Язык как система. Понятие о современном русском литературном языке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Язык как система. Понятие о современном русском литературном языке.



Язык как система. Понятие о современном русском литературном языке.

· Язык – это система социально обусловленных звуковых знаков. Эта система способна выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире и функционирует в качестве средства общения (коммуникации).

· Язык является самой сложной из всех знаковых систем.

· Языковой знак представляет собой единство означаемого (содержание) и означающего (форма). Означающее у слова – цепочка звуков, означаемое – определенное мыслительное содержание, фрагмент окружающего мира, с которым соотносится содержащее.

· Теория знака (семиотика) была заложена в 19 веке швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром.

· Язык – это общественный договор, то есть и отправитель, и получатель должны знать общее значение знака. Без договора невозможно оперировать знаками, так как в самом предмете нет ничего, что дало бы ему имя. Без договора происходит коммуникативная неудача.

 

Функции языка:

1)
КомА КоЭм
Коммуникативная

2) Аккумулятивная

3) Когнитивная (гносеологическая, познавательная)

4) Эмоциональная (междометия)

 

Части языка – уровни

1) Звуковой, фонетический (звук обладающий смыслоразделяющей функцией –Фонема)

2) Морфемный – значимые части слова

3) Лексический, слово – знак (словесный)

4) Синтаксический:

А) Словосочетание обладает номинативной функцией

Б) Предложение – коммуникативная функция

 

Слово – основная единица языка

 

Система языка динамична.

Принципы языкового развития:

1. экономия произносительных усилий. Стремление добиваться цели при минимальных усилиях приводят к сокращению означающего до определенных пределов

Примеры: сейчас – щас, академический отпуск- академ.отпуск – академка. Предел экономии – искажение информации

2. Принцип аналогии – уподобление одной языковой формы другой (ректоры-ректора, по аналогии с доктора);

3. Влияние экстралингвистических факторов - изменение языка из-за изменения жизни (в 19в – докторша – жена доктора; заимствования).

 

Русский язык – индоевропейская семья, славянская группа, восточно-славянская подгруппа (+ Украинский, Белорусский). По числу носителей на пятом месте (конкурирует с Индонезийским). Один из языков ООН.

Конкретный язык – этнический (кроме искусственных). В современном мире от 2,5 до 5 тысяч языков, большинство бесписьменные.

 

Понятие о современном русском литературном языке.

Узкое толкование – русский язык последних пятидесяти лет. Широкое – от эпохи творчества Пушкина

938 г. – создание Кириллом и Мефодием кириллицы в Фессалониках для южных славян, восточные ее заимствовали. Диглоссия (двуязычие): образованное верхи говорят на старославянском (южный), в необразованных кругах – на восточно-славянском. Пушкин впервые смешал восточно-славянский и южный языки.

Литературный язык – часть общенародного языка, обслуживающая интересы всего коллектива говорящих и все их сферы деятельности. Признаки – наличие нормы, общеобязательность норм и их кодификация.

Принципы русской орфографии

1) Морфологический принцип. Регулирует проверяемое написание. Значимые части слова пишутся единообразно вне зависимости от произношения. На письме гласные и согласные пишутся так, как они произносятся в сильной позиции. Для гласных это ударение, для согласных – перед гласными или перед сонорными звуками (н, л, р, м, й).

2) Традиционный (исторический) принцип регулирует непроверяемое написание, то есть написание тех слов, в которых у морфем нет сильных позиций.

3) Фонетический принцип. Пишем так, как слышим. Есть минусы: неудобно при чтении, происходит нарушение традиций. Представлен в трех случаях:

а) Приставки на з/с

б) гласные «и», «ы» после приставок на согласную

в) «а», «о» в приставках «раз-роз», «рас-рос». (РазлИв – увеличение воды, рОзлив – виноделие, пивоварение, масло).

4) Дифференцирующий принцип. Различает написание слов в зависимости от значений.

а) употребление прописных и строчных букв для разделения единичных и уникальных объектов. (г. Орел и орел)

б) разделение омофонов (бол и балл)

4. Морфемная структура слова. Производные и непроизводные слова. Словообразовательная цепочка и словообразовательное гнездо. Морфологические и неморфологические способы современного русского словообразования.

Слово – основная структурно-семантическая единица языка, имеющая номинативную функцию. Служит для наименования предметов, их свойств, процессов, явлений и отношений.

 

Признаки слова:

· Структурная оформленность (наличие ударения и невозможность паузы внутри слова)

· Непроницаемость (внутрь слова нельзя вставить слово)

· Семантическая идиоматичность (значение слова не равно сумме значений морфем: нелицеприятный = беспристрастный)

· Воспроизводимость (мы не придумываем слова, кроме окказионализмов)

 

Слово состоит из морфем (минимум одной: вдруг, там) и характеризуется определённой морфологической структурой.

Морфема – значимая и далее не делимая часть слова

 

Слова бывают производные и непроизводные.

Непроизводные слова – это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке.

Производные слова - слова, образованные от существующих в языке слов посредством действующих в языке моделей словообразования.

Словообразовательная мотивация - это отношение между двумя однокоренными словами, значение одного из которых либо

а) определяется через значение другого (дом - домик (маленький дом), победить - победитель (тот, кто победил)), либо

б) тождественно значению другого во всех своих компонентах, кроме грамматического значения части речи (бежать - бег, белый - белизна, быстрый - быстро).

 

Словообразовательная цепочка - это ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной мотивированности. Начальным, исходным звеном цепочки является немотивированное слово. Чем дальше от исходного слова цепочки какое-нибудь входящее в нее мотивированное слово, тем выше ступень его мотивированности. Например, устарелость - слово IV ступени мотивированности: оно входит в цепочку:

 

старый - стаIреть - устаIIреть - устарIIIелый - устаIVрелость.

Словообразовательное гнездо - это совокупность слов с тождественным корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями словообразовательной мотивации. Вершиной (исходным словом) гнезда является немотивированное слово. Гнездо может быть определено и как совокупность словообразовательных цепочек, имеющих одно и то же исходное слово.

 

Морфемная структура слова

Основа – часто слова, выражающая его лексическое значение.

Окончание (флексия) – указывает на отношение одного слова к другим

Корень – общая часть родственных слов

Аффиксы (также форманты или формативы) — морфемы, которые присоединяется к корню и служит для образования слов.

 

Морфологические и неморфологические способы современного русского словообразования.

Морфологический способ – словообразование путем закономерного сочетания морфем в слове.

1) Основосложение – образование сложных (пароход, водопровод) и сложносокращенных слов (обком, ликбез)

2) Безаффиксный – редко используется, только при образовании имен существительных. При этом меняется конечный согласный и ударение, но основа остается.

3) Аффиксный – самый продуктивный способ, присоединение к корню значимых морфем (для создания как лексических, так и грамматических форм)

4) Суффиксальный – прибавление суффикса к основе.

5) Префиксальный – прибавление приставки.

6) Суффиксально-префиксальный

7) Постфиксальный – аффикс после окончания.

 

Неморфологические способы:

1) Лексико-семантическое словообразование – слово, уже существующее в языке приобретает новое значение.

2) Лексико-синтаксическое – образование слов, раньше бывших словосочетанием (сумасшедший).

3) Морфологическо-синтаксический – переход слов из одной части речи в другую

 

Сложение – кравтиросъемщик. Производящая база – словосочетание (подсинительная связь) или сочетание слов (сочинительная связь). Какие части слов и словосочетаний вошли в слово? Слово съемщик вошло полностью и присутсвует в нем как слово, а квартира – не полностью, утратило окончание, взята только основа. Перед нами сложение основы с целым словом с помощью соединительной гласной (интерфикс).

Слово Канатоходец – «ходить по канату». Слово канат вошло без окончания (не склоняется). Слово ходец нет в руском языке, слово ходить тоже вошло только основой. Получаем сложение основ с одновременной суффиксацией и через интерфикс.

Большеглазый. «Большие глаза». Берем «больш» - основа, вторая основа «глаз» без окончания. Сложение основ с помощью соединительной гласной. Образование слова одной части речи от слова другой части речи возможно только с помощью суффиксов. Здесь – нулевая суффиксация. Т.о. сложение основ с помощью соед.гласной и нулевого суффикса. (Бессуффиксный = с помощью нулевого суффикса).

Аббревиация. От производящих элементов материальные части берутся произвольно – слова, слоги, буквы или звуки.

Завуч – заведующий учебной частью.

Аббревиатуры бывают буквеные (МГУ), звуковые (ВУЗ)

Слияние – сейчас (исторический), сегодня, долгоиграющий

Соотношение понятий «язык» и «речь». Предложение и высказывание в аспекте противопоставления языка и речи. Автореферентные и перформативные высказывания. Характеристика предложений по цели высказывания.

Указательные,

вопросительно-относительные ( Кто, что, какой…),

определительные (Весь, любой, сам, самый),

неопределенные. (Некто, нечто, кто-то, какой-то, кто-нибудь, чей-нибудь, кто-либо, кое-кто, кое-какой)

отрицательные (ничто, некого, нечего, никакой)

 

Двусоставное предложение.

Это предложения составленные по подлежащно –сказуемостной схеме. Простое предложение, структурную основу которого образуют подлежащее, одно или с зависимыми от него словами (первый состав), и сказуемое, одно или с зависимыми от него словами (второй состав).

 

Типы сказуемого и способы его выражения в двусоставном предложении. Вопросы координации подлежащего и сказуемого.

Вопросы координации подлежащего и сказуемого.

Сказуемое обычно формально уподобляется подлежащему, синтаксические отношения между ними называются координацией. Это особый вид формального уподобления, который иногда называют согласованием.

Т1 – Р1. Т2(Р1) – Р2. Т3(Р2) – Р3.

Такие предложение невозможно поменять местами. Они синсемантичны, т.е. невозможно понять без контекста.

Способы реализации связи:

  • Замена анафористическим (заменяющим) местоимением. Есть у меня подруга Вера. Она очень любит кошек.
  • Повтор слова. Есть у меня подруга Вера. Вера любит кошек. Кошки красивые.
  • Замена видового слова (гипонима) родовым словом (гиперонимом). Она очень любит кошек. Эти животные в ее доме повсюду.
  • Абсолютные синонимы.
  • Замена перифразой (словосочетание, заменяющее одно слово). Мы увидели милиционера. Страж порядка был навеселе.

На основе цепной связи возникает текст с последовательным строем. Но долго строить такой текст нельзя, он может закольцовываться.

 

Инверсия.

Тема – рема – прямой порядок слов.

Рема – тема – обратный = инверсия = экспрессия = субъективность = акцентирование ремы. Например: при вопросе - Где книга? возможно два ответа: Книга (Т) на столе (Р) и На столе (Р) книга (Т). В первом случае порядок слов прямой, во втором мы наблюдаем инверсию, при этом вариант с инверсией имеет особую интонацию и является эмоционально окрашенной конструкцией.

 

Сочинительная связь.

- Части соединены как равноправные, они сохраняют свою относительную самостоятельность, хотя лексически могут испытывать воздействие друг от друга.

- Синтаксическая связь с помощью сочинительных союзов.

- Сочинение придает частям известную самостоятельность.

- Сочинительный союз располагается между частями, не сливаясь ни с одной.

Подчинительная связь.

- Выражается в формальных показателях – подчинительных союзах и союзных словах.

- Подчинительные союзы помещаются в придаточной части и служат показателем ее подчиненности.

 

Бессоюзная связь.

- Части бессоюзного предложения связаны между собой по смыслу, интонационно, порядком расположения частей, видо-временными формами глаголов-сказуемых.

Сочинительная связь.

Части соединены как равноправные, они сохраняют свою относительную самостоятельность, хотя лексически могут испытывать воздействие друг от друга.

Синтаксическая связь с помощью сочинительных союзов.

Сочинение придает частям известную самостоятельность.

Сочинительный союз располагается между частями, не сливаясь ни с одной.

Противительные отношения.

Противительные союзы: а, но, да, однако, зато, же, а то, не то, а не то. Обладают закрытой структурой. Порядок слов во второй части обусловлен характером ее противопоставления первой.

 

Разделительные отношения.

Разделительные союзы: указывают на чередование событий, последовательную их смену, несовместимость. Основное значение – взаимоисключение, чередование.

Или, либо – общее значение взаимоисключения, разделительности.

Ли –Ли, Ли –Или – оттенок перечисления.

То –То – чередование действий или явлений, их последовательная смена.

То ли – то ли, не то – не то – оттенок предположительности.

 

Пояснительные отношения.

Содержание второй части поясняет, уточняет то, о чем говорится в первой.

Пояснительные союзы: отношение пояснения.

То есть.

 

Подчинительная связь.

Выражается в формальных показательно-подчинительных союзах и союзных словах.

Помещаются в придаточной части и служат показателем её подчиненности.

Выделяют простые (что, когда, если, как) и составные союзы (потому что, так как, несмотря на то, что).

Составные союзы не следует путать с сочетанием простых со словами-скрепами, то есть элементами, которые можно изъять. Если матч пройдет спокойно, (то) у команды останутся силы. – это простой союз!

Союзные слова – это местоимения и местоименные наречия, служащие средством связи придаточной части с главной. Они являются членами предложения.

Структурные характеристики.

Расчлененная и нерасчлененная структура.

Грамматические средства связи частей (союзы, союзные слова, корреляты).

 

СПП расчлененной структуры.

Придаточная часть прикрепляется ко всей главной части в целом (если смерти не случится, проживу ещё 100 лет).

  • Детерминантная связь
  • Корреляционная связь

 

Временные значения в СПП.

Значения одновременности:

- союзы: когда, пока, покуда, покамест, в то время как, по мере того как

- несовершенный вид глаголов-сказуемых: Человек ясно выражается, пока им владеет мысль.

Значения разновременности:

- союзы: когда, пока не, покуда не, как, как только, лишь только, с тех пор как, едва как

- совершенный вид глаголов сказуемых: С тех пор как он поступил на службу, он стал ненавидеть свою моложавость.

Частичное совпадение действий во времени помечается разными формами глаголов-сказуемых. В то время как она выходила из гостиной, в передней послышался звонок.

Значение разновременности

А) Союзы: когда, пока не, покуда не, как, как только, лишь только

Б) Совершенный вид глагола

 

Пространственные значения:

Пространственное отношение беднее, чем в простых предложениях. В сложном предложении эти отношения предают только СПП в предложения местоименно-соотнесенного типа.

Их схемы:

Р там- где,куда,откуда Р(место)

Р туда-куда, где, откуда Р(направление)

Р оттуда- откуда, где, куда Р(исход пункт)

 

Значения причины в языке.

Союзы – потому что, оттого что, потому как, поскольку, благо, ибо, так как, из-за того что, ввиду того что.

Составные союзы могут расчленяться.

Все союзы имеют свои оттенки. Самый употребляемый - “ потому что ”.

Придаточные причины обычно перемещаются после главной части, за исключением случаев, когда нужно подчеркнуть причину.

 

Другие способы выражения причинных значений:

ССП – Р и Р (лексика); Р и потому Р; Р и оттого Р; Р а потому Р

Украина не заплатила долги, и Газпром сократил подачу газа в эту страну.

БП – Р:Р (лексика + интонация)

Газпром сократил подачу газа на Украину: страна не выплатила долги.

ПП – существительные с предлогами причинного значения (из—за, от, по причине...)

Из-за неуплаты долгов Газпром сократил подачу газа на Украину.

 

Значения следствия в языке

Выражают:

СПП с придаточным следственным (союз - так что)

БП: Р – Р (лексика + интонация)

ССП: Р и Р (лексика)

ПП: предложно-падежные сочетания со следственным значением (вследствие того, в результате того...)

 

Родительный п.

Творительный Винительный п.

На что? За что? За чем?

Средства, полученные по кредиту, потрачены на покупку квартиры.

Завтра мы планируем отправиться за покупками…

- Для выражения целевых отношений используются деепричастные обороты с деепричастиями несовершенного вида. Как правило, они располагаются после глаголов-сказуемых.

- Зонд сканирует эфир, разыскивая электромагнитные волны неприродного происхождения.

- Многие животные принимают устрашающую позу, предупреждая об опасности приближения к ним.

 

Предложения антицели

Они передают в главной части отношения непроизвольного и нецелевого действия.

Они возникали утром, чтобы исчезнуть к вечеру. Обо всем этом говорилось словно затем, чтобы как можно больше затруднить и без того трудную задачу.

 

БП однородного состава

Приближаются по значениям и структурным признакам к ССП

Характерны смысловая однотипность частей и одинаковое отношение к сложному целому Стоит погожий летний день, вода в озере не шелохнется.

Смысловые отношения в БП однородного состава

1) Перечислительные отношения

2) Разделительные отношения

3) Сопоставительные отношения

БП неоднородного типа

Приближается по значениям и структурным признакам к СПП.

В смысловом отношении части разнотипны и зависят одна от другой.

Смысловые отношения БП неоднородного состава.

1) Объектные

2) Определительные

3) Условные

4) Временные

5) Образа действия

6) Следственные

7) Сравнительные

8) Целевые

 

БП переходного типа:

Переходными являются: - Бессоюзное с пояснительными отношениями (между двумя частями можно вставить слова а именно), напоминающими отношения между обобщающим словом и однородными членами предложения. Например: Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями... Основная часть высказывания содержится в первой части, но вместе с тем предложения второй части обладают известной смысловой самостоятельностью.

- Бессоюзное с присоединительными отношениями например: Русская интеллигенция росла и развивалась в условиях совершенно зверских,- это неоспоримо (Бросится женщина в омут головой от любви,- вот актриса

Независимость второй части в подобных случаях ущемляется наличием в начале ее слов это, то, вот что и др., понятных только из контекста.

- Бессоюзное с противительно-уступительными отношениями бессоюзные сложные предложения с противительно-уступительными отношениями (ср. такой же характер предложений с союзами хотя - но, образующими пару, состоящую из подчинительного и сочинительного союзов). Например: Шестнадцать лет служу - такого со мной не было; На образ взглянешь - свят не станешь. В этих примерах возможна вставка противительного союза (а, но) и вместе с тем использование союзов, оформляющих присоединение придаточного уступительного (хотя - но).

Абзац и ССЦ.

Абзац.

1) Отступ в начале строки, красная строка.

2) 2 отрезок текста между двумя такими отступами

Предмет синтаксиса – 2-ое значение

Членение теста на абзацы связано с функционально-стилистическими особенностями текста, а также с индивидуальной авторской манерой.

Абзац - это часть текста между двумя отступами, или красными строками. Абзац и сложное синтаксическое целое - это единицы разных уровней членения, так как основания их организации различны (абзац не имеет особого синтаксического оформления в отличие от сложного синтаксического целого), однако это единицы перекрещивающиеся, функционально соприкасающиеся, поскольку обе они играют семантико-стилистическую роль. Именно поэтому абзац и сложное синтаксическое целое могут в своих частных проявлениях совпадать, соответствовать друг другу. Такое совпадение не случайно, но не обязательно!

· Как пунктуационный знак – отступ в начале строки; и отрезок текста между двумя такими отступами

· Как предмет синтаксиса может состоять из 1 предложения, из 1 ССЦ, включать несколько ССЦ

 

Основные причины, заставляющие пишущего пользоваться абзацным членением, следующие:
1) новизна информации, новая микротема;
2) важность информации в рамках данного текста;
3) эмоциональное выделение детали;
4) невозможность дальнейшего представления информации без нарушения смысла и логичности (в результате линейной несовместимости фраз).

 

Поскольку абзац может подчеркнуть эмоционально-экспрессивные качества текста, он способен разорвать единое сложное синтаксическое целое.

Типовые варианты соотношения абзаца и ССЦ

1) 1 абзац = 1 ССЦ

2) 1 абзац = 1 предложению,зачину.

3) 1 абзац = 1 предложение, концовка.

4) 1 абзац = несколько ССЦ.

Абзац и ССЦ.

Абзац.

3) Отступ в начале строки, красная строка.

4) 2 отрезок текста между двумя такими отступами

Предмет синтаксиса – 2-ое значение

Членение теста на абзацы связано с функционально-стилистическими особенностями текста, а также с индивидуальной авторской манерой.

Абзац - это часть текста между двумя отступами, или красными строками. Абзац и сложное синтаксическое целое - это единицы разных уровней членения, так как основания их организации различны (абзац не имеет особого синтаксического оформления в отличие от сложного синтаксического целого), однако это единицы перекрещивающиеся, функционально соприкасающиеся, поскольку обе они играют семантико-стилистическую роль. Именно поэтому абзац и сложное синтаксическое целое могут в своих частных проявлениях совпадать, соответствовать друг другу. Такое совпадение не случайно, но не обязательно!

· Как пунктуационный знак – отступ в начале строки; и отрезок текста между двумя такими отступами

· Как предмет синтаксиса может состоять из 1 предложения, из 1 ССЦ, включать несколько ССЦ

 

Основные причины, заставляющие пишущего пользоваться абзацным членением, следующие:
1) новизна информации, новая микротема;
2) важность информации в рамках данного текста;
3) эмоциональное выделение детали;
4) невозможность дальнейшего представления информации без нарушения смысла и логичности (в результате линейной несовместимости фраз).

 

Поскольку абзац может подчеркнуть эмоционально-экспрессивные качества текста, он способен разорвать единое сложное синтаксическое целое.

Типовые варианты соотношения абзаца и ССЦ

5) 1 абзац = 1 ССЦ

6) 1 абзац = 1 предложению,зачину.

7) 1 абзац = 1 предложение, концовка.

8) 1 абзац = несколько ССЦ.

Язык как система. Понятие о современном русском литературном языке.

· Язык – это система социально обусловленных звуковых знаков. Эта система способна выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире и функционирует в качестве средства общения (коммуникации).

· Язык является самой сложной из всех знаковых систем.

· Языковой знак представляет собой единство означаемого (содержание) и означающего (форма). Означающее у слова – цепочка звуков, означаемое – определенное мыслительное содержание, фрагмент окружающего мира, с которым соотносится содержащее.

· Теория знака (семиотика) была заложена в 19 веке швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром.

· Язык – это общественный договор, то есть и отправитель, и получатель должны знать общее значение знака. Без договора невозможно оперировать знаками, так как в самом предмете нет ничего, что дало бы ему имя. Без договора происходит коммуникативная неудача.

 

Функции языка:

1)
КомА КоЭм
Коммуникативная

2) Аккумулятивная

3) Когнитивная (гносеологическая, познавательная)

4) Эмоциональная (междометия)

 

Части языка – уровни

1) Звуковой, фонетический (звук обладающий смыслоразделяющей функцией –Фонема)

2) Морфемный – значимые части слова

3) Лексический, слово – знак (словесный)

4) Синтаксический:

А) Словосочетание обладает номинативной функцией

Б) Предложение – коммуникативная функция

 

Слово – основная единица языка

 

Система языка динамична.

Принципы языкового развития:

1. экономия произносительных усилий. Стремление добиваться цели при минимальных усилиях приводят к сокращению означающего до определенных пределов

Примеры: сейчас – щас, академический отпуск- академ.отпуск – академка. Предел экономии – искажение информации

2. Принцип аналогии – уподобление одной языковой формы другой (ректоры-ректора, по аналогии с доктора);

3. Влияние экстралингвистических факторов - изменение языка из-за изменения жизни (в 19в – докторша – жена доктора; заимствования).

 

Русский язык – индоевропейская семья, славянская группа, восточно-славянская подгруппа (+ Украинский, Белорусский). По числу носителей на пятом месте (конкурирует с Индонезийским). Один из языков ООН.

Конкретный язык – этнический (кроме искусственных). В современном мире от 2,5 до 5 тысяч языков, большинство бесписьменные.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 2275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.192 с.)