Методическое пособие к рабочей тетради 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методическое пособие к рабочей тетради



Е.В. Колесникова

МАТЕМАТИКА

Длядетей4-5 лет

ПРОГРАММА НА УЧЕБНЫЙ ГОД

Количество и счет

Закреплять умение считать в пределах 5, пользуясь пра­вильными приемами счета (называть числительные по поряд­ку, указывая на предметы, расположенные в ряд; согласовы­вать в роде, числе и падеже числительное с существительным; относить последнее числительное ко всей группе).

Познакомить с цифрами от 1 до 5.

Учить писать цифры по точкам.

Учить соотносить цифры с количеством предметов.

Учить понимать отношения между числами в пределах 5.

Учить отгадывать математические загадки.

Учить порядковому счету в пределах 5, различать количествен­ный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколь­ко?», «который?», «какой по счету?».

Учить устанавливать равенство и неравенство групп пред­метов, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга, когда они различны по величине, форме, распо­ложению.

Познакомить со стихами, загадками, считалками, в кото­рых присутствуют числа.

Геометрические фигуры

Закрепить знания о геометрических фигурах: круг, квад­рат, треугольник, прямоугольник, овал.

Познакомить с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр.

Формировать представление о том, что фигуры могут быть разного размера.

Учить видеть геометрические фигуры в формах окружаю­щих предметов, символических изображениях предметов.

Величина

Учить сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине (5 раз­меров).

Учить употреблять в речи результаты сравнения («большой», «поменьше», «еще поменьше», «самый маленький» и т.д.).

Учить выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.

Ориентировка во времени

Закрепить умение различать и правильно называть части суток: утро, день,вечер, ночь.

Закрепить умение различать и называть времена года: осень, зима, весна, лето.


Учить отгадывать загадки о частях суток, временах года. Учить различать понятия: вчера, сегодня, завтра, правиль­но пользоваться этими словами.

Учить различать понятия: быстро, медленно.

Ориентировка в пространстве

Продолжать учить различать правую и левую руку, раскла­дывать счетный материал, считать правой рукой слева на­право.

Продолжать учить обозначать словами положение предме­та относительно себя.

Учить ориентироваться на листе бумаги.

Логические задачи

Продолжать учить решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА НА УЧЕБНЫЙ ГОД

Сентябрь

Занятие 1

Количество и счет. Один и много, сравнение множеств и уста­новление соответствия между ними.

Величина. Большой и маленький.

Геометрические фигуры. Круг (находить среди множества фигур).

Занятие 2

Количество и счет. Сравнение чисел 3—4, счет по образцу,

загадки. Ориентировка во времени. Времена года (осень). Ориентировка в пространстве. Слева, справа.

Занятие 3

Количество и счет. Установление соответствия между чис­лом и количеством предметов.

Величина. Большой, поменьше, самый маленький.

Геометрические фигуры. Квадрат (находить среди множества фигур).

Логическая задача. Развитие внимания.

2 Математика (4 — 5 лет) g


Занятие 4

Количество и счет. Счет по образцу, сравнение чисел 4—5. Ориентировка во времени. Части суток. Ориентировка в пространстве. Слева, посередине, справа.

Октябрь

Занятие 5

Количество и счет. Знакомство с цифрой 1. Ориентировка в пространстве.Слева, посередине, справа. Геометрические фигуры. Закрепление знаний о круге, квад­рате. Логическая задача.

Занятие 6

Количество и счет. Закрепить знания о цифре 1. Величина. Большой, поменьше, маленький, одинакового размера. Геометрические фигуры. Треугольник (находить среди мно­жества фигур).

Занятие 7

Количество и счет. Знакомство с цифрой 2. Ориентировка во времени. Вчера, сегодня, завтра. Ориентировка в пространстве. Ближе, дальше.

Занятие 8

Количество и счет. Закрепить знания о цифре 2. Величина. Короткий, длинный.

Геометрические фигуры. Овал (находить среди множества фигур).

Ноябрь

Занятие 9

Количество и счет. Знакомство с цифрой 3. Соотнесение циф­ры с количеством предметов. Ориентировка во времени. Времена года (осень).

Занятие 10

Количество и счет. Закрепления знания о цифрах 1, 2, 3. Величина. Высокий, низкий. Логическая задача. Развитие внимания.


Занятие 11

Количество и счет. Соотнесение количества предметов с циф­рой. Сравнение чисел 3—4.

Величина. Широкий, узкий.

Геометрические фигуры. Прямоугольник (находить среди мно­жества фигур).

Занятие 12

Количество и счет. Независимость числа от пространственно­го расположения предметов. Счет по образцу, сравнение смежных чисел, установление равенства.

Ориентировка в пространстве. Положение предметов по от­ношению к себе.

Логическая задача. Развитие внимания.

Геометрические фигуры. Круг, овал.

Декабрь

Занятие 13

Количество и счет. Знакомство с цифрой 4. Величина. Большой, поменьше, самый маленький. Логическая задача. Развитие внимания.

Занятие 14

Количество и счет. Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4.

Логическая задача.

Ориентировка в пространстве. Влево, вправо.

Занятие 15

Количество и счет. Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4.

Счет по образцу, сравнение чисел 3—4. Ориентировка в пространстве. Далеко, близко. Логическая задача.

Занятие 16

Количество и счет. Соотнесение цифры с количеством пред­метов.

Ориентировка в пространстве. Вверху, внизу, слева, справа, под.

Геометрические фигуры. Квадрат, прямоугольник.

Ориентировка во времени. Времена года (зима, весна, лето, осень).

2* 11


\


Январь

Занятие 17

Количество и счет. Знакомство с цифрой 5. Ориентировка в пространстве. Слева, посередине, справа. Логическая задача.

Занятие 18

Количество и счет. Закрепление знаний о цифре 5, сравне­ние чисел 4—5.

Геометрические фигуры. Соотнесение формы предметов с гео­метрическими фигурами.

Ориентировка во времени. Быстро, медленно.

Занятие 19

Количество и счет. Знакомство с порядковыми числительны­ми.

Ориентировка на листе бумаги. Верхний правый угол, ниж­ний правый угол, левый верхний угол, нижний левый угол,середина.

Геометрические фигуры.

Логическая задача.

Занятие 20

Количество и счет. Закрепление знаний о порядковом счете, независимость числа от пространственного расположения предметов.

Геометрические фигуры. Сравнение знакомых предметов с гео­метрическими фигурами.

Величина. Развитие глазомера (большой, поменьше, самый маленький).

Логическая задача.

Февраль

Занятие 21

Количество и счет. Независимость числа от величины пред­метов. Порядковый счет.

Логическая задача. Установление последовательности событий (части суток).

Величина. Закрепление понятий «широкий», «поуже», «еще поуже»,«самый узкий».


Занятие 22

Количество и счет. Счет по образцу. Закрепление знаний о циф­рах 1, 2, 3, 4, 5, соотнесение цифры с числом. Ориентировка во времени. Вчера, сегодня, завтра. Объемные тела. Шар, куб, цилиндр.

Занятие 23

Количество и счет. Закрепление знаний о порядковых чис­лительных. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой.

Геометрические фигуры. Закрепление знаний о круге, квад­рате, треугольнике, овале, прямоугольнике.

Занятие 24

Количество и счет. Установление соответствия между циф­рой и количеством предметов. Ориентировка в пространстве. Слева, посередине, справа. Логическая задача. Развитие внимания.

Март

Занятие 25

Количество и счет. Закрепление знаний о порядковых числи­тельных. Счет по образцу, установление соответствия между количеством предметов и цифрой.

Ориентировка в пространстве. Влево, вправо.

Логическая задача. Установление последовательности событий.

Занятие 26

Количество и счет. Независимость числа от пространственно­го расположения предметов. Математические загадки. Величина. Развитие глазомера. Логическая задача. Развитие внимания.

Занятие 27

Количество и счет. Закрепление знаний о порядковом счете. Ориентировка в пространстве. Определять пространственное

расположение предметов по отношению к себе. Логическая задача. Развитие внимания.


 




Занятие 28

Количество и счет. Счет по образцу. Числа и цифры 1, 2, 3, 4,

5. Соотнесение количества предметов с цифрой. Логическая задача. Развитие внимания.

Апрель

Занятие 29

Количество и счет. Закрепление знаний о цифрах 1,2,3, 4, 5.

Порядковый счет. Логическая задача. Ориентировка на листе бумаги. Слева, справа, вверху, внизу.

Занятие 30

Количество и счет. Соотнесение количества предметов с циф­рой. Счет по образцу.

Геометрические тела. Сравнение реальных предметов с гео­метрическими телами.

Логическая задача. Развитие внимания.

Занятие 31

Количество и счет. Соотнесение количества предметов с циф­рой. Математическая загадка. Ориентировка в пространстве. Слева, справа. Логическая задача. Развитие внимания.

Занятие 32

Количество и счет. Математическая загадка. Закрепление

знаний о цифрах. Величина. Широкий, узкий. Ориентировка во времени. Времена года.


Занятие 1

Тема

Один и много, сравнение множеств и установление соответ­ствия между ними. Большой и маленький. Круг (находить среди множества фигур).

Цель:

— закреплять умение сравнивать количество предметов, раз­личать, где один предмет, а где много;

— считать предметы (в пределах 2), пользуясь правильны­ми приемами счета;

— считать слева направо, называть числительные по поряд­ку, согласовывать числительное с существительным в роде, числе, падеже;

— сравнивать две группы предметов, устанавливать равен­ство между ними;

— сравнивать знакомые предметы по величине (большой, маленький), объединять предметы по этому признаку;

— учить отгадывать загадки на основе зрительно восприни­маемой информации;

— закреплять знания о геометрической фигуре круг (нахо­дить среди других геометрических фигур);

— формировать представление, что круги могут быть раз­ного размера;

— учить понимать учебную задачу и выполнять ее самосто­ятельно;

— формировать навык самоконтроля и самооценки.

1. Игра «Загадки и отгадки» (лист 1, рис. 1). Предложите детям отгадать загадки.

Ее всегда в лесу найдешь — Пойдем гулять и встретим: Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем.

(Елка)

Ну-ка, кто из вас ответит: Не огонь, а больно Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь, а печет.

(Солнце)

Сердитый недотрога Живет в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки ни одной.

(Ежик)




Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожек, Шляпка есть — нет головы.

Вопросы и задание детям.

■& Каких предметов на картинке много? (Шишек, ежей.) ■Ф- Каких предметов по одному? (Солнце, гриб, елка.) Зак­расьте предметы, которых по одному.

2. Игра «Соедини правильно» (лист 1, рис. 2).

Задайте детям вопросы.

■Ф Сколько шариков на карточке в левом верхнем углу, в правом нижнем углу? (Один.)

-ф- Сколько пирамидок на карточке в правом верхнем углу, в левом нижнем углу? (Две.)

-у* Чего больше: шариков или пирамидок? (Шариков мень­ше, а пирамидок больше.)

Задание. Предложите детям соединить линией карточки с одинаковым количеством предметов.

По образцу

Покажите детям заранее приготовленный лист 1 с правиль­но выполненным заданием и предложите сравнить свою ра­боту с образцом. Если работа ребенка соответствует образцу, попросите нарисовать в правом нижнем углу зеленый кру­жок, если есть одна ошибка — желтый, если ошибок много — красный.

Расскажите детям, что эти цвета символизируют светофор и обозначают: зеленый — все в порядке, можно переходить к следующей страничке, желтый — надо быть чуть вниматель­нее, красный — необходимо выполнить некоторые задания еще раз.

По словесной инструкции

Предложите детям проверить, правильно ли у них выпол­нены задания:

1. У вас должен быть закрашен грибок, солнышко, елка.

2. У вас должны быть соединены между собой шарики с пирамидками.

3. Надо было соединить большую матрешку с большим вед­ром, а маленькую матрешку с маленьким ведром.


 




4. У вас должно быть закрашено три круга. Самооценка проводится так же, как при зрительном конт­роле.

Виды самоконтроля желательно чередовать.

Занятие 2

Тема

Сравнение чисел 3—4, счет по образцу, загадки. Времена года (осень). Слева, справа. Цель:

— учить считать предметы (в пределах 4), пользуясь пра­вильными приемами счета;

— считать по образцу, устанавливать равенство между дву­мя группами предметов;

— закреплять знания о времени года (осень);

— продолжать учить обозначать словами положение пред­мета по отношению к себе;

— учить ориентироваться на листе бумаги;

— формировать навык самоконтроля и самооценки.

1. Игра «Сосчитай и нарисуй» (лист 2, рис. 1).

Задания детям.

■ф- Посчитать кружки в прямоугольнике и нарисовать столько же кружков в прямоугольнике под ним.

-ф- Посчитать мячи и нарисовать столько же в прямоуголь­нике под ними.

-Ф- Спросить детей, сколько они нарисовали кружков (три), мячей (четыре). Чего больше, мячей или кружков? (Мячей больше, чем кружков, а кружков меньше, чем мячей, на один.)

2. Игра «Подскажи словечко» (лист 2, рис. 2).
Предложите детям подсказать слово в конце каждого сти­
хотворения.

Чтоб тебя я повез, Мне не нужен овес. Накорми меня бензином, На копыта дай резины, И тогда, поднявши пыль, Побежит... (автомобиль).

Ездить нужно осторожно, За рога держаться можно. Жаль вот только — гривы нет... Что за конь?... (велосипед).


Дайте детям задание найти на картинке велосипед, автомо­биль и закрасить столько кружков в прямоугольниках, сколь­ко колес у этих предметов.

Уточните, сколько колес у велосипеда (три), у автомобиля (четыре). Колес больше у велосипеда или автомобиля? (У авто­мобиля колес больше, чем у велосипеда).

Игра «Не ошибись».

Выполните с детьми следующие упражнения.

1. Поднять руки вверх, посмотреть на ладошки.

2. Вытянуть руки вперед, сделать хлопок.


 




3. Правой рукой дотронуться до левого колена, левой ру­кой дотронуться до правого колена.

4. Встать лицом к окну и назвать предметы, которые видят на улице (дома, деревья, машины, людей и т.д.).

6. Игра «Будь внимательным» (лист 2, рис. 4).

Предложите детям рассмотреть картинку слева и сказать, как расположены на ней предметы (солнце в левом верхнем углу, дом посередине, слева от дома елка, а справа — скамей­ка).

Задания детям.

-Ф На картинке справа нарисовать: солнце в правом верх­нем углу; елку — справа от дома; скамейку — слева от дома.

-Ф Предложите детям сравнить две картинки и сказать, чем они отличаются друг от друга. (На картинке слева солнце в левом верхнем углу, а на картинке справа — в правом верх­нем углу; на картинке слева елка слева от дома, а на картин­ке справа — справа от дома; на картинке слева скамейка справа от дома, а на картинке справа — слева от дома.)

Тема

Установление соответствия между числом и количеством предметов. Большой, поменьше, самый маленький. Квадрат (находить среди множества фигур). Развитие внимания.

Цель:

— учить устанавливать соответствие между числом и ко­личеством предметов;

— закреплять умение считать предметы (в пределах 5);

— продолжать учить сравнивать предметы по величине (большой, поменьше, самый маленький), использовать эти слова в речи;

— учить выделять признаки сходства предметов (величи­на) и объединять их по этому признаку;

— закрепить знания о геометрической фигуре квадрат;

— формировать представление, что квадраты могут быть разного размера;

— развивать зрительное внимание;

— формировать навык самоконтроля и самооценки.


1. Игра «Соедини правильно» (лист 3, рис. 1).

Предложите детям ответить на следующие вопросы:

-Ф Сколько морковок? (Три.)

-ф Сколько вишенок? (Две.)

-Ф Сколько репок? (Пять.)

-Ф Сколько огурцов? (Четыре.)

Дайте детям задание соединить линией карточки с круж­ками и карточки с предметами так, чтобы количество круж­ков и предметов было одинаковым.

2. Игра «Гаражи и машины» (лист 3, рис. 2).

Спросите детей:

-Ф Какого размера машины? (Большая, поменьше, самая маленькая.)

-Ф Какого размера гаражи? (Большой, поменьше, самый ма­ленький.)

Попросите детей «отвести» каждую машину в свой гараж — соединить линиями машины и гаражи.

Тема

Счет по образцу, сравнение чисел (4—5). Части суток. Сле­ва, в середине, справа. Цель:

— продолжать учить считать предметы (в пределах 5);

— упражнять в сравнении двух групп предметов;

— учить добавлять к меньшей группе недостающий предмет;

— учить устанавливать равенство между группами, состоя­щими из одинакового количества разных предметов;


 

— закреплять представления о частях суток;

— продолжать учить обозначать словами положение пред­метов по отношению к себе (слева, посередине, справа);

— формировать навык самоконтроля и самооценки.

1. Игра «Сосчитай и дорисуй» (лист 4, рис. 1).
Вопросы и задания детям.

-ф- Сколько неваляшек? (Пять.)

-у- Сколько флажков? (Четыре.)

■ф- Чего больше, чего меньше? (Неваляшек больше, чем флаж­ков, а флажков меньше, чем неваляшек.)

-ф- Что надо сделать, чтобы неваляшек и флажков стало по­ровну, по пять? (Надо нарисовать один флажок.)

После того как дети нарисуют один флажок, уточните, что флажков и неваляшек поровну, по пять.

Игра «Закончи предложение».

Попросите детей закончить следующие предложения: Спим мы ночью, а делаем зарядку... (утром). Завтракаем мы утром, а обедаем... (днем). Обедаем мы днем, а ужинаем... (вечером). Ужинаем мы вечером, а спим... (ночью). Спросите детей, сколько частей в сутках? (Четыре.)

3. Игра «Найди ошибку художника» (лист 4, рис. 2).

Предложите детям рассмотреть картинки и сказать, пра­вильно ли их расположил художник. (Нет, они расположены не по порядку.)

Дайте детям задание обозначить в прямоугольниках под кар­тинками порядок следования частей суток: утро — один кру­жок, день — два кружка, вечер — три кружка, ночь — четыре кружка.

Физкультминутка «Вороны».

По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие дви­жения: бегают, размахивая руками, как крыльями, садятся на корточки, кладут руки под щеку и «засыпают».

Вот под елочкой зеленой Скачут весело вороны. Кар-кар-кар, кар-кар-кар! Целый день они кричали, Спать ребятам не давали. Кар-кар-кар, кар-кар-кар! Только к ночи умолкают И все вместе засыпают.


 




5. Игра «Считай и рисуй» (лист 4, рис. 3).
Прочитайте детям стихотворение.

Раз, два, три, четыре, пять, Можно все пересчитать: Сколько птиц у деда в клетке И синиц в саду на ветке. Раз, два, три, четыре, пять, Можно все пересчитать!

Вопросы и задания детям.

-ф- Сколько птиц в клетке? (Четыре.)

-ф- Сколько птиц на дереве? (Пять.)

-ф- Где птиц больше? (На дереве птиц больше, а в клетке меньше.)

"ф- Нарисовать в прямоугольнике под клеткой столько круж­ков, сколько птиц в клетке.

■ф- Нарисовать в прямоугольнике под деревом столько круж­ков, сколько птиц на дереве.

■Ф- Сравнить кружки в прямоугольниках. Что можно ска­зать об их количестве? (В левом прямоугольнике кружков мень­ше, чем в правом, а в правом больше, чем в левом.)

6. Игра «Закрась правильно» (лист 4, рис. 4).
Загадайте детям загадку.

Носик круглый, пятачком, Им в земле удобно рыться, Хвостик маленький, крючком. Вместо туфелек — копытца. Трое их — и до чего же Братья дружные похожи. Отгадайте без подсказки, Кто герои этой сказки?

(«Три поросенка»)


Попросите детей закрасить одежду поросенка слева крас­ным цветом, посередине — зеленым, справа — желтым. Вопросы детям.

■ф- Где находится поросенок в красной одежде? (Слева.) ■ф- В зеленой одежде? (В середине.) ■Ф В желтой одежде? (Справа.)

Тема

Знакомство с цифрой 1. Слева, посередине, справа. Закреп­ление знаний о круге, квадрате. Цель:

— учить отгадывать математические загадки на основе зри­тельно воспринимаемой информации;

— познакомить с цифрой 1 как знаком числа 1;

— учить писать цифру 1, используя образец;

— находить цифру 1 среди множества других цифр;

— закреплять умение определять пространственное распо­ложение предметов по отношению к себе (слева, справа, посередине);

— учить понимать последовательность расположения гео­метрических фигур;

— учить понимать учебную задачу и выполнять ее самосто­ятельно;

— формировать навык самоконтроля и самооценки.

1. Игра «Загадки и отгадки» (лист 5, рис. 1).

Попросите детей закончить стихотворение.

Идет мама по дорожке,

Топ-топ-топ,

А за ней шагает

Маленький сынок.

Ушла мама в магазин

И остался сын... (один).

Спросите, кого видит мальчик в витрине магазина? (Миш­ку.)

Сколько мишек? (Один.)

Предложите ребенку нарисовать справа свою любимую иг­рушку (мяч, шарик, машину).


 



3 — Математика (4—5 лет)



 

2. Игра «Найди цифру» (лист 5, рис. 2).
Прочитайте детям стихотворение.

Это цифра — единица. Видишь, как она гордится. А ты знаешь, почему? Начинает счет всему.

И. Блюмкин

Предложите детям обвести цифры 1 по точ­кам.

Дайте детям задание найти все единицы среди других цифр и обвести их по образцу.

3. Физкультминутка «Солдатик».

На одной ноге постой-ка, Будто ты солдатик стойкий. Ногу левую — к груди, Да смотри — не упади. А теперь постой на левой, Если ты солдатик смелый.

4. Игра «Соедини правильно» (лист 5, рис. 3).

Предложите детям рассмотреть картинки, найти одинако­вые и соединить их между собой.

Спросите, какие картинки они соединили? (Пирамидка сле­ва, неваляшка в середине, ведро справа; ведро слева, неваляш­ка в середине, пирамидка справа; неваляшка слева, пирамид­ка в середине, ведро справа.)

5. Игра «Продолжи ряд» (лист 5, рис. 4).

Спросите детей, как расположены геометрические фигуры в первом ряду (круг, квадрат, круг); во втором ряду (квадрат, круг, квадрат).

Дайте детям задание продолжить ряды, используя такой же порядок расположения фигур. Раскрасить кружки крас­ным карандашом, квадраты — синим.

Тема

Закрепить знания о цифре 1. Большой, поменьше, малень­кий. Треугольник (находить среди множества фигур).


Цель:

— закрепить знание о цифре 1;

— учить соотносить цифру с количеством предметов;

— учить отгадывать загадки на основе зрительно восприни­маемой информации;

— закрепить умение сравнивать знакомые предметы по ве­личине (большой, поменьше, самый маленький), объеди­нять предметы по этому признаку;

— закрепить знания о геометрической фигуре треугольник, учить находить его среди множества других;

— формировать представление, что треугольники могут быть разного размера;

— учить понимать учебную задачу и выполнять ее самосто­ятельно;

— формировать навык самоконтроля и самооценки.

1. «Загадки и отгадки» (лист 6, рис. 1).

Загадайте детям загадки.

Эти чудо-кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них — сломаю,

Все сначала начинаю.

(Кубики)

Бьют его, а он не плачет, Только выше, выше скачет. (Мяч)

Зверь забавный, сшит из плюша. Есть и лапы, есть и уши. Меду зверю дай немного И устрой ему берлогу.

(Мишка)

Спросите, сколько кубиков (один), мишек (один), мячей (один). Уточните, что цифра 1 обозначает один предмет. Предложите закрасить один кружок, цифру 1.

2. Игра «Закрась правильно» (лист 6, рис. 2).

Уточните, что слева написана цифра 1.

Дайте детям задание закрасить столько предметов, сколько обозначает цифра 1 (если дети затрудняются, скажите, что цифра 1 обозначает один предмет).

Сколько закрасили шариков (один), цветочков (один), ма­шинок (одну)?


 


;';6


3*



3. Физкультминутка «Солдатик».

См. занятие 5.

4. Игра «Большой, поменьше, маленький» (лист 6, рис. 3).

Вопрос и задание детям.

-♦* Какого размера матрешки? (Большие, поменьше, малень­кие, одинакового размера.)



-Ф" Соедините линией матрешек одинакового размера.

5. Игра «Найди и закрась» (лист 6, рис. 4).

Предложите детям найти на рисунке треугольники и обве­сти их.

Вопросы и задания детям.

А Сколько треугольников обвели? (Три.)

-v" Какого размера треугольники? (Большой, поменьше, са­мый маленький, разного размера.)

-Ф- Закрасьте самый большой треугольник красным каран­дашом, поменьше — синим, самый маленький — зеленым.

Тема

Знакомство с цифрой 2. Вчера, сегодня, завтра. Ближе, даль­ше. Цель:

— познакомить с цифрой 2;

— учить писать цифру 2;


 

— учить различать понятия «вчера», «сегодня», «завтра»;

— учить различать понятия «далеко», «близко»;

— учить понимать учебную задачу и выполнять ее самосто­ятельно;

— формировать навык самоконтроля и самооценки.

1. Игра «Загадки и отгадки» (лист 7, рис. 1).

Предложите детям отгадать загадку.

Гуляет в джунглях старый слон. И одинок, и грустен он, Но подошел к нему сынок, И больше слон не одинок.

Сколько слонов гуляет в джунглях? (Два.) Дайте детям задание закрасить в прямоугольнике под кар­тинкой столько кружков, сколько слонов гуляет в джунглях. Спросите, сколько кружков они закрасили. (Два.)

2. Игра «Найди цифру» (лист 7, рис. 2).

Прочитайте детям стихотворение.

Цифра два — Лошадка-диво. Мчит, размахивая Гривой.

И. Блюмкин

Дайте детям задание обвес­ти цифры по точкам.

Предложите найти все двой­ки среди других цифр и обвести их, как показано на рисунке.

Физкультминутка «Клен».

Руки подняты вверх, движения по тексту стихотворения повторяются 2—3 раза.

Ветер тихо клен качает, Влево, вправо наклоняет. Раз наклон и два наклон. Зашумел листвою клен.

Тема

Закрепить знания о цифре 2. Короткий, длинный. Овал (на­ходить среди множества фигур). Цель:

— закрепить знания о цифре 2;

— учить соотносить цифру с количеством предметов;

— учить отгадывать загадки на основе зрительно восприни­маемой информации;

— закреплять умение сравнивать знакомые предметы по вели­чине, протяженности (длинный, короткий);

— закрепить знания о геометрической фигуре овал, нахо­дить его среди множества фигур;

— формировать представление, что овалы могут быть раз­ного размера;

— формировать умение понять учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

— формировать навык самоконтроля и самооценки.

1. Игра «Загадки и отгадки» (лист 8, рис. 1).

Загадайте детям загадки:

Кто под елкой ловко скачет И взлетает на дубы,


Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы?

(Белка)

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке.

(Гриб)

Спросите, сколько на картинке белок (две), грибов (два). Предложите закрасить два кружка и цифру 2.

2. Игра «Считай и закрашивай» (лист 8, рис. 2).

Спросите, цифра написана слева. (Два.)

Дайте задание закрасить предметов столько, сколько обо­значает цифра 2.

Сколько закрасили листочков? (Два.) Сколько закрасили арбузов? (Два.)

Физкультминутка.

См. занятие 7.

Игра «Кто быстрее».

Для выполнения этого задания понадобятся две ленты раз­ной длины (1 метр, 1,5 метра).

Вызовите двух детей, дайте им по ленте и предложите за­крутить.

Уточните, что у одного ребенка лента короткая (показать), а у другого — длинная (показать).


 




Почему одну ленту закрутили быстрее?

Если дети затрудняются ответить, какая лента закручива­ется быстрее, а какая медленнее, покажите ленты еще раз.

Скажите, что короткая лента закручивается быстрее, а длин­ная — медленнее.

5. Игра «Закрась правильно» (лист 8, рис. 3).

Дайте детям задание закрасить длинную ленту синим ка­рандашом, а короткую — красным.

-ф- Какой длины красная лента? (Короткая.) -Ф Какой длины синяя лента? (Длинная.)

6. Игра «Найди и закрась» (лист 8, рис. 4).

Предложите детям закрасить самый большой овал зеле­ным карандашом, поменьше — синим, самый маленький — красным.

Вопросы детям.

-Ф- Сколько овалов закрасили? (Три.)

-ф- Какого размера овалы? (Большой, поменьше, маленький.)

Тема

Знакомство с цифрой 3. Соотнесение цифры с количеством предметов. Времена года (осень). Цель:

— учить отгадывать математические загадки на основе зри­тельно воспринимаемой информации;

— познакомить с цифрой 3 как знаком числа 3;

— учить писать цифру 3 по точкам;

— находить цифру 3 среди множества других цифр;

— продолжать учить соотносить цифры 1, 2, 3 с количеством предметов;

— закрепить знания детей о времени года (осень);

— учить понимать учебную задачу и выполнять ее самосто­ятельно;

— формировать навык самоконтроля и самооценки.

1. Игра «Отгадай и закрась» (лист 9, рис. 1).

Загадайте детям загадку.

Папа Зай и мама Зая, С ними Зайка, их сынок.


Хорошенько посмотри: Сколько вместе зайцев? (Три)

Предложите закрасить столько кружков в прямоугольнике, сколько зайцев на картинке.

2. Игра «Найди цифру» (лист 9, рис. 2).

Прочитайте детям стихотворение.

Выгнув шею — Гусь и только, — Цифра три Спешит за двойкой. И. Блюмкин

Задания детям.

■Ф- Обвести цифры 3 по точкам, -ф- Найти все цифры 3 среди других цифр и обвести их, как показано на рисунке.

Игра «Число и цифра».

У каждого ребенка числовая карточка с одним, двумя, тре­мя кружками.

Педагог показывает цифру 1 и просит показать карточки, на которых столько кружков, сколько обозначает эта цифра.

Педагог показывает цифру 2 и просит показать карточки, на которых два кружка.

Показывает цифру 3 и просит показать карточки, на кото­рых три кружка.

5. Игра «Соедини правильно» (лист 9, рис. 3).

Детям предлагается линией соединить цифру с карточкой, на которой соответствующее количество предметов.

Вопросы детям.

■Ф С какой карточкой соединили цифру 1? (Карточка с ба­рабаном.)

■Ф* Цифру 2? (Карточка с двумя карандашами.)

-Ф Цифру 3? (Карточка с тремя птичками.)


6. Игра «Найди и раскрась» (лист 9, рис. 4).
Какое сейчас время года? (Осень.)
Прочитайте отрывок из стихотворения.

Ходит осень,

Бродит осень.

Ветер с клена листья

Сбросил.

Под ногами коврик новый,

Желто-розовый —

Кленовый.

В. Авдиенко Предложите найти картинку с изображением ветки дерева осенью и раскрасить ее.

Тема

Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3. Высокий, низкий. Раз­витие внимания. Цель:

— закрепить знания о числе и цифре 3;

— продолжать учить соотносить цифру с количеством пред­метов;

— закреплять умение писать цифры 1, 2, 3;

— закреплять умение сравнивать знакомые предметы по высоте (высокий, низкий), объединять предметы по это­му признаку;

— развивать внимание при сравнении двух похожих ри­сунков;

— учить понимать учебную задачу и выполнять ее самосто­ятельно;

— формировать навык самоконтроля и самооценки.

1. Игра «Считай и закрашивай» (лист 10, рис. 1).

Дайте детям задание закрасить столько предметов, сколько обозначает цифра 3.

Сколько закрасили флажков (три), яблок (три)?

2. Игра «Обведи нужную цифру» (лист 10, рис. 2).
Повторите с детьми стихи И. Блюмкина про цифры 1, 2, 3.

Эта цифра — единица, Видишь, как она гордится.


А ты знаешь, почему? Начинает счет всему.

Цифра два — Лошадка-диво. Мчит, размахивая Гривой.

Выгнув шею — Гусь и только, — Цифра три Спешит за двойкой.

Дайте детям задание обвести по точкам цифры, соответ­ствующие количеству изображенных геометрических фигур.

Вопросы детям.

•♦■ Какую цифру обвели под овалом? (Один, потому что на карточке один овал.)

-у- Под кругами? (Три, потому что на карточке три круга.)

-Ф- Под квадратами? (Два, потому что на карточке два квад­рата.)

Физкультминутка.

См. занятие 9.

4. Игра «Высокий, низкий» (лист 10, рис. 3).

Спросите, какие дома нарисованы на картинке? (Слева — высокий, справа — низкий.)

Предложите детям рядом с высоким домом нарисовать низкое дерево, а рядом с низким — высокое дерево.

 

  ■ -
D0 га
DO -
СВ -
  i

5. Игра «Найди отличия» (лист 10, рис. 4).
Прочитайте детям стихотворение.

Возле дома пес цепной, Но не страшный, а смешной. Ну кого он устрашит, Если он из плюша сшит?

О. Высотская

Задания детям.

-ф Внимательно рассмотреть собачек, найти, чем они отли­чаются друг от друга.

•ф Найдя отличие, закрасить кружок.

Если дети были внимательными, то у них должно быть закра­шено 4 кружка. (У одной собачки есть ошейник, у другой нет; у одной хвост опущен, у другой поднят вверх; у одной лапка под­нята вверх, у другой нет; у одной собачки ухо поднято вверх, у другой оба опущены.)

Тема

Соотнесение количества предметов с цифрой. Сравнение чисел 3—4. Широкий, узкий. Прямоугольник (находить среди множества фигур).

Цель:

— учить отгадывать математические загадки;

— продолжать учить соотносить количество предметов с цифрой;

— упражнять в сравнении двух групп предметов;

— развивать представление о равенстве и неравенстве групп предметов;

— закреплять умение сравнивать знакомые предметы по ширине (широкий, узкий);



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 2255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.348 с.)