произвольные. И если при соблюдении заявителем срока и своевременной явке комиссия все-таки, вопреки ожиданиям, приняла отрицательное решение, мотивировано оно может быть разве что таким образом: «Полученные данные не соответствуют доводам гражданина Иванова о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям (вероисповеданию)». Или – «Иванов не смог подтвердить свои доводы о том...».

Подобное «мотивированное» решение нельзя признать мотивированным, поскольку оно представляет собой ничем не подтвержденное голословное утверждение и не содержит ссылок на конкретные фактические обстоятельства. Закон говорит о возможности отказа лишь на основании документов и других данных. Эти данные должны быть названы в решении призывной комиссии, и при этом раскрыто, в чем состоит их противоречие доводам гражданина.

При этом важно иметь в виду, что Закон РФ от 27 апреля 1993 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» возлагает на гражданина, обжалующего властное решение, обязанность доказать факт нарушения его прав и свобод. Поскольку право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой является не всеобщим правом призывников, а распространяется лишь на тех, чьим убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, следовательно, для доказывания факта нарушения необходимо доказать наличие субъективного права на АГС.

Это не следует понимать таким образом, что суду должны быть представлены какие-то доказательства наличия убеждений (что не требовалось на призывной комиссии). Нужно лишь четко повторить в заявлении (и затем – в судебном заседании) те обоснования – не доказательства! – которые были представлены призывной комиссии, конкретизировав их при необходимости более внятного и недвусмысленного изложения.

5. Если решение об отказе было вынесено заочно, без участия гражданина, это служит безусловным основанием судебной отмены такого решения. В этом случае, в том числе когда поводом отказа послужила повторная неявка заявителя на заседание комиссии, оспаривание решения строится на пункте 1 статьи 12 закона об АГС, по которому заявление гражданина о замене военной службы рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии.

В то же время, при обжаловании отказа в связи с неявкой следует озаботиться представлением доказательств уважительности причин неявки. Отсутствие повестки, ее вручение иному лицу, извещение по телефону – все это законные основания неявки на заседание призывной комиссии, так как, согласно пункту 3 статьи 10 того же закона, на мероприятия, связанные с направлением на АГС, граждане должны вызываться повестками военного комиссариата.

 

Обобщая сказанное выше о содержании заявления, можно сформулировать такие основные правила, касающиеся лежащей на заявителе необходимости доказать факт нарушения права:

если комиссия отказала по формальным причинам (пропуск срока, неявка на заседание и т.п.), то достаточно доказать суду, что обоснование права на АГС было представлено призывной комиссии и против этого обоснования комиссия не возражала, отказав по другим причинам;

если комиссия отказала по содержательным основаниям (из-за несоответствия имеющихся данных доводам гражданина), то следует указать на необоснованность данного вывода, изложив в подаваемом в суд заявлении подробное обоснование своих убеждений.

 

К заявлению прилагаются:

его второй экземпляр (копия заявления);

квитанция об уплате государственной пошлины в размере 100 рублей (такой размер установлен статьей 33319 Налогового кодекса РФ);

копия заявления в призывную комиссию о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой;

копия решения призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой;

другие документы, имеющие отношение к делу (в копиях). Если какой-либо документ ранее не был приобщен к заявлению, поданному в призывную комиссию (например, дополнительная характеристика, подтверждение членства в общественном объединении), его копии должны быть представлены в суд в двух экземплярах.

Кроме того, к заявлению может быть приложен список свидетелей (с указанием адресов), которые могли бы подтвердить в суде достоверность доводов гражданина. Это могут быть, в частности, те лица, которые были указаны гражданином в заявлении, поданном в призывную комиссию, либо граждане, готовые подтвердить отсутствие кворума на ее заседании.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.40.97 (0.085 с.)