Сопутствующие Явления: Становление 1го Часа, Вечерни и Утрени. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сопутствующие Явления: Становление 1го Часа, Вечерни и Утрени.



Вот как описывает прп. Иоанн Кассиан возникновение службы I часа: “Надобно заметить, что утреннее богослужение установлено в наше время (т.е. до 435 г.) первоначально в Вифлеемском монастыре,” где,

“совершив утреннее богослужение... (т.е. предрассветную утреню) предавались отдохновению даже до третьего часа (т.е. до 9 часов утра). Но поскольку через это нерадивым открылся повод к продолжению сна... то старцы, получив от ревнителей благочестия... жалобу, по долговременном совещании определили, чтобы при восходе солнечном... все, оставив ложе, собирались для чтения 3-х псалмов, дабы через это получить, с одной стороны, конец сну, а с другой — начало рукоделию. Хотя это правило, по-видимому, случайно установлено, оно восполняет седмиричное число хвалений, которые в течение суток совершал Давид” (Пс. 118:164; Ист: “О постановлениях...” кн. 3, гл. 4).

Т.е. правило, которое случайно возникло в начале 5 века в одном Вифлеемском монастыре, постепенно прижилось и вошло в Устав, завершив формирование суточного богослужебного круга. Но когда именно это произошло, с точностью сказать невозможно.

Другой пример относится к посещению св. Иоанном Мосхом (автором Синайского патерика “Луг духовный”) и его учеником Софронием (будущим еп. Иерусалимским) синайского старца Нила. Это было ок. 606 года:

“Перед св. воскресением пошли мы к авве Нилу на гору Синайскую. Старец был на вершине горы с двумя учениками. Так как мы пришли к вечерне, то старец начал: Слава Отцу и прочее. После того, как сказали: Блажен и Господи воззвах без тропарей (т.е. “Блажен муж, иже не иде...” — I кафизму и псалом 140-й “Господи воззвах...” но без стихир и богородична) и Свете тихий и Сподоби (т.е. Вечернюю молитву: “Сподоби, Господи, вечер сей без греха сохранитися нам...”), начали Ныне отпущаеши и прочее.

По окончании вечерни он предложил нам трапезу...” — бывшую логическим завершением литии и реликтом первохристианской агапы.

Итак, вечерня аввы Нила уже содержит все элементы нашего современного чина! (И кафизму “Блажен муж,” и песнь “Господи воззвах,” и “Свете тихий,” и песнь Симеона “Ныне отпущаеши”). Но ведь мы же помним, что их не было в обычной песенной вечерни того времени!

Следовательно, они вошли туда из палестинского монашеского правила!

Зато в песенной вечерни были: Предначинательный псалом, ектении в соединении с антифонами (обычная структура Трехпсалмия), стихиры на “Господи воззвах...” чтение, главопреклонение, лития и, главное, — тропари! Отсутствие всего этого у Нила немало смутило паломников, однако они сдержались. Но вот, после трапезы, старец начинает утреню:

“... и после шести псалмов (т.е. уже шестопсалмие), сказавши “Отче наш...” начали псалмы нараспев (т.е. псалмодию). И когда сказали первую статью в 50 псалмов... сели и один из учеников его прочитал соборное послание Иакова. Вставши, мы начали вторую статью в 50 псалмов...” и так прочитали всю Псалтирь!

“...и по исполнении 150 псалмов старец дал мне книгу и я прочел соборное [послание] Иоанново. И вставши, начали песни Моисеевы — тихо, нараспев, без тропарей (т.е. это Канон, хотя ниже речь пойдет только о песни трех отроков из Даниила. Канон-однопеснец? Как бы то ни было, но к нему полагались тропари, а их не было.). Этого паломники уже выдержать не могли:

“И я говорю старцу (это, наверное, молодой Софроний такой ревностный):

— Почему, авва, не сохраняешь чина кафолической и апостольской Церкви?.. Не говоришь тропарей (т.е. и стихир) на вечерни ни на Господи воззвах, ни на Свете тихий, ни на Бог Господь... ни на песнях трех отроков тропарей... (по переводу В. Лурье: это — тропари на междупесниях канона-однопеснеца. См. “В. В.” т. 54, стр. 62-74).

На возмущение ревностных паломников старец кротко отвечает, что ведь он не имеет никакого священного сана:

“Все, что ты сказал, — дело чтеца и певца, иподиакона и пресвитера и вообще имеющих рукоположение, а не имеющим последнего не следует дерзать на это.”

Далее старец своими вопросами как бы невзначай, показывает, что он, конечно, знает весь церковный чин, но своим служением не отрицает его, наоборот, выражает особое благоговейное к нему отношение, взирая на него как на небесный. Он замечает, что

“молчальникам, о своих грехах плачущим, не подобает петь тропари”

и, преподав, таким образом, урок смирения, отпускает паломников.

 

Это уникальное свидетельство дает нам хорошее представление и о монашеском чине, и о приходском богослужении рубежа 6-7 века, которые в то время были еще различны.

Причем на приходах еще сохранялось песенное последование, сущность которого состояла в торжественном исполнении тропарей, стихир и антифонов, перемежаемых ектениями (гимнов, как и на Западе, было еще мало). Монашество же культивировало псалмодию и это монашеское псалмопение было потом вставлено в приходское богослужение, образовав в нем как бы особую иноческую службу (шестопсалмие, кафизмы, песни канона и проч. библейский материал). При этом элементы иноческого богослужения частично вытеснили песенное последование и в результате сложились Вечерня и Утреня современного типа.

Но когда и как произошла эта трансформация, этот симбиоз монашеского псалмопения с песенной Вечерней? На этот вопрос пытается ответить проф. Санкт-Петербургской Духовной Академии Н. Д. Успенский в своей статье “Православная вечерня (историко-литургический очерк).”

Автор отмечает, что в 5-7 вв. резко возрастает роль монашества. Активное участие монахов в борьбе с ересями выдвигает многих из них в приходское священство и даже на епископские кафедры (т.н. “черное духовенство”). А ведь они привыкли изо дня в день совершать иноческое правило, вот и вводят его элементы в богослужение соборно-приходских храмов! А монахи-епископы (и прежде всего сам свт. Софроний еп. Иерусалимский, рассказавший нам о старце Ниле) это слияние различных богослужебных практик освящают и закрепляют. (См. “Богословские труды,” № 1, М. П. 1959 г. стр. 33-36)[3].

Таким образом, Вечерня и Утреня в их современном виде формируются на протяжении 7 века и окончательно складываются в 15 веке.

Дальнейшая судьба Типикона.

В начале 7 века персидский царь Хосрой II (590-627), воспользовавшись династической смутой в империи, отторгает от нее Сирию, Палестину и Египет. В 614 г. он захватывает Иерусалим и громит окрестные монастыри. В огне погромов гибнет прото-Устав прп. Саввы.

По крайней мере, так думал блаж. Симеон Солунский, прибавляя, что уже знакомый нам (по посещению старца Нила) св. Софроний (тогда уже — патриарх Иерусалимский) ок. 635 г. вводит в своем патриархате Устав иерусалимского храма Воскресения. В 8 веке его обогатили своими канонами преп. Иоанн Дамаскин, Косма Маюмский и др. песнописцы.

В то же время в КПле возникает Студийская редакция этого Устава, которая от туда перешла на Афон (10 век), а с Афона была заимствована прп. Феодосием Печерским для своего Киево-Печерского монастыря (1065 г.) и распространилась по всей тогдашней Руси.

Между тем, в том же 11 веке сирийский игумен Никон Черногорец находит в библиотеке Лаодикийского монастыря древний Устав прп. Саввы и начинает активно его внедрять вместо Устава храма Воскресения. Этот Савваитский (Иерусалимский) Устав быстро распространяется не только на Востоке (в Иерусалимской, Александрийской и Антиохийской Церквах), но и на Западе империи — особенно после того, как в 1204 году крестоносцы разграбили Константинополь и Студийский монастырь прекратил свое существование. С этого момента Студийский Устав всюду заменяется Иерусалимским (Савваитским), который в 14 веке также проникает на Русь и постепенно вытесняет Студийский Типикон (15 век).

Всю эту долгую и запутанную историю нашего Типикона мы рассмотрим в последующих лекциях. Я рекомендую прочесть классический труд И. Мансветова “Церковный Устав (типик), его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви,” М. 1885 г.

 

 


[1] Этот праздник возник во Франции при Людовике IX Святом, а папа Урбан IV (1263-1264) распространил его на всю Церковь. Он переходящий и совершается всегда в четверг после Св. Троицы.

[2] Дата 320 г. приводится по хронографу Феофана, т.к. дата Сократа (326 г.), скорее всего, не точна (совпадает с кончиной св. Елены).

[3] Упомянутую здесь статью Н. Д. Успенского можно найти на нашем сайте: http://www.liturgica.ru/bibliot/usp_vech.zip (прим. Liturgica.Ru)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.011 с.)