Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Язык как система. Понятие о современном русском литературном языке.Стр 1 из 10Следующая ⇒
Язык как система. Понятие о современном русском литературном языке. · Язык – это система социально обусловленных звуковых знаков. Эта система способна выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире и функционирует в качестве средства общения (коммуникации). · Язык является самой сложной из всех знаковых систем. · Языковой знак представляет собой единство означаемого (содержание) и означающего (форма). Означающее у слова – цепочка звуков, означаемое – определенное мыслительное содержание, фрагмент окружающего мира, с которым соотносится содержащее. · Теория знака (семиотика) была заложена в 19 веке швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром. · Язык – это общественный договор, то есть и отправитель, и получатель должны знать общее значение знака. Без договора невозможно оперировать знаками, так как в самом предмете нет ничего, что дало бы ему имя. Без договора происходит коммуникативная неудача.
Функции языка: 1)
2) Аккумулятивная 3) Когнитивная (гносеологическая, познавательная) 4) Эмоциональная (междометия)
Части языка – уровни 1) Звуковой, фонетический (звук обладающий смыслоразделяющей функцией –Фонема) 2) Морфемный – значимые части слова 3) Лексический, слово – знак (словесный) 4) Синтаксический: А) Словосочетание обладает номинативной функцией Б) Предложение – коммуникативная функция
Слово – основная единица языка
Система языка динамична. Принципы языкового развития: 1. экономия произносительных усилий. Стремление добиваться цели при минимальных усилиях приводят к сокращению означающего до определенных пределов Примеры: сейчас – щас, академический отпуск- академ.отпуск – академка. Предел экономии – искажение информации 2. Принцип аналогии – уподобление одной языковой формы другой (ректоры-ректора, по аналогии с доктора); 3. Влияние экстралингвистических факторов - изменение языка из-за изменения жизни (в 19в – докторша – жена доктора; заимствования).
Русский язык – индоевропейская семья, славянская группа, восточно-славянская подгруппа (+ Украинский, Белорусский). По числу носителей на пятом месте (конкурирует с Индонезийским). Один из языков ООН.
Конкретный язык – этнический (кроме искусственных). В современном мире от 2,5 до 5 тысяч языков, большинство бесписьменные.
Понятие о современном русском литературном языке. Узкое толкование – русский язык последних пятидесяти лет. Широкое – от эпохи творчества Пушкина 938 г. – создание Кириллом и Мефодием кириллицы в Фессалониках для южных славян, восточные ее заимствовали. Диглоссия (двуязычие): образованное верхи говорят на старославянском (южный), в необразованных кругах – на восточно-славянском. Пушкин впервые смешал восточно-славянский и южный языки. Литературный язык – часть общенародного языка, обслуживающая интересы всего коллектива говорящих и все их сферы деятельности. Признаки – наличие нормы, общеобязательность норм и их кодификация. Принципы русской орфографии 1) Морфологический принцип. Регулирует проверяемое написание. Значимые части слова пишутся единообразно вне зависимости от произношения. На письме гласные и согласные пишутся так, как они произносятся в сильной позиции. Для гласных это ударение, для согласных – перед гласными или перед сонорными звуками (н, л, р, м, й). 2) Традиционный (исторический) принцип регулирует непроверяемое написание, то есть написание тех слов, в которых у морфем нет сильных позиций. 3) Фонетический принцип. Пишем так, как слышим. Есть минусы: неудобно при чтении, происходит нарушение традиций. Представлен в трех случаях: а) Приставки на з/с б) гласные «и», «ы» после приставок на согласную в) «а», «о» в приставках «раз-роз», «рас-рос». (РазлИв – увеличение воды, рОзлив – виноделие, пивоварение, масло). 4) Дифференцирующий принцип. Различает написание слов в зависимости от значений. а) употребление прописных и строчных букв для разделения единичных и уникальных объектов. (г. Орел и орел) б) разделение омофонов (бол и балл) 4. Морфемная структура слова. Производные и непроизводные слова. Словообразовательная цепочка и словообразовательное гнездо. Морфологические и неморфологические способы современного русского словообразования. Слово – основная структурно-семантическая единица языка, имеющая номинативную функцию. Служит для наименования предметов, их свойств, процессов, явлений и отношений.
Признаки слова: · Структурная оформленность (наличие ударения и невозможность паузы внутри слова) · Непроницаемость (внутрь слова нельзя вставить слово) · Семантическая идиоматичность (значение слова не равно сумме значений морфем: нелицеприятный = беспристрастный) · Воспроизводимость (мы не придумываем слова, кроме окказионализмов)
Слово состоит из морфем (минимум одной: вдруг, там) и характеризуется определённой морфологической структурой. Морфема – значимая и далее не делимая часть слова
Слова бывают производные и непроизводные. Непроизводные слова – это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. Производные слова - слова, образованные от существующих в языке слов посредством действующих в языке моделей словообразования. Словообразовательная мотивация - это отношение между двумя однокоренными словами, значение одного из которых либо а) определяется через значение другого (дом - домик (маленький дом), победить - победитель (тот, кто победил)), либо б) тождественно значению другого во всех своих компонентах, кроме грамматического значения части речи (бежать - бег, белый - белизна, быстрый - быстро).
Словообразовательная цепочка - это ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной мотивированности. Начальным, исходным звеном цепочки является немотивированное слово. Чем дальше от исходного слова цепочки какое-нибудь входящее в нее мотивированное слово, тем выше ступень его мотивированности. Например, устарелость - слово IV ступени мотивированности: оно входит в цепочку:
старый - стаIреть - устаIIреть - устарIIIелый - устаIVрелость. Словообразовательное гнездо - это совокупность слов с тождественным корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями словообразовательной мотивации. Вершиной (исходным словом) гнезда является немотивированное слово. Гнездо может быть определено и как совокупность словообразовательных цепочек, имеющих одно и то же исходное слово.
Морфемная структура слова Основа – часто слова, выражающая его лексическое значение. Окончание (флексия) – указывает на отношение одного слова к другим Корень – общая часть родственных слов Аффиксы (также форманты или формативы) — морфемы, которые присоединяется к корню и служит для образования слов.
Морфологические и неморфологические способы современного русского словообразования. Морфологический способ – словообразование путем закономерного сочетания морфем в слове. 1) Основосложение – образование сложных (пароход, водопровод) и сложносокращенных слов (обком, ликбез) 2) Безаффиксный – редко используется, только при образовании имен существительных. При этом меняется конечный согласный и ударение, но основа остается. 3) Аффиксный – самый продуктивный способ, присоединение к корню значимых морфем (для создания как лексических, так и грамматических форм) 4) Суффиксальный – прибавление суффикса к основе. 5) Префиксальный – прибавление приставки. 6) Суффиксально-префиксальный 7) Постфиксальный – аффикс после окончания.
Неморфологические способы: 1) Лексико-семантическое словообразование – слово, уже существующее в языке приобретает новое значение. 2) Лексико-синтаксическое – образование слов, раньше бывших словосочетанием (сумасшедший). 3) Морфологическо-синтаксический – переход слов из одной части речи в другую
Сложение – кравтиросъемщик. Производящая база – словосочетание (подсинительная связь) или сочетание слов (сочинительная связь). Какие части слов и словосочетаний вошли в слово? Слово съемщик вошло полностью и присутсвует в нем как слово, а квартира – не полностью, утратило окончание, взята только основа. Перед нами сложение основы с целым словом с помощью соединительной гласной (интерфикс). Слово Канатоходец – «ходить по канату». Слово канат вошло без окончания (не склоняется). Слово ходец нет в руском языке, слово ходить тоже вошло только основой. Получаем сложение основ с одновременной суффиксацией и через интерфикс. Большеглазый. «Большие глаза». Берем «больш» - основа, вторая основа «глаз» без окончания. Сложение основ с помощью соединительной гласной. Образование слова одной части речи от слова другой части речи возможно только с помощью суффиксов. Здесь – нулевая суффиксация. Т.о. сложение основ с помощью соед.гласной и нулевого суффикса. (Бессуффиксный = с помощью нулевого суффикса). Аббревиация. От производящих элементов материальные части берутся произвольно – слова, слоги, буквы или звуки. Завуч – заведующий учебной частью. Аббревиатуры бывают буквеные (МГУ), звуковые (ВУЗ) Слияние – сейчас (исторический), сегодня, долгоиграющий Соотношение понятий «язык» и «речь». Предложение и высказывание в аспекте противопоставления языка и речи. Автореферентные и перформативные высказывания. Характеристика предложений по цели высказывания. Указательные, вопросительно-относительные ( Кто, что, какой…), определительные (Весь, любой, сам, самый), неопределенные. (Некто, нечто, кто-то, какой-то, кто-нибудь, чей-нибудь, кто-либо, кое-кто, кое-какой) отрицательные (ничто, некого, нечего, никакой)
Двусоставное предложение. Это предложения составленные по подлежащно –сказуемостной схеме. Простое предложение, структурную основу которого образуют подлежащее, одно или с зависимыми от него словами (первый состав), и сказуемое, одно или с зависимыми от него словами (второй состав).
Типы сказуемого и способы его выражения в двусоставном предложении. Вопросы координации подлежащего и сказуемого. Вопросы координации подлежащего и сказуемого. Сказуемое обычно формально уподобляется подлежащему, синтаксические отношения между ними называются координацией. Это особый вид формального уподобления, который иногда называют согласованием. Т1 – Р1. Т2(Р1) – Р2. Т3(Р2) – Р3. Такие предложение невозможно поменять местами. Они синсемантичны, т.е. невозможно понять без контекста. Способы реализации связи:
На основе цепной связи возникает текст с последовательным строем. Но долго строить такой текст нельзя, он может закольцовываться.
Инверсия. Тема – рема – прямой порядок слов. Рема – тема – обратный = инверсия = экспрессия = субъективность = акцентирование ремы. Например: при вопросе - Где книга? возможно два ответа: Книга (Т) на столе (Р) и На столе (Р) книга (Т). В первом случае порядок слов прямой, во втором мы наблюдаем инверсию, при этом вариант с инверсией имеет особую интонацию и является эмоционально окрашенной конструкцией.
Сочинительная связь. - Части соединены как равноправные, они сохраняют свою относительную самостоятельность, хотя лексически могут испытывать воздействие друг от друга. - Синтаксическая связь с помощью сочинительных союзов. - Сочинение придает частям известную самостоятельность. - Сочинительный союз располагается между частями, не сливаясь ни с одной. Подчинительная связь. - Выражается в формальных показателях – подчинительных союзах и союзных словах. - Подчинительные союзы помещаются в придаточной части и служат показателем ее подчиненности.
Бессоюзная связь. - Части бессоюзного предложения связаны между собой по смыслу, интонационно, порядком расположения частей, видо-временными формами глаголов-сказуемых. Сочинительная связь. Части соединены как равноправные, они сохраняют свою относительную самостоятельность, хотя лексически могут испытывать воздействие друг от друга. Синтаксическая связь с помощью сочинительных союзов. Сочинение придает частям известную самостоятельность. Сочинительный союз располагается между частями, не сливаясь ни с одной. Противительные отношения. Противительные союзы: а, но, да, однако, зато, же, а то, не то, а не то. Обладают закрытой структурой. Порядок слов во второй части обусловлен характером ее противопоставления первой.
Разделительные отношения. Разделительные союзы: указывают на чередование событий, последовательную их смену, несовместимость. Основное значение – взаимоисключение, чередование.
Или, либо – общее значение взаимоисключения, разделительности. Ли –Ли, Ли –Или – оттенок перечисления. То –То – чередование действий или явлений, их последовательная смена. То ли – то ли, не то – не то – оттенок предположительности.
Пояснительные отношения. Содержание второй части поясняет, уточняет то, о чем говорится в первой. Пояснительные союзы: отношение пояснения. То есть.
Подчинительная связь. Выражается в формальных показательно-подчинительных союзах и союзных словах. Помещаются в придаточной части и служат показателем её подчиненности. Выделяют простые (что, когда, если, как) и составные союзы (потому что, так как, несмотря на то, что). Составные союзы не следует путать с сочетанием простых со словами-скрепами, то есть элементами, которые можно изъять. Если матч пройдет спокойно, (то) у команды останутся силы. – это простой союз! Союзные слова – это местоимения и местоименные наречия, служащие средством связи придаточной части с главной. Они являются членами предложения. Структурные характеристики. Расчлененная и нерасчлененная структура. Грамматические средства связи частей (союзы, союзные слова, корреляты).
СПП расчлененной структуры. Придаточная часть прикрепляется ко всей главной части в целом (если смерти не случится, проживу ещё 100 лет).
Временные значения в СПП. Значения одновременности: - союзы: когда, пока, покуда, покамест, в то время как, по мере того как - несовершенный вид глаголов-сказуемых: Человек ясно выражается, пока им владеет мысль. Значения разновременности: - союзы: когда, пока не, покуда не, как, как только, лишь только, с тех пор как, едва как - совершенный вид глаголов сказуемых: С тех пор как он поступил на службу, он стал ненавидеть свою моложавость. Частичное совпадение действий во времени помечается разными формами глаголов-сказуемых. В то время как она выходила из гостиной, в передней послышался звонок. Значение разновременности А) Союзы: когда, пока не, покуда не, как, как только, лишь только Б) Совершенный вид глагола
Пространственные значения: Пространственное отношение беднее, чем в простых предложениях. В сложном предложении эти отношения предают только СПП в предложения местоименно-соотнесенного типа. Их схемы: Р там- где,куда,откуда Р(место) Р туда-куда, где, откуда Р(направление) Р оттуда- откуда, где, куда Р(исход пункт)
Значения причины в языке. Союзы – потому что, оттого что, потому как, поскольку, благо, ибо, так как, из-за того что, ввиду того что. Составные союзы могут расчленяться. Все союзы имеют свои оттенки. Самый употребляемый - “ потому что ”. Придаточные причины обычно перемещаются после главной части, за исключением случаев, когда нужно подчеркнуть причину.
Другие способы выражения причинных значений: ССП – Р и Р (лексика); Р и потому Р; Р и оттого Р; Р а потому Р Украина не заплатила долги, и Газпром сократил подачу газа в эту страну. БП – Р:Р (лексика + интонация) Газпром сократил подачу газа на Украину: страна не выплатила долги. ПП – существительные с предлогами причинного значения (из—за, от, по причине...) Из-за неуплаты долгов Газпром сократил подачу газа на Украину.
Значения следствия в языке Выражают: СПП с придаточным следственным (союз - так что) БП: Р – Р (лексика + интонация) ССП: Р и Р (лексика) ПП: предложно-падежные сочетания со следственным значением (вследствие того, в результате того...)
Родительный п. Творительный Винительный п. На что? За что? За чем? Средства, полученные по кредиту, потрачены на покупку квартиры. Завтра мы планируем отправиться за покупками… - Для выражения целевых отношений используются деепричастные обороты с деепричастиями несовершенного вида. Как правило, они располагаются после глаголов-сказуемых. - Зонд сканирует эфир, разыскивая электромагнитные волны неприродного происхождения. - Многие животные принимают устрашающую позу, предупреждая об опасности приближения к ним.
Предложения антицели Они передают в главной части отношения непроизвольного и нецелевого действия. Они возникали утром, чтобы исчезнуть к вечеру. Обо всем этом говорилось словно затем, чтобы как можно больше затруднить и без того трудную задачу.
БП однородного состава Приближаются по значениям и структурным признакам к ССП Характерны смысловая однотипность частей и одинаковое отношение к сложному целому Стоит погожий летний день, вода в озере не шелохнется. Смысловые отношения в БП однородного состава 1) Перечислительные отношения 2) Разделительные отношения 3) Сопоставительные отношения БП неоднородного типа Приближается по значениям и структурным признакам к СПП. В смысловом отношении части разнотипны и зависят одна от другой. Смысловые отношения БП неоднородного состава. 1) Объектные 2) Определительные 3) Условные 4) Временные 5) Образа действия 6) Следственные 7) Сравнительные 8) Целевые
БП переходного типа: Переходными являются: - Бессоюзное с пояснительными отношениями (между двумя частями можно вставить слова а именно), напоминающими отношения между обобщающим словом и однородными членами предложения. Например: Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями... Основная часть высказывания содержится в первой части, но вместе с тем предложения второй части обладают известной смысловой самостоятельностью. - Бессоюзное с присоединительными отношениями например: Русская интеллигенция росла и развивалась в условиях совершенно зверских,- это неоспоримо (Бросится женщина в омут головой от любви,- вот актриса Независимость второй части в подобных случаях ущемляется наличием в начале ее слов это, то, вот что и др., понятных только из контекста. - Бессоюзное с противительно-уступительными отношениями бессоюзные сложные предложения с противительно-уступительными отношениями (ср. такой же характер предложений с союзами хотя - но, образующими пару, состоящую из подчинительного и сочинительного союзов). Например: Шестнадцать лет служу - такого со мной не было; На образ взглянешь - свят не станешь. В этих примерах возможна вставка противительного союза (а, но) и вместе с тем использование союзов, оформляющих присоединение придаточного уступительного (хотя - но). Абзац и ССЦ. Абзац. 1) Отступ в начале строки, красная строка. 2) 2 отрезок текста между двумя такими отступами Предмет синтаксиса – 2-ое значение Членение теста на абзацы связано с функционально-стилистическими особенностями текста, а также с индивидуальной авторской манерой. Абзац - это часть текста между двумя отступами, или красными строками. Абзац и сложное синтаксическое целое - это единицы разных уровней членения, так как основания их организации различны (абзац не имеет особого синтаксического оформления в отличие от сложного синтаксического целого), однако это единицы перекрещивающиеся, функционально соприкасающиеся, поскольку обе они играют семантико-стилистическую роль. Именно поэтому абзац и сложное синтаксическое целое могут в своих частных проявлениях совпадать, соответствовать друг другу. Такое совпадение не случайно, но не обязательно! · Как пунктуационный знак – отступ в начале строки; и отрезок текста между двумя такими отступами · Как предмет синтаксиса может состоять из 1 предложения, из 1 ССЦ, включать несколько ССЦ
Основные причины, заставляющие пишущего пользоваться абзацным членением, следующие:
Поскольку абзац может подчеркнуть эмоционально-экспрессивные качества текста, он способен разорвать единое сложное синтаксическое целое. Типовые варианты соотношения абзаца и ССЦ 1) 1 абзац = 1 ССЦ 2) 1 абзац = 1 предложению,зачину. 3) 1 абзац = 1 предложение, концовка. 4) 1 абзац = несколько ССЦ. Абзац и ССЦ. Абзац. 3) Отступ в начале строки, красная строка. 4) 2 отрезок текста между двумя такими отступами Предмет синтаксиса – 2-ое значение Членение теста на абзацы связано с функционально-стилистическими особенностями текста, а также с индивидуальной авторской манерой. Абзац - это часть текста между двумя отступами, или красными строками. Абзац и сложное синтаксическое целое - это единицы разных уровней членения, так как основания их организации различны (абзац не имеет особого синтаксического оформления в отличие от сложного синтаксического целого), однако это единицы перекрещивающиеся, функционально соприкасающиеся, поскольку обе они играют семантико-стилистическую роль. Именно поэтому абзац и сложное синтаксическое целое могут в своих частных проявлениях совпадать, соответствовать друг другу. Такое совпадение не случайно, но не обязательно! · Как пунктуационный знак – отступ в начале строки; и отрезок текста между двумя такими отступами · Как предмет синтаксиса может состоять из 1 предложения, из 1 ССЦ, включать несколько ССЦ
Основные причины, заставляющие пишущего пользоваться абзацным членением, следующие:
Поскольку абзац может подчеркнуть эмоционально-экспрессивные качества текста, он способен разорвать единое сложное синтаксическое целое. Типовые варианты соотношения абзаца и ССЦ 5) 1 абзац = 1 ССЦ 6) 1 абзац = 1 предложению,зачину. 7) 1 абзац = 1 предложение, концовка. 8) 1 абзац = несколько ССЦ. Язык как система. Понятие о современном русском литературном языке. · Язык – это система социально обусловленных звуковых знаков. Эта система способна выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире и функционирует в качестве средства общения (коммуникации). · Язык является самой сложной из всех знаковых систем. · Языковой знак представляет собой единство означаемого (содержание) и означающего (форма). Означающее у слова – цепочка звуков, означаемое – определенное мыслительное содержание, фрагмент окружающего мира, с которым соотносится содержащее. · Теория знака (семиотика) была заложена в 19 веке швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром. · Язык – это общественный договор, то есть и отправитель, и получатель должны знать общее значение знака. Без договора невозможно оперировать знаками, так как в самом предмете нет ничего, что дало бы ему имя. Без договора происходит коммуникативная неудача.
Функции языка: 1)
2) Аккумулятивная 3) Когнитивная (гносеологическая, познавательная) 4) Эмоциональная (междометия)
Части языка – уровни 1) Звуковой, фонетический (звук обладающий смыслоразделяющей функцией –Фонема) 2) Морфемный – значимые части слова 3) Лексический, слово – знак (словесный) 4) Синтаксический: А) Словосочетание обладает номинативной функцией Б) Предложение – коммуникативная функция
Слово – основная единица языка
Система языка динамична. Принципы языкового развития: 1. экономия произносительных усилий. Стремление добиваться цели при минимальных усилиях приводят к сокращению означающего до определенных пределов Примеры: сейчас – щас, академический отпуск- академ.отпуск – академка. Предел экономии – искажение информации 2. Принцип аналогии – уподобление одной языковой формы другой (ректоры-ректора, по аналогии с доктора); 3. Влияние экстралингвистических факторов - изменение языка из-за изменения жизни (в 19в – докторша – жена доктора; заимствования).
Русский язык – индоевропейская семья, славянская группа, восточно-славянская подгруппа (+ Украинский, Белорусский). По числу носителей на пятом месте (конкурирует с Индонезийским). Один из языков ООН. Конкретный язык – этнический (кроме искусственных). В современном мире от 2,5 до 5 тысяч языков, большинство бесписьменные.
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 2275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.192 с.) |