Семью невозможно разрушить извне 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семью невозможно разрушить извне



 

«Брак — это лавина, которую юноша и девушка обрушивают себе на голову, потянувшись за цветком».

Джордж Бернард Шоу

 

«Легко заключить дружбу, но крайне трудно поддерживать ее. Непостоянство ума может разрушить дружбу, найдя самый нелепый повод».

Рамаяна

 

Семью можно разрушить только изнутри. У каждого человека есть свой предел самопожертвования или предания себя. Дойдя до этой черты, супруги стоят перед выбором — либо расстаться, либо строить отношения по-новому.

 

Примечание психолога:

Так в семью приходит кризис. В семейной жизни это явление нормальное, нет ни одной семьи на белом свете, которой бы удалось избежать кризисных периодов в жизни. Само слово «кризис» греческое, в переводе означает «суд». Задумаемся, что такое суд? Это процесс, в результате которого выясняется, в чем человек был прав, а в чем нет. Так и семейный кризис помогает понять, что стратегия, выбранная супругами на данный момент, уже не срабатывает как прежде, и теперь она должна измениться. И, как правило, меняться предстоит обоим. Почему же мы так боимся и не любим кризисов? Да именно по той простой причине, что мы скорее бы поменяли весь мир, но не самих себя. Существует достаточное разнообразие кризисов во взаимоотношениях. Одни вызваны бытовыми причинами, другие разными взглядами на то, как следует воспитывать детей, как строить отношения с внешним миром, как двигаться правильно к цели и т.д. Но отдельно стоит сказать о религиозном кризисе, который трогает глубинную систему ценностей, а потому этот кризис один из самых болезненных.

 

Такой кризис особенно наглядно протекает в тех семьях, где один из членов внезапно стал стопроцентно преданным Кришны. Его «безответственная» преданность шокирует близких настолько, что им иногда серьезно кажется, что их дорогой муж (жена, сын, дочь...) сошел с ума. Ведь он готов ради Кришны пожертвовать самым дорогим, что у нас есть — это семья, работа, друзья. Иногда полное предание Богу бывает преждевременным, и поэтому приносит беспокойство обществу людей, привыкших к размеренной и спокойной, «как у всех», жизни. Если кто-то внезапно начинает служить гуру и Кришне, полностью пренебрегая местом, временем и обстоятельствами, к тому же не требуя ничего взамен, то это вызовет естественную тревогу, потому что для людей это означает полный разрыв отношений. Ни друзья, ни родные не смогут понять, почему же он больше их не уважает, а порой им кажется, что он их даже ненавидит. Поэтому родственники иногда могут подумать: уж лучше бы ты умер.

Когда проповедь исходит из неприязни, ненависти или высокомерия, то она может привлечь к себе только интеллект, но душу такая проповедь скорее оттолкнет. В итоге человек скажет: «Ты все правильно говоришь, но я с тобой не согласен». Но отклик на проповедь, которая не травмирует душу, будет другой: «Я еще ничего не понял, но мне нравится то, что ты говоришь». Поэтому проповедовать собственному мужу или жене нужно, не разрушая супружеских отношений. Они должны сохраняться, и постепенно, осторожно нужно пытаться одухотворить их. Таким образом, если добавлять во все хорошие стороны взаимоотношений сознание Кришны, плохие качества незаметно будут вытесняться сами.

Часто можно слышать, как кто-то из супругов жалуется: «Я принимаю религию сознания Кришны, а мой муж или жена отвергает ее, потому что считает себя православным христианином». Но дело здесь не в религиозных различиях, а в разном образе жизни. Люди часто прикрываются религией, философией, нравственностью и наукой лишь ради того, чтобы удовлетворять свои желания. Поэтому существует так много религий, наук и политических партий, которые служат эгоистическим желаниям людей, и они непримиримы друг к другу. Так, одни люди, например, пристрастны к мясной пище, а другие хотят быть вегетарианцами, одни склонны пить водку, другие желают отказаться от этого дурмана, в этом случае понятно, что разные люди выберут и разные религии, позволяющие им жить, как они хотят. Поэтому одна лишь принадлежность к религии не разрешает конфликты в семье. Конфликт решает единая цель всех религий. Ахимса, ненасилие, и любовь к Богу — это высшие принципы всех религий, которые призваны объединить всех людей в семью Бога. Поэтому, если в одной семье возникает конфликт на почве религий, то его совсем не трудно решить — нужно принять авторитет того, чей образ жизни чище, при этом можно оставаться верным своей религии. Критерий подчинения — внутренняя и внешняя чистота. Внешняя чистота — это регулярные омовения, чистые одежды, гигиена тела, а внутренняя — это чистый, позитивный ум. Они взаимосвязаны. Внешняя чистота должна служить и поддерживать внутреннюю — чистоту мысли и сердца человека. Поэтому, чем чище образ жизни, тем больше возможности возвысить мысли и душу. Но человека, чьи стандарты ниже, нельзя унижать за это, так как во всех священных писаниях разным людям даются разные стандарты чистоты. Однако те стандарты, которые выше, нужно уважать больше.

Материалистичный человек готов к жертве только при определенных условиях, так же, как любой может тяжело трудиться всю жизнь при условии хорошей оплаты. К семье этот принцип выгоды не может быть применим полностью. Или, говоря точнее, он применим до определенного момента, а затем наступает кризис.

Например, влюбленные юноша и девушка наслаждаются общением, не замечая от счастья времени. Затем женщина беременеет, а молодой человек чувствует, что он слишком увлекся, их отношения зашли слишком далеко, и скоро придется принять на себя бремя отцовства. Но он еще молод и не готов пожертвовать своей свободой. В отношениях наступает кризис, который сопровождается разочарованием и сильной болью. Их разрыв сопровождается оскорбительными фразами в свое оправдание, вроде того, что она сама того хотела. И в довесок ко всему, он может предложить ей взамен лишь немного денег.

Другая пара может легко преодолеть это жизненное препятствие. Но их ждет следующее испытание — временем. Готовы ли они долгое время, поддерживая семью и воспитывая детей, сотрудничать друг с другом, часто имея разные мнения и разные характеры? Как долго они смогут идти на уступки друг другу? Как долго они смогут ценить друг друга? Надоело каждый день одно и то же! Когда домашняя жизнь и работа кажутся бессмысленными, когда они не способны привнести новизны, свежести и свободы, то это очень серьезное испытание. Люди, не преодолевшие этот кризис, опускаются на дно жизни. Когда семейные отношения становятся пожизненной, надоевшей скукой, то человек может сойти с ума от однообразия. Люди мечтают о больших деньгах, думают о государственном перевороте, становятся наркоманами, алкоголиками, начинают новую жизнь в компьютерах, азартных играх, мстят друг другу или объявляют войну, или развлекаются, идя на бессмысленный риск. И все это только потому, что они не могут вырваться из проклятой рутины мелочной жизни.

Кто-то может пережить и это трудное время, но теперь мы видим перед собой лишь «остатки» героя. Тот белоснежный лебедь с подрезанными крыльями стал грязным и некрасивым в неволе. Но, смирившегося с рутиной и думающего, что пусть теперь дети поживут за него вволю, бывшего героя ждет настоящий семейный нокаут — любовь к другому человеку. Дальше события обычно развиваются по одной и той же схеме — жена создает невыносимую атмосферу дома. Истерики, упреки, оскорбления, ненависть — и в результате влюбленный муж без оглядки убегает к своей новой мечте.

Мы описали различные трудные моменты семейной жизни. В каждом из них был один и тот же недостаток — отсутствие сознания Кришны. Занимаясь духовной практикой, мы сталкиваемся с точно такими же серьезными проблемами, но решаем их по-другому. Наша цель — не просто выжить в любом качестве, преодолевая великие трудности, но еще и остаться при этом человеком с большой буквы, не потеряв свою честь и достоинство.

Преодолевая первое испытание, преданные вступают в тот или иной ашрам бесстрашно и с полной ответственностью. В грихастха-ашраме преданные готовы принять любое дитя, посланное им судьбой свыше.

Что касается второго испытания, то о рутине и скуке ни в одном ашраме, где есть сознание Кришны, не может быть и речи.

 

«Однако для императора Ману жизнь не утратила своей привлекательности; он старел, но его жизнь, как и в былые годы, сохраняла свежесть и новизну, потому что протекала в атмосфере сознания Кришны. Для человека, обладающего сознанием Кришны, жизнь никогда не утрачивает прелести новизны».

Шримад-Бхагаватам 3.22.35

Комментарий Шрилы Прабхупады

 

Третье испытание самое трудное, но преданные Вишну, сталкиваясь с камой, возбуждением, привлечением или влюбленностью, имеют достаточный духовный опыт для того, чтобы общими усилиями преодолевать и эти препятствия. В этом-то и есть секрет успешной семейной жизни. Они побеждают каму благодаря взаимному уважению, жертвенности и благодарности друг к другу. В семье можно простить любые ошибки, кроме неблагодарности за жертву и исполнение долга.

 

«Убийца коровы, пьяница, вор или неверный своему обету могут искупить свой грех, но нет прощенья неблагодарному».

Рамаяна

 

Высшая форма благодарности — это смаранам, способность помнить о духовной помощи. Обязанность супругов — поддерживать это памятование, всегда обсуждая совместный духовный путь. Потому что именно этот опыт им нужно передать по цепи семейной преемственности своим потомкам. Кроме того, они лично обязаны друг другу своими достижениями, которые каждый имеет на данный момент. Другие мужчина или женщина способны привлечь наши чувства, но муж или жена всегда напомнят о высшем долге. Так преодолевается кама.

Другая форма благодарности — это помнить материальную и эмоциональную помощь. Это трудно, потому что на материальном уровне мы всегда совершаем много ошибок, которые могут свести на нет хорошие взаимоотношения, и даже память о них. Чтобы этого не случилось, ошибки нужно признавать, а затем исправлять. Такое поведение, несомненно, увеличит нашу благодарность друг к другу и укрепит семью.

 

Примечание психолога:

Способность проявлять благодарность — это одна из способностей любить. Многие люди не обучены этому в своих семьях. Еще хуже, когда есть болезненный опыт проявления благодарности в прошлом, который вычеркнул из жизни эту способность, как причиняющую боль. Благодарность можно выразить словом, взглядом и касанием, важно только научиться быть внимательным к тому, что является ценным для вашего партнера. Старайтесь это сделать тактично и вовремя. Проговаривать теплые слова — это тоже отдельное умение, например, сказать: «У тебя вкусный суп получился», — это комплимент, который вы адресуете способностям, в то время как сказать: «Ты такая хорошая, и суп у тебя замечательный», — это комплимент, адресованный личности, он гораздо более весомый. Само слово «комплимент» в переводе означает «добавляю», когда вы добавляете своему близкому человеку что-то словами, взглядом, у него энергетически становится внутри больше пространства, проходит скованность, напряженность, появляется свобода, желание ответить взаимностью. И, наоборот, когда помощь или действие остается незамеченным, то человек замыкается, уходит в себя, как результат появляется сжатость, обида, боль. Мы учимся любить, а потому очень важно учиться быть благодарным.

 

 

Превратности судьбы

 

 

«Моя жена, с которой мы имеем четверых детей (старшему сейчас восемнадцать лет, младшему девять), ушла от меня по совету священника. Она хочет лишить меня родительских прав, отобрать все имущество и квартиру, потому что в ее глазах я недостаточно религиозный человек. Священника она считает человеком божьим и чуть ли не пророком. Они оба активно действуют против меня. Я всегда думал, что моя жена очень хороший человек, и не мог понять причины такой страшной и внезапной перемены. В конце концов, мне посоветовали обратиться к астрологам. И астролог сказал, что моя жена и священник в прошлой жизни были любовниками, которых я убил. Теперь в этой жизни они мстят мне...»

(Из переписки)

 

Все без исключения люди, даже великие завоеватели мира, всего лишь игрушки в руках судьбы. Карма хотя и временна, но практически непреодолима, это значит, что все события жизни не пройдут без следа, будь они хорошие или плохие, но трудность заключается в том, что человек создает новую карму. Чтобы все-таки преодолеть карму, накопленную многими жизнями, нужно научиться терпеть ее последствия, не создавая новой кармы, действуя в сознании Кришны. Но даже если мы хорошо вооружены знанием и во всем полагаемся на Кришну, наша жизнь бывает непредсказуемой из-за совершенных поступков в прошлом.

Поэтому даже преданным, находящимся под покровительством Кришны, время от времени жизнь преподносит сюрпризы.

Кто-то может стать нашим последователем, а кто-то критиковать, кто-то будет вмешиваться в нашу личную жизнь, а кто-то останется равнодушным, кто-то захочет сотрудничать с нами, о кто-то откажется. В семье кто-то из близких может внезапно заболеть, а дети могут родиться и быть непослушными, денег для проживания может катастрофически не хватать, а у кого-то их более чем предостаточно, в чем-то муж и жена могут понимать друг друга, а в чем-то нет.

 

матра-спаршас ту каунтея

шитошна-сукха-дукха-дах

агамапайино нитьяс тамс

титикшасва бхарата

 

«О, сын Кунти, временное проявление счастья и несчастья и их исчезновение в должный срок подобны приходу и уходу зимы и лета. Они рождаются из чувственного восприятия, о, потомок Бхараты, и человеку должно выносить их так, что бы они его не тревожили».

Бхагавад-гита 2.14

 

Все кармические события нашей жизни можно пропускать либо через чувства и ум, либо через трансцендентное знание. Семейную жизнь мы обычно переживаем на уровне чувств и ума. Именно поэтому она кажется так трудна, а порой — невыносима. Но если добавить к ней трансцендентное знание, то мы можем стать по-настоящему разумными и терпеливыми к любым, даже тяжким потрясениям, таким, например, как потеря родственника или имущества. Какой бы плохой ни была карма, которая может предлагать нам в течение жизни врагов, недоброжелателей, любовниц и разные форм обмана, мы сможем выйти из любой ситуации достойным образом благодаря сознанию Кришны. Потому что сознание Кришны предоставляет нам огромную свободу выбора. В гостях на празднике нам могут предлагать пир из сорока блюд, но это не значит, что мы обязаны есть все подряд. Мы всегда можем выбрать то, что полезно и необходимо для нас в данный момент. Так же и плохая карма, предлагая нам отвратительные обстоятельства, провоцирует продолжать совершать плохие поступки, но духовный учитель скажет нам: «Слушай свое сердце, и служи Кришне, не обращая внимания на события». Сделав правильный выбор, мы увидим, что карма постепенно уходит и остается только преданное служение. Это общение с преданными, вкус к Святому Имени и сострадание к невинным людям.

Нередки случаи, когда у женатых мужчин или замужних женщин пробуждается влюбленность в другого человека. Это чувство длится, в среднем, около двух лет и может быть очень опасным для его семьи, духовной жизни и работы. Под влиянием влюбленности ослабевает интерес ко всему, и человек может вести себя в точности как одержимый, уверенно совершая разрушительные поступки, не заботясь о последствиях. Когда же он поймет, что это была всего лишь майя, иллюзия, будет уже поздно. Современные психологи отличают настоящую любовь от влюбленности по трем признакам.

 

Примечание психолога:

Во-первых, во влюбленности никак не участвуют ни воля, ни сознательное решение. Насколько сильно вы бы ни жаждали влюбиться, вы не можете заставить себя это сделать. С другой стороны, возможно, вы ничего подобного и не желали, но внезапно эти чувства нахлынули на вас и овладели вами. Часто люди влюбляются в неудачное время, и бывает даже, в неприятных им людей.

Во-вторых, влюбленность не является любовью, потому что человеку не надо прикладывать никаких усилий. Все, что мы делаем в состоянии влюбленности, не требует от нас дисциплины или сознательных усилий с нашей стороны. Долгие, дорогостоящие телефонные разговоры; деньги, потраченные на поездки, чтобы увидеть друг друга; подарки, зачастую стоящие больше, чем вы можете себе позволить; работа, которую мы делаем, — все это ничего не значит для вас. Так же, как птица, которой инстинкт подсказывает, что ей надо строить гнездо, так и мы инстинктивно делаем необычные, порой несвойственные нам вещи друг для друга.

В-третьих, влюбленный человек не заинтересован в том, чтобы стимулировать или, хотя бы, благоприятствовать персональному росту и развитию другого. Влюбленность не фокусируется на нашем развитии или развитии и росте другого человека. Более того, она дает нам ощущение того, что мы уже достигли всего, что нужно, и в дальнейшем росте не нуждаемся. Мы находимся на пике жизненного счастья, и наше единственное желаниетам и оставаться. Мы уверены, что нашим возлюбленным не надо становиться лучше, потому что они и так совершенны. Мы просто надеемся, что такими они и останутся.

 

Что же такое несвоевременная влюбленность? Это иллюзорная внешняя энергия, испытывающая наш духовный разум. Материалисты ищут такой иллюзорной любви, ради которой они могут пожертвовать, кажется, чем угодно, чтобы быть счастливым хотя бы на короткое время. Беда в том, что влюбленность в зрелые годы не кооперирует ни с нашей семьей, ни с работой, ни с окружением. Преданные Кришны тоже могут проходить через это испытание, но если их разум по-настоящему нашел прибежище в Кришне, они останутся чистыми. Не нарушая четвертого регулирующего принципа (не вступая в сексуальную связь), они легко проходят это испытание, потому что Кришна дает необходимый для этого разум:

 

тешам сатата-юуктанам

бхаджатам прити-пурвакам

дадами буддхи-йогам там

йена мам упайянти те

 

«Тем, кто постоянно с любовью служат Мне, я даю понимание, при помощи которого они могут прийти ко Мне».

Бхагавад-гита 10.10

 

Но если нарушаются принципы чистоты и возникает сексуальная незаконная связь, тогда последствия могут быть очень тяжелыми, потому что, встав на путь вожделения, человек утрачивает разум и падает. Однако постепенно, со временем разочаровавшись в содеянном, он может снова обратиться к Богу и продолжить свой забытый путь.

 

«Когда муж потревожен, вся семья разрушается, дети расходятся, предприятие закрывается — ничто не оказывается незатронутым. Поэтому женщине, стремящейся достичь развития в сознании Кришны, лучше мирно жить со своим мужем, и супруги не должны расставаться ни при каких условиях. Муж и жена должны обуздывать свое половое желание и сосредотачивать свой ум на сознании Кришны, чтобы жизнь их была успешной. В конце концов, в материальном мире мужчина нуждается в женщине, а женщина — в мужчине. Когда они сходятся вместе, они должны мирно жить в сознании Кришны, не мечась подобно молнии, сверкающей то в одном скоплении облаков, то в другом».

Источник вечного наслаждения. Описание осени.

 

Мужу и жене нужно жить вместе, не разлучаться надолго и никогда не расходиться. Кто-то может спросить: «А если мы до смерти надоели друг другу?» Мы ответим, что это естественно и нормально. Надоесть может только материальная сторона супружеских взаимоотношений, но духовная — никогда. Когда человеку надоело все в этом мире, то это означает, что он приобрел полный опыт существования. Только после этого он может по-настоящему заинтересоваться сознанием Кришны. Рано или поздно супруги исчерпают свои материальные отношения, и тогда им будет легко быть в постоянном сознании Кришны. Такие отношения можно назвать совершенными.

Чаще всего супруги надоедают, когда слишком привязываются друг к другу. Привязанность сковывает и ограничивает свободу общения, поэтому мужу или жене регулярно хочется убегать из дому к друзьям. Так возникают «тайные вечери», богемные встречи, кружки по интересам. Часто у мужа одни вкусы в общении, а у жены совсем другие, поэтому в доме у них не складывается общей деятельности и общей культуры. Но супругам очень важно вместе увлечься одним делом, кроме того, что они уже имеют общие семейные дела. Самое лучшее — регулярно приглашать гостей и проводить время в полном сознании Кришны. Песни и танцы, киртаны и бхаджаны, детский театр и домашние пиры, философские обсуждения и диспуты, гуру-катха и праздники. Бхактивинод Тхакур пишет в своей «Далалера гите», что Господь Нитьянанда открыл рынок Святого Имени. Он продает Святое Имя, не требуя ничего взамен, но при этом бойко торгуется. Увидев веру человека, Он сразу дает величайший экстаз. Вера — это единственная цена для всех: богатых и бедных, людей разного происхождения и знания. Любой человек способен обрести духовный вкус, воспевая Святое Имя с верой.

 

«Теперь, выбравшись из ловушки майи, ты можешь либо оставаться семейным человеком, либо быть санньяси, живущим в лесу — это не имеет значения, ибо ты больше не будешь испытывать никаких беспокойств. Больше нечего бояться века Кали. Милостивый Господь Нитьянанда раздает Святое Имя даже чандалам».

 

Безо всяких усилий в процессе такой бурной и счастливой жизни вокруг одной семьи образуется большой круг настоящих друзей и доброжелателей. Как мы видим, на духовной основе семья может расти безгранично, у нас так много братьев и сестер в Боге и друзей Кришны, но они у нас есть до тех пор, пока мы имеем нужный для них «товар» — это святое имя Кришны. Как только в доме воспевание прекращается, то «покупатели» один за другим все разойдутся. Без Кришны большой семьи у нас не будет, а в маленькой семье мы начнем задыхаться и страдать, как в неволе.

Преданный грихастха, не достигший определенного уровня любви к Богу, не должен уединяться от общества преданных, иначе он превратится в сухого, бесчувственного аскета или, наоборот, может пуститься в созерцание кармических фильмов, стать телеманом или что-нибудь еще. Наш девиз — быть вместе!

Как только преданный попадает в одиночество, он быстро слабеет и его духовная жизнь оказывается в опасности. Шрила Прабхупада говорил, что один прут можно легко сломать, но связку прутьев сломать невозможно. Грихастхи должны сознавать духовную связь друг с другом и с обществом преданных.

 

 

Несчастье

 

на лолупайападишен

на грхарудха-четасе

набхактайа ча ме джату

на мад-бхакта-двишам-апи

 

«Его нельзя открывать людям алчным или слишком привязанным к семейной жизни, а также тем, кто не предан Господу, кто враждебно относится к преданным и к Верховной Личности Бога».

 

КОММЕНТАРИЙ. Те, кто стремится причинить вред другим живым существам, не способны понять науку сознания Кришны. Таким людям закрыт доступ в царство любовного трансцендентного служения Господу. Есть и такие «ученики», которые проявляют напускное смирение перед духовным учителем, но на самом деле занимаются служением, преследуя какие-то корыстные цели. Им также никогда не удастся понять, что представляет собой сознание Кришны и преданное служение. Философию сознания Кришны не способны постичь и те, кто, получив посвящение в другую религиозную веру, не понимают, что преданное служение является универсальной основой всех методов постижения Верховной Личности Бога. Были случаи, когда молодые люди присоединялись к нашему Движению, но, воспитанные в традициях другой веры, вскоре уходили и терялись в дебрях материального мира. На самом деле сознание Кришны не является сектантской религией, это учебная практика, в ходе которой можно постичь Верховного Господа и свои взаимоотношения с Ним. Каждый может присоединиться к нашему Движению, отбросив все религиозные предрассудки. Но, к сожалению, есть люди, которые придерживаются иного мнения, и таким людям не следует объяснять принципы науки сознания Кришны.

Материалистичные люди, как правило, движимы желанием создать себе имя, прославиться и добиться материального благополучия. И если такой человек обращается к сознанию Кришны в надежде достичь этих целей, он тоже никогда не сможет понять трансцендентную философию. Такие люди следуют религиозным принципам для того, чтобы прослыть в обществе добродетельными и богобоязненными. Они примыкают к той или иной религиозной организации, заботясь только о своем престиже. Особенно часто это случается в наш век. Эти люди тоже никогда не поймут философии сознания Кришны. Даже если человек не стремится к материальным приобретениям, но слишком привязан к семейной жизни, он тоже не сможет понять смысла сознания Кришны. На первый взгляд может показаться, что такие люди не очень жаждут материальных благ, но им мешает сильная привязанность к жене, детям и семейному благополучию. И, наконец, человек, который не имеет ни одного из перечисленных выше недостатков, но, несмотря на это, не проявляет интереса к служению Верховной Личности Бога, иначе говоря, непреданный, также не способен понять философию сознания Кришны.

Шримад-Бхагаватам 3.32.40

 

Когда один из членов семьи отходит от принципов сознания Кришны оставляет духовную практику — это несчастье. Очень больно видеть, как майя постепенно забирает человека и уносит его к старым греховным привычкам, лишая возвышенных мыслей и чувств. Образно говоря, она просто на наших глазах отсекает ему голову.

Есть люди, которые хотя и практиковали сознание Кришны, но не были по-настоящему преданы Богу. Они пришли осуществить свои материальные желания, которые им не удалось воплотить в материальной жизни. Например, они могут думать, что сознание Кришны поможет им изменить политический строй в стране или дать возможность, наконец, жить в порядочном обществе. Возможно, они хотели прославиться своей твердой практикой аскета или зажигательной проповедью. Может быть, их интересовали мистические сиддхи. Положение людей с такими мотивами очень неустойчиво, потому что, не получив признания и поддержки своим материалистичным взглядам, они начинают критиковать духовных людей, вследствие чего теряют вкус к Святому Имени. И тогда возвращаются старые привычки и вкусы. В этом, наверное, нет большой трагедии, потому что настоящей связи с Богом еще не было.

Другие люди — это настоящие преданные Кришны, желающие посвятить себя чистому преданному служению, но совершившие ошибки. Они либо оскорбляли других преданных в борьбе за власть и превосходство, либо были наказаны за плохое поведение в обществе вайшнавов. Такие преданные падают только внешне, но сердце их остается с Кришной. Кришна об этом говорит в Бхагавад-гите:

 

апи чет су-дурачаро

бхаджате мам ананйя-бхак

садхур эва са мантавйях

самйаг вйавасито хи сах

 

«Даже если человек совершает самые дурные поступки, но занят чистым преданным служением, то следует считать его праведником, ибо он на верном пути».

Бхагавад-гита 9.30

 

Отличить преданного от непреданного очень трудно. Великие демоны на самом деле являются великими преданными. В век Кали божественные и демонические качества имеют место в одной личности, и они борются. В какой-то момент кажется, что человек демон, а в другой момент мы видим, что он преданный. Уттама-адхикари всех людей без исключения видит преданными, поэтому не совершает оскорблений, нам же нужно быть очень осторожными в суждениях и выводах, потому что кому быть преданным Кришны, а кому нет, в конечном итоге решать Самому Кришне.

Итак, если такое несчастье происходит в семье с одним из членов, то первое, что нужно понять — это то, что Кришна дает нам урок. Он изначальный гуру и хочет нас научить чему-то большему. Как только мы настроим свой ум позитивно по отношению к Кришне, нам станет легко увидеть свои ошибки, легко раскаяться и начать духовную жизнь заново. Но если ум невозможно настроить позитивно по отношению к Кришне, тогда есть другой шанс, к которому прибегают многие в такой ситуации. Думать не о Кришне лично, а об Его аспектах, например, об Абсолютной Истине. Имперсональный аспект поможет нам отказаться от конфликта с Богом, и ум успокоится. Если человек хочет забыть Кришну, то для этого и существует материальный мир, но если человек получил посвящение от истинного духовного учителя, это будет сделать не так просто. Тем более, если он живет в семье преданных. Преданные родственники должны продолжать свое служение и практику даже в такое трудное время для их семьи, потому что молитвы и преданное служение близких людей помогут падшему человеку восстановиться.

 

Смерть и развод

 

на джайате мрийате ва кадачин

найам бхутва бхавита ва на бхуйах

аджо нитйах шашвато йам пурано

на ханйате ханйамане шарире

 

«Ибо душа никогда не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Живое существо является нерожденным, вечным, всегда существующим, изначальным и не погибает вместе со смертью тела».

Бхагавад-гита 2.20

 

Другое несчастье, которое ожидает каждого из нас — это смерть, которая приходит неожиданно, когда посчитает нужным. Очень редко бывает так, чтобы муж и жена умирали в один день. Назначение смерти — разлучать людей и отбирать у них все, что они имеют, потому что никому здесь ничего не принадлежит. Смерть крайне безжалостна, она разлучает даже самых близких и дорогих родственников, желающих всегда быть вместе. Кришна говорит в Бхагавад-гите, что рождение, старость, болезни и смерть есть зло, от которых человеку нужно избавиться. Победить смерть можно, осознав вечную душу, но до этого момента близкие люди могут пережить всю тяжесть утраты друг друга.

Смерть, вызывающая скорбь, бывает естественная, скоропостижная и трагическая. Но героическая смерть и смерть в состоянии йоги не вызывают скорби или страха, а приводят людей в восхищение и вдохновляют на подобные поступки. В Ведах они прославляются.

 

«Сута Госвами сказал: «Так Бхишмадева своей деятельностью, умом, речью и зрением погрузился в Сверхдушу, Господа Шри Кришну, Верховную Личность Бога: он замолчал, и его дыхание остановилось».

КОММЕНТАРИЙ. Стадия, которой достиг Бхишмадева, покидая свое материальное тело, называется нирвикалпа-самадхи, так как он погрузился в размышления о Господе, а его ум — в воспоминания о различных деяниях Господа. Он воспевал хвалу Господу, и Господь лично предстал перед его взором. Таким образом, вся его деятельность оказалась сосредоточенной исключительно на Господе. Это высшая стадия совершенства, и, практикуя преданное служение, этой стадии может достичь каждый.

Шримад-Бхагаватам 1.9.43

 

«Затем в его честь и люди и полубоги ударили в барабаны, и благородные цари стали выражать ему свое почтение и уважение. А с неба дождем посыпались цветы».

Шримад-Бхагаватам 1.9.45

 

Естественная смерть приходит от старости, когда уже всем понятно, что человеку пора уходить, потому что жизнь его стала бессмысленной и обременительной для него и для других. Человека провожают со слезами об утрате, помня его хорошие дела, но также чувствуя некоторое облегчение.

Скоропостижная смерть неожиданна, как удар молнии. Человек мог бы жить и много полезного сделать, жизнь его, можно сказать, только начиналась, и вдруг его уже нет. Как же так? Люди глубоко скорбят, думая о несправедливости жизни.

Трагическая смерть — это когда невинный человек умирает по чьей-либо вине или ошибке, а также от тоски по любимому человеку. Трагическая смерть может глубоко шокировать тех, кто стал непосредственной ее причиной, оставляя неизгладимое чувство вины.

Любая из этих смертей сопровождается ощущением страха, печали и неотвратимости собственной судьбы, потому что это смерть в невежестве. Однако в сознании Кришны смерть приносит богатые духовные реализации и вдохновляет людей жить лучше, укрепляя веру и стремление к Богу. В Бхагавад-гите Кришна говорит, что мудрый человек не станет скорбеть ни о живых, ни о мертвых. О героях и великих святых не скорбят, им поклоняются. Дед Бхишма был одновременно и великим воином-героем, и великим святым. Его уход описывается на страницах «Шримад-Бхагаватам» и вызывает восхищение. Своими подвигами и чистотой мысли он и по сей день вдохновляет людей идти путем исполнения долга, даже жертвуя жизнью.

Если родственник умирает в сознании Кришны, то мы не почувствуем разрушительной скорби и страха. Мы почувствуем трансцендентное присутствие Кришны и испытаем чувство предстоящей разлуки, зная, что сейчас он рядом с Богом.

 

«Личность Бога, появляющаяся в уме преданного благодаря его сосредоточенной преданности, медитации и воспеванию Святого Имени освобождает его из рабства кармической деятельности в тот момент, когда он покидает материальное тело».

Шримад-Бхагаватам 1.9.23

 

Присутствуя при уходе преданного из жизни, мы получаем огромное духовное благо и надежду, что после смерти он позаботится о нас. Например, когда Дхрува махарадж уходил к Богу на Вайкунтху, он вспомнил свою мать и дождался, пока она тоже не присоединилась к нему. Если родственники чувствуют невыносимую боль утраты, то проведенные правильно обряды, которые совершают по ушедшим, полностью устранят тяжелые мысли и скорбь.

Развод для семьи — это распад отношений, который подобен смерти. Бывшие муж и жена как бы «умирают» друг для друга, потому что не могут или не хотят исполнять супружеские обязанности. Люди, не имеющие обязанностей в этом мире, подобны мертвецам. Например, в жизни бродяг, бомжей нет обязанностей ни перед семьей, ни перед обществом, поэтому успешные люди смотрят на них как на умерших. Брак тоже одушевляют обязанности.

Есть развод «естественный», когда счастливые отношения полностью исчерпаны, детей нет, общей цели нет, денег тоже нет, и супруги больше не видят смысла продолжать полностью угасшие отношения.

Есть развод преждевременный. Казалось, могли бы жить и дальше, между супругами было много общего, и даже какая-то любовь, но вдруг измена, как смертельная болезнь, разрушила все за один миг.

Есть развод трагический, когда люди привязаны друг к другу, но жить вместе не могут, потому что кажутся недостойной парой другим, например, враждебно настроенным родственникам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.213.110.162 (0.108 с.)