Упражнения на формирование конкретных социальных навыков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения на формирование конкретных социальных навыков



 

НАЧАЛО БЕСЕДЫ

Цель: обучение навыку «как начать беседу».

Ход упражнения: «Каждому из вас приходится использовать этот навык хотя бы раз в день. Да­вайте подумаем, как много ситуаций мы можем решить с помощью этого навыка и в школе, и на улице. Правильное начало разговора поможет вам в его конце добиться того, чего вы хотите, и рас­статься с собеседником так, что вы оба останетесь довольны». Шаги упражнения:

Поздоровайся с собеседником (часто для этого следует выбрать правильное место и время).

Поговори о чем-нибудь нейтральном или инте­ресном для собеседника, чтобы втянуть его в раз­говор.

Реши, слушает ли он тебя (смотрит он на тебя или в сторону, кивает ли головой, говорит ли «м-м, да-да»).

Перейди к главной теме.

Самым трудным для подростков является вы­полнение 2-го и 3-го шага. Зачастую, поздоровав­шись, они сразу переходят к главной теме, забывая сказать одну или несколько вводных фраз, чтобы установить контакт, и не обращают внимания на то, слушают ли их.

Примеры ситуаций: договориться о том, чтобы помыть машину за определенную плату; отпросить­ся у родителей на дискотеку; познакомиться с но­вым человеком; договориться с учителем и про­пустить урок.

ВОЛШЕБНЫЙ ЩИТ

Цель: обучение навыку принятия критики.

Ход упражнения: «Давайте надуемся, как авто­мобильные шины... надуваемся, надуваемся... до конца, чтоб появилось желание сдуться, пока мы не лопнули. Так чувствует себя человек, когда его критикуют: или надувается и лопается — атакует в ответ, или чувствует, как проваливается сквозь землю. А теперь представьте, что канонир наводит на вас пушку и стреляет. Попадет в вас ядро или нет, зависит от вашей ответной реакции. Ядро про­летит мимо, если вы в ответ на критику выставите перед собой волшебный щит — зададите простой вопрос: что вы имеете в виду?»

ПРИНЯТИЕ КРИТИКИ

Цель: обучение навыку принятия критики.

Ход упражнения: Человек, не умеющий при­нимать критику, похож на человека с длинными пальцами на ногах, на которые легко наступить. Шаги упражнения:

1. Пойми, что тебе говорят, и оставайся спокой­ным.

2. Попроси разъяснения — «Что вы имеете в виду?» При этом желательно повторить фразу, по поводу которой требуются разъяснения.

3. Отметь реакцию партнера.

4. Скажи, с чем ты согласен, а с чем — нет и почему. При этом чувствовать себя надо сво­бодно.

«Услышав критику в свой адрес, нелегко остаться спокойным и попросить разъяснений. Приходится признать, что в каждой критике есть доля правды, здоровое зерно. Надо принять какую-то часть слов о себе. Критика всегда связана с каким-то разоча­рованием в нас. Важно признать факт своего несо­вершенства. «Да, я не могу быть идеальным. Если я признаю, что я не идеал, то этим разрешаю се­бе совершать ошибки и позволяю другим людям видеть себя несовершенным. Я могу не нравиться кому-то, и, если я принимаю это, мне удается пра­вильно понять критику. С чем-то из сказанного я соглашаюсь, а с чем-то — нет».

Примеры ситуаций: учитель ругает тебя за грязь в тетради; друг называет тебя жадным.

КАК СКАЗАТЬ «НЕТ»

Цель: обучение навыку отказа. Ход упражнения: Для подростков овладение этим навыком имеет большое значение, так как им сложно бывает отказать другому, особенно ес­ли этот человек настойчив. Подросткам часто бы­вает трудно определить, в каких случаях следует отказывать или соглашаться.

«Бывают ситуации, в которых сказать «да» зна­чит сделать хуже себе, а сказать «нет» — сделать хуже другим. Если мы говорим «нет», то чувс­твуем себя виноватыми и одинокими. Однако от­каз не означает разрыв отношений с человеком. Для того чтобы не оттолкнуть другого, надо про­явить сочувствие, сопереживание, «послушать сер­дце» этого человека. Другими словами, «нет» на­до говорить, учитывая чувства другого человека и при этом знать свои цели. Например: «Я вижу, вы очень расстроены, но у меня сейчас нет време­ни на это дело».

Способность сказать «нет» повышает вашу оцен­ку в глазах других людей. Эта способность так же важна, как и способность сказать «да».

Труднее всего отказывать близким людям, кото­рые о нас заботятся, например родителям, которые не только заботятся о своих детях, но и отвечают за их жизнь и здоровье, а также предъявляют к ним требования, которые надо выполнять».

Шаги упражнения:

1. Выслушай просьбу спокойно, доброжелатель­но.

2. Если что-то неясно, попроси разъяснения — так же, как и в случае критического замечания.

3. Оставайся спокойным и скажи «нет». Корот­ко объясни, почему ты отказываешь.

4. Если собеседник настаивает, повтори «нет» без объяснений. «Если вы отказали, человек может попытаться манипулировать вами, вызвать чувс­тво вины. Важно не реагировать на манипуляции и оставаться внутренне сосредоточенным на глав­ном содержании просьбы и причине вашего отка­за. Лучший способ отказать настойчивому собесед­нику — повторять «нет» в ответ на его попытки продолжить разговор».

Примеры ситуаций: друг просит тебя подежу­рить за него; уличный торговец пытается продать тебе ненужную вещь.

Далее приводится основное содержание упраж­нений для отработки наиболее значимых для под­ростков навыков (шаги, комментарии, примеры мо­делируемых ситуаций).

ПРОСЬБА О ПОМОЩИ

Цель: обучение навыку обращения за помощью.

Ход упражнения:

1. Реши, в чем заключается проблема.

2. Подумай, можешь ли ты решить проблему самостоятельно.

3. Реши, хочешь ли ты помощи.

4. Подумай, кто может помочь тебе.

5. Оцени всех возможных помощников и выбе­ри лучшего.

6. Расскажи ему о своей проблеме и попроси его помочь тебе.

Примеры ситуаций: участник просит учителя помочь в решении трудной домашней задачи; про­сит одного из родителей помочь разобраться в лич­ной проблеме; просит друга одолжить на вечер его модную куртку.

ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ

Цель: обучение навыку отстаивания своего мне­ния, убеждения, преодоления давления.

Ход упражнения:

1. Реши, действительно ли вы с собеседником расходитесь во мнениях.

2. Изложи собственную позицию и подчеркни уважение к чужому мнению.

3. Спроси собеседника, что он думает о проблеме.

4. Внимательно выслушай его ответ.

5. Подумай, что в его мнении является пози­тивным.

6. Предложи компромисс, учитывающий мнение и чувства обеих сторон.

Примеры ситуаций: решить, какой фильм смот­реть по телевизору; договориться с соседкой, кото­рая просит посидеть с ее ребенком, о вознаграж­дении за работу.

ОТСТАИВАНИЕ СВОЕГО МНЕНИЯ

Цель: обучение навыку отстаивания своего мне­ния, убеждения, преодоления давления.

Ход упражнения:

1. Подумай, что случилось, из-за чего ты почувс­твовал себя недовольным. Ты чувствуешь мораль­ное давление, тебя не замечают, с тобой плохо об­ращаются, дразнят?

2. Подумай о способах, которыми ты можешь отстоять свои права, и выбери лучший.

3. Выбери правильное время и место. Выскажи свое мнение, избегая давать оценки.

4. Выслушай ответное мнение.

5. Последовательно отстаивай свое мнение ра­зумным способом.

Примеры ситуаций: обратиться к учителю с требованием отменить несправедливое наказание; убедить родителей, что твоя прическа — это твое личное дело; попросить сестру прекратить пользо­ваться твоей косметикой.

ПРЕОДОЛЕНИЕ ОБВИНЕНИЯ

Цель: обучение навыку преодоления обвинения.

Ход упражнения:

1. Разберись, в чем тебя обвиняет собеседник. Является это обвинение справедливым или нет? Ты действительно нарушил его права, испортил иму­щество и т. п. или он говорит на основании спле­тен или ошибки?

2. Было ли обвинение высказано конструктив­ным способом или неконструктивным?

3. Подумай, как можно ответить на обвинение. Выбери наилучший способ:

• отрицать свою вину и привести аргументы, доказывающие ошибку собеседника;

• исправить его понимание проблемы;

• объяснить свое поведение;

• признать свою ошибку, извиниться, предло­жить возместить ущерб.

Примеры ситуаций: сосед обвиняет тебя в том, что ты разбил стекло; друг обвиняет тебя во лжи; родители ругают тебя за плохую отметку.

ВЫРАЖЕНИЕ БЛАГОДАРНОСТИ

Цель: обучение навыку выражения благодарности.

Ход упражнения:

1. За что ты хочешь поблагодарить другого че­ловека (за комплимент, помощь, подарок)?

2. Подумай, как именно ты хочешь выразить свою признательность (словами, подарком, ответ­ным подарком).

3. Выбери правильное время и место, чтобы вы­разить свою благодарность (ответить на комплимент лучше сразу, а ответный подарок часто приходит­ся откладывать до ближайшего праздника или дня рождения).

4. Вырази свою благодарность. Скажи собесед­нику, почему ты благодаришь его (особенно в том случае, если выражение благодарности не сразу сле­дует за поступком другого человека).

Примеры ситуаций: приятель сказал тебе, что сегодня ты особенно хорошенькая; отец дал тебе добрый совет.


3.5. Развитие личности и самосознания71

 

Важнейшей особенностью личности в отрочестве является быстрое развитие самосознания, «Я-концепции», выражающейся в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое отличие — уникальность и неповторимость. Подростковый воз­раст характеризуется прежде всего повышением значимости «образа Я», системы самооценок на ос­новании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими. Ориентация на оценку окружаю­щих сменяется ориентацией на самооценку, фор­мируется представление о Я-идеальном. Именно в подростковом возрасте сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится под­линной основой «образа Я» подростка.

Подросток стремится осмыслить свои притязания на признание; оценить себя как будущего юношу или девушку; определить для себя свое прошлое, значение личного настоящего, заглянуть в личное бу­дущее; определиться в социальном пространстве — осмыслить свои права и обязанности.

Подростки чрезвычайно чувствительны к важ­ным событиям и переменам в своей жизни. Эта личностная нестабильность проявляется и в пред­ставлениях детей о себе. Так самооценки младших подростков в большой мере повторяют суждения взрослых. Суждения старших подростков о себе более самостоятельны, но неопределенность критериев и уровня притязаний делают их менее надежными и устойчивыми.

Описывая особенности самооценки у подрост­ков, многие исследователи отмечают ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охва­та различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте.

У подростков наблюдается своеобразное сочета­ние конкретной, частной и общей самооценки: каж­дая положительная и каждая отрицательная част­ная самооценка мгновенно приобретает глобальный характер. Причем очень часто самооценка бывает крайне полярной: либо все, либо ничего — середи­ны нет. Другими словами, или реализация Я-идеального, или ничего.

Таким образом, работа по развитию и коррекции самооценки подростка должна быть направлена на раскрытие личностных возможностей, создание внут­ренних критериев самооценки, базирующихся на его реальных и потенциальных достижениях.

Одной из возрастных задач подросткового и юно­шеского возраста является развитие половой иден­тичности. Половая идентификация происходит еще в детстве. Девушки-подростки уже имеют пред­ставление о том, что значит быть женщиной. Точ­но так же мальчики-подростки осведомлены о том, что они принадлежат к мужскому полу, и о том, что это такое. Но выражение сексуальности начи­нается только в отрочестве. Для некоторых подрос­тков открытие своей собственной сексуальности и интерес к противоположному полу так же естест­венны, как и рост. Для других

 

___________________

71 В данном разделе использованы следующие источники: Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. — СПб.: Питер, 2004;.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, дет­ство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия». Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психологи. М.: Эксмо, 2004

становление половой идентификации может смущать, а сфера сексу­ального казаться далекой и пугающей. Еще одним из направлений коррекционно-развивающей работы с подростками и старшеклассниками, таким обра­зом, является помощь им в осознании своей по­ловой принадлежности, формировании адекватного образа мужчины и женщины, принятии себя как мужчины (женщины), формировании представлений об отношениях между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами и т. д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 947; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.42.208 (0.019 с.)